Потребление платного контента в России и в мире: как изменялось и что его ждёт

Хронология развития платного контента и мнения представителей компаний с подписной бизнес-моделью о перспективах рынка в России.

Как всё начиналось

Бизнес-модель потоковой передачи информации существует с 20 века. Платное телевидение появилось в США в 1973 году. В Европе активно развивалось с середины 1980-х годов. Первое платное телевидение в России появилось в начале 1990-х годов.

При этом на всех платных каналах наряду с фильмами, шоу и программами показывалась и реклама. Модель «плати, чтобы отключить рекламные объявления» появилась позже.

Amazon, открывшаяся в 1994 году, через год запустила свой сайт. Первоначально на нём продавались книги с доставкой по США. Но с 1998 года Amazon начинает продавать: видеоигры, электронику, одежду, мебель, пищевые продукты и так далее. Улыбка-стрелочка под надписью, которая появилась в 2000 году, символизирует, что покупатель найдёт в магазине всё.

В то же время стали открываться логистические центры компании и в Европе. В России первый интернет-магазин открылся в 1996 году. Он тоже был ориентирован на продажу книг и печатной продукции, но такого глобального развития, как западные аналоги, не получил. До появления Ozon.ru оставалось два года.

Джефф Безос в первом офисе Amazon, 1990-е годы
Джефф Безос в первом офисе Amazon, 1990-е годы

Однако скорость интернет-соединения не позволяла скачивать большие объёмы контента. Поэтому медиа распространяли через аналоговые носители — CD, видеокассеты и пришедшие им на смену DVD-диски.

Электронные книги, нетребовательные к техническим характеристикам устройств, получили широкое распространение позже. Программное обеспечение, которое распространялось в то время на цифровых носителях, сопровождалось печатной документацией, а иногда и толстыми справочниками по работе с ним. Пользователи ещё не привыкли читать «цифру», предпочитая ей традиционные источники — газеты, книги, журналы.

Цифровые нулевые

Впервые услугу загрузки рингтона для мобильных телефонов предложил финский мобильный оператор Radiolinja в 1998 году. Продажа рингтонов пользователям сотовых стала одним из доходных направлений бизнеса.

Операторы сотовой связи предлагали не только возможность замены стандартной мелодии на оригинальную, но и разные варианты подписок на тематические рассылки — знакомства, гороскопы, новости.

Открытие онлайн-магазина iTunes Store в 2003 году повлияло на продажи медиапроигрывателей iPod от Apple. В магазине можно было купить не только альбом музыканта, но и понравившиеся песни по отдельности. Пользователи нового сервиса купили миллион песен за первую неделю. Первоначально в онлайн-магазине продавались только музыкальные композиции, но со временем к ним добавился видео- и игровой контент.

Запуская iTunes, бывший глава компании Стив Джобс отметил: «Мы верим, что 80% людей, крадущих музыку, делают это не по своей воле — у них просто нет выбора. И мы решили: надо создать легальную альтернативу». Запуск этого сервиса в России состоялся спустя девять лет, в 2012 году.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Ftime.com%2F3627713%2Fapple-steve-jobs-video%2F&postId=46017" rel="nofollow noopener" target="_blank">Time</a>. Стив Джобс проводит презентацию нового iPod mini в Сан-Франциско, 2004 год
Источник: Time. Стив Джобс проводит презентацию нового iPod mini в Сан-Франциско, 2004 год

В том же 2003 году компания Valve открыла онлайн-сервис Steam — магазин цифровой продажи компьютерных игр и программ. Издатели сократили затраты на печать дисков и издержки на продажу через розничные магазины. Потребители получили возможность в любое время загрузить купленную программу или игру через интернет.

Такой моделью пользовались и независимые разработчики — им не нужно было вкладываться в физическое распространение игры.

Выход игры Half-Life 2, в комплект которой входил дистрибутив для установки Steam, привлёк к сервису первую волну пользователей. Вслед за Valve и другие крупные компании стали запускать свои сервисы по продаже игр в интернете: Origin, Uplay и так далее.

В ноябре 2007 года впервые в продаже появилось устройство Kindle от Amazon стоимостью $399. Электронную книжку продали за пять с половиной часов, её продажи возобновились только в апреле 2008 года, а цена за это время снизилась до $299.

На российском рынке в этот период появился свой игрок — компания «ЛитРес». Суммарный месячный оборот у «ЛитРес» составлял около 400 тысяч рублей. «На роялти конкретного издательства в этой сумме приходились совершенно смешные деньги», — отмечает технический директор магазина электронных книг «ЛитРес» Дмитрий Грибов.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pcworld.com%2Farticle%2F235628%2Firiver_story_hd_review.html&postId=46017" rel="nofollow noopener" target="_blank">PCWorld</a>. Первые электронные книги от Google и Amazon
Источник: PCWorld. Первые электронные книги от Google и Amazon

В 2008 году Google открыла сервис Android Market, который позволял пользователям этой операционной системы устанавливать приложения. Поддержка платных приложений в США и Великобритании появилась годом позже, на международные рынки сервис вышел в 2010 году. Основным источником дохода стала продажа электронных книг — Google eBookstore — и музыки — Google Music.

В 2012 году компания объединила несколько онлайн-магазинов в одну платформу Google Play. К тому моменту в сервисе уже было 450 тысяч различных приложений и игр.

App Store стартовал 11 июля 2008 года с 500 приложениями для скачивания. Уже через три дня количество приложений составило 800, а загрузок — более 10 млн. Через год количество загрузок превысило 1 млрд. Apple стала первой компанией, которая создала собственный магазин приложений для своих электронных устройств.

