Офтоп Руслан Байгануров
622

Куда податься стартапу из Узбекистана?

В закладки

Когда вы ввязываетесь в историю со стартапом, то должны понимать, что принцип «манны небесной» тут точно не действует.

Все мы начинаем в роли этаких героев, которые своими проектами рушат устои и создают что-то новое, светлое, вечное, а заканчиваем зачастую в поисках работы.

Цена ошибки для стартапа высока, просто потому, что у вас может не хватить ресурсов на вторую попытку, а аргументы вроде «у них получилось, значит и у нас получится» хороши только для поощрения команды.

Однако, если вы чувствуете драйв от проекта, то дерзайте, получайте удовольствие и все срастется.

Полгода назад наша команда запустила сервис поиска работы и персонала в мессенджерах ― Workis. Несмотря на короткий срок деятельности, мы уже прошли немалый путь проб и ошибок, а теперь делимся с вами.

Расскажу о проекте. Workis ориентирован на молодых специалистов, которые могут найти работу или сотрудника в любимом мессенджере за 4 часа. У нас уже 15 567 пользователей.

Сейчас сервис доступен в Telegram, а к сентябрю планируем подключить Facebook Messenger.

Развиваем проект на свои деньги, есть продажи и постоянные клиенты. Когда бизнес-модель сошлась, стали думать о масштабировании и привлечении инвестиций. В Узбекистане, откуда родом наш стартап, мы не смогли привлечь заинтересованных сторон и тогда решили попробовать собрать нужные средства на краудфандинге.

Краудфандинг

Первым делом пошли на Kickstarter, но оказалось, что площадка не выводит средства в Узбекистан. Потом узнали про несколько успешных историй на Boomstarter и решили попробовать.

Подготовка нужного контента заняла около трех дней и еще день ушел на ознакомление с правилами и размещение. Отправили свою заявку на модерацию и получили неожиданный ответ – в Boomstarter за размещение проекта нужно было заплатить 5000 рублей по базовому тарифу. В сумму входило размещение на площадке и консультация личного менеджера по оформлению и продвижению проекта.

Отмечу, что изначально, в правилах не было информации о дополнительных оплатах, лишь сообщение, что по итогам кампании платежные системы удержат 3,5% от суммы привлеченных средств.

Мы отказались от размещения, потому что не готовы были тратить бюджет на платформу, которая берет вознаграждение до успеха кампании.

Пошли на indiegogo

Решили вернуться к рынку США и разместиться на indiegogo. Потратили несколько дней на подготовку нужной информации, но зато запустили кампанию в 1 клик.

Фокус нацелили на соотечественников из Узбекистана, которых в штатах не мало. Итоговая сумма сборов – 55 000$, вполне решаемо, если каждый неравнодушный «земляк» скинется по 1$.

Бюджет на продвижение в Facebook составил 300$. Запустили несколько рекламных кампаний на разные группы целевой аудитории, собрали просмотры, лайки и…ни цента пожертвований.

В поддержку кампании написали обзорные материалы об HR-стартапах для techinasia.com, gizmodo.com, startups.co.uk, mashable.com, globalstartupecosystem.com.

Но все было тщетно. Когда сумма рекламного бюджета превысила 150$, а в бюджете пожертвований все еще стоял 0, мы решили оставить эту затею.

Конкурсы

Хороший опыт был связан с конкурсом от Visa’s Everywhere Initiative.

Для подачи заявки нужно было заполнить 15-страничный (!) шаблон с подробным описанием проекта, unit-экономики и прогнозов.

Пока мы собирали данные, многое пришлось переосмыслить, больше уделить внимание аналитике, планированию и учету расходов.

Отбор мы не прошли, но получили неплохие навыки презентации для инвесторов, которые пригодились на следующем этапе нашего становления.

Венчурные инвесторы

В июле 2018 года Workis расширил границы и стал доступен в России и Казахстане. У нас было 14 360 пользователей и 32 постоянных клиента, которые оплатили услуги на 375$. Немного, но мы намерено не повышали чеки за услуги, зато проект стабильно рос.

На руках были все подсчеты по масштабированию, поэтому решили обратиться в венчурные фонды, преимущественно в российские.

Отправили предложения инвестору Александру Румянцеву, в фонды ФРИИ, Leta Capital, Cabra.vc, Almaz Capital и еще 10 компаниям.

Мы получили обратную связь практически от всех и если резюмировать, то ответ был один – «вы еще слишком маленькие, подрастите и потом приходите».

