Отзыв клиента – крик души! Работа с отзывами и ответами на маркетплейсах WB и Ozon

Рис. 1 Правильные ответы пишите в комментариях. После 1-го правильного ответа мы опубликуем еще несколько подборок. Каждый ответивший правильно, внимательный читатель, получит от нас один из 10 приятных сюрпризов. Но об этом в самом конце статьи.
Рис. 1 Правильные ответы пишите в комментариях. После 1-го правильного ответа мы опубликуем еще несколько подборок. Каждый ответивший правильно, внимательный читатель, получит от нас один из 10 приятных сюрпризов. Но об этом в самом конце статьи.

Дорогой читатель, до того, как ты познакомишься с циферками, смешными цитатами, и интересными закономерностями, предлагаем внимательно посмотреть на картинку, и сделать смелые предположения – к какой категории, и какому маркетплейсу принадлежит это облако тегов.

Отзыв пользователя о сервисе, товаре, услуге – ценная обратная связь. В рамках проекта sellmonitor.com Мы ежедневно собираем более 600 000 отзывов на крупнейших российских маркетплейсах Ozon, WB, Aliexpress. Мы собираем не только отзывы, но и ответы на них. Мы накопили огромный массив данных, выявили интересные закономерности, и сделали суперсервис автоответов, позволяющий продавцам на маркетплейсах экономить кучу времени, но обо всем по порядку.

1. Репутация бренда

Отделы маркетинга, и PRа крупных кампаний работают над тем, чтобы сформировать желаемый образ бренда у потенциального покупателя. Кроме формирования имиджа, работа с отзывами дает сигналы для внутренних отделов компании – логистики, склада, и разработчиков продукта.

Товары без отзывов от бренда, который пока не слишком известен на рынке, покупают неохотно. Считается хорошим тоном набрать хотя бы 5-10 отзывов (в зависимости от товара и категории на маркетплейсе). Увеличение количества отзывов по товару на каждые 10 штук, увеличивает конверсию по карточке товара на 1%.

Откуда мы это знаем?

У нашей команды был опыт сопровождения магазина на Amazon. Рассмотрим товар – треккинговые палки. С количеством отзывов 7 штук, из 100 просмотров карточки товара покупку совершали 3 человека. С количеством отзывов 28 штук, в покупку конвертировалось 11 пользователей из 100. Для Wildberries, хоть площадка и не раскрывает количество пользователей, попавших на вашу карточку товара, действуют похожие законы.

Мы решили проанализировать товары, у которых мало отзывов, но они находятся в TOP10 в своей категории. И вот что мы обнаружили.

<p>Рис. 2 Товары на маркетплейсе Wildberries с количеством отзывов менее 10 штук, и позицией в ленте от 1 до 10 в мае 2022 года.</p>

Рис. 2 Товары на маркетплейсе Wildberries с количеством отзывов менее 10 штук, и позицией в ленте от 1 до 10 в мае 2022 года.

Безусловными лидерами по продажам товаров с малым количеством отзывов являются либо известные бренды, такие как Huawei, Xiaomi, Kercher, либо бессмертная классика, такая как «Сказки и стихи Пушкина» или «Рассказы Зощенко». Аномалии в нашем списке: «Ликвазим – бактерии для септиков» или же «Eronorm+ Капсулы для мужской силы» - у этих товаров мало отзывов, но много продаж и они входят в 10-ку в соответствующих категориях. Анализ графика продаж и скорости набора отзывов позволяет предположить, что продавцы используют проверенную технику «прокупаний» для повышения товара в поисковой выдаче WB. И первый, и второй товар относительно «новый» для маркетплейса, однако с первых дней оба товара демонстируют хорошую динамику продаж.

<p>Рис. 3 График продаж и позиции в поисковой выдаче. «Norm+ / Eronorm+ Капсулы для мужской силы» на маркетплейсе Wildberries.</p>

Рис. 3 График продаж и позиции в поисковой выдаче. «Norm+ / Eronorm+ Капсулы для мужской силы» на маркетплейсе Wildberries.