Средняя стоимость платных приложений — от $0,99 до $9,99. Доходы от продаж приложений распределяются следующим образом — авторы получают 70%, Apple забирает 30%. В App Store представлены двадцать различных категорий приложений, среди которых программы для досуга (игры, книги, соцсети), бизнес-приложения, справочники и так далее.

Успешным кейсом продаж через приложение стала игра Angry Birds, которая вышла в декабре 2009 года. Первая версия игры предназначалась для телефонов iPhone и была доступна только в App Store. За два года её скачали более 200 млн раз. Игра принесла создателям выручку в €56 млн при стартовых вложениях в €100 тысяч. Angry Birds стала самой популярной и прибыльной игрой в истории мобильных платформ.

В 2009 году Apple запустила рекламную кампанию There’s An App For That («Для этого есть приложение»)

Эпоха цифрового контента (с 2010 года по сегодня)

Видео

До 2010 года на рынке видеоконтента в США были две наиболее крупные компании — Blockbuster и Netflix. В 2007 году Netflix начала распространять потоковое видео, которое включало в себя оплату за время просмотра. Месячная подписка обходилась в 8$.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fblogonmanagement.wordpress.com%2F2015%2F05%2F18%2Fdisruptive-innovation-in-the-video-rental-industry-story-of-netflix%2F&postId=46017" rel="nofollow noopener" target="_blank">Blog on Management</a>. Противостояние сервисов Blockbuster и Netflix на рынке видеоконтента
Источник: Blog on Management. Противостояние сервисов Blockbuster и Netflix на рынке видеоконтента

Компания экспериментировала с различными бизнес-моделями и форматами работы с аудиторией, однако основную часть прибыли получала от проката дисков. На этом этапе основной задачей становится увеличение уникального контента на сайте, который позволил бы привлечь новых пользователей.

В 2010 году Netflix заключает соглашения с такими киностудиями, как Paramount Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Lionsgate, Disney, MGM, GBS и многими другими. В это же время увеличивается количество платформ и устройств для сервиса.

Кроме того, в 2010 году Blockbuster объявила себя банкротом, задолжав около $900 млн своим кредиторам.

C 2013 года главным источником уникального контента Netflix становится производство собственных сериалов и эксклюзивные договоры с кинокомпаниями на право первым опубликовать у себя видео. А в 2016 году сервис выходит на рынки 190 стран мира, среди которых Россия, Индия, Южная Корея. На сегодня у компании более 130 млн пользователей.

Музыка

История сервиса «Яндекс.Музыка» как бизнеса началась с поисковика «Яндекс». В 2009 году пользователям была доступна функция прослушивания песен по запросу. Ниже поисковой строки появлялся медиаплеер, который позволял легально и в высоком качестве слушать композиции.

Полностью как сервис «Яндекс.Музыка» запустилась в сентябре 2010 года. Сначала стартовал спецпроект, посвящённый группе «Кино», а затем более 50 правообладателей, среди которых Universal, Warner Music Group, Sony Music, «Первое музыкальное издательство», «Монолит», предоставили контент для приложения. На момент запуска было доступно 800 тысяч треков от 58 тысяч исполнителей.

В 2012 году сервис запустил платное мобильное приложение для iPhone, а год спустя — и для Android. В 2016 году компания «Яндекс» впервые раскрыла число платных подписчиков. Музыкальным приложением пользовались более 250 тысяч человек. Вся аудитория превышает 20 млн пользователей, а за подписку платит только 1%.

Большинство людей предпочитает пользоваться бесплатной веб-версией «Яндекс.Музыки». Стоимость подписки на разных платформах различается: на сайте «Яндекс.Музыки» она стоит 169 рублей в месяц, в Google Play — 199 рублей, в App Store — 229 руб.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvistanews.ru%2Fculture%2Fmusic%2F205415&postId=46017" rel="nofollow noopener" target="_blank">Vista News</a>. В марте 2018 года сервис «Яндекс.Музыка» предоставил ещё один вариант подписки — за 99 рублей в месяц. За эту цену пользователь получает доступ ко всей музыке, но не может сохранить на телефон более 99 треков одновременно
Источник: Vista News. В марте 2018 года сервис «Яндекс.Музыка» предоставил ещё один вариант подписки — за 99 рублей в месяц. За эту цену пользователь получает доступ ко всей музыке, но не может сохранить на телефон более 99 треков одновременно

В октябре 2013 года в Россию пришёл сервис Google Play Music, который за пределами страны существовал уже два года. На момент запуска музыкальное приложение имело партнёрские отношения с Universal Music Group, EMI, Sony Music Entertainment и Warner Music Group и 13 млн треков, 8 млн из которых были доступны для покупки.

В 2013 году Google объявила о расширении возможностей Google Play Music и включила платное потоковое вещание, позволяющее пользователям транслировать любую песню в каталоге. Стоимость подписки составила $9,99.

В 2015 году компания разработала сервис подписки YouTube Red (сейчас — YouTube Premium) — он включал в себя просмотр видео на YouTube без рекламы и доступ к Play Music. Сейчас Premium доступен в России, США, Бразилии, Германии, Испании, Италии, Канаде, Украине, Франции и других странах. Для пользователей из России месяц подписки стоит 199 рублей.

В Play Music компания Google интегрирует подкасты и своего голосового помощника.

Сегодня «Яндекс.Музыка» вместе с Apple Music и Google Play Music являются самыми популярными музыкальными сервисами в России. Общее количество платных подписчиков на музыкальные стриминговые сервисы составляет более 1 млн пользователей.

Приложения и игры

На 2017 год в Google Play более 2,9 млн приложений для Android. Количество скачиваний приложений достигло 82 млрд.

