Однажды философу приснился сон.
Сначала перед ним появился Аристотель, и философ спросил его: «Можешь за пятнадцать минут изложить мне суть твоего учения?» К его удивлению, Аристотель меньше чем за четверть часа представил блестящее изложение, в которое вместил невообразимое количество материала. Но, когда философ что-то возразил, Аристотель не смог ему ответить и, сконфуженный, исчез. После него появился Платон. И с ним произошла та же история, и замечание философа произвело тот же эффект, как и в случае с Аристотелем. Платон тоже не смог ответить и исчез.
Потом один за другим появлялись все самые известные в мире философы, и наш философ опроверг их всех одним и тем же замечанием.
После поражения последнего философа наш философ заявил ему: «Я знаю, что сплю и вижу всё это во сне. Но я нашёл универсальный контраргумент для всех философских концепций! Завтра я проснусь и, возможно, забуду его, и миру будет чего-то недоставать!» Усилием железной воли философ заставил себя проснуться, бросился к столу и записал свой универсальный контраргумент. А затем с облегчением нырнул в постель.
На следующее утро он проснулся, подошёл к столу и прочёл, что написал. Написано было: «Это ты так говоришь».
Комментарий недоступен
| что изменится, когда роботы научатся управлять своими эмоциями
Для начала неплохо бы чтобы люди научились управлять своими эмоциями.
PS. статья - море воды, от человека плавающего в теме.
Все же не понял, как автор от полной детерминированности перешёл к выводу о наличии свободы воли. В приведенной модели Вольфрама у клеточного автомата нет выбора, какой будет следующая ячейка. Она уже задана программой. А если так, то о какой свободе воли идёт речь?
Представим, что человек - это совокупность таких клеточных автоматов. Каждое его следующее состояние строго детерминированно предыдущим. Следовательно, его будущее будет определяться всего 2 факторами: текущим положением и программой. Причём текущее положение уже определено предыдущим положением (вплоть до исходного) и программой.
Таким образом, если человек полностью детерминирован, то значение имеют только исходное положение и программа. И у такого человека нет свободы воли.
Другое дело, если мы сделаем допущение, что программа может меняться. Пусть даже не сознательным усилием, а как случайный фактор. В этом случае, ни исходное положение, ни исходная программа уже не будут определять будущего.
Так может, свобода - это как раз случайность изменения программы? А свобода воли - это осознанное (не обязательно сознательное) ее изменение?
Как это обычно бывает, дискуссия появилась из проблемы определений :) Я начал читать эту книгу и в одной из первых же глав, автор отметил, что понимает под детерменизмом и предсказуемостью разные вещи. Коротко говоря, предсказуемость - это эдакий практический детерменизм, возможность предсказать результат на практике. В вашем примере непредсказуемость поведения мистера Х является следствием того, что мы не знаем о нем БУКВАЛЬНО всего. Допустим, он каждый день ходит на работу и мы ожидаем завтра, как обычно, увидеть его на рабочем месте, однако мы не знаем, что сегодня вечером у него умрет бабушка, поэтому завтра он не придет. То есть, для нас поведение его непредсказуемо, однако можно ли считать это проявлением свободы его воли? Ведь если бы мы были врачом бабушки Х, который знает, что она в критическом состоянии и протянет от силы пару часов, то мы бы знали, что завтра Х не появится на рабочем месте (что тоже не наверняка, ведь есть шанс, что мистер Х ненавидит свою бабушку и чихать хотел на ее смерть). Однако, будь мы не врачом, а неким всеведающим божеством или суперкомпьютером, содержащим всю модель вселенной с точностью до кварков, то мы могли предсказать наверняка поведение не только появление мистера Х на работе, но и вообще любой его поступок - это и есть детерменизм. Таким образом, для нас вселенная, хоть и детерменированная в теории, на практике остается непредсказуемой. Можно ли считать непредсказуемость вследствие нехватки информации свободой воли? Зависит от того, как вы определите свободу воли :)