Как получить работу в турбулентное время. Практикум от HR
За последние годы рынок труда сильно преобразился. Изменились критерии отбора сотрудников, подход к распределению кадров. Сегодня ситуация продолжает меняться: одни компании уходят из страны и сокращают персонал, другие — расширяют найм, чтобы занять освобождающиеся ниши и т.д, и т.п.
Но именно сейчас у многих специалистов, а особенно у IT-сектора, есть вариант не просто прыгнуть по карьерной лестнице, а сесть в ракету и совершить в ней квантовый скачок))
Все довольно логично. Вам надо:
1) Поработать над собой и своими профессиональными компетенциями
2) Выбрать компанию, в которой вы сможете реализовать свои амбиции или где вы будете довольны своей работой.
3) Сделать хорошее резюме или обновить его. Адаптировать под критерии работодателя.
4) Найти уместный способ рассказать о себе.
Хочется разобрать подробнее.
Вероника Еликова, HR-директор Т1 Интеграции, поделилась мнением и советами о том, на что сегодня обратить внимание при смене работы:
Стоит начать с того, что аналитики выявили зону наибольшей устойчивости на сегодняшний день и в ней: компании-разработчики и интеграторы отечественного ПО, финтех-компании и госорганы. Стоит на это обратить внимание.
Как необходимо действовать специалистам?
· Принимайте решения, руководствуясь только рациональным подходом.
1) Тем, кто работают в стабильных индустриях, стоит сосредоточиться на поиске новых возможностей внутри компании, а не думать о смене места локации. Есть смысл переходить в более интересные проекты, предлагать и реализовывать идеи, открывать новые направления. Ваш работодатель в любом случае заинтересован в том, чтобы вы росли как специалист.
2) Тем, кто в положении своей компании не уверен, надо смотреть вокруг. В ближайших и смежных индустриях. Получать дополнительные компетенции, чтобы соответствовать более высокому уровню. Учиться сегодня просто – многие компании (особенно ИТ) запускают оплачиваемые программы стажировки.
· Оценивайте потенциального работодателя.
Если вы не знаете о компании, в которую устраиваетесь – это точно минус для любого hr. Наблюдайте за активностью компании в СМИ, соцсетях, профессиональных сообществах. Обратите внимание на отзывы бывших и нынешних сотрудников. Узнайте о компании.
· Подготовьте резюме.
У каждого работодателя есть свои требования к резюме, однако повышенный интерес у любого hr вызывает всегда один и тот же блок – опыт работы.
В первую очередь стоит подчеркнуть в своем резюме релевантный запросу вакансии функционал и достижения. Функционал описывается сверху вниз – от ключевого к второстепенному. Не пишите много, сконцентрируйтесь на конкретных измеримых достижениях, что вы сделали для компании за время работы в ней.
Приоритет всегда у резюме, в которых приведены конкретные результаты деятельности.
«Завершил проект…», «сформировал команду…», «поднял выручку…» и так далее. Если возможно, подтверждайте достижения числовыми показателями.
И обязательно проверьте весь текст резюме на грамматические и стилистические ошибки. Для этого есть онлайн-сервисы. Это важно! Резюме – ваше лицо.
Что в резюме может насторожить HR?
· Завышенные или наоборот заниженные финансовые ожидания.
Чаще всего в вакансии не указывается конкретная сумма зарплаты, поэтому лучше не указывать ее и в резюме. Не торопитесь. Лучше вопрос оплаты труда оставить до очного знакомства.
· Job-Jumper.
Никому не интересен сотрудник, который уже не раз переходил с места на место за короткий промежуток времени. Это вызывает настороженность у рекрутера.
Если так происходило, обязательно укажите аргументированные причины смены мест работы.
Например: реструктуризация, изменения в графике работы, переезд, не соответствие должностных обязанностей первоначальным договоренностям и прочие.
Некоторые специалисты работаю по проектному принципу. С завершением работ они переходят в другую компанию или на другой проект. Резюме таких кандидатов воспринимаются позитивно, но вам обязательно следует сделать особый акцент на данном подходе к работе в вашем резюме.
· Больше года без работы.
Обозначьте каждый длительный пробел в профессиональном развитии и укажите, что происходило в этот момент. Учеба, повышение квалификации, собственное дело, семейные обстоятельства, и прочее. Формулировку стоит подбирать с релевантностью той вакансии, на которую откликаетесь.
· Неуместное оформление или содержание.
Не забывайте, что вы устраиваетесь на работу и нужно использовать деловой стиль. Креативная подача может сыграть на руку только в креативной индустрии. В других случаях вы запомнитесь, но работу не получите.
Поделитесь «провальными» резюме из практики?
· В резюме вместо фото кандидата было фото его кота.
Фото – это просто фото. Его присутствие не принципиально для рекрутера. Лучше фотографии не будет совсем, чем будет неуместная. Всегда помните, резюме – деловой документ, который рассказывает о вас как о профессионале, а не как о семьянине или любителе котиков.