В это время в App Store пользователи потратили на программы и игры $42,5 млрд, что почти в два раза больше, чем в Google Play. Количество загрузок через сервис превысило 100 млрд, а количество приложений — 2 млн. Наибольшее количество загрузок совершают пользователи из Азиатско-Тихоокеанского региона, они расходуют в четыре раза больше средств, нежели жители Европы и Ближнего Востока.

К 2020 году компания Apple намерена увеличить доход с App Store до $20 млрд.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.polygon.com%2F2018%2F9%2F14%2F17861300%2Ffortnite-nintendo-switch-online&postId=46017" rel="nofollow noopener" target="_blank">Polygon</a>. Издатель Epic Games отказался от сотрудничества с Google Play, выпустив популярную игру Fortnite эксклюзивно для магазина приложений Samsung
Источник: Polygon. Издатель Epic Games отказался от сотрудничества с Google Play, выпустив популярную игру Fortnite эксклюзивно для магазина приложений Samsung

Сервис подписки игр на консолях PlayStation Plus запустили в 2010 году. Сейчас он предлагает возможность играть в мультиплеерные игры по интернету, скидки в PSStore, бесплатные демо-версии игр и ежемесячные раздачи. Стоимость годовой подписки — 3899 рублей. Количество платных пользователей в 2017 году составило 26 млн игроков.

В 2014 году компания Microsoft перевела свой сервис Xbox Live Gold на похожую модель работы для пользователей консолей Xbox 360 и Xbox One: обладателям платной подписки предоставляется ранний доступ к демо-версиям, некоторые бесплатные игры и другие возможности.

Сервис подписки Xbox Game Pass, запущенный в июне 2017 года, позволяет играть в эксклюзивы этой платформы за 599 рублей в месяц или 5999 рублей в год.

Количество ежемесячно активных пользователей Xbox Live (на консолях, компьютерах и смартфонах) к концу 2017 составляет 59 млн. В конце января Microsoft купила облачный сервис PlayFab, который обслуживает больше 700 млн геймеров. Общая выручка с программного обеспечения и сервисов Xbox составила около $2,46 млрд.

EA представила в 2017 году свой новый сервис EA Access (на ПК подобный продукт — Origin Access). Оформляя подписку, человек получает полноценный доступ к играм: Mirror’s Egde, Need for Speed, Unravel, а также к Titanfall 2 с Battlefield 1.

Также есть облачные сервисы, которые позволяют играть удалённо, не устанавливая игру на компьютер. В июле 2015 года компания EA заключила соглашение с американским телекоммуникационным конгломератом Comcast, которому принадлежит облачный игровой сервис Xfinity Games. В сервисе появились FIFA Soccer 13, Plants vs Zombies, изданные EA.

Есть следующие модели оплаты онлайн-игр: ежемесячная подписка (pay-to-play), плата за доступ (buy-to-play), условно-бесплатная игра (free-to-play). Последняя подразделяется ещё на три вида: pay-to-win, freemium и идеальный free-to-play.

К примеру, MMORPG World of Warcraft изначально имела ежемесячную подписку. После в игре появился дополнительный магазин для улучшения героя — это модель pay-to-win.

В модели freemium бесплатная версия игры урезана, чтобы получить полную функциональность, придётся заплатить. Идеальный free-to-play — это когда в бесплатной игре нет товаров, нарушающих баланс в игровом мире. Продаются только одежда, возможность смены ника и так далее. К этой модели можно причислить игру League of Legends.

В 2013 году игровая индустрия СНГ заработала денег больше, чем кинопроизводители. Согласно данным Mail.Ru Group, к концу 2012 года объём рынка компьютерных игр в СНГ достиг отметки в $1,3 млрд. Первыми по динамике роста в игровом секторе стали мобильные игры. Но их доля от общего объёма составляет 7%. Наибольшей популярностью в игровой индустрии пользуются многопользовательские онлайн-игры — 30% и социальные игры — 26%.

Игровое издание «Канобу» составило рейтинг самых популярных игр в 2013 году.

Потребление платного контента в России и в мире: как изменялось и что его ждёт

Первое место заняла игра World of Tanks. Игра разработана белорусской студией Wargaming.net. В 2017 году она им принесла $471 млн.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftech.onliner.by%2F2018%2F01%2F31%2Fsuperdata-gaming&postId=46017" rel="nofollow noopener" target="_blank">SuperData</a>. Итоги 2017 года в игровой индустрии. Каждый третий человек (2,5 млрд людей) играет во free-to-play-игры на ПК или мобильных платформах. Несмотря на то, что играть в них можно бесплатно, геймеры сгенерировали 89% дохода ПК- и мобильного рынков — $82 млрд за год
Источник: SuperData. Итоги 2017 года в игровой индустрии. Каждый третий человек (2,5 млрд людей) играет во free-to-play-игры на ПК или мобильных платформах. Несмотря на то, что играть в них можно бесплатно, геймеры сгенерировали 89% дохода ПК- и мобильного рынков — $82 млрд за год

В 2017 году Россия стала крупнейшим киберспортивным рынком Европы с объёмом в $38 млн. Вторым по величине рынком является Швеция ($31 млн), третье место у Дании (почти $22 млн).

По прогнозу PayPal и SuperData, в ближайшие два года российский рынок киберспорта продолжит расти, в 2018 году его объём превысит $45 млн, а в 2019-м году достигнет $53 млн. Россия уже была лидером рынка в 2015 году, а в 2016 году заняла второе место.

Суммарный объём рынка Европы и ОАЭ составил $252,5 млн. Часть экспертов предлагает сравнивать российский киберспортивный рынок не с отдельной европейской страной, а целым регионом — Центральной Европой.

