Waymo против Uber: история конфликта изнутри

Конспект материала The New Yorker о причинах и последствиях суда между компаниями.

Весной 2011 года небольшой группе специалистов Google, работавшей над секретным проектом, пришло электронное письмо: «Наконец-то. Энтони, похоже, увольняют». Энтони Левандовски — человек, который вместе с коллегами убедил руководителей Google потратить миллионы долларов на создание беспилотного автомобиля.

Левандовски и несколько его друзей начали карьеру в Google в 2007 году, после участия в Grand Challenge, гонке беспилотников, спонсируемой правительственным агентством DARPA. В отличие от своих соперников, Энтони собрал автономный мотоцикл, названный «Призрачным гонщиком» (позже он признался, что, выставив на гонку мотоцикл, надеялся привлечь больше внимания).

«Призрачного гонщика» приобрёл Национальный музей американской истории, а 27-летний инженер, имевший степень магистра университета в Беркли, получил многомиллионную должность в Google.

«Призрачный гонщик» Левандовски

Дахигг отмечает, что компания планировала стать лидером на рынке навигационных сервисов. Google сделала ставку на то, что по мере улучшения смартфонов пользователи станут охотнее делиться сведениями о своём местоположении и пункте назначения.

Для оптимизации такой системы Google требовались детали местности, например, точное расположение дорожных знаков или ориентиры на сложных развязках. У Левандовски и его коллег по Grand Challenge уже было готовое решение, которое они задействовали в гонке: сначала специальная программа соединяет вместе тысячи снимков дорог, а затем накладывает на них GPS-координаты. Google оставалось сделать фотографии.

Получив работу, Левандовски планировал разослать сотни машин, оборудованных камерами, во все уголки страны. Но тут он столкнулся с корпоративной бюрократией.

Чарльз Дахигг

Тогда в Google работало около 17 тысяч человек, включая слой менеджеров среднего звена. Левандовски рассказал Дахиггу: «Одна из причин, почему взяли нас, — Ларри Пейдж был уверен, что нам хватит духу пробраться через бюрократические дебри».

«Набор сотрудников занимал месяцы, — продолжает Левандовски. — У компании была одна программа, называлась WorkforceLogic, и просто освоиться в ней было чертовски трудно. В итоге я разместил объявление о поиске водителей на Craigslist и нанял буквально всех, кто более-менее подходил, заплатив из своего кармана».

Вместе с тем Левандовски отправился к местному автодилеру и купил больше сотни машин. Один из менеджеров проекта вспоминает: «Получив отчёт по расходам, бухгалтеры удивились, сколько ушло на командировочные всего отдела. Но Ларри отрезал: “Платим”. Он хотел видеть в компании людей, которые показали бы остальным: можно добиться невозможного, поискав обходные пути».

Левандовски и его команде поручили снять миллионы километров американских дорог за год. Они управились за девять месяцев, после чего переехали в офис в индийском Хайдарабаде, чтобы приступить к нанесению фото на карты всех улиц мира.

Начальник Левандовски Себастьян Трун, бывший профессор Стэнфорда и победитель Grand Challenge в 2005 году, предложил директорам Google спроектировать беспилотный автомобиль.

В 2009 году начало работу секретное подразделение компании Project Chauffeur. Левандовски поручили разработку аппаратной части.

Чарльз Дахигг

Сначала группе предстояло дать автомобилю «глаза». И хотя визуализирующие системы из лазеров и камер к тому времени уже существовали, на их создание с нуля ушли бы годы, считает Дахигг. Левандовски нашёл выход.

Одновременно с приходом в Google он создал две фирмы — 510 Systems и Anthony’s Robots, — которым принадлежали все права на технологии, задействованные в «Призрачном гонщике». Google, по мнению Левандовски, могла бы сэкономить годы на разработке, просто купив необходимое оборудование у его компаний.

Google согласилась, хотя о сделке было известно не всем директорам. «Поначалу никто и не понимал, что Энтони продаёт собственные наработки, но со временем всё прояснилось, — вспоминает коллега инженера. — Да, такой обмен казался сомнительным, но нам хотелось двигаться как можно скорее, и вопросов мы особо не задавали, совершив в итоге большую ошибку».