Если решили использовать фотографию, сделайте портрет в хорошем качестве.
· 15 страниц текста
Если человек не может выделить основное и структурировать – это точно сигнал. И не очень хороший, как вы понимаете.
Оптимальный размер резюме – до 2-х страниц. Выделите наиболее актуальную для вакансии информацию и сделайте акцент на ней.
Если вы идете на должность руководителя по продажам, вряд ли работодателю приоритетно тратить время, чтобы узнать, кем вы начинали карьеру 15 лет назад.
· Должностная инструкция без опыта работы, а не резюме.
Писать резюме, выбирать правильные слова и формулировки может быть сложно, однако делать это нужно самостоятельно.
Чтобы набраться вдохновения можно изучить формулировки в близких к искомой работе вакансиях. Обращайте внимание на то, какие функциональные обязанности там указаны – их можно брать за основу и адаптировать под личный опыт.
· Неоправданные фразы и неуместный юмор.
Если вы пишите «При хорошей зарплате буду делать что угодно» или «Я именно тот человек, который вам нужен, и готов встречаться сразу с гендиректором» вы вряд ли получите работу. Потому что hr решит, что вы не понимаете нормы субординации и несерьезно настроены.
Посмотрите на свое резюме с точки зрения работодателя. Если бы вы искали человека и вам дали ваше резюме – как бы вы отреагировали? Обратитесь за мнением со стороны. Если возникли даже минимальные сомнения по формулировкам – замените или уберите их.
Как пробиться к работодателю мечты?
· Networking.
Чтобы попасть в поле зрения коллег, hr и руководителей советуем:
1. Знакомиться и расширять связи в профессиональных сообществах. Профильные чаты и группы в Telegram, например, где hr сейчас ведут активный поиск. Это и есть рекомендательный рекрутмент во всей красе.
2. Быть активным участником в конференциях, вебинарах, хакатонах и подобных мероприятиях.
· Выходите напрямую на HR-специалиста компании или руководителя подразделения, где хочется работать. Например, через соцсети. Только подготовьтесь перед тем, как ему написать. Сделайте небольшое сопроводительное письмо, в котором коротко себя представите и попросите о возможности более подробно рассказать о себе и вашем приобретенном ранее опыте.
P.S.
Подумайте, какая компания позволит реализовать все ваши амбиции, прокачивайте свои навыки и профессиональные компетенции, грамотно формулируйте сопроводительные письма и резюме, находите возможность заявить о себе потенциальному работодателю и его представителям. Все это поможет вам двигаться вверх по карьерной лестнице вне зависимости от внешних обстоятельств. Вы – профессионал, докажите это.
Ещё больше интересного в нашем Telegram-канале
Что еще есть у нас в блоге на vc.ru — Метавселенная: будущее или уход от настоящего?
Для меня поиск работы — это настоящий стресс, требования у всех работодателей разные. В статье отметили важное правило, которое работает всегда и везде - говорить, как есть, не пытаясь преувеличить свои компетенции и уж тем более принизить перед потенциальным работодателем. Опытные hrы всё это видят и чувствуют.
Работала специалистом по подбору персонала и могу уверенно сказать, что это правда и чаще всего таких потенциальных сотрудников ждёт отказ
Требований больше и больше ответственности.
Советы возможно хорошие и даже где-то применимые, но до боли уже банальные, на мой взгляд.
Опять же, фокус на метриках – это модная профанация. Большинство метрик никак не проверить, как и большинство менеджерских скилов. Отсюда, по-моему, и распространение декоративных руководителей, задача которых отсвечивать на митингах и задалбливать всех статусными совещаниями и отчетами, при стремительно низком импакте в реальное положение вещей, как операционное, так и стратегическое.
И отдельный вопрос про джоб-джампера – существует какое-то устоявшее определение? То есть сменил работу дважды за два года – всё попал в немилость? Или как это считается?
Ну я думаю, дважды сменить работу за два года это ещё нормально, а вот менять ее каждые два месяца - уже звоночек.
Как по мне, ничего криминального в смене работы нет, что-то не устроило (коллектив, руководство, не оправдались ожидания). Смена места жительства опять же влияет, кто-то целенаправленно ищет работу близко к дому.
Но вопросы конечно могут возникнуть, ведь одно дело постоянно менять работу из-за личных причин и другое дело, когда тебя увольняют "по собственному" из-за твоей конфликтности и не способности что-то выполнять. И вот как отследить таких персонажей? Только прозванивать предыдущие места работы персонажа
Да уж, всё больше и больше требований с каждым годом, современный мир диктует свои правила. Раньше было проще, а сейчас надо и резюме уметь писать и самопрезентацию делать и ещё что-нибудь придумают
На самом деле это вполне оправдано, никто сейчас не хочет большой текучки кадров, поэтому и требования к сотрудникам выше. Так ещё на этапе собеседования или резюме понятно подходит ли сотрудник компании и наоборот