Учителям больше нельзя создавать собственные цифровые ресурсы

Минпросвет выдал процедуру попадания ЭОР в федеральный перечень и теперь окончательно ясно, что цифровая учительская вольница кончилась и учителям больше нельзя создавать свои презентации и тесты в цифре, а можно использовать только одобренные ресурсы из федерального перечня.

Не нравится содержание "одобренного ЭОР"? Считаешь, что надо объяснять иначе? Хватай мел и рисуй иначе. Нет, показывать что-то на интерактивной доске из интернета нельзя. Нет, свои презентации тоже нельзя. Вот мел - мелом можно.

Ну а предыстория такая, кто не знает: для школ существует федеральный перечень допущенных учебников. Учебники только из этого перечня можно покупать для использования в школе, а чтобы попасть в него учебнику надо пройти экспертизу.

Раньше экспертизе подвергались только учебники, а электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР) экспертизу не проходили и их можно было использовать любые по выбору учителя.

В конце 2021 года приняли поправку в закон "Об образовании", что цифровые ресурсы теперь тоже любые нельзя, а можно только из федерального перечня допущенных ЭОР. Ну и онлайн-сервисы тоже в школе можно использовать не любые, а утвержденные. Но Минпросвет должен был установить порядок каким образом этот перечень ЭОР будет формироваться и как будет проходить экспертиза и была надежда, что для учительских ресурсов сделают исключение. Но теперь Минпросвет этот порядок подготовил и теперь окончательно ясно как будет устроен процесс. Про обсуждение этого процесса и есть статья.

В марте я написал обращение в Минпросвет с запросом на разъяснение правок 2021 года в ФЗ "Об образовании", по которым учить можно только по ЭОР из федперечня в одобренных Минпросветом сервисах и задал ряд вопросов, таких как запрещено ли теперь школам использовать LMS типа Moodle или Библиотеки МЭШ, разрешено ли учителям самим создавать контент и использовать его на уроках (учительские тесты, презентации и т.д.), является ли тест без теории ЭОР и если учителям нельзя создавать свои ресурсы, как Минпросвет предлагает бороться с ГДЗ. Ответили, что потом выпустят приказ и в нем на вопросы ответят. Вот выпустили.

Пройдемся по ключевым проблемам нового порядка:

Подмена понятия: ЭОР теперь не ЭОР, а курс

На практике ЭОР не воспринимается как курс. ЭОР может быть размером с курс и быть учебным курсом, но чаще они являются небольшими ресурсами на одну тему или даже на часть темы (например только теория или тестирование). Небольшие ЭОР проще обновлять и на занятиях можно составлять урок из разных ЭОР, какие больше подходят к случаю. Также исходя из представления, что ЭОР могут быть небольшие, разные по сложности, лежит представление, что учеников можно проводить по разным траекториям над библиотекой (банком) ЭОР. То есть один ЭОР должен быть размером не в курс, а в виде небольших тем или даже отдельных заданий к темам, а учитель или информационная система выстраивают из множества ЭОРов учебный курс.

Предыдущие государственные библиотеки ФЦИОР, ЕКЦОР, Медиатека Москвы формировались исходя именно из такого видения ЭОР: это большие библиотеки ресурсов по 10-40 тыс. ЭОР по разным темам, которые учитель надергивает для уроков. Библиотека МЭШ также содержит десятки тысяч ЭОР и сотни тысяч "атомиков" (ресурсов, встраиваемых в ЭОР в виде фрагментов, но имеющих собственные метаданные). В сервисе УДОБА учителями в день создается больше 100 интерактивных образовательных ресурсов. Т.е. представление ЭОР в виде небольших ресурсов под урок является доминирующим.

В новом порядке формирования федперечня ЭОР в требованиях есть много слов про мультимедийность, полноту изложения, формирование метапредметных навыков и т.д., очевидно, одиночный ЭОР в виде теста через эти требования не пройдет, так как просто не может это все сразу содержать. А что пройдет? А пройдет курс (этакий аналог электронной формы учебника, только мультимедийный и, может быть, интерактивный).

Забавно, что ранее в ответ на мой вопрос Минпросвет написал, дескать Библиотека МЭШ и Moodle не запрещены, учитель вправе выбирать любой сервис. Только вот теперь становится ясно, что учительский контент из Библиотеки МЭШ придется удалить, если хочется её завести в список одобренных сервисов, ибо не может одобренный сервис быть рассадником запрещенных (не одобренных) ресурсов, созданных учителями.