Окей, расти так расти, пойдем в акселератор.

Акселераторы

Мы отправили заявки сразу в два акселератора – ФРИИ в России и Astana Hub в Казахстане.

Born to be ФРИИ

Во ФРИИ, пока рассматривалась заявка на очный акселератор, нам предложили пройти трехнедельную онлайн-программу акселерации.

Суть заключалось в том, что вы работаете с трекерами (индивидуальный наставник проекта), которые помогают построить работу для роста компании. В понедельник ставите цели на неделю, трудитесь над достижением, а в субботу ― обсуждаете что сделано, где был провал и как улучшить ситуацию.

Нам это очень сильно помогло: за три недели проект вырос на 400%!

Мы закончили программу во ФРИИ, когда получили новость о том, что прошли отбор в акселератор Astana Hub.

Astana Hub

Для Workis было очень важно попасть в акселератор именно в России или Казахстане, потому что мы стали работать с этими странами и нам нужна была поддержка в виде экспертизы, возможностей для масштабирования и получения инвестиций.

Все это можно получить в Astana Hub, который поддерживается на уровне правительства страны.

Акселератор длится 3 месяца, в течение которых команды работают с коучами, менторами и трекерами.

У Astana Hub свой четырехэтажный коворкинг в центре города, поэтому команды обучаются, проводят встречи и работают в одном месте.

Интенсивы с приглашенными специалистами проводятся 2-3 дня в неделю. Обычно, в рамках обучения, мы используем кейсы и проблемы своих же стартапов.

А еще здорово, что наши тренеры с хорошим багажом своих проектов и «боль» стартаперов для них знакома.

Нас «прокачали»: Алсу Хлуднева (консультант, бизнес-тренер с 10-летним опытом продаж ИТ-решений); Андрей Карабанов (специалист в управлении проектами развития и ИТ-продуктами в логистике, в т.ч. ОКОИ Сочи 2014, Ашан); Роман Баранов (Agile Coach и руководитель «ScrumTrek» в Казахстане, аккредитованный тренер международного консорциума ICAgile); Юрий Дроган (евангелист Growth Hacking в России, основатель Growth Academy).

Если коучи снабжают нас инструментами, то трекеры помогают сфокусироваться на главном – достижении поставленных задач. К примеру, цель Workis ― довести число активных пользователей в Астане до 25 000.

Нетворкинг

Акселератор — еще и активное сообщество, члены которого владеют знаниями в разных областях. Это очень важный актив, которые может помочь стартапу в развитии.

К примеру, мои «соседи» по акселератору познакомили меня с потенциальными клиентами, поделились аналитикой рынка, рассказали о нюансах бизнес-процессов в Астане.

Когда в одном офисе много разных проектов, то можно быстро собрать фокус-группу и попросить протестировать ваш продукт, поделиться проблемами и получить советы. Это действительно хорошо работает.

В рамках акселератора мы получили уникальную возможность презентовать свои проекты первым лицам правительства Казахстана. И не «для галочки», а в формате реальных потребностей государственного сектора и решений, которые предлагают стартапы.

Что дальше?

Чтобы проходить трехмесячную программу акселерации вам надо бросить все дела, уволиться, отпроситься у жены, мамы и уехать развивать проект в другую страну. Это риск, который вы должны принять, а главное ― осознать, что все это может закончится ничем. Попасть в акселератор здорово, но это не гарантирует успех.

В сентябре у Workis выпуск. К этому времени мы планируем занять 35% доли в продажах среди рекрутер-сервисов Астаны. Не все идет гладко, но Астана ―суровый северный город, так что с наскока его не возьмешь.

Астана

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Руслан Байгануров", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 8, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 42930, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 31 Jul 2018 14:40:11 +0300" }
{ "id": 42930, "author_id": 139357, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/42930\/get","add":"\/comments\/42930\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/42930"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

6 комментариев 6 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Да вы просто боги целеустремленности!))

Ответить
1

Прочитал на одном дыхании. Воистину: "Ты не проиграл, пока не сдался". Сил и удачи, ребята.
Начал пользоваться Телеграмным @Workis_bot, жду нечно похожее для FB.com...
Желаю вам дойти до конца акселерации, поднять венчурных инвестиции на "Аукционе Стартапов" и пойти дальше завоёвывать РФ.

Ответить
0

Спасибо, у нас нет другого выбора, как получить инвестиций и завоевать весь трудовой мир)

Ответить
0

Молодцы! Казахстан, а потом Россия!

Ответить
0

Гид - как делать не надо)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }