Все о деньгах бизнеса — счет, касса, "нал" и "безнал". Статья для новичков и тех, кто хочет разобраться в вопросе

Статья от владельца компании «Директор» и автора книг «Спаси свой бизнес» и "Начни свой бизнес.Пошаговое руководство для тех, кто начинает бизнес в 1-ый раз"
Статья от владельца компании «Директор» и автора книг «Спаси свой бизнес» и "Начни свой бизнес.Пошаговое руководство для тех, кто начинает бизнес в 1-ый раз"

Начинающие, а часто и опытные предприниматели, путаются в установленных законом правилах для денег и денежных расчетов.

Сразу напишу список вопросов которые буду рассматривать ,чтобы вы сразу решили дочитывать статью или нет.

Рассмотрим вопросы наличных расчетов:

  • Нужен ли при расчетах кассовый аппарат?
  • Какие есть ограничения при расчете наличными?
  • Нужно ли сдавать выручку в банк?
  • Как снимать наличные со счета?
  • Что можно нарушить и что грозит?

А также вопросы безналичных расчетов:

  • Что такое расчетный счет и как его открыть?
  • Что такое "платежка"?
  • В чем разница между расчетным счетом, счетом на оплату, счетом бухгалтерского учета и счет-фактурой?
  • Что такое эквайринг?

Итак, поехали!

Нужен ли при расчетах кассовый аппарат?

Сомнения в том нужен ли кассовый аппарат, а также различные мифы появились после отмены в 2008 году обязательности кассовых аппаратов для предпринимателей (ИП и ООО) применяющих налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД, известный также, как «вмененка»). Также кассы не применяли ИП на патенте.

Для ЕНВД и патента обязанность выбивать чеки тогда убрали, поскольку эти налоги платятся фиксированно, независимо от размеры выручки. Это было логично и правильно.

А поскольку на "упрощенке" кассовые аппараты тогда были нужны, а патент был введен вместо налогового режима "упрощенки на патенте" была ужасная путаница. Люди путали ЕНДВ, патент и "упрощенку" и считали что кассы на спец режимах вообще не нужны

Какова ситуация на сегодня?

Сейчас все стало проще - тотальный контроль для государства это наше все, так что с середины 2019 года кассовые аппараты будут применять все ,в том числе и ранее освобожденные от этого предприниматели на ЕНВД и патенте.

С 2018 года они тоже начинают ставить кассовые аппараты. Те, кто работает в рознице и общепите, должны перейти на новый порядок с 1 июля этого года. А для остальных применение ККТ обязательно с 1 июля 2019 года.

Есть конечно маленький список исключений, но эти исключения настолько редкие, что применять их будут единицы, ну например:

  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами.
  • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой.
  • ремонт и окраска обуви.

Не буду сюда копировать закон, кого заинтересует полный список ситуаций, при которых можно не применять кассовый аппарат, посмотрите сами часть 2 статьи 2 ФЗ " О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и попробуйте найти там себя.

Также теперь применяются онлайн-кассы вместо обычных. На фото слева, моя "старая" касса, а на фото справа, онлай-касса.

Какие есть ограничения при расчете наличными?

Данный вопрос регулируются Гражданским кодексом РФ и указанием Центрального банка РФ.

Размер расчетов наличными с физическими лицами никак не ограничен, то есть если вам платят покупатели-граждане (но не ИП), то они могут платить вам хоть миллиарды рублей наличными.

Статья 861 Гражданского кодекса РФ:

<…> Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы. <…>

Однако между предпринимателями размер расчетов наличными деньгами ограничен.

Под предпринимателями в данном случае имеется ввиду не только ИП, но и юридические лица.

Понятно для чего?

Для того, чтобы все пользовались расчетными счетами в банках, по которым:

  • во-первых, видны все операции, (их не скрыть, видно кто, кому и сколько платит, а это основная информация для налоговой проверки)
  • во-вторых, расчетные счета можно заблокировать в нужный момент.В том числе и для того ,чтобы в нужный момент списать налоги до того как вы уведете деньги со счета.

Поэтому государство и устанавливает эти ограничение на наличные расчеты.

Размер расчетов установлен ЦБ РФ, и составляет в настоящий момент 100.000 рублей по одной сделке.

Пункт 6 указания Центрального банка РФ от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов":

<…> 6. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. <…>

Нужно ли сдавать выручку в банк?

Этот вопрос часто задают в интернете на различных форумах, поскольку ходит миф ,что всю выручку каждый вечер нужно в срочном порядке сдавать в банк, а иначе будут наложены штрафы.

Обязанность сдавать выручку в банк формально существует. Но,что приятно, только для крупного бизнеса.

Данный вопрос регулируется полностью указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"

Чтобы не грузить вас копированием из этого Указания ЦБ РФ кратко передам суть.

Юридическое лицо должно самостоятельно определить сумму наличных, которая может хранится в кассе - лимит остатка наличных денег, по формуле указанной в Указании.

Хранить наличные сверх этого лимита запрещено. Допускается исключение только в дни выплаты зарплат, если вы выдаете зарплату наличными.

А далее указано следующее:

Пункт 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У:

<…> Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать. <…>

То есть даже сам лимит устанавливать не надо. А раз лимит не устанавливается, то и сверх него ничего не накапливается ,а значит и сдавать нечего.

То есть если у вас ИП или же ваше ООО подпадает под критерии субъекта малого предпринимательства, то выручку точно можно не сдавать. И отдельно добавлю, что никакой ответственности за то, что вы не сдаете наличные в банк вы нести не будете.

Как снимать наличные со счета?

У многих словосочетание «снимать наличные» ассоциируется с чем-то незаконным.

Но это не так. Путаница происходит из-за незаконных действий по, так называемой, «обналичке», при которых на расчетный счет подставной фирмы-однодневки зачисляются деньги и снимаются со счета, после чего фирма бросается. Либо деньги зачисляются на расчетный счет ИП под видом оплаты товаров(работ, услуг), а ИП отдают эту сумму наличными, за вычетом своего процента.

Почему съем собственных денег может быть незаконным?

Прежде всего нужно отметить, что правила разные для ИП и фирм.

Для ИП никаких ограничений по снятию денег со счета вообще не имеется, поскольку у ИП нет разделения на «его собственные деньги» и «деньги бизнеса».

Извлечение из Определение Верховного суда РФ от 25.09.2012 г. № АПЛ 12-511:

<…> так как оспоренные заявителем нормы не ограничивают право индивидуального предпринимателя по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, хранящимися на его расчетном счете, переводить эти средства на свой текущий счет, снимать их со счета и использовать на любые цели, в том числе не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. <…>

Такую же позицию занимает и Минфин РФ в письме от 19 апреля 2016 г. N 03-11-11/24221.

Что же касается ООО то тут вопрос не в том что снимать наличные незаконно, а в том что деньги ООО принадлежат формально самому ООО, а не учредителю, и если он хочет и взять эти деньги на личные нужды, то нужно заплатить налоги.

У учредителя ООО (да и других юридически лиц) всего 2 способа получить деньги - либо как дивиденды либо как зарплату.

Всякие альтернативные способы типа взять в долг у компании, взять под отчет, сдать что-то компании в аренду - все равно не спасут от уплаты налогов.

Именно повышенная налоговая нагрузка в ООО и заставляет многих искать окольные пути вывода денег, потому что ты уже заплатил налоги (например НДС, налог на прибыль, страховые взносы за работников), уже хочешь забрать честно заработанные, а тут еще надо заплатить 13% НДФЛ за дивиденды, если взять деньги как прибыль учредителя, либо 13% + 30% страховых взносов если взять деньги как зарплату.

Снимаются наличные либо по чековой книжке (ужасный, сравнимый с пытками способ, который увы еще практикуется в некоторых банках) либо с корпоративной банковской карты.

Ниже представлены сканы моей старой чековой книжки, как образец, и скан корпоративной банковской карты. Сразу скажу я действительно пользуюсь банком "Точка" уже много лет и это не продакт-плейсмент. Я просто рассказываю только о том, чем пользуюсь сам.

Что можно нарушить и что грозит?

За нарушение правил работы с деньгами ответственность установлена всего в 2-ух статьях Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
  • Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

Часть 2 статьи 14.5 устанавливает ответственность за неприменение кассовой техники, то есть за то, что вы не выбили чек - не менее 10.000 рублей для должностных лиц и не менее 30.000 рублей для юридических лиц.

Статья 15.1 устанавливает штраф за расчеты наличными между предпринимателями сверх лимита в 100.000 рублей и за неправильное хранение наличных крупным бизнес (эти 2 вопроса как раз были рассмотрены выше) штраф для юридически лиц - от 40 до 50 тысяч рублей.