Плохая изменяемость

Подавать на экспертизу ЭОР можно с 21 марта по 29 апреля. Раз в год.

Кто не пройдет, будет ждать следующего года. Но это касается и внесения изменений. На год ресурс будет заморожен и если хочется его изменить (обновить), придется ждать следующего окна приема новых ресурсов.

Риски непрохождения новой экспертизы будут отбивать всякое желание менять ЭОР пока не выйдет 5-летний срок экспертизы, а значит они будут со временем устаревать и подвержены отравляющему влиянию ГДЗ.

То есть полная аналогия с учебниками, а значит и результат будет как с учебниками (по сути медленный переход к единому учебнику издательства Просвещение).

Неустойчивость к ГДЗ

ЭОР должны выгружаться на устройство ученика, чтобы работать офлайн. Это понятное требование в ситуации с нестабильным интернетом дома. Но оно приводит к тому, что ответы на вопросы ЭОР будут непосредственно в самом ЭОР и любой более-менее подкованный специалист сможет получить доступ к исходникам ЭОР на HTML/JS и сформировать решения для ГДЗ.

Вкупе с возможностью изменения раз в год, проверка знаний с помощью ЭОР выливается в профанацию и если учитель не хочет профанации и хочет проверять знания в соответствии с законом, то тестировать он будет с помощью бумаги и проверять решения руками. Таким образом нивелируется одно из основных преимуществ ЭОР: регулярная бесплатная для учителя проверка знаний.

Противосмартфонные ограничения

Есть требование:

корректное отображение и функционирование на персональном компьютере, включая его мобильные версии, при этом минимальная диагональ экрана должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см

Объясняю, что оно значит: ЭОР не должен работать на смартфонах. ЭОР должен быть создан так, чтобы при запуске на малом экране вообще не показывать контент или показывать предупреждение, что на этом устройстве ЭОР работать не будет. Если ЭОР таки будет отображать учебный контент на смартфонах, через это требование он не пройдет.

Отсутствие стандартизации на передачу учебных результатов

Есть традиционное требование по работе в офлайн-режиме. Здесь проблема в том, как ЭОР будет передавать данные о решении тестов в учебную среду. Обычно это решается стандартами (SCORM, LTI, xAPI), но в данном случае ничего про использование каких-либо стандартов нет. Это может повлечь за собой неспособность ЭОР автоматически передавать данные о результатах решения тестов в дневники, а значит ЭОРы не слишком будут влиять на то, каким образом производится контроль знаний и проверка текущих домашних заданий.

Несоответствие требованиям текущих ресурсов

ФЦИОР, ЕКЦОР, Медиатека Москвы содержат (содержали) ЭОР в виде небольших ресурсов, они не пройдут в новый федперечень и фактически эти ресурсы надо закрыть. Более того, подавать ЭОР в перечень смогут только владельцы исключительных авторских прав, т.е. Москва и Минпросвет, если не являются такими владельцами, не смогут подать ресурсы ранее созданных библиотек в федперечень ЭОР.

РЭШ не удовлетворяет требованиям к ЭОР так как не позволяет скачивать свои ресурсы, РЭШ теперь тоже запрещена.

Учи.ру, ЯКласс и другие лидеры школьного онлайн-обучения тоже не понятно, удовлетворяют требованиям или нет, возможно они не пройдут экспертизу.

Что удовлетворяет после некоторых доработок? Ну, например, интерактивные учебники Lecta, которые для классических учебников были когда-то шагом вперед, но сегодня они выглядят архаичными и не удовлетворяющими потребностям работы учителей как в классе, так и при дистанционном обучении и при решении домашних задач.

Выводы

ЭОРы, какими мы их все знали, в том числе ФЦИОР, ЕКЦОР, Медиатека Москвы, ресурсы учителей в Библиотеке МЭШ, LearningApps, Kahoot, УДОБА, презентации в PowerPoint и т.п. запрещены и у них нет шансов пройти через экспертизу.

Есть ли шансы пройти через экспертизу у Учи.ру, ЯКласс, SkyEng, ИнтернетУрок и т.д. - скоро узнаем.

Мы постепенно переходим в новый этап работы школы. Этап, где будет единый печатный учебник и единый к нему ЭОР в форме мультимедийного курса, не слишком отличающийся от учебников Lecta. Вот и все, что можно будет использовать в школе.

С текущим Минпросветом мы являемся свидетелями деградации подходов к использованию ЭОР в учебном процессе и идем не вперёд, а назад.

