Куда податься стартапу из Узбекистана?

Куда податься стартапу из Узбекистана?

Когда вы ввязываетесь в историю со стартапом, то должны понимать, что принцип «манны небесной» тут точно не действует.

Все мы начинаем в роли этаких героев, которые своими проектами рушат устои и создают что-то новое, светлое, вечное, а заканчиваем зачастую в поисках работы.

Цена ошибки для стартапа высока, просто потому, что у вас может не хватить ресурсов на вторую попытку, а аргументы вроде «у них получилось, значит и у нас получится» хороши только для поощрения команды.

Однако, если вы чувствуете драйв от проекта, то дерзайте, получайте удовольствие и все срастется.

Полгода назад наша команда запустила сервис поиска работы и персонала в мессенджерах ― Workis. Несмотря на короткий срок деятельности, мы уже прошли немалый путь проб и ошибок, а теперь делимся с вами.

Расскажу о проекте. Workis ориентирован на молодых специалистов, которые могут найти работу или сотрудника в любимом мессенджере за 4 часа. У нас уже 15 567 пользователей.

Сейчас сервис доступен в Telegram, а к сентябрю планируем подключить Facebook Messenger.

Развиваем проект на свои деньги, есть продажи и постоянные клиенты. Когда бизнес-модель сошлась, стали думать о масштабировании и привлечении инвестиций. В Узбекистане, откуда родом наш стартап, мы не смогли привлечь заинтересованных сторон и тогда решили попробовать собрать нужные средства на краудфандинге.

Краудфандинг

Куда податься стартапу из Узбекистана?

Первым делом пошли на Kickstarter, но оказалось, что площадка не выводит средства в Узбекистан. Потом узнали про несколько успешных историй на Boomstarter и решили попробовать.

Подготовка нужного контента заняла около трех дней и еще день ушел на ознакомление с правилами и размещение. Отправили свою заявку на модерацию и получили неожиданный ответ – в Boomstarter за размещение проекта нужно было заплатить 5000 рублей по базовому тарифу. В сумму входило размещение на площадке и консультация личного менеджера по оформлению и продвижению проекта.

Отмечу, что изначально, в правилах не было информации о дополнительных оплатах, лишь сообщение, что по итогам кампании платежные системы удержат 3,5% от суммы привлеченных средств.

Мы отказались от размещения, потому что не готовы были тратить бюджет на платформу, которая берет вознаграждение до успеха кампании.

Пошли на indiegogo

Куда податься стартапу из Узбекистана?

Решили вернуться к рынку США и разместиться на indiegogo. Потратили несколько дней на подготовку нужной информации, но зато запустили кампанию в 1 клик.

Фокус нацелили на соотечественников из Узбекистана, которых в штатах не мало. Итоговая сумма сборов – 55 000$, вполне решаемо, если каждый неравнодушный «земляк» скинется по 1$.

Бюджет на продвижение в Facebook составил 300$. Запустили несколько рекламных кампаний на разные группы целевой аудитории, собрали просмотры, лайки и…ни цента пожертвований.

В поддержку кампании написали обзорные материалы об HR-стартапах для techinasia.com, gizmodo.com, startups.co.uk, mashable.com, globalstartupecosystem.com.

Но все было тщетно. Когда сумма рекламного бюджета превысила 150$, а в бюджете пожертвований все еще стоял 0, мы решили оставить эту затею.

Конкурсы

Хороший опыт был связан с конкурсом от Visa’s Everywhere Initiative.

Для подачи заявки нужно было заполнить 15-страничный (!) шаблон с подробным описанием проекта, unit-экономики и прогнозов.

Пока мы собирали данные, многое пришлось переосмыслить, больше уделить внимание аналитике, планированию и учету расходов.

Отбор мы не прошли, но получили неплохие навыки презентации для инвесторов, которые пригодились на следующем этапе нашего становления.

Венчурные инвесторы

Куда податься стартапу из Узбекистана?

В июле 2018 года Workis расширил границы и стал доступен в России и Казахстане. У нас было 14 360 пользователей и 32 постоянных клиента, которые оплатили услуги на 375$. Немного, но мы намерено не повышали чеки за услуги, зато проект стабильно рос.

На руках были все подсчеты по масштабированию, поэтому решили обратиться в венчурные фонды, преимущественно в российские.

Отправили предложения инвестору Александру Румянцеву, в фонды ФРИИ, Leta Capital, Cabra.vc, Almaz Capital и еще 10 компаниям.

Мы получили обратную связь практически от всех и если резюмировать, то ответ был один – «вы еще слишком маленькие, подрастите и потом приходите».