Медиа

Первое издание в России, которое запустило подписку, — «Ведомости». В 2011 году был открыт доступ к материалам сайта за плату. В 2013 году платный доступ ввёл телеканал «Дождь». В 2014 году по подобной схеме стал работать проект Slon, сегодняшний Republic.

В первые годы работы «Ведомости» зарабатывали ежемесячно на подписке около 5 млн рублей, а телеканал «Дождь» — около 7,7 млн. С 2016 года продажи подписки позволяли Republic генерировать выручку в 4,5 млн рублей ежемесячно.

Сначала под пейволл на Slon отводилось до трёх статей в день, сейчас практически все статьи Republic доступны только подписчикам, часть остаётся в бесплатном доступе. На Republic сегодня подписано почти 20 тысяч пользователей, стоимость доступа к платному контенту составляет 480 рублей в месяц или 4800 рублей в год. В июле 2018 года издание столкнулось с финансовыми проблемами, о чём сообщил в инвестор проекта Александр Винокуров.

За рубежом изданий, работающих по такой модели, больше. В мае 2018 года исследователь из Оксфордского университета Гжегож Пехота представил исследование о пейволл (493 национальных изданий с наивысшим охватом на 32 мировых медиарынках).

Источник: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fjrnlst.ru%2Fpaywall-wan-ifra&postId=46017" rel="nofollow noopener" target="_blank">Журналист</a>». «Каждое третье СМИ в мире имеет платную подписку. Кроме Греции — так сложилось исторически. Больше всего закрытого контента в бельгийских СМИ — 70%. Несмотря на это, люди постоянно ищут альтернативные источники бесплатного контента», — сообщает издание
Источник: «Журналист». «Каждое третье СМИ в мире имеет платную подписку. Кроме Греции — так сложилось исторически. Больше всего закрытого контента в бельгийских СМИ — 70%. Несмотря на это, люди постоянно ищут альтернативные источники бесплатного контента», — сообщает издание

В основном работающие по подписке медиа делают акцент на высококачественном контенте и предлагают пользователям оформить подписку. Помимо пейволл для материалов существуют различные модели, ориентированные на конкретное издание и создание вокруг него сообщества пользователей.

Например, проекты TJ и Snob продают клубные аккаунты, а подписчики на Sports.ru получат контент без рекламы и возможность просмотра сериалов на «Амедиатеке».

Среди основных факторов, которые мешают СМИ внедрять платную подписку, — отсутствие доверия ресурсу, контент низкого качества, а также подверженность политического влияния и распространение фейковых новостей.

В среднем в мире 14% пользователей имеют опыт платного потребления новостей. В североевропейских странах и странах Бенилюкса уровень платного потребления выше (до 30%). Многие норвежские газеты используют гибридную платную модель, объединяющую лимит на просмотр страниц и некоторый премиальный контент.

В 2018 году вышел отчёт Института изучения журналистики Reuters Digital News Report. Ниже — несколько выводов из исследования о платном потреблении контента.

  • Доля людей, платящих за новости в онлайне, выросла во многих странах, более всего в Швеции (на 6%), Норвегии и Финляндии (на 4%), где большая часть изданий работает по модели пейволл. На более сложных и сегментированных рынках некоторые издатели предлагают онлайн-новости бесплатно.
  • В прошлом году в США сохранилась тенденция к увеличению количества подписок, тогда как в Испании и Великобритании пожертвования и членство по взносам возникло в качестве альтернативной стратегии потребления новостей. Как правило, взносы связаны с политическими установками (левыми) и чаще принимается молодёжью.

Добровольные взносы читателей позволяют сохранять свободный доступ к информации. Британская Guardian приняла эту модель в 2016 году и с тех пор получила 600 тысяч добровольных платежей, увеличив свои доходы на десятки миллионов фунтов ежегодно. В России по этой модели уже работает «Медиазона», недавно о старте краудфандинговой кампании объявила «Новая газета».

Рынок платного контента сегодня и перспективы его развития

О том, как изменился рынок потребления платного контента за последние несколько лет, а также какие существуют в нём ограничения и тренды, рассказывают представители компаний, которые работают с подписной бизнес-моделью.

В обоих случаях мы говорим о растущих рынках. Но исходные данные и стадии роста разные. Постсоветское пространство представляет собой группу менее зрелых рынков, развивающихся по своим локальным правилам, зачастую при отсутствии регулятивных норм.

Западные правообладатели уже принесли на некоторые их территорий свои требования и ценовую политику, соответствовать которым могут пока только системообразующие игроки. В ряде случаев мейджоры адаптируют собственную политику к локальным условиям, однако до их осознания у них уходит определённое время.

Несмотря на то, что ОТТ-сервисов в странах СНГ появляется всё больше, порог входа на этот рынок ещё не так высок, особенно в странах с меньшим проникновением интернета или с замещением нехватки кабельных сетей мобильным интернетом. Войти на рынки России, Украины и Прибалтики сложнее. Но развитие своих сервисов в других странах СНГ интересно многим: и глобальным, и локальным компаниям.

Рынки Европы показывают на порядок большие объёмы в денежном выражении, устоявшиеся правила взаимодействия с государством, разные в каждой из стран, но достаточно эффективные антипиратские меры и высокие барьеры входа. Развитая инфраструктура сопровождается более высокими ценами на доступ в интернет.

Покупательская способность отражается на стоимости доступа к платным сервисам. В меньшей степени это относится к музыке, в большей степени к VOD и Pay TV. Таким образом, в СНГ мы видим бурный рост сервисов и инфраструктуры, но меньшую покупательскую способность.

