Все же не понял, как автор от полной детерминированности перешёл к выводу о наличии свободы воли. В приведенной модели Вольфрама у клеточного автомата нет выбора, какой будет следующая ячейка. Она уже задана программой. А если так, то о какой свободе воли идёт речь? Представим, что человек - это совокупность таких клеточных автоматов. Каждое его следующее состояние строго детерминированно предыдущим. Следовательно, его будущее будет определяться всего 2 факторами: текущим положением и программой. Причём текущее положение уже определено предыдущим положением (вплоть до исходного) и программой. Таким образом, если человек полностью детерминирован, то значение имеют только исходное положение и программа. И у такого человека нет свободы воли.
Другое дело, если мы сделаем допущение, что программа может меняться. Пусть даже не сознательным усилием, а как случайный фактор. В этом случае, ни исходное положение, ни исходная программа уже не будут определять будущего. Так может, свобода - это как раз случайность изменения программы? А свобода воли - это осознанное (не обязательно сознательное) ее изменение?
Все же не понял, как автор от полной детерминированности перешёл к выводу о наличии свободы воли. В приведенной модели Вольфрама у клеточного автомата нет выбора, какой будет следующая ячейка. Она уже задана программой. А если так, то о какой свободе воли идёт речь?
Представим, что человек - это совокупность таких клеточных автоматов. Каждое его следующее состояние строго детерминированно предыдущим. Следовательно, его будущее будет определяться всего 2 факторами: текущим положением и программой. Причём текущее положение уже определено предыдущим положением (вплоть до исходного) и программой.
Таким образом, если человек полностью детерминирован, то значение имеют только исходное положение и программа. И у такого человека нет свободы воли.
Другое дело, если мы сделаем допущение, что программа может меняться. Пусть даже не сознательным усилием, а как случайный фактор. В этом случае, ни исходное положение, ни исходная программа уже не будут определять будущего.
Так может, свобода - это как раз случайность изменения программы? А свобода воли - это осознанное (не обязательно сознательное) ее изменение?