Что такое расчетный счет и как его открыть?

Расчетный счет открывается вам банком для совершения платежей в ходе вашей предпринимательской деятельности.

Открыть счет проще простого, нужно просто обратиться в любой банк, который вам понравится. Для ИП достаточно иметь на руках только паспорт, для ООО пакет документов из налоговой.

Какой банк выбрать?

При выборе банка советую исходить из следующих параметров:

1) Скорость открытия расчетного счета и удобство.

Есть банки в которых курьер выезжает открывать расчетный счет, а есть в которые надо обязательно ехать самому.Некоторые открывают счет за 1 день, а есть кто и за 3-5 дней.

2) Удобство системы банк-клиент.

Есть такие системы, в которые даже войти проблема, не то что платежку подписать.

3) Скорость платежей и удобные часы работы офиса. Взнос наличными через банкомат.

В некоторых банках внести деньги можно только через кассы отделений в часы их работы, это бывает очень неудобно.

4) Доступ в банк-клиент с любого устройства в любом месте.

Есть банк-клиенты привязанные к определенному компьютеру. Естественно, на такое не стоит соглашаться.

5) Быстрый и легкий вывод денег – на карту с расчетного счета.

Есть банки где карта привязана к расчетному счету, а есть где надо выводить деньги со счета отдельной операцией. А есть еще и такие, в которых это можно сделать только в рабочие часы (в дневное время и в рабочие дни), так что если деньги понадобились после 18.00, либо в выходные и праздники, то терпите.

6) Быстрое отражение денег на счете при внесении и зачислении.

В одном банке, в 2015 году у меня был расчетный счет, и я практически никогда не знал сколько у меня реально денег. Когда я вносил наличные, это операция отражалась....3-4 часа. Также и входящие платежи.

7) Уведомление в смс от кого и сколько денег пришло.

Кажется смешным, но в некоторых банках еще нет смс-уведомлений об операциях по расчетному счету, а в некоторых они есть, но без указания отправителя и суммы. Зачем тогда они нужны непонятно, но это тоже фишка из того чудесного банка ,с которым я расстался в 2015 году.

Лично я пользуюсь "Точкой". По сервисам с ней очень похожи "Тинькофф Банк" и "Альфа-банк". Также в нашей стране будет нелишним открыть один запасной расчетный счет в "Сбербанке", на случай отзыва лицензии у другого вашего банка.

Что такое "платежка"?

Безналичные расчеты осуществляются путем изготовления и подписания платежного поручения банку на перевод суммы, называемое в народе "платежка".

Ниже прикреплен образец платежного поручения.

Сверху указана сумма. Далее указаны данные плательщика и данные получателя.Штамп внизу означает что платежное поручение исполнено, деньги списались с моего расчетного счета и скоро поступят получателю.

Все о деньгах бизнеса — счет, касса, "нал" и "безнал". Статья для новичков и тех, кто хочет разобраться в вопросе

В чем разница между расчетным счетом, счетом на оплату, счетом бухгалтерского учета и счет-фактурой?

Данный вопрос регулярно возникает из-за того что везде присутствует слово счет и возникает путаница.

Что такое расчетный счет был объяснено выше.

Счет на оплату это принятый в практике делового оборота документ.

Счет на оплату не является бухгалтерским документом, его не обязательно делать и не обязательно хранить. Но он удобен. Его практическая цель дать реквизиты(номер счета и данные банка), куда вам нужно заплатить.

Вот образец счета на оплату. В шапке все данные чтобы заплатить, а ниже указано за что платить и сумма.

Все о деньгах бизнеса — счет, касса, "нал" и "безнал". Статья для новичков и тех, кто хочет разобраться в вопросе

Cчет-фактура имеет только одну общую особенность со счетом на оплату - это не бухгалтерский документ. Он никак не подтверждает факта отгрузки товара или оказания услуг.

Обязанность ее оформления прямо указана в Налоговом кодексе РФ.

Главная функция счета-фактуры – подтверждение прав плательщика налога на добавленную стоимость (НДС) на получение вычета по этому налогу.

Вам нужны счет-фактуры от ваших поставщиков - суммы указанные в них вы вычтете из своих налогов. А вашим покупателям нужны счет-фактуры от вас, так как они уменьшат свои налоги на суммы ,указанные в ваших счетах- фактурах.

Ниже образец счет-фактуры.