Окей, расти так расти, пойдем в акселератор.

Акселераторы

Мы отправили заявки сразу в два акселератора – ФРИИ в России и Astana Hub в Казахстане.

Born to be ФРИИ

Куда податься стартапу из Узбекистана?

Во ФРИИ, пока рассматривалась заявка на очный акселератор, нам предложили пройти трехнедельную онлайн-программу акселерации.

Суть заключалось в том, что вы работаете с трекерами (индивидуальный наставник проекта), которые помогают построить работу для роста компании. В понедельник ставите цели на неделю, трудитесь над достижением, а в субботу ― обсуждаете что сделано, где был провал и как улучшить ситуацию.

Нам это очень сильно помогло: за три недели проект вырос на 400%!

Мы закончили программу во ФРИИ, когда получили новость о том, что прошли отбор в акселератор Astana Hub.

Astana Hub

Куда податься стартапу из Узбекистана?

Для Workis было очень важно попасть в акселератор именно в России или Казахстане, потому что мы стали работать с этими странами и нам нужна была поддержка в виде экспертизы, возможностей для масштабирования и получения инвестиций.

Все это можно получить в Astana Hub, который поддерживается на уровне правительства страны.

Акселератор длится 3 месяца, в течение которых команды работают с коучами, менторами и трекерами.

У Astana Hub свой четырехэтажный коворкинг в центре города, поэтому команды обучаются, проводят встречи и работают в одном месте.

Интенсивы с приглашенными специалистами проводятся 2-3 дня в неделю. Обычно, в рамках обучения, мы используем кейсы и проблемы своих же стартапов.

А еще здорово, что наши тренеры с хорошим багажом своих проектов и «боль» стартаперов для них знакома.

Нас «прокачали»: Алсу Хлуднева (консультант, бизнес-тренер с 10-летним опытом продаж ИТ-решений); Андрей Карабанов (специалист в управлении проектами развития и ИТ-продуктами в логистике, в т.ч. ОКОИ Сочи 2014, Ашан); Роман Баранов (Agile Coach и руководитель «ScrumTrek» в Казахстане, аккредитованный тренер международного консорциума ICAgile); Юрий Дроган (евангелист Growth Hacking в России, основатель Growth Academy).

Если коучи снабжают нас инструментами, то трекеры помогают сфокусироваться на главном – достижении поставленных задач. К примеру, цель Workis ― довести число активных пользователей в Астане до 25 000.

Куда податься стартапу из Узбекистана?

Нетворкинг

Акселератор — еще и активное сообщество, члены которого владеют знаниями в разных областях. Это очень важный актив, которые может помочь стартапу в развитии.

К примеру, мои «соседи» по акселератору познакомили меня с потенциальными клиентами, поделились аналитикой рынка, рассказали о нюансах бизнес-процессов в Астане.

Когда в одном офисе много разных проектов, то можно быстро собрать фокус-группу и попросить протестировать ваш продукт, поделиться проблемами и получить советы. Это действительно хорошо работает.

В рамках акселератора мы получили уникальную возможность презентовать свои проекты первым лицам правительства Казахстана. И не «для галочки», а в формате реальных потребностей государственного сектора и решений, которые предлагают стартапы.

Что дальше?

Чтобы проходить трехмесячную программу акселерации вам надо бросить все дела, уволиться, отпроситься у жены, мамы и уехать развивать проект в другую страну. Это риск, который вы должны принять, а главное ― осознать, что все это может закончится ничем. Попасть в акселератор здорово, но это не гарантирует успех.

В сентябре у Workis выпуск. К этому времени мы планируем занять 35% доли в продажах среди рекрутер-сервисов Астаны. Не все идет гладко, но Астана ―суровый северный город, так что с наскока его не возьмешь.

Астана
Астана
66
7 комментариев

Да вы просто боги целеустремленности!))

1
Ответить

Прочитал на одном дыхании. Воистину: "Ты не проиграл, пока не сдался". Сил и удачи, ребята.
Начал пользоваться Телеграмным @Workis_bot, жду нечно похожее для FB.com...
Желаю вам дойти до конца акселерации, поднять венчурных инвестиции на "Аукционе Стартапов" и пойти дальше завоёвывать РФ.

1
Ответить

Спасибо, у нас нет другого выбора, как получить инвестиций и завоевать весь трудовой мир)

Ответить

omad!

1
Ответить

Молодцы! Казахстан, а потом Россия!

Ответить

Гид - как делать не надо)

Ответить

https://encobi.com участвуйте в конкурсе ))

Ответить