Взаимоотношение конкурентов на этих рынках зачастую выражается в совместных действиях по выстраиванию правил при одновременном развитии собственных конкурентных преимуществ как в продукте, так и в цене. В Европе заметна устоявшаяся отстройка конкурентов друг от друга, устойчивая ценовая политика, в разы более высокий ARPU в сравнении с любой из стран СНГ.

Если мы говорим о VOD в России, то лидеры на сегодня Megogo, ivi, «Амедиатека», Okko и ряд нишевых сервисов. Megogo является единственным OTT-сервисом, качественно объединяющим в себе видео по запросу и ТВ. Пиратские сервисы я во внимание не беру. Если говорить про всё СНГ, то Megogo является крупнейшим и системообразующим OTT-сервисом с охватом более 50 млн уникальных пользователей.

Музыкальные сервисы могут быть встроены уже в операционную систему смартфона от самого производителя (например, Apple Music). Но «Яндекс.Музыка» и Zvooq успешно работают и в таких условиях.

У ряда глобальных игроков есть амбиции на рынки СНГ: в частности, Deezer официально стартовала в России в начале этого года; Spotify в скором времени планирует своё «второе пришествие» (первое было в 2014 году, однако менеджмент тогда предпочёл переждать санкционную бурю и сосредоточиться на других рынках).

В книжных сервисах важны качественная контентная и языковая локализации для каждой из стран. Глобальные сервисы, принадлежащие самым дорогим компаниям мира, на рынки СНГ вышли не в полной мере. Хорошие позиции, в частности в России, занимают локальные Bookmate и «ЛитРес».

С ростом скоростей мобильного интернета, количества смартфонов и размеров экранов потребление видео через десктоп стало сдавать свои позиции. Модель потребления на смартфонах характерна перевесом в сторону короткого видео или меньшей длины сессии при большем возврате.

И здесь превалирует рекламная модель потребления. На конец 2017 года в Европе доля воспроизведений видео с мобильных устройств впервые превысила 50%: если в конце 2016 года она составляла 47%, то в конце 2017 — уже 64%.

Появление Smart TV и качественных ТВ-приставок задало ускоренный темп потребления платного контента. Зритель стал не просто смотреть, а выбирать, что посмотреть. Доступ буквально ко всему контенту с большого экрана стал «новой магией», за которую пользователи готовы платить.

На этом фоне сервисы показали серьёзный подход к своим продуктам, качеству картинки и звуку. У пользователей появились свои любимые сервисы, и они стали оформлять подписки на них. Технологии стали опережать спрос: вендоры начали оснащать кинопроизводителей 4К- и HDR-камерами, а зрителей возможностью этот контент смотреть на новых моделях их телевизоров через онлайн-кинотеатры.

На середину 2017 года размер парка устройств Smart TV в России оценивался в 17,6 млн (шестикратный рост с 2,8 млн в 2012 году), а доля Smart TV, подключенных к интернету, — 82%. Проникновение Smart TV также способствует тому, что идёт падение нелегального потребления контента, так как в этой среде доступ к пиратскому контенту получить сложнее.

Что изменилось в потреблении платного контента за последние несколько лет? Основными задачами первых VOD-сервисов в России было собрать конкурентный с пиратами каталог и сохранить условную бесплатность. Это возможно было осуществить, предлагая контент по рекламной модели.

На фоне отсутствия не просто антипиратского законодательства, но даже антипиратской риторики попытки продать подписку или фильм поштучно вызывали недоумение практически у каждого российского интернет-пользователя.

Это подкреплялось отсутствием доверия к цифровым и SMS-платёжным инструментам. Та же ситуация была и в музыке: можно было даже не скачивать альбомами, а сразу слушать через «ВКонтакте».

Прошло десять лет. Мы видим развитый рынок видеорекламы и обгоняющий его в денежном выражении объём пользовательских платежей. Подписка на VOD- и Pay TV-сервис стала нормой, потребление пиратского контента стало неудобным, а пиратом стало быть опасно.

С музыкой аналогичная картина. При многообразии контента стало важным развитие рекомендательных сред. В Megogo запущены не только рекомендательная система, но и собственные интерактивные каналы. Это востребованный формат потребления — последовательный просмотр контента, сгруппированного по жанру и типу.

Мы запустили тематические плейлисты из фильмов. Наш подход отличается от классического программирования ТВ-сеток только более точной и быстрой аналитикой (поведение, длительность просмотра, скорость переключения каналов, процент досмотра, возвратность и многое другое) и возможностью экспериментировать с разными группами пользователей, устройствами, регионами и прочим. Постоянно стараемся оптимизировать выдачу и получить как можно больше внимания пользователей.

Есть три фактора, из-за которых пользователь платит за контент: удобство, качество, отсутствие рекламы при подписке. Отдельно стоит отметить и безопасность: у нас ваш ребёнок не увидит рекламу казино или секс-товаров.

Кстати, платный доступ к контенту был и до эпохи диджитализации. Помните строчки за антенну коллективного доступа и радиоточку? Да у многих эти строчки есть и сейчас. Логично заменить оплату доступа к антенне на VOD- и TV-сервис, а радиоточки на музыкальный сервис. Сложнее пройти процедуру исключения из коммунальных счетов того, что ты не используешь.

Ближайшие четыре-пять лет объём платящей аудитории будет показывать десятки процентов прироста в год. При действующей подписке объём удобств пользователей значительно вырастет: он будет раньше видеть новинки, иметь доступ к большему объёму контента и в наилучшем качестве.

А перечень технологических преимуществ и отличии профессионального ОТТ-сервиса уже заметно отличается от сайта с пиратской свалкой. Ещё одна точка роста — это представление клиенту наиболее удобной модели потребления, агрегация на одной платформе наиболее востребованного контента, ТВ и кино-сериального продукта. Также двигать рынок продолжат рост количества коннект-устройств и усиление доверия к цифровым платёжным инструментам.