66
13 комментариев

А вы кто вообще? Вы лицензированы каким-то образом, чтобы давать разъяснения, что именно разрешено или запрещено, ваши утверждения одобрены или рекомендованы министерством? Вы так однозначно трактуете определенные нормативы, поэтому возникает такой вопрос. Если вы не являетесь официальным лицом, а лицо частное, или вообще частная конторка, то все понятно, ваша статья просто никак не является официальным документом. Электронный образовательный ресурс - это регламентированный источник информации и он должен соответствовать высокому набору требований. Хотите публиковать сомнительное содержание - для этого можете использовать что угодно. Но образовательный ресурс потому и называется образовательным, что он выполняет роль образовательную, а не так, как было до последнего времени, - что хотели, то и делали без оглядки на государственные стандарты качества образования.

Для тех, кто далек от темы, это был легкий сюр, но логика примерно такая.

Вообще, с одной стороны, понятно, что ЭОР - это типа как одобренный государством учебник должен быть, потому что количество дичи реально зашкаливает. С другой стороны - для получения статуса ЭОРа нужно проходить не совсем прозрачную, по крайней мере сегодня, процедуру. И можно ли ее пройти вообще - тоже не ясно.

Сказать, что то, что не запрещено, разрешено, - не получается. Но как это обычно бывает - к одному письму будут другие разъяснения, потом снова письма, постановления, указы. Короче, это ооооченььь длинная песня. Удобе удачи. Как и всем российским образовательным площадкам.

1
Ответить

Я написал свое мнение у себя в блоге, а не на официальном бланке Минпросвета, так что статуса "лицензированный Минпросветом эксперт-толкователь" не требуется. Но есть что контраргументировать - аргументируйте.

1. На счет качества образовательных ресурсов. Ну представим, что учитель пишет дичь в своих ЭОР. Дак проблема в чем? Дичь в ЭОР? Или все-таки в том, что учитель не знает свой предмет, но учит? "Одобренный ЭОР" в такой ситуации что исправит?

2. Я задал вопрос Минпросвету, задам и вам: вот будет линейка ЭОР к учебнику и в ней задания. Естественно в ГДЗ появятся решения. Давать ДЗ с решениями в ГДЗ - заниматься профанацией, так как большое количество учеников спишет ДЗ из ГДЗ и хуже освоит или вовсе не освоит материал. Раньше учитель мог создать свои задания, которых нет в ГДЗ. Теперь не может. Как предлагаете решить эту проблему в рамках указанных ограничений?

3. Если учитель учит на уроке без оглядки на государственные стандарты качества образования, "одобренные ЭОР" здесь чем помогут? Если они учителю не нравится, он их не будет использовать, пусть они будут хоть трижды одобрены.

4. Так Удобе удачи или наконец этот рассадник дичи запрещен в школе?

В целом общие возражения в том, что контент, конечно, важен. Но еще важнее развитие учителя и образовательной системы в целом. То, что сейчас происходит с единиизацией учебников и ЭОР приведет не к развитию образования, а к государственному контролю за содержанием образования. А вот с качеством будет ровно наоборот, единый допущенный ЭОР будет проигрывать тому, что есть в интернете и в целом влияние на качество будет отрицательным.

2
Ответить

Написано так, как будто это уже работает. Зашел на сайт по той самой ссылке "процедуру попадания ЭОР в федеральный перечень ", ну так кроме того, что там ошибка 500, так еще и название у портала "Федеральный портал ПРОЕКТОВ нормативных правовых актов". И хрен знает когда этот проект утвердят, и утвердят ли вообще (вот только не надо здесь писать, что если есть проект, то он будет обязательно утвержден)

Ответить

Проект приказа уже прошел обязательную процедуру общественного обсуждения по результатом которой добавлено, что ЭФУ (электронные формы учебников) можно через экспертизу ЭОР не проводить (так как они уже прошли экспертизу вместе с учебником).

По сути можно считать, что проект приказа уже подписан, это вопрос нескольких недель.

2
Ответить

Не подскажете, это только по школам или на ссузы тоже распространяется?

Ответить

Только по школам.

Но сузы вывели из под Минобрнауки и передали Минпросвету и теперь в сузах появится федеральный перечень учебников. Подозреваю, что сузы со временем повторят путь школ.

2
Ответить

Совершенно согласен с финальным выводом автора. Вместо развития образовательных технологий с помощью ЭОР стимулируется монополизм в образовании.

1
Ответить