Угроза на двух колесах: почему курьеры на велосипедах сбивают людей и кто за это должен отвечать

Курьеры часто становятся участниками аварий: в СМИ то и дело мелькают сообщения о том, как очередной «желтый» или «зеленый» сбил невинного пешехода.

Последний нашумевший случай произошел с Аленой Долецкой, экс-главредом Vogue. К сожалению, он далеко не единственный: в мае ГИБДД провела рейд и выявила 3,4 тысяч нарушений среди курьеров на велосипедах и самокатах. В статье пробую разобраться, кто виноват и что с этим делать.

Фото: Gregor Fischer / DPA / ТАСС
Фото: Gregor Fischer / DPA / ТАСС

Спойлер: для тех, кому лень читать, написал саммари в конце статьи.

Я основал и развиваю сервис курьерской доставки Take’N’Go. Среди наших курьеров мало кто пользуется велосипедами, — большинство ездит на метро и автобусах. Но когда-то мы рассматривали такую возможность — даже, было дело, поставили курьера на электросамокат. Курьеру понравилось, но этот опыт показал, что лучше метро еще ничего не придумали, если нужно отвезти заказ на другой конец Москвы.

Зато наши коллеги из сервисов доставки еды уже вовсю освоили двухколесный транспорт. Эту статью побудил написать совсем свежий случай. Курьер Delivery Club на велосипеде сбил журналистку и писательницу Алену Долецкую, когда та переходила дорогу на зеленый свет. Пострадала не только сама Алена, но и ее помощник. Вот что она пишет об инциденте в своем телеграм-канале:

Пока мы лежали на асфальте, курьер скрылся с места происшествия. Подъехавший полицейский уточнил, нужна ли помощь, и тоже уехал. Спросил у нас, где водитель, и, увидев уезжающего курьера, развел руками и тоже уехал. Прекрасный юноша остановился нам помочь и вынес воды, а потом тоже уехал, потому что не мог стоять на Остоженке.

Алена Долецкая

Эмпатия? Нет, не слышали

Этот случай не единственный: до этого в СМИ уже мелькали новости о том, что курьеры на велосипедах сбивали подростка, собаку и даже женщину с коляской. Но в этот раз пострадала известная женщина, медиаменеджер — поэтому инцидент приобрел большую огласку. Мне стало даже интересно, как полиция и компания Delivery Club разрулили эту ситуацию. Спойлер: пока что никак.

Эмпатичная компания Delivery Club утверждает, что курьер в день ДТП не был на работе и по собственному желанию в фирменной форме и с рюкзаком, полным еды, мчался куда-то по своим личным делам и тоже не выходит на связь для урегулирования вопроса или оказанию помощи по поимке скрывшегося с места преступления.

Алена Долецкая

Delivery Club — крупная компания, у нее есть и ресурсы, и репутация. Почему же эта компания не может позаботиться о пешеходе, который пострадал от действий человека в униформе ее курьера — непонятно. Могу полностью согласиться с тем, что это называется отсутствием эмпатии, как и подразумевала в своем посте пострадавшая Долецкая.

Думаю, отсутствие эмпатии и уважения к правам и свободам соседа — базовая причина того, что эти ситуации никак не разрешаются адекватным образом. Вас облили горячим чаем в кофейне, вам нахамил сотрудник полиции, вашу собаку раздавило в грузовом отсеке самолета, вас сбил самокат или такси — всем плевать. Человеку, который это сделал, компании, в которой он работает, государству и его многочисленным институтам, которые созданы и живут на ваши налоги, чтобы защищать ваши же интересы.

А отвечать за курьера кто будет?

В Delivery Club говорят: «Мы не отрицали того, что курьер находился на слоте». Но если курьер «на слоте» — значит, он находится в распоряжении компании. Дали ему задание или нет — за ним следит компания, и она же несет за него ответственность. Почему бы не выплатить пострадавшей компенсацию и не разобраться с курьером самостоятельно? Вопрос риторический. Что касается полиции — не вижу причин, по которым гражданский иск к курьеру от пострадавшей должен отменять ответственность компании.

Впрочем, разговоры про ответственность агрегаторов идут уже давно. Два года назад на пресс-конференции сенатор Сергей Калашников заявил, что отвечать за курьеров на дорогах должны именно сервисы доставки. Что ж, воз и ныне там. Хотя агрегаторы как класс существуют уже много лет. Почему за это время не было сделано полноценного законодательного описания этой категории электронных площадок, — не очень понятно.