Google полагалась на Левандовски, но по ходу расширения отдела стиль его управления становился спорным. По мнению автора, Левандовски умел объединить команду и решать поставленные задачи, однако он был вздорным, а заслуги несогласных с ним коллег нередко преуменьшал.

В 2010 году сотрудники узнали, будто Левандовски от лица своих фирм общается с конкурентами Google и пытается продать им те же технологии, за которые уже платит компания. Позже Левандовски настаивал: он никогда не скрывал связей своих предприятий с другими, а Google не приобрела исключительную лицензию.

Тем не менее началось внутреннее расследование, и когда дело дошло до расспросов, Энтони заявил, что не пытался помочь другим компаниям конкурировать Google, но думал уйти, чтобы сосредоточиться на 510 Systems и Anthony’s Robots, которые способны навязать борьбу сами по себе.

Ларри Пейдж поручил заместителям обговорить с Левандовски покупку его компаний и предложить ему повышение. «Энтони стал тем, кем он стал, потому что Ларри с ним сюсюкался, защищал его. Они дружили, им нравилось вместе обедать и чудачить», — рассказал журналисту бывший высокопоставленный сотрудник Google.

Сотрудники Project Chauffeur холодно отнеслись к повышению Левандовски. Себастьян Трун в одном из писем отметил, что некоторые члены команды «сомневаются в честности Энтони и его отдаче».

Чарльз Дахигг

Согласно внутренней переписке, Пейдж распорядился «озолотить Энтони, если Chauffeur окажется успешным». Два месяца спустя Google приобрела и 510 Systems за $22 млн, и Anthony’s Robots. Левандовски в свою очередь гарантировали выплаты в размере 10% от стоимости Project Chauffeur через четыре года; эта доля в итоге принесла ему ещё $120 млн.

«Иногда лучший способ добиться повышения в Google — припугнуть уходом, — подчеркнул Левандовски в беседе с Дахиггом. — Стоит дать понять, что ты хочешь основать свой стартап, они попытаются тебя купить. Так работает вся Кремниевая долина. Ты должен нагнетать давление, устраивать встряски. В выигрыше оказываются те, кто в стремлении создать будущее мыслит широко и не боится рисковать».

Кремниевая долина всегда в равной степени строилась и на передовых разработках, и на предательстве. Она и появилась благодаря заговору группы талантливых инженеров в 1957 году, которую впоследствии стали называть «Вероломной восьмёркой».

В 1970-х годах компаний и стартапов в Долине стало так много, что, уволившись с работы в пятницу, ты уже в понедельник мог ехать на новую. Карьера в технологической сфере напоминала броуновское движение: свой стартап, работа в одной крупной фирме, в другой, покупка компании, продажа, поставки бывшим работодателям.

Подобное распыление среди экономистов известно как переток знаний. Недавние исследования показали его эффективность в инновационной среде — осознание того, что соперник вскоре наймёт твоего бывшего работника и узнает все твои секреты, заставляет не сидеть на месте.

В последние несколько лет темпы прогресса в Долине поубавились, крупные игроки вроде Apple, Facebook, Google и Microsoft не выпускали революционных продуктов вот уже десять лет.

А когда на горизонте появляются конкуренты с подрывающими новинками — Instagram, WhatsApp или Waze, — их попросту поглощают. Теперь в больших фирмах Долины считается, что сотрудники задержатся на одном месте работы на много лет.

Чарльз Дахигг

Бывший менеджер Google отмечает: «Разбогатев, большинство прохладно относятся к работе, но в этом плане Энтони особенный. Он трудился до тех пор, пока не претворял в жизнь невозможное. Даже после предложения в сотню миллионов Левандовски не успокоился и не бросил убеждать себя и других “мыслить за рамками”. И всё же порой рамки нужно видеть, иначе ты сделаешь глупость или попадёшь в тюрьму».

К 2015 году беспилотники Project Chauffeur проехали больше миллиона миль, а общие инвестиции в проект составили $1 млрд.

В том же году Левандовски начал приглашать коллег на встречи вне офиса — он вновь задумал создать собственную компанию. Близилась выплата его доли в Project Chauffeur, но в беседах Левандовски признавался: ему стало грустно в Google, он чувствует, что разработка замедлилась — отчасти из-за споров между топ-менеджерами.

