Григорий Бахин
12 386

«Умные» дома в России: почему одним недоступны, а другим не нужны

Насколько технологии для «умного» дома востребованы среди компаний и жителей страны.

Поделиться

В избранное

В избранном

Отсутствие понимания концепции «умного» дома

Спрос на «умные» дома в России с каждым годом увеличивается, однако этот рост наблюдается со стороны коммерческой недвижимости. Для обычных граждан сейчас доступны различные технологии: датчики, камеры, «умные» розетки, «умная» бытовая техника, а также целые готовые наборы и экосистемы для «умных» домов. Но обустраивание своего дома «под ключ» всё ещё доступно не всем.

Понятие «"умный" дом» не следует воспринимать только как здание, насыщенное цифровыми и телекоммуникационными технологиями (ICT). В классической концепции есть основные качества: ресурсоэффективность и экономия, а также комфорт и безопасность жильцов.

В экономически развитых странах «умный» дом пересекается с понятием экологичности и устойчивости, так как включает в себя: рациональное использование ограниченных природных ресурсов, минимальное негативное воздействие на окружающую среду и благополучие людей.

В доме должно быть единство экологических, экономических и социальных аспектов.

Алексей Поляков
соучредитель Совета по экологическому строительству в России

При разговоре об «умных» домах следует подразделять технологии на два уровня: для общедомового хозяйства и для квартир, частных домов. Из всего многообразия технологических решений сейчас в основном внедряются: контроль периметра двора, видеонаблюдение, поквартирная охрана и датчики по контролю за водой и светом.

В компании «Технотроникс» (Пермь) считают, что будущее за более сложными и многофункциональными технологиями, такими как дистанционное снятие показаний со счётчиков, мониторинг температуры, влажности и напряжения.

Если контроль различных параметров сейчас не так распространён, то удалённое снятие показаний с приборов учёта — это уже признанная технология.

Например, с помощью нашего оборудования (контроллеры и программное обеспечение) примерно в 3500 домах Кирова и Новосибирска собирают показания с общедомовых счётчиков электроэнергии и тепла, а также мониторят общедомовые хозяйства.

Евгения Тихонова
генеральный директор «Технотроникс»

Эксперты считают, что системы «умного» дома не распространены в России по двум причинам:

  1. У пользователей нет чёткой сформированной потребности.
  2. Отсутствует понимание технологии.

По мнению специалистов, интерес к «умным» технологиям с каждым годом будет увеличиваться.

Анализ рынка систем «умного» дома, проведённый Discovery Research Group в России, продемонстрировал, что 47% покупателей жилья проявляют интерес к этой технологии, а 32% уже готовы за неё платить.

Эксперты J’son & Partners Consulting оценивают текущий рынок в 7-10 млрд рублей, и по прогнозам, в течение ближайших пяти лет число домохозяйств, использующих эту технологию, в России вырастет до 2,8 млн.

За последние десять лет цена таких решений снизилась втрое, и есть все основания считать, что тренд сохранится в ближайшие годы. Можно не сомневаться в том, что технология продолжит завоёвывать рынок, становясь доступной всем сегментам покупателей.

Во многом это будет зависеть от развития интернета вещей. Пока он представлен в России достаточно фрагментарно.

Тимур Каландаров
генеральный директор компании iHouseLab

Главная проблема — единая технология передачи данных

Возможностей оборудовать свой дом различными полезными технологиями сегодня много. Рынок предоставляет различные датчики: от открывания дверей до опустошения кормушки для питомцев. Покупка таких технологий становится обыденной задачей, как покупка бытовой техники, причём последнее выбрать порой сложнее.

Главный вопрос при выборе датчиков для «умного» дома — единообразие протоколов передачи данных. До сих пор производители не договорились до какой-то единой технологии передачи данных, и пользователям приходится выбирать, а это не совсем удобно.

Все технологии в доме должны объединяться в единую систему управления и приносить человеку пользу. Сегодня в России наибольшей популярностью пользуются системы для охраны домов, офисов и так далее, потому что для покупателя очевидна получаемая выгода — «сохранить имущество».

Что касается появления «умных» голосовых помощников и прочего на рынке, то пока это в основном чудесные и весьма дорогие игрушки и доступны крайне ограниченному кругу людей.

Игорь Хереш
директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1»

Сегодня большинство технологий «умного» дома работают с системой домашней автоматизации Apple HomeKit через приложение «Дом», которое установлено в каждом iPhone, iPad или Apple Watch.

На уровне интерфейса Apple HomeKit система управляется голосовым помощником Siri, который, по заявлению компании Apple, обучается, используя машинное обучение.

Голос Siri становится более похожим на голос человека, Siri складывает предложения из слов, привыкает к нашим командам и запускает сценарии в системе «умного» дома. Смысл в таких голосовых помощниках есть, потому что Siri от Apple идеально работает с русской речью.

Сегодня ваш «умный» дом больше не зависит от того, где он расположен, будь то Россия или Европа.

Даже если вы захотите сделать свою «умную» квартиру где-нибудь в Ташкенте, потребуются только интернет для удалённого управления и локальная сеть дома. Больше никаких ограничений в этом плане нет.

Если вы готовы платить за свой комфорт, безопасность и экономию ресурсов, то перед вами открыты все пути.

Тимур Каландаров
генеральный директор компании iHouseLab

Мобильные и «умные» устройства стремительно развиваются, поэтому в компании Ericsson считают, что за этими технологиями будущее.

Массовое внедрение «умных» домов напрямую связано с развитием таких технологий, как NB IoT (Narrow Band Internet of Things), и массовым коммерческим внедрением «умных» конечных устройств. Это перспектива нескольких лет.

«Умные» дома наряду с ЖКС, транспортом и экологией — одни из наиболее привлекательных отраслевых сегментов для таких инноваций. По данным Ericsson Mobility Report, к 2023 году в мире будет более 3,5 млрд подключённых устройств интернета вещей.

При этом внедрение IoT во всех отраслях будет происходить на базе мобильных технологий 5G.

Айдын Абжанбеков
вице-президент по взаимодействию с органами власти в Восточной Европе и Центральной Азии

Индивидуальные решения — выбор покупателей

В минимальный набор, который сегодня хотят видеть в своей квартире покупатели, входят:

  • управление светом (сценарное и с использованием диммера);
  • автоматизация карнизов штор;
  • управление батареями и кондиционированием;
  • управление тёплыми полами и получение сигнала на смартфон от датчиков протечки воды, датчиков дыма.

В загородных домах схожий набор:

  • сценарное управлением климатом (климат-контроль);
  • интегрированные системы безопасности с моментальным уведомлением на телефон в случае аварийной ситуации и с возможностью уведомления необходимых служб.

Для этого на рынке существуют готовые «коробочные» решения.

Люди, которые установили у себя в домах «умные» технологии несколько лет назад на волне моды, сейчас практически ими не пользуются и даже просят отключить их. На практике всё оказалось не так удобно и красиво, как описывалось в рекламе.

Это связано не с технологией как таковой — она как раз имеет большое будущее, а с реализацией. Любая поломка в системе может парализовать жизнь всего дома и причинить заметный дискомфорт его владельцам. Эти системы требуют качественного и постоянного технического обслуживания, а с этим в России проблемы.

Всё большей популярностью пользуются индивидуальные решения под конкретные задачи, то есть отдельные элементы «умного» дома.

Иван Филоненко
руководитель направления инновационных продуктов компании «Фототех»

Сейчас в моде IoT — расширение функций бытовых предметов и их контроль с помощью приложений на телефоне. Интегрирование таких технологий в систему «умного» дома набирает популярность на Западе.