Вопрос в целом решается просто — надо позволить людям предъявлять гражданские иски с нормальными компенсациями морального ущерба. Если ваш интернет-провайдер заплатит один раз 100 тысяч рублей за то, что у вас вечером отключился интернет и вы не смогли посмотреть кино, а инспектор налоговой службы компенсирует вам 300 тысяч за то, что не подтвердил в срок вашу форму на возмещение НДФЛ, вся эта безалаберность и безответственность довольно быстро исчезнет сама по себе.

А пока законодатели годами размышляют, сделать что-то или нет, компании самостоятельно пытаются минимизировать риски и найти механизмы решения проблем. В том же Delivery Club проверяют курьеров на знание ПДД — все исполнители сдают экзамен при подключении к сервису. А Яндекс, в свою очередь, выпустил ролик-инструкцию для курьеров-велосипедистов, чтобы научить их безопасной езде по городу.

Да, немного, но хоть что-то! Надо понимать, что радикальное решение любой проблемы и устранение любого риска стоит денег (как правило, не очень маленьких). Например, можно поставить на все велосипеды GPS-трекеры с ограничением скорости, оборудовать курьера камерами GoPro и смотреть в прямом эфире на то, как он работает. Но сколько будет стоить после этого доставка, можно только догадываться…

Кто виноват: курьер или сервис?

Горожане замечают, что курьеры во время поездки смотрят не на дорогу, а на экран телефона. Кто же в этом виноват — сами курьеры или сервисы, которые якобы требуют от исполнителей постоянно находиться на связи? По большому счету, никто не заставляет курьера постоянно смотреть в телефон. Если он плохо ориентируется на местности и смотрит на карту вместо дороги, это исключительно его вина. Курьеру дали средства и инструменты, которые позволяют эффективно зарабатывать деньги. Как их использовать — это вопрос уже к исполнителю.

Угроза на двух колесах: почему курьеры на велосипедах сбивают людей и кто за это должен отвечать

Встречался и с такой точкой зрения, что компании сами вынуждают курьеров нарушать правила — ведь им нужно уложиться в 15 минут, иначе будет штраф. Хотя сервисы доставки всего лишь отвечают на запрос потребителя. «Хотите получать бургер через 15 минут — вот вам решение». Бизнес просто находит в существующих обстоятельствах возможности для того, чтобы дать клиенту необходимую ценность. Виноват ли клиент? Ну, в теории можно выстроить глубокие философские цепочки и прийти к выводу: «Мы виноваты в том, что самолеты падают, потому что нам не хочется 20 дней плыть на пароходе». Но я не думаю, что это правильный путь.

Как сократить количество аварий?

Любой прогресс необходим, не только с приставкой вело-. И нужно добиваться того, чтобы городские службы и законодатели оперативно отвечали на эти требования прогресса, а не лишали горожан комфорта, потому что слишком медленно работают. «Мы не успеваем ставить светофоры, поэтому пока что мы запрещаем личный автотранспорт, используйте только автобусы». Вам бы понравился такой подход?

Да, далеко не все велосипедисты и самокатчики ездят аккуратно — а некоторые и вовсе откровенно пугают, особенно когда проносятся мимо моего ребенка или вылетают из-за угла. Думаю, можно ввести классификацию этих видов транспорта и запретить ездить по тротуарам каким-то скоростным или тяжелым категориям. Но, конечно, это нужно делать одновременно с развитием велодорожек и самокатных маршрутов.

Как еще сократить количество аварий? Нужен контроль и помощь надзорных органов. Думаю, что развитие систем фото-, видеофиксации, распознавание не только номеров, но и лиц участников дорожного движения, как пешеходов, так и велосипедистов, возможно, помогут в будущем готовить качественную доказательную базу и привлекать к ответственности нарушителей правил дорожного движения.

Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта

Новая инициатива: плюсы и минусы

Пока я писал эту статью, выяснилось, что в Совете по правам человека сейчас как раз обсуждают будущее электросамокатов и электровелосипедов. Одна из инициатив — выделить этим видам транспорта отдельную зону вне пешеходного пространства. С этим я совершенно согласен. То, что масса транспортного средства при движении в пешеходной зоне не должна превышать 35 кг, тоже звучит крайне разумно (если, конечно, цифра 35 кг не взята с потолка, а как-то рассчитана).