Споры велись вокруг рисков, связанных с тестами беспилотников. У Левандовски своя точка зрения на этот счёт: «Если твоя работа — двигать технологии вперёд, безопасность не может стоять на первом месте. В противном случае ты никогда не сдвинешься с места».

В 2011 году один из менеджеров Google Айзек Тейлор выяснил, что пока он был в отпуске, Левандовски переписал программу беспилотника таким образом, чтобы он мог проводить тесты на запрещённых маршрутах. Айзек и Левандовски начали ругаться, и последний, пытаясь доказать свою правоту, предложил отправиться на шоссе — они сели в беспилотный Prius и поехали (запасным водителем был Левандовски).

Автономная Toyota Prius
Автономная Toyota Prius

На въезде на автомагистраль Prius зажал автомобиль Camry, и та сдвинулась вправо, а затем дёрнулась влево, чтобы не врезаться в отбойник, и вылетела на разделительную полосу.

К такому автомобиль Google был не готов, пишет Чарльз Дахигг, и Левандовски, пытаясь избежать столкновения, резко выкрутил руль — настолько резко, что Тейлору впоследствии провели несколько операций на позвоночнике. Они съехали с шоссе, не зная, есть ли пострадавшие, — назад Левандовски и Тейлор не вернулись. Полиции о происшествии не сообщили.

Позже Левандовски утверждал: эта ситуация стала неоценимым источником данных, возможностью научить другие машины не повторять подобных ошибок. Он разослал коллегам видео с названием «Prius против Camry». Левандовски сохранил руководящую должность и не бросил проводить испытания на запрещённых участках.

По словам бывших управляющих Google, в первые годы Project Chauffeur произошло более 12 аварий, три из которых довольно серьёзные. Дахигг обратился за комментариями к представителям компании.

Безопасность — наш главный приоритет в течение всего хода разработки. Пострадавшим в авариях была оказана необходимая помощь. В инциденте с Camry беспилотный автомобиль Google не врезался в другую машину и потому не является виновником случившегося.

Google

В 2014 году калифорнийские законодатели обязали компании отчитываться о любых происшествиях с автономными машинами, «повлекшими за собой порчу имущества, травмы или смерть». Авария с Carmy произошла за три года до выхода постановления; с момента принятия документа Google уведомила полицию о 36 авариях.

В 2015 году Левандовски задумал создать свою компанию, которая займётся беспилотными грузовиками. Бизнес-модель нового предприятия, по его словам, не должна была пересекаться с инициативами Google, но и в этом случае открыть фирму ему не мешают местные законы. Встречаясь с коллегами, Левандовски одновременно искал инвесторов, имея в виду и Uber, которая запустила собственное автономное подразделение.

Узнав, что Энтони переманивает сотрудников, глава Project Chauffeur Крис Урмсон разослал среди помощников письмо: «Энтони пора уволить». Но за него вновь вступился Ларри Пейдж, который сам недавно основал компанию Kitty Hawk, разрабатывающую летающие автомобили, и попросил Левандовски помогать в свободное время. Некоторые топ-менеджеры опасались, что за Энтони уйдут и другие инженеры, и поддержали Пейджа. Урмсон получил распоряжение: сохранить Левандовски в Google.

Но в январе 2016 года Левандовски всё-таки написал Пейджу об уходе: «Я хочу вести машину, а не сидеть в пассажирском кресле. Сейчас мне и вовсе кажется, что я в багажнике». Многим членам команды Энтони предложил перейти в свой стартап Ottomotto, и шесть человек всё-таки присоединились к нему. Урмсон потратил десятки тысяч долларов, чтобы сохранить штат.

Энтони Левандовски в Ottomotto
Энтони Левандовски в Ottomotto

Следом стало известно: Uber собирается купить стартап Левандовски. По заявлениям компании, Uber предложила за Ottomotto 1% своих акций — около $600 млн. «Этот ход привлёк много внимания, — рассказал журналисту бывший разработчик Google. — Если Энтони смог столько заработать, то сколько сможем получить мы?».

Руководители Google настороженно относились к Uber, пишет Чарльз Дахигг. «Uber — первая большая компания Кремниевой долины, которая с твоего разрешения знает о тебе буквально всё, даже номер кредитки. И тут они нанимают Энтони, получая доступ к человеку, который может сэкономить им миллиарды», — поделился бывший топ-менеджер Google.