Востребованы новые направления — например, «умное» окно, которое выполняет не только функции защиты, ограждения и является источником света, а может выступать в качестве монитора, с помощью интеграции локальных метеорологических станций самостоятельно открываться и закрываться.

Важное отличие России и Европы в менталитете. На Западе никому не надо объяснять, что такое «умный» дом. Вы можете удивиться, но я встречал суперсовременные квартиры даже за антикварной дверью в Венеции.

У нас многие компании, которые занимаются развитием таких технологий, пока формируют рынок. Мало архитекторов и дизайнеров, кто действительно интересуется инновациями, могут профессионально рассказать об этом своим клиентам, а уж тем более реализовать.

Многие боятся брать на себя ответственность и изучать какие-то новинки. В особенности ситуация критична в регионах, где сами клиенты не открыты инновациям и просят сделать дорого и богато, чтобы с позолотой и лепниной, а не технологично.

Иван Филоненко

Многие эксперты отмечают, что в стране сложилась парадоксальная ситуация. Те, кто желает оптимизировать потребление услуг ЖКХ, не может установить технологию «умного» дома ввиду её дороговизны, а те, кто может себе это позволить, не заинтересованы в экономии.

Низкое распространение технологии «умного» дома заключается в том, что объектом её внедрения в основном являются загородные частные дома, которые в России, в отличие от Европы и США, не так популярны среди среднего класса.

Вот почему сейчас система «умного» дома воспринимается больше как ноу-хау, технология без существенных бенефитов, и пользуется спросом у достаточно богатых сограждан. Тем не менее верится, что постепенно «умные» технологии начнут приживаться в домах россиян.

Возможно, на востребованность системы повлияет набирающий популярность интернет вещей, многих заинтересует технология удалённого управления бытовой техникой и мебелью и, конечно, внедрение модулей «умного» дома в квартиры.

Роман Деветьяров
основатель и руководитель архитектурно-строительного бюро «Основы комфорта»

Подход к созданию «умных» домов в России и Европе довольно сильно отличается: если за рубежом внедрение IoT в жилых и производственных зданиях обязательно и преследует прежде всего задачи обеспечения безопасности и экономии энергопотребления, то в нашей стране такие проекты обычно направлены на повышение комфорта.

Для наших потребителей неочевидна польза энергоэффективных решений: электричество в стране недорогое, а окупится оборудование только через несколько лет. Та же история с «умными» счётчиками — пользователю непонятно, зачем менять существующий прибор для учёта потребления воды на высокотехнологичный, если польза от этого только в том, что больше не придётся снимать показания вручную.

Российский рынок решений для «умных» домов по темпам роста существенно отстаёт от европейского: по данным за прошлый год, объём отечественного рынка оценивался в $250-300 млн, в то время как за рубежом этот показатель исчислялся миллиардами.

Рост сдерживает высокая цена существующих решений. Если на Западе они являются универсальными, то у нас IoT подбираются для каждого заказчика индивидуально, и итоговая стоимость проекта всегда оказывается высокой.

Даже самые простые коробочные решения, предлагаемые крупными телеком-провайдерами, стоят не менее 15 тысяч в год. Поэтому в нашей стране «умные» дома до сих пор — привилегия элитных жилых комплексов и домов бизнес-класса.

Разумеется, дальнейшее развитие интернета вещей и «умных» домов неизбежно, и по мере распространения технологий будет снижаться их цена.

Андрей Мамонов
руководитель направления инфраструктурных решений группы компаний Softline в СЗФО.

Некоторые граждане предпочитают оборудовать свой дом самостоятельно, в интернете есть различные сообщества, в которых люди делятся личным опытом обустройства жилого помещения по принципу «умных» решений.

Показатели «умных» домов

«Умный» дом становится частью повседневной жизни в России. Эксперты из МТС считают, что по уровню проникновения этих технологий Россия в ближайшие годы догонит США, где, согласно опросу Pricewaterhouse Coopers, устройства с технологией «умного» дома уже использует каждый четвёртый потребитель.