Частая ошибка начинающих продавцов, не дождавшись критической массы отзывов поднять товар в поисковой выдаче с помощью «прокупаний», но не получив достаточно хорошей конверсии такие товары снова скатываются вниз.

Опытные селлеры, имеющие портфолио из нескольких десятков товаров, как правило, подходят к набору отзывной массы более внимательно. В каждую упаковку помещается флаер, где в ответ на отзыв продавец обещает перевести по номеру телефона от 100 до 200 рублей.

<p>Рис. 4 Флаер с обещанием бонусов для покупателей от онлайн магазина «Kiddoboom». Фото флаера было выложено одним из пользователей в отзывах на товар на сайте Wildberries.</p>

Рис. 4 Флаер с обещанием бонусов для покупателей от онлайн магазина «Kiddoboom». Фото флаера было выложено одним из пользователей в отзывах на товар на сайте Wildberries.

Отметим, что, например, на американском Амазоне политика «инициированных продавцом» отзывов не приветствуется, а уж тем более блокируются отзывы, оставленные пользователями корысти ради. Российские маркетплейсы - Wildberries и Озон пока активно с таким способом «работы над репутацией» не борются.

Ежедневно на Wildberries пользователи оставляют более 200 тысяч отзывов, и более 7 миллионов публикуется ежемесячно. Есть прямая зависимость – чем больше товаров в категории, тем больше отзывов.

Мы проанализировали, в каких категориях пользователи охотнее всего оставляют комментарии, а в каких категориях, наоборот, прослеживается дефицит. Для этого мы посчитали в каждой категории количество отзывов за период, количество товаров, на которые отзывы были оставлены, и общее количество товаров в категории. Мы рассматривали промежуток с начала года по текущий момент. И вот что у нас получилось.

<p>Рис. 5 Распределение количества отзывов по категориям и продуктам на Wildberries с января по май 2022. </p>

Рис. 5 Распределение количества отзывов по категориям и продуктам на Wildberries с января по май 2022.

Для того, чтобы оценить, насколько охотно пользователь пишет отзывы в конкретной категории, мы посчитали отношение общего количества отзывов за период, к количеству товаров с отзывами. В категориях «Красота», «Женщинам» и «Спорт» пользователи делятся своими впечатлениями охотнее других (среднее количество отзывов на один товар более 12 штук). В категории «Ювелирные изделия», «Для ремонта» и «Автотовары», пользователи менее активны, и на один товар в среднем приходится менее 6ти отзывов.

2. Негатив, конверсия и продажи

Чем выше рейтинг товара – тем лучше продажи. Посетители сайта, как правило, внимательно следят за тем, что пишут другие пользователи о товарах. Если рейтинг товара снижается ниже 4 звезд, конверсия в покупку на такой товар падает, и продавцы стараются закрыть негатив положительными отзывами.

<p>Рис. 6 «Всеми полюбившиеся товары 3 в 1 тушь и подводка для глаз» - влияние негативных отзывов на продажи. Было мало позитивных отзывов – продажи набирали силу. Прилетел негатив – продажи резко упали.</p>

Рис. 6 «Всеми полюбившиеся товары 3 в 1 тушь и подводка для глаз» - влияние негативных отзывов на продажи. Было мало позитивных отзывов – продажи набирали силу. Прилетел негатив – продажи резко упали.

На рисунке выше видно, что негативные отзывы довольно быстро обвалили продажи туши, и подводки для глаз. Некачественная партия товара или персорт способны испортить хорошую товарную идею так, что, возможно, придется создавать новую карточку товара с нетронутым негативом рейтингом.

Для того, чтобы оперативно реагировать не пользовательский негатив, некоторые продавцы стараются не допустить отрицательных эмоций со стороны пользователей – оставляя контакты поддержки для оперативной замены брака или отправки компенсаций. Кто-то оставляет контакты мессенджеров, кто-то email, но основная задача – поговорить с пользователем до того, как он успеет поставить неудовлетворительную оценку.