Летом 2016 года Google пыталась сорвать покупку Ottomotto, отмечает автор. В августе повесткой одной из встреч стал длинный список: узнать, на каких условиях будет работать Энтони, оказалась ли у него (или ушедших вслед за ним) секретная информация, не нарушил ли он договор о неразглашении.

И вскоре нашлась утечка: согласно базе данных, за месяц до ухода Левандовски подключил рабочий ноутбук к серверу Google и загрузил 14 тысяч файлов, включая схемы приборов, а после перекинул их на внешний жёсткий диск и отформатировал компьютер.

Позже юристы выяснили, что примерно в то же время разработчик Лиор Рон, последовавший за Левандовски, искал в интернете, «как тайно удалить файлы с Macbook» и «как навсегда удалить файлы Google Drive с компьютера».

Также юристы наткнулись на письмо Левандовски, отправленное Рону спустя несколько недель после увольнения: «Убедись, что удалил все сообщения с iPhone и компьютера». Левандовски использовал секреты Project Chauffeur при запуске Ottomotto, заподозрили в Google. Разработчики же, оценивая качество данных, скачанных Левандовски, усомнились в её высокой ценности.

Джон Крафсик, генеральный директор Waymo
Джон Крафсик, генеральный директор Waymo

В декабре 2016 года стартап Project Chauffeur отделился от Google, превратившись в дочернюю фирму Waymo. Тогда же в поле зрения юристов попал один менеджер среднего звена, пишет Чарльз Дахигг, на его электронную почту случайно переслала письмо компания Gorilla Circuits, с которой Uber заключила контракт на производство микросхем для беспилотников.

Чертежи, приложенные к сообщению, «поразительно напоминают и обладают теми же уникальными характеристиками, что и секретные микросхемы Waymo, планы которых были среди тех 14 тысяч документов, выгруженных Левандовски», заявили юристы.

23 февраля 2017 года Waymo направила иск в федеральный суд, утверждая, что Левандовски украл данные, представляющие коммерческую тайну. Размер запрошенной компенсации — $1,85 млрд. Кроме того, дочерняя компания Google намеревалась запретить Левандовски использовать служебную информацию в Uber, Ottomotto и других фирмах, занимающихся беспилотниками.

Waymo не могла подать на Левандовски в федеральный суд напрямую: его контракт содержал пункт о разрешении споров во внесудебном порядке. Вместо этого иски направили против Uber и Ottomotto.

Прежде большие технологические компании в основном оспаривали нарушение патентных прав, остерегаясь конфликтов, связанных с торговыми секретами, которые в два счёта могут разрушить репутацию.

В 2016 году, с принятием в США Акта о защите коммерческой тайны, положение дел резко изменилось. Теперь компании могут решать споры о незаконном присвоении служебной информации в федеральном суде и законно ограничивать работу сотрудников другой компании, уличённых в краже секретных данных. Этим Актом и воспользовалась Google.

Тем не менее смене работодателя крупные компании Долины мешали и до этого, в середине 2000-х годов, например, тайно подписав соглашение о найме. Apple и Google старались больше всех. «Если вы возьмёте хоть одного из этих людей, мы объявим вам войну», — предупредил Стив Джобс одного из топ-менеджеров Google в 2005 году, когда их агент по найму попытался сблизиться со специалистами Apple. В ответном письме Джобса заверили, что «полностью пресекли все попытки взять на работу любого сотрудника Apple».

Как следствие — юристы антимонопольного комитета подали на Google, Apple и ряд других компаний в суд. По их мнению, соглашение «существенно ослабило конкуренцию». Урегулировав спор с правительством, компании к 2015 году выплатили более $400 млн по смежным гражданским искам.

С выходом Акта необходимость в секретных соглашениях отпала, теперь работодатель может пугать сотрудников судом за присвоение коммерческой тайны. Более того, гособвинители открыто предлагают обращаться к властям, как только возникают подозрения — таким образом и обвинения выдвинут раньше.

По наблюдениям чиновников, технологические компании стали чаще обращаться в правоохранительные органы в надежде на уголовное дело, влияя тем самым на свободу действий сотрудников.