По данным AC&M Consulting, МТС является лидером IoT-рынка России с долей в 42%. Компания одной из первой запустила проекты в массовом сегменте IoT, например, оснастила связью бытовую технику Redmond и заключила контракт с российским партнёром Toyota на поставку модемов с телематическими SIM-картами для установки в автомобили на производстве.

Ежегодный рост спроса на модемы с телематическими SIM-картами для автомобилей и на бытовую технику в комплекте с SIM-картами оценивается в 35-40%.

Артур Тузбеков
руководитель портфеля продуктов «Умный дом» МТС

На рынке «умных» домов есть множество российских и зарубежных компаний, которые так или иначе занимаются этой темой. При этом отечественный рынок развивается с трудом. Системы, оборудование, протоколы и финмодели реализации «умного» дома у компаний очень разрозненные — и это одна из основных проблем.

На мой взгляд, пока операторы фиксированной связи не возглавят процесс бандлирования услуг для «умных» домов в свой сформированный пакет сервисов, развитие этого рынка в России будет проблематичным.

Игорь Хереш

В компании iHouse Lab считают, что глобальных игроков на рынке наравне с крупными девелоперам или закройщиками сегодня нет. Есть много разрозненных компаний скорее по ремонту, которые в том числе делают какие-то дополнительные «умные» функции.

Однако отдельные «умные» особенности нельзя назвать «умным» домом. Часто технические бригады по кусочкам сами собирают механизмы — потому как варианта «под ключ» в России просто не найти.

Стратегию нашей работы можно разделить по принципу 80 на 20. Первые 80 — это просветительская работа с конечными потребителями, покупателями квартир.

Вторые 20 — это работа с застройщиками и девелоперами. Мы показываем им статистические данные, которые говорят о том, что 47% покупателей интересуются «умными» технологиями и 32% готовы за них платить.

Говорим о том, что можно продавать не просто квартиру в бетоне или с отделкой, а «умную» квартиру — такое предложение выделит их среди конкурентов, и на него наверняка найдётся покупатель.

Застройщику даже не нужно предварительно тратить деньги на оснащение жилья «мозгами», это можно сделать уже после приобретения конкретной квартиры.

Единственное, что нужно сделать застройщику, — это оборудовать у себя шоу-рум, в котором собрать все современные технические решения и показывать их потенциальным покупателям.

Но и здесь мы готовы к максимальному сотрудничеству. Мы хотим, чтобы покупатель ощутил разницу, а это в свою очередь будет стимулировать развитие технологий в России.

Тимур Каландаров

Сегодняшний портрет покупателя «умных» квартир — это мужчины 35-40 лет с доходом выше среднего, семьянины, имеющие одного ребёнка и более. Они на «ты» со своим смартфоном, но при этом не знают языков программирования. Они ценят в первую очередь комфорт и доверяют мировым брендам.

В качестве главной тенденции можно выделить удешевление «умных» технологий (к примеру, за десять лет стоимость снизилась в три раза, в ближайшие пять лет эта тенденция сохранится, и уже через пять-десять лет «умной» может стать практически любая квартира, а сейчас эта система пока доступна в бизнес-классе и выше).

В архитектурно-строительном бюро «Основы комфорта», которая периодически работает с системами «умных» домов в качестве посредника, подсчитали стоимость среднего чека на оборудование:

Среднее количество запросов по «умным» домам по данным сервиса WordStat от «Яндекса» за последние полгода составило 100734. При этом для запросов «дизайн интерьера» и «умный дом» наблюдается одинаковый сезон спада и всплеска.

Средний чек на оборудование системой «умного» дома (площадь 100 м², базовое оборудование, США и Китай, скидки за комплексное оснащение) составляет 680 тысяч рублей.

#будущее #техника

{ "author_name": "Григорий Бахин", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435","\u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u0430"], "comments": 75, "likes": 33, "favorites": 33, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "41977", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]