<p>Рис. 7 Пример контактов поддержки прямо в карточке товара на маркетплейсе Wildberries.</p>

Рис. 7 Пример контактов поддержки прямо в карточке товара на маркетплейсе Wildberries.

Такой подход напрямую не противоречит правилам Wildberries, и позволяет проактивно работать с комьюнити покупателей.

3. Культура общения

Культура общения с пользователями высокое искусство. И если бренды почти всегда держат марку, то более мелкие продавцы иногда дают слабину, и превращают общение с покупателем в настоящий «рынок».

Нам стало интересно, а много ли обсценной лексики в отзывах пользователей и ответах брендов, и мы поискали Cлово 1 «г-но» и Слово 2 «м-к» в нашей базе в отзывах пользователей и в ответах продавцов, и вот что у нас получилось.

Слово 1 встречается в отзывах на WildBerries 27617 раз, а в ответах продавцов «всего» 102 раза, на Озон в отзывах оно встречается 11534 раза и 1689 раз в ответах брендов.

Слово 2 встречается в отзывах 246 раз, а в ответах продавцов 9 на WildBerries и 146 раз в отзывах пользователей и 28 раз в ответах брендов на Озоне.

Таким образом, можно предположить, что модерация на ВБ лучше следит за ответами продавцов, и по каким-то причинам пропускает эмоциональные реплики пользователей. На Озоне же модерация более либеральна, и позволяет продавцам открыто выражать свои чувства в общении с пользователями, не стесняясь в выражениях.

Ниже мы привели несколько примеров, с особой пометкой, что «так делать не надо!»

<p>Рис. 8 Неадекватный ответ на эмоции пользователей в отзыве на товар.</p>

Рис. 8 Неадекватный ответ на эмоции пользователей в отзыве на товар.

Рис. 9 Неадекватный ответ на эмоции пользователей в отзыве на товар.
Рис. 9 Неадекватный ответ на эмоции пользователей в отзыве на товар.

Вряд ли такие ответы и отзывы будут признаны пользователями полезными. На каждой площадке существует механизм, позволяющий «пожаловаться» как на отзыв пользователя, так и на ответы бренда.

Кроме того, у каждого посетителя площадки есть возможность поставить свою оценку-лайк любому отзыву. Наиболее «полезные» с точки зрения сообщества отзывы ранжируются вверх.

Рис. 10 Отзыв, набравший максимальное количество лайков на Wildberries. Если Елена нас читает – ей подарок от нашего сервиса – бутылка шампанского, за отличное чувство юмора и позитивные эмоции для других покупателей.
Рис. 10 Отзыв, набравший максимальное количество лайков на Wildberries. Если Елена нас читает – ей подарок от нашего сервиса – бутылка шампанского, за отличное чувство юмора и позитивные эмоции для других покупателей.
<p>Рис. 11 Отзыв, набравший максимальное количество лайков на Ozon.</p>

Рис. 11 Отзыв, набравший максимальное количество лайков на Ozon.

Удивительно, что не все бренды считают полезным и важным отвечать пользователям. Мы проанализировали более 28 000 магазинов. Тщательно с репутацией работает чуть более половины крупных продавцов. Например, количество магазинов, получивших более 5000 отзывов за 5 месяцев 2022 года на Wildberries не более 750 штук, при этом 200 из них отвечают только на 30% отзывов пользователей или не отвечают вовсе. Многие из них торгуют сезонным или дешевым товаром, а значит стоимость ответа на отзыв и «ручной труд» просто съедают часть маржи на товар.

4. Эмоциональный ландшафт

Большой массив данных позволяет ставить смелые эксперименты буквами и словами. Мы взяли одну из категорий первого уровня на Wildberries и поделили все отзывы на две группы. В первую вошли негативные (представлены в начале статьи), с оценкой 1-3 звезды, а во вторую позитивные отзывы, с оценкой 4-5 звезд и решили построить облако тегов, для того чтобы посмотреть на «эмоциональный ландшафт» категории. И вот что у нас получилось.