Виктор Чеканов, генеральный директор Megogo

Рынок платного контента в России растёт. На рынке легального платного ОТТ-видеоконтента в прошлом году доля платного видео впервые превысила долю видео, распространяемого по рекламной модели (исследования Telecom Daily и TMT). Это хороший знак, который говорит о том, что пользователи всё активнее начинают платить за контент.

Драйвером служит SVOD-модель — подписка на видеоконтент. Такой же, кстати, тренд и в Европе. Мы в «Мегафон.ТВ» видим этот тренд и подтверждаем его: у нас активно растут такие подписки, как «Кино по подписке», «Русские и зарубежные сериалы».

Согласно исследованию, проведённому E&Y по заказу Медиа-коммуникационного союза в прошлом году, более 20% пользователей интернета имели опыт покупки платного контента (в 2015 году было всего 5%). Однако потенциал у рынка всё ещё огромный, поскольку, согласно тому же исследованию, лишь 7% покупают в интернете регулярно.

Барьеры основные: по-прежнему огромное количество пиратских ресурсов, низкая осведомлённость пользователей о рисках, связанных с загрузкой нелегального контента, отсутствие ответственности пользователей за скачивание нелегального контента, низкая вовлечённость мейджеров в борьбу с пиратским контентом, наличие бесплатного качественного контента на эфирных ТВ-каналах.

В Европе уровень расхода на легальный платный контент у домохозяйств значительно выше, чем в России. Тому есть много причин, но главное — уровень пиратства несравненно ниже, чем в России. Например, в Германии могут вас оштрафовать на пару тысяч долларов за скачивание нелегального видео в интернете.

Если говорить про рынок платного легального видео в России, то лидеры здесь это ivi, Okko, Amediateka, Megogo. В мире — Netflix, Hulu и Amazon Prime. «Мегафон.ТВ» работает на рынке платного контента в России. Рост выручки нашего продукта в 2017 году составил 90% в сравнении с ростом рынка платного ОТТ-видео — в среднем на 55%.

Таким образом, рост «Мегафон.ТВ» превысил рост рынка на 63%. По темпам роста «Мегафон.ТВ» также опережает основных конкурентов, согласно данным Telecom Daily.

Основной драйвер роста выручки от платного легального контента — телевизоры Smart TV. На этих устройствах выше ARPPU пользователей — по некоторым категориям контента даже больше в два раза по сравнению с другими витринами.

В то же время больше всего пользователей — на мобильных устройствах. В «Мегафон.ТВ» таких пользователей более 80%, и мы видим возрастающий тренд потребления фильмов на смартфонах (не говоря уже о ТВ-каналах и сериалах).

Также пользователи всё активнее используют свой мобильный счёт для оплаты контента. Но надо сказать, что такое активное развитие устройств Smart TV характерно в большей степени в России. В Европе тенденции другие — там активно потребляют контент на приставках.

Рынок легального ОТТ-видео растёт очень динамично: в прошлом году рост составил более 55%. Драйверы роста следующие: увеличение числа больших экранов; рост потребления «тяжёлого» контента (фильмы, сериалы) на мобильных устройствах; развитие мобильных сетей; успехи в борьбе с нелегальным контентом, рост спроса на платный контент; сокращение срока между премьерами в кино и интернете; развитие платёжных систем (делает оплату контента быстрой и удобной).

У «Мегафон.ТВ» есть преимущества, которые способствуют активному росту: бесплатный трафик, доступ к лицевому счёту абонента, глубокие знания о предпочтениях пользователей, основанные на больших данных.

Выбирая платную модель, можно быть уверенным в качестве контента, удобстве в выборе и получении контента, отсутствии назойливой рекламы, безопасности.

Как показывают проводимые профессиональным сообществом исследования, пользователь зачастую не осознаёт, что качает и смотрит нелегальный контент. Поэтому наша задача, как игроков рынка, в том числе и образовывать нашего потребителя.

В «Мегафон.ТВ» мы даём много контента бесплатно — ТВ-каналы и фильмы — для того, чтобы показать нашему клиенту, как пользоваться легальным сервисом , постепенно приучая его платить за легальный, качественный и безопасный контент.

Выводы, к которым пришли E&Y в исследовании рынков Европы и СНГ по заказу МКС в 2017 году: спецификой российского рынка является один из самых низких ARPU с абонента; сопоставимые с Россией страны имеют выручку на абонента в три-четыре раза выше при в целом сопоставимом уровне жизни населения; РФ имеет самую низкую долю доходов от подписки в структуре ТВ-выручки при высоком уровне проникновения Pay TV.

Андрей Кушнарев, директор направления «Видео» компании «МегаЛабс»

Для Европы и США платные модели распространения давно на ходу. В качестве примера возьмём модель PPV, которая появилась там 1980-х годах. Рынки России и Европы в этом плане почти несоизмеримы. Крупнейшие игроки конкурируют скорее за аудиторию Европы и США (из последнего — Apple Music против Spotify).

Для понимания ситуации с платным контентом в Европе можно взять нижнюю планку по потреблению легального контента по этому региону, которая достигает 61% (Global Online Piracy Study). Россия же пока занимает второе место по потреблению пиратского контента (Global piracy increases throughout 2017, MUSO reveals).

Но для современного российского рынка платный контент тоже не совсем в новинку. Для него ближе пока видео по запросу, нежели платные прямые трансляции. На время проведения чемпионата мира показатели сильно возросли. Сказать наверняка, как себя поведёт эта отрасль, сложно, но, скорее всего, средние показатели тоже вырастут.