Прозвучало и другое предложение — ввести для самокатов и велосипедов страхование ответственности. Эта инициатива кажется сомнительной. Во-первых, ОСАГО было первоначально придумано как страхование ответственности в первую очередь за повреждение чужого имущества, которого вокруг вашего авто очень много. Во-вторых, посмотрим на это под следующим углом: представим, что Вася на самокате сбил Петю. Что должно быть: Петя подает иск к Васе, он выплачивает компенсацию за лечение, простой на работе, моральный ущерб, компенсирует стоимость порванной куртки, разбитого телефона и т.д.

Вместо этого Вася покупает ОСАГО на самокат и гоняет в свое удовольствие, потому что за него в случае чего заплатит страховая. Все счастливы: Вася может гонять, суды не должны тратить время, страховая зарабатывает на ОСАГО. Только Петя в шоке, потому что он теперь в еще большей опасности, ведь Вася теперь рассекает совсем бесстрашно.

Выводы для тех, кому было лень читать :)

  • С Аленой Долецкой Delivery Club повел себя неэтично и неэмпатично. Сервис должен выплатить пострадавшей компенсацию, а с курьером разбираться самостоятельно.
  • Агрегатор доставки несет ответственность за курьера в его рабочее время.
  • Компании не заставляют курьеров спешить на заказы ради собственной прихоти — они отвечают на запрос потребителей (которые хотят бургер через 15 минут, а не через час, в чем их тоже можно понять).
  • Выход из ситуации — гражданские иски с нормальными компенсациями морального ущерба. Это искоренит безалаберность и безответственность, снизит количество аварий.

  • Не нужно запрещать велосипеды и самокаты. Нужно развивать велодорожки, самокатные маршруты и ограничить передвижение по тротуарам для тяжелого и скоростного транспорта.

И напоследок — что думают наши курьеры

Городская среда стала опасной для пешеходов. Для велосипедов и самокатов нужны отдельные дорожки. А на тротуарах надо ставить "лежачих полицейских" против велосипедистов. Я велосипедом и самокатом не пользуюсь и не буду пользоваться даже бесплатно. Тащить его по эскалатору в метро не хочу.

Дмитрий, курьер

Для доставок велосипед — вещь удобная, но опасная как для курьера, так и для окружающих. Прямо скажу, убил бы некоторых ездоков, особенно когда едут и в телефоне сидят одновременно. Сам расшибется — хрен бы с ним, не жалко, сам виноват, а если наедет на кого-нибудь? По тротуарам носятся, наплевав на всех и на всё. В общем я однозначно против.

Александр, курьер

Велосипедисты гоняют по тротуарам, где ходят пешеходы, не могут объехать поток людей и постоянно трезвонят, чтобы все расступились перед ними. То ещё удовольствие каждый раз дергаться, особенно если в наушниках идёшь. Если были бы выделенки для великов и самокатов рядом с тротуаром, тогда вопросов никаких, а так одно неудобство.

Виктория, курьер
1313
114 комментария

Статья - словоблудие.
Кто нарушил ПДД, тот и виноват.

17

Как сократить количество аварий?

Вопрос в целом решается просто

Сделать нормальную вело- самокато-инфраструктуру. Только так это можно сделать, и никак иначе. Чем дольше откладывать это, тем дольше потом люди будут привыкать.

Кроме того, необходимо поставить пешехода в наивысший приоритет в системе городского передвижения, затем средства индивидуальной мобильности, затем общественный транспорт, затем такси, и только потом личный транспорт.

Только когда начнут активно строиться велодорожки (еще и чиститься зимой), сужаться проезжая часть, создаваться отдельные полосы для общественного транспорта по всему городу - тогда и будет вам счастье.

15

Вы зимой на велосипеде много ездили?

1

можно еще проще. цены на личные авто сделать на 500% выше, половину авто продадут, хватит места для велосипидеистов и авто

1

А на тротуарах надо ставить "лежачих полицейских" против велосипедистов. Больше лежачих полицейских богу лежачих полицейских.
Люди с чемоданами, детскими колясками, и вообще с проблемами с подвижностью скажут вам "спасибо".
Дворники, чистящие тротуары тоже скажут "спасибо" - любой выступ на тротуаре мешает механизированной уборке.

9

Замечу что на велосипеде, да и на самокате, лежачие полицейские просто перепрыгиваются, не снижая скорости. Так что согласен, это скорее помешает другим.

3

Велодорожка по ПДД - 1 метр от бордюра (или от транспортного средства припаркованного у бордюра), если конечно нет отдельной, выделенной полосы. Если кто-то сцыкает так ездить - пусть пешеходит.

5