Рис. 12. Угадайте для какой категории сделано облако тегов из отзывов 4-5 звезд.
Рис. 12. Угадайте для какой категории сделано облако тегов из отзывов 4-5 звезд.

5. Калечный позитив

Мы решили посмотреть, а как бренды реагируют на позитивные отзывы пользователей, много ли шаблонных ответов? Мы провели анализ для бренда Tefal на маркетплейсе Wildberries. И вот что мы обнаружили.

<p>Рис. 13. Анализ отзывов бренда Tefal на маркетплейсе Wildberries.</p>

Рис. 13. Анализ отзывов бренда Tefal на маркетплейсе Wildberries.

Рис. 14 Самые частые ответы бренда Tefal на маркетплейсе Wildberries.
Рис. 14 Самые частые ответы бренда Tefal на маркетплейсе Wildberries.

Большинство ответов на 4 и 5 звездочные отзывы пользователей носят шаблонный характер, пользователю желают хорошего дня, и благодарят за покупку. Бренды забывают, что можно обратить внимание пользователя на другие товары или предупредить о надвигающейся распродаже, или анонсировать новинки. Ответ будет доступен не только конкретному покупателю, но и всем тем посетителям, которые только-только принимают решение о покупке.

С негативными отзывами дело обстоит сложнее. Очень часто пользователи жалуются на мятую упаковку, сорванные сроки доставки, пересорт, словом, те моменты, где вина продавца неочевидна, и скорее всего ответственность несет маркетплейс. Мы рекомендуем выдерживать достоинство и одинаково вежливо отвечать и на восторженный позитив, и на ядовитый негатив. Помните, вас читают сотни будущих покупателей!

6. Время - ценный ресурс!

Теперь немного рекламы. Самый ценный ресурс - это время. Экономьте свое время, и время своих сотрудников. Для работы с репутацией на маркетплейсах, мы сделали модуль к нашему сервису Sellmonitor, дающий возможность отвечать на вопросы пользователей.

Рис.15 Интерфейс модуля автоответов на отзывы.
Рис.15 Интерфейс модуля автоответов на отзывы.

Вы добавляете нашего супер бота к себе в аккаунт на Wildberries, настраиваете шаблоны ответов (их можно настроить для конкретного товара или группы товаров), определяете «стоп слова» при которых отзыв будет пропущен сервисом, и передан вам на ручную обработку, и наслаждаетесь сэкономленным временем.

Рис. 16 Интерфейс создания правила для ответа на отзывы.
Рис. 16 Интерфейс создания правила для ответа на отзывы.

За время бета-тестирования наш бот ответил более чем на 20 000 отзывов для нескольких крупных брендов. Если вы хотите протестировать наш сервис автоответов пишите нам в телеграмм (вот тут). Делитесь своими идеями по развитию нашего сервиса в комментариях к статье.

1515
22 комментария

Комментарий недоступен

3

Комментарий недоступен

4

блин, а я обычно доверяю)

Статистика упрямая наука. Отзывы работают на продажи. Даже "критическое мышление" не всегда помогает в осознанном выборе товаров.

90% не соответствуют.
Ибо их генерят автоботы, боты, ИИ и прочие прочее, но только не реальные покупатели

Спасибо за интересную и полезную статью. На вс в последнее время их становится меньше

4

Насчёт мотивации покупателей к отзывам, возможно вы не знали, но на Озоне есть действующая система баллов за отзывы. Продавец может оплатить отзыв покупателю балами Озона, где 1 бал равен 1 рублю. Минимальная ставка 50 руб. Причём отзыв с фото или видео автоматически стоит дороже, их нельзя оплатить по одной цене. Не скажу, что массовый инструмент, но он точно работает.

2