По прогнозу WpC, на 2020 год доля рекламных бюджетов платных каналов составит около 10%. Прогноз вполне может подтвердиться, если к 2019 году каналы смогут удержать аудиторию, возникшую в результате чемпионата мира по футболу.

РФПЛ уже высказывалась в пользу желания «Матч ТВ» устраивать платные трансляции ключевых матчей России. Это приведёт к формированию в России качественного PPV, который на западных рынках также начинался со спорта.

Также сильно развивается ниша стриминговых сервисов. Аудитория российского рынка уже готова платить за легальный контент, о чём свидетельствуют исследования, в которых говорится, что более 30,81% пользователей готовы ежемесячно платить за подписку до 300 рублей (РОЦИТ и Okko). Достаточно посмотреть на доход от музыкальной индустрии в электронном сегменте, который в предыдущем году вырос более чем на 50%.

Большинство медийных или других развлекательных платформ крайне сильно зависят от бюджетов рекламодателей. Вспомним, например, проблему с контролем качества бесплатного контента на YouTube в марте 2017 года.

Рекламодатели один за другим поставили платформе ультиматум, что в итоге изменило партнёрскую программу и ужесточило модерацию. Для рекламной и маркетинговой сфер усиление позиций платных сервисов означает всё большее смещение стратегического вектора от площадки к конкретному контенту (ролику, композиции и так далее).

Преимущество платного контента для конечного потребителя должно сводиться прежде всего к его актуализации, повышению качества и регулярному обновлению, своевременному появлению релизов и созданию безопасного пространства для его потребления.

Этого всего пока нет, по крайней мере не всё из этого актуально для представителей платных моделей в России, а только для наиболее крупных из них.

Дмитрий Юхневич, генеральный директор LT Digital Group

За последние несколько лет потребление платного контента разных типов (статьи и новости, игры, фильмы, музыка, книги) возросло на 8-12%. Доход компаний от платного контента вырос сразу на 65% — с €6,2 млрд (475 млрд рублей) в 2012 году до €10,2 млрд (782 млрд рублей) в 2017 году.

По моим данным, объём российского рынка цифрового платного контента увеличился cо 100 млрд рублей в 2011 году и до 234 млрд рублей в 2016 году.

Уверен, что популярность сервисов, предоставляющих платный контент, растёт благодаря нескольким факторам.

— Активное развитие необходимой инфраструктуры.

— Расширение пропускной способности интернет-каналов.

— Снижение стоимости пользовательских устройств (смартфоны, ноутбуки и тому подобное).

— Появление мультиплатформенных решений для распространения контента. Эти продукты работают на смартфонах, «умных» ТВ, ПК и других устройствах.

— Изменение политики издателей и развитие агрегаторов контента.

— Борьба с пиратством.

Сегодня пользователи всё чаще выбирают платный контент, не в последнюю очередь благодаря улучшению уровня его доступности. Книги, фильмы, музыка и другие цифровые произведения доступны в большинстве случаев в онлайне, причём в более высоком качестве, чем контрафактный контент.

Что касается перспектив рынка цифрового платного контента в Европе и России (или СНГ), то точек роста несколько, и большая их часть совпадает с уже названными выше.

Среди прочих факторов, стимулирующих развитие рынка, можно назвать дальнейшее совершенствование сетевых технологий, усилия издателей, удешевление пользовательских устройств и увеличение количества платформ — поставщиков качественного платного контента.

Алексей Поликарпов, коммерческий директор Relap

Платная подписка в европейских странах становится всё популярнее, поскольку является основной моделью потребления поколения миллениалов. Потребление электронных книг растёт и в странах СНГ.

Знакомство с легальным контентом (электронными книгами) происходит в этих странах в том числе благодаря мобильным операторам. Например, в Казахстане 65 тысяч человек активно пользуются приложением «Билайн.Книги», и это число продолжает увеличиваться.

Кроме того, сегодня «ЛитРес» активно работает с Vodafone на Украине и «Мегафоном» в Таджикистане. До конца года мы планируем запустить ещё несколько проектов с операторами мобильной связи в Узбекистане, Белоруссии.

По данным «ЛитРес», рынок электронной и цифровой аудиокниги в 2018 году в России продолжает расти: за первое полугодие он вырос на 32%. Мы увеличили оборот по итогам полугодия 2018 года на 47%. Всего у нас около 50% продаж приходится на сайт, 30% — на приложения на iOS и 20% — на приложения на Android.

В целом рост выручки в первом полугодии 2018 года по отношению к такому же периоду 2017 года в приложениях на iOS составил: «ЛитРес: Читай!» — 54%, «ЛитРес: Слушай!» — 90%, на Android: «ЛитРес: Читай!» — 108%, «ЛитРес: Слушай!» — 201%.

Потребление платного контента растёт с каждым годом. Эта тенденция отражается на росте продаж — пользователи готовы платить за качественный контент. Согласно опросу аналитического агентства Kantar TNS, проведённому по заказу «ЛитРес», основными драйверами выбора платного контента являются: желание оплатить труд автора, удобство чтения и скачивания книг, мгновенный доступ к новинкам.

Аудитория легальных ресурсов в целом увеличивается, около 49% пользователей приобретают книги и платно, и бесплатно, из них 13% — принципиально выбирают только платные электронные книги. В России также популярными становятся подписные сервисы, позволяющие читать огромное количество книг за небольшую ежемесячную плату.

Входящий в группу компаний «ЛитРес» сервис MyBook нарастил продажи в первом полугодии 2018 года на 85% по сравнению с тем же периодом прошлого года. По итогам 2017 года аудитория сервиса увеличилась в два раза.

