Пятое. Без фасилитации никуда. В сообществе всегда должно что-то происходить, внутри всегда должна быть активность — это не заскриптуешь. Да, можно представить терминальное состояние, когда сообщество самоорганизуется и развивается без участия основателей; в этом случае фасилитацией занимаются контрибьюторы — наиболее активные участники, создающие ценность.
Очень интересная статья, спасибо.
Я правильно понимаю, что Community-as-a-Product - это всегда часть бизнеса, поэтому непосредственно community не приносит денег, не монетизируется?
Мне интересно, может ли Community-as-a-Product быть бизнесом сам по себе. Чтобы состояться при небольшом количестве участников нужен тогда большой ценник, или это так не работает в принципе. Потому что у меня не получилось пока сделать это самодостаточным бизнесом, даже небольшим.
Наташа, спасибо за вопросы.
В рамках концепции применение продуктового подхода как раз подразумевает наличие бизнес-модели у сообщества. Одна из частей бизнес-модели про уникальную ценность, а другая — про доходы (revenue streams).
Монетизация может быть разной; например, наши сообщества работают через годовую подписку, потому что это и про камерность, и про сегмент, и про ценность.
===> Мне интересно, может ли Community-as-a-Product быть бизнесом сам по себе.
Кратко: да. Скажите, а что конкретно не получается? У меня есть гипотезы по тому, что может этому мешать, но правильнее узнать у вас.