Все о деньгах бизнеса — счет, касса, "нал" и "безнал". Статья для новичков и тех, кто хочет разобраться в вопросе

Счет бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет - это организованная информация. Чтобы в нужный момент найти нужный кусочек информации и не перерывать все подряд информация разбита по объектам и структурирована.

Яркий пример - алфавит в библиотеке. Хотите найти Пушкина ищите книгу на букву "П" если книги разложены по авторам.

Так и счета бухгалтерского учета это условно алфавит - это данные (информация).

Данные о разных объектах бухгалтер записывает в специальные группы, каждая из которых имеет свой номер. Эти группы и называются счетами. Нужно посмотреть что с наличными - смотрите в программе записи в счете 50, нужно узнать что с товарами - записи в счете 41.

Данный порядок установлен приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) под названием "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций".

Что такое эквайринг?

Эква́йринг (от англ. acquire — приобретать, получать) — приём к оплате платёжных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг.

Существует три вида эквайринга:

  • Торговый эквайринг (платежный терминал)
  • Интернет-эквайринг ( приём к оплате банковских карт и электронных денег через Интернет с использованием специально разработанного веб-интерфейса, позволяющего провести расчёты в интернет-магазинах и оплатить различные услуги)
  • Мобильный эквайринг ( маленькие терминалы ,которые вставляются в мобильные устройства. Наверное вы видели такие у таксистов)

По эквайрингу совет может быть только один, ищите эквайринг с наименьшей комиссией. Если на старте денег не много то подойдет интернет-эквайринг, его установка, как правило, бесплатная вообще, или мобильный эквайринг, так как маленькие терминалы гораздо дешевле больших стационарных, но правда чаще ломаются.

Не советую мобильный эквайринг от компании LIFE PAY.

Я раньше был их клиентом и произошла забавная ситуация: человек оплатил мне картой товар, забрал его, о чем расписался в расходной накладной, а после стал оспаривать операцию по карте. Товарищи из LIFE PAY позвонили мне и попросили доказательства, что товар был отдан. Я сказал, что у меня есть документ с подписью и видеозапись. Они в свою очередь обрадовались и сказали, что проблем не будет.

Однако через пару недель вдруг позвонили и сообщили, что операцию все-таки человек опротестовал, а значит они сделают ему возврат, который удержат у меня со следующих транзакций по терминалу. После этого я вытащил их терминал и выбросил в ведро, объяснив что ничего они от меня не получат. А если не согласны - пусть обращаются в суд. На этом все и закончилось. Но до сих пор я в шоке, как можно требовать с меня деньги на возврат и согласится на протест по операции, по которой есть документ и видеозапись о том, что товар был передан.

Все о деньгах бизнеса — счет, касса, "нал" и "безнал". Статья для новичков и тех, кто хочет разобраться в вопросе

Уважаемый читатель, это была глава из моей новой книги "Начни свой бизнес. Пошаговое руководство для тех, кто открывает бизнес в 1-ый раз", которая выходит в декабре 2018 года

Если статья понравилась обязательно ищите мою книгу в декабре на сайте ЛитРес

Вам также может понравиться статья "12 популярных вопросов про учредителя ООО и директора в российском интернете (с ответами)" и статья "15 самых популярных вопросов про ИП и ООО в российском интернете (с ответами)"

Также если вы начинающий предприниматель много полезной информации можно найти в моей книге "Спаси свой бизнес"

Всем успехов!

1010
17 комментариев

Еще важный момент про эквайринг - в налогооблагаемой базе надо считать сумму, которую заплатил клиент, а не которая пришла на счет за вычетом комиссии платежной системы.

4
Ответить

Ещё один полезный пазл в набор для творчества предпринимателей. Надеюсь не последний)

1
Ответить

Точно не последний!)

1
Ответить

Ждём от автора очерк про "Обнал" ))

1
Ответить

Поясните пожалуйста, если я не работаю с физ лицами и принимаю только безнал от Юр. Лиц на Расчетный счёт - касса нужна ?

Ответить

С удовольствием. В вашем случае можете работать без кассового аппарата. Чтоб вы совсем были уверены посмотрите пункт 9 части 2 ФЗ " О применении ККТ" там это прямо сказано.

Ответить

НДС - налог на добавленную стоимость, а не надбавочную. И еще желательно добавить, что при эквайринге также требуется применять онлайн-кассу, хотя вроде это и не наличный расчет.

Ответить