Основные преимущества платного контента: доступность, удобство, качество, актуальность и легальность. За электронной книгой не надо идти в магазин, её можно скачать здесь и сейчас, и она всегда будет под рукой.

Мы постоянно улучшаем качество сервиса, чтобы пользователь понимал, что он отдаёт свои деньги не только за книгу, но платит за рекомендательный сервис по выбору этой книги, удобное чтение с сохранением позиций, заметками и закладками, синхронизацией книг на всех устройствах и многое другое.

Зачастую новинки можно найти быстрее, чем на прилавках книжных магазинов. В каталоге книжного сервиса ежемесячно появляется около 5000 новых наименований, суммарное количество книг доходит до 1 млн — это самый высокий показатель на рынке.

Сергей Анурьев, генеральный директор «ЛитРес»

Рынок платного контента активно развивается и будет продолжать развиваться. В Европе ещё даже не достигнута точка насыщения, появление новых сервисов увеличило количество потребляемого платного контента. Тот же самый тренд в России — просто мы позже начали.

Следующие несколько лет с точки зрения развития платного контента будут очень показательными. Он значительно вырастет в России. Перспектива роста здесь в процентном соотношении (не в деньгах) сейчас гораздо выше, чем в Европе, и мы только в самом начале пути.

В среднем европеец пользуется пятью платными сервисами, чаще всего подписными: кабельное ТВ, музыка, кино (сервисы вроде Netflix) и книги, аудиокниги. Самая активная с этой точки зрения страна — Германия. В России пока ситуация другая, но мы идём в ту же сторону.

Количество сервисов с платным контентом, которыми мы пользуемся ежедневно, растёт. Мы думаем, что в России ежемесячно будут использовать от четырёх до пяти платных приложений.

Европа сейчас точки зрения потребления платного контента существенно сильнее развита. Уровень самосознания выше, там меньше пользуются пиратскими сервисами и гордятся тем, что не воруешь контент, не воруешь у автора — человека, который вложил душу, сердце и ум в это.

И конечно, важен и такой фактор, как уровень дохода населения — в Европе он выше. Соответственно, могут позволить себе больше платных сервисов.

Россия — это мобильный рынок. В нашем бизнесе появление смартфонов стало катализатором развития потребления аудиоконтента. Мы ориентированы на мобильное потребление контента.

Сегодня пользователи стремятся экономить время и собственные усилия, а также больше стали ценить качество. Именно поэтому чаще выбирают платный контент. Противопиратская политика также сделала своё дело. Наша задача сделать максимально удобный сервис за адекватные деньги.

Ключевые факторы платного контента: удобство, когда есть всё в одном приложении, отсутствие рекламы, качество — сравните аудиокнигу или фильм с профессиональным и любительским переводом. Так за полгода наши подписчики стали активнее пользоваться приложением: пользователь в среднем прослушивает полторы книги в месяц, раньше было 0,7 книги в месяц.

Это говорит о положительной динамике и большом интересе пользователей. Глобально наш бизнес в первом квартале 2018 года вырос на 51% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Борис Макаренков, генеральный директор Storytel в России
2424
23 комментария

Странно. Как-то так получилось, что с появлением телевизора, у которого есть Smart TV, пиратским контентом стал пользоваться чаще.
После подключения телевизора к интернету никаких проблем не составляет через браузер запустить Яндекс/Гугл и найти любой платный фильм на огромном числе пиратских ресурсах.

Вообще, платные сервисы наподобие ivi, megogo, okko - это конечно хорошо, но дико не нравится их модель монетизации. Зачем вводить платную подписку, но при этом требовать покупать огромное число фильмов отдельно? При этом цены легко доходят до 300-400 рублей за фильм, что как по мне ну очень дорого, если хочешь смотреть кино ежедневно.

3
Ответить

вот тоже не понравилось. Был подписан на ivi, но так и не понял где меня на*бали. Платишь раз в месяц чтобы можно было смотреть "элитный" шлаковый контент, и платишь еще отдельно за условные "блокбастеры", которые вышли не месяц назад даже, а год,два,5 лет назад. Отписался, врятли вернусь

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Пока только за комментарии, как на tjournal

1
Ответить

Да, маркетологи начали "прогревать" аудиторию. Грубо говоря разминают анус :))

Ответить

Есть цифры про Адоб с их подпиской?

1
Ответить

"В последние годы Adobe переходит от традиционной модели продаж лицензий на программное обеспечение к предоставлению софта через облачные подписки Creative Cloud. Благодаря им квартальный объем цифрового бизнеса компании составил 1,61 млрд долларов. Последние четыре квартала этот бизнес растет примерно на 28%, а по итогам текущей отчетной четверти американская компания предсказывает 22-процентный подъем.

Доходы от облачного сервиса Adobe Document Cloud, позволяющего работать с документами, в июне-августе 2018 года достигла 249 млн долларов, что на 25% превосходит показатель годичной давности.

Набор решений Adobe Experience Cloud, включающий в себя такие продукты, как Marketing Cloud и Adobe Analytics Cloud, зафиксировал рост продаж до 614 млн долларов, превысив прошлогодний результат на 21%. Продажи подписок Adobe Experience подскочили на 25%.

Во втором финансовом квартале продажи всех подписок принесли Adobe чуть более 2 млрд долларов выручки против 1,6 млрд долларов годом ранее. Реализация коробочных продуктов продолжает сокращаться: в прошлой отчетной четверти она снизилась до 149,1 млн долларов со 159 млн долларов год назад. Разного рода сервисы и услуги поддержки обеспечили производителя ПО выручкой в размере 120,4 млн долларов".

Источник: http://www.dailycomm.ru/m/44921/

1
Ответить