Чарльз Дахигг

Суд между Waymo и Uber начался 5 февраля 2018 года, к тому времени были выбраны присяжные, 129 юристов составили более 100 тысяч страниц показаний, ходатайств и запросов. Адвокаты сторон сообщили Дахиггу, что на подготовку к суду были потрачены десятки миллионов долларов.

Левандовски отказался обсуждать дело с прессой, но сделал неожиданное заявление: он основал церковь «Путь будущего», члены которой поклонялись богу в виде искусственного интеллекта.

Когда-нибудь машины станут сильнее человека, и члены церкви готовят себя к этому важному переходу умственно и духовно.

Энтони Левандовски

Левандовски заверил репортёров в своей искренности: «Я не верю в бога, но я верю: мы создаём нечто, что станет для нас чем-то вроде бога».

В зале суда тем временем решали, кто будет давать показания, сколько будет длиться допрос, когда сделать перерыв. Судебное заседание несколько раз откладывали; один раз потому, что бывший работник Uber написал письмо с признанием: у компании есть тайный отдел для слежки за конкурентами, включая Waymo (он отказался от показаний после того, как Uber, согласно официальной версии, заплатила ему $4,5 млн за консалтинговые услуги).

Даже няня, сидевшая с детьми Левандовски, сыграла небольшую роль, обвинив Энтони в эмоциональном насилии (по её словам, дома Левандовски забил целый ящик секс-игрушками) и потребовав многомиллионную компенсацию. Подтверждений её словам не нашлось, и в конечном счёте дело закрыли.

«И хотя передо мной выступают отличные юристы, я не могу им верить», — заявил судья Уильям Алсап. Представленные документы, пояснил Алсап, «во многом скрывают правду», а прения оказались «недостаточно чёткими».

Однако судья в одном из постановлений отметил: ему кажется, что случилось нечто действительно неподобающее, а уход Левандовски из Project Chauffeur «сопровождался крайне подозрительными обстоятельствами».

Также Алсап подчеркнул: «Довольно сложно поверить, что Левандовски, пробравшись в базу данных так, как он это сделал, не намеревался использовать загруженные файлы». Алсап не увидел доказательств того, использовалась ли информация незаконно. «Если вы не можете доказать, что в распоряжение Uber попали ваши секреты, у вас большие проблемы», — обратился судья к юристам Waymo.

В суде выяснилось, что загрузка Левандовски 14 тысяч файлов не угрожала компании. Сервер, к которому он подключил свой компьютер, переносил файлы автоматически. Кроме того, ценность документов оказалась настолько небольшой, что Google подумывала перенести их на внешние серверы.

Изначально Waymo обвинила Левандовски в незаконном присвоении 121 коммерческой тайны, а Uber — в многократном нарушении патентных прав. Судья же нашёл некоторые обвинения Waymo «необоснованными» и заключил: многие притязания компании касаются общих принципов науки.

С приближением слушаний Waymo ослабила обвинения — отчасти потому, что она надеялась ускорить процесс. К окончанию подбора присяжных Uber и Левандовски обвинялись в незаконном присвоении лишь восьми коммерческих тайн.

Тем не менее все участники процесса, пишет Чарльз Дахигг, сошлись в одном: от Левандовски слишком много неприятностей. Даже Uber отреклась от него, уволив инженера после возбуждения иска. «Компания жалеет, что наняла Энтони Левандовски», — признался в суде один из юристов платформы.

На допросе свидетелей Левандовски отказался отвечать практически на все вопросы, ссылаясь на Пятую поправку. Судья направил особый запрос федеральному прокурору, предположив, что федеральным властям может быть интересно узнать, совершил ли Левандовски какие-либо преступления.

В суде обсуждалось, например, расположение диодов на плате и отверстий для её закрепления, размещение линз.

Присяжных, среди которых были менеджер, плохо говоривший по-английски, и монтёр телефонных линий без высшего образования, попросили ознакомиться со сложными чертежами лидара и определить, является ли расположение платы секретом производства или фактом, известным всем инженерам.

«Не уверен, понял ли я, что происходит, — поделился с Дахиггом один из присяжных. — Вообще, я хотел дело об убийстве, но попал сюда».

Трэвис Каланик после дачи показаний в суде
Трэвис Каланик после дачи показаний в суде

Юрист Waymo Чарльз Верховен в своем вступительном слове заверил суд, что генеральный директор Uber Трэвис Каланик написал своим заместителям: «Нам нужно найти чит-коды». «Я не знаю, что такое чит-код, поскольку слишком стар, — продолжил Верховен. — Но я понимаю, что в видеоиграх чит-коды позволяют пропустить часть игры и перейти на следующий уровень. Выходит, директор компании напрямую, на письме, признаётся: Левандовски нужен Uber, чтобы оставить Google позади».

После Каланику пришлось объяснять в суде, что «чит-код» в технологической отрасли имеет другое значение.

Следующим утром Waymo решила отозвать иск в обмен на 0,33% акций Uber (около $250 млн). И хотя представители агрегатора заявляли, что Uber не использовала запатентованные Waymo технологии, они пошли на сделку. Также Uber согласилась не использовать конфиденциальную информацию Waymo в будущих разработках.

Выход Waymo из дела не значил, что директора компании исчерпали способы разобраться с Левандовски, пишет Чарльз Дахигг. Они, пытаясь вернуть $120 млн вознаграждения, вызвали его в третейский суд (процесс которого пока не окончен).

Помощник федерального прокурора Мэтт Парелла обратился в Google и Waymo с предложением начать уголовное дело против Левандовски, если компании ему помогут. В скором времени Парелла и его коллеги получили доступ к документам, которые Waymo пыталась скрыть от властей и общественности во время суда с Uber.

По информации Дахигга, не требуя ордер на обыск, Google позволила следователям просмотреть показания и записи сотрудников Waymo, а также изучить данные, хранившиеся на внутренних серверах. В некоторых случаях юристы Waymo сами предлагали федеральному прокурору документы для привлечения к делу. Этот позволило компании передавать частную информацию правительству без официальных заявлений о сотрудничестве.

Государственные юристы отмечают действенность расследований, связанных с хищением производственных секретов. Например, прокурорам удалось доказать кражу американских технологий китайской компанией Sinovel, производящей ветровые установки, из-за чего она потеряла сотни миллионов. Но в случае с Левандовски, когда неясно наверняка, что украдено и кто пострадал, о рисках для американской торговли судить сложно.

Чарльз Дахигг

Дэниел Олмос, представлявший в суде интересы работников, обвинённых в незаконном присвоении корпоративной тайны, отмечает: «Не нужно много дел, чтобы посеять среди сотрудников паранойю. Достаточно двух-трёх. Мне постоянно звонят испуганные работники, загрузившие служебные файлы на домашний компьютер, чтобы поработать после ужина, — а что, если они попытаются сменить место работы и их засудят? Не стану скрывать: у них есть все основания тревожиться, ведь при желании компания найдёт улики».

Несколько бывших сотрудников Waymo рассказали Дахиггу, что после ухода получили пугающие письма, предупреждающие их об опасностях работы с незаконно присвоенными технологиями — при необходимости Waymo так же подаст на них в суд.

В официальном заявлении Waymo сказано, что «суд с Uber был в первую очередь нацелен на защиту работы сотен инженеров, а обращение судьи к федеральному прокурору доказало состоятельность утверждений и силу собранных улик».

Чарльз Дахигг

«Я не считаю, что поступил неэтично. Пытался ли я конкурировать с Waymo? Несомненно. Но я не вор, я честный человек», — уверен Левандовски. Ему больше не принадлежат технологии, разработанные для Google и Uber. Но Левандовски вновь собирается заниматься беспилотными грузовиками и надеется на инвестиции из-за рубежа, включая Китай.

99
3 комментария

Призываю гуру vc-сообщества собрать под этим комментом все способы "забрать" файлы с сервера незаметно, вот мои 5 копеек:
Архивируем все файлы в один архив с защитой (шифрованием имен файлов внутри) и паролем и забираем архив и затем стираем - при таком способе смогут увидеть что есть архив, но не что внутри.

Если на сервере настроено логирование, а оно как правило настроено, то в логах будет висеть время твоей архивации, размер архива. Возможно, получится просуммировать различные файлы для поиска хешсуммы, но это не точно. Можно ещё сделать архив в архиве, синтетикой забить названия, которые также повлияют на контрольную сумму. Но всё это возможно, если нет никаких утилит, которые мониторят все пользовательские действия.