Стоит ли покупать акции SpaceX: полный обзор компании

Падающие и взлетающие ракеты Falcon, космические туристы и Илон Маск время от времени появляются в новостях. Все мы слышали что-то о фантастических планах колонизации Марса, но мало что знаем о SpaceX как о компании. На чем она зарабатывает? Кто её конкуренты? Имеет ли смысл покупать её акции?

Рассказываем, как обстоят дела у одной из самых популярных частных компаний среди инвесторов – SpaceX.

Источник: spacex.com
Источник: spacex.com

О компании

Space Exploration Technologies – одна из крупнейших и самых популярных среди инвесторов частных компаний в мире. Она основана в 2002 году известным предпринимателем, сооснователем Paypal и Tesla, инициатором проекта вакуумного поезда Hyperloop Илоном Маском.

SpaceX видит своей миссией снижение стоимости освоения космоса и исполнения мечты Маска – освоения и колонизации Марса: создания там полностью автономного поселения, а в отдаленном будущем и террафомирование планеты. Для этого компания надеется снизить стоимость полета на Марс до всего 200 000 долларов на одного и перевезти туда 1 миллион человек. По словам Маска, пока этой темой мало кто интересуется, но он надеется показать, что полеты на Марс – не такое необычное дело, как кажется сейчас.

В рамках этой отдаленной цели, компания занимается более приземленными задачами, которые помогут сделать запуски гораздо более дешевыми за счет эффекта масштаба и повторного использования ракет – так, компания первой в мире отправила грузы с помощью повторно использованной первой ступени ракеты, разработала космический корабль Dragon, предназначенный для пополнения запасов на МКС, ведет разработку пассажирской версии корабля Dragon V2 для астронавтов, которых отправит к МКС, а также готовит к запуску спутниковый интернет, доступный из любой точки планеты.

Эффективность

С самого основания SpaceX заявляет снижение расходов на освоение космоса как одной из основных целей, поэтому стоимость запусков у SpaceX значительно ниже, чем у конкурентов, которые ощущают большое давление со стороны компании. Непубличный статус SpaceX позволяет держать в секрете, как им удается удерживать такие низкие цены. При этом компания не регистрирует патенты, чтобы не раскрывать секреты.

Некоторые специалисты считают, что снижение расходов достигается за счет вертикальной интеграции. Почти все комплектующие компания производит сама: SpaceX контролирует большую часть цепочки поставок, что заметно снижает расходы и позволяет производить более инновационные технологии. Также снижение расходов достигается за счет гораздо меньшего количества рабочих по сравнению с конкурентами.

Главными конкурентами SpaceX являются United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие Boeing, крупнейшей в мире аэрокосмической корпорации, и Lockheed Martin. Капсулы Boeing являются прямыми конкурентами SpaceX за контракты NASA по транспортировке астронавтов на космическую станцию и обратно. При этом в производстве тяжелых ракет SpaceX впереди – Boeing может стать главным подрядчиком в производстве разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты Space Launch System, однако она сможет выводить лишь ненамного больше груза, чем Falcon Heavy, и её ервый запуск ожидается только в середине 2020 года. При этом стоимость запуска оценивается в разы больше – 500 млн $ вместо 100-150 $ у SpaceX. Запуск Delta IV Heavy стоит же около 400 млн. $.

Рост SpaceX привел к тому, что United Launch Alliance в 2015 году объявляла об угрозе банкротства и масштабной реструктуризации. Она, как Mitsubishi и Heavy Industries, уже заявили о планах снижения стоимости запусков в 2 раза, чтобы не терять долю рынка. Руководитель французской Arianespace заявил, что из-за давления SpaceX реструктурируется вся европейская космическая индустрия – компания вынуждена снижать цены и запрашивать субсидии у государства. Роскосмос также заявлял о том, что организация планирует снизить себестоимость, чтобы выдерживать конкуренцию со SpaceX.

Повторные запуски

Маск сравнивает космическую индустрию с авиацией и предлагает представить, что было бы, если самолеты, которые стоят сотни миллионов долларов, летали только один раз и для каждого нового рейса нужно было строить новый. Билеты на рейс стоили бы миллионы долларов.

На сопоставимый эффект рассчитывает и SpaceX, научившись использовать ракеты многократно, ведь производство ракет – самая крупная составляющая расходов на запуск.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcdn.jpg.wtf%2Ffuturico%2F80%2F25%2F1443521307-802545d27705472c300a329bbc29cc22.png%3Fw%3D700&postId=49168" rel="nofollow noopener" target="_blank">cdn.jpg.wtf/futurico</a>
Источник: cdn.jpg.wtf/futurico

В марте 2017 компания впервые в истории запустила и посадила ракету-носитель Falcon 9 с грузом, выведя на орбиту спутники. Первая ступень запущенной ракеты была ранее использована во время запуска с грузом NASA в апреле 2016. По словам Маска, эти части Falcon 9 могут быть использованы повторно до 100 раз, но ожидает, что реально это будет 10-20 раз для каждой ступени. Президент SpaceX Gwynne Shotwell рассчитывает на экономию в 30% при повторных запусках, хотя пока компания предлагает скидку в 10%, что для таких больших сумм уже является существенным. При этом Маск заявлял, что целью компании в будущем является повторный запуск той же ступени в течение 24 часов.

Взлет и падение Falcon 9

SpaceX Relaunches a Used Rocket

На данный момент стоимость запуска для Falcon 9 начинается от 62 млн. $. Стоимость запуска конкурирующей с Falcon 9 Atlas 5 от ULA начинается от 109 млн. $. Запуск Falcon Heavy оценивается от 95 до 150 млн $ в зависимости от того, возвращается ли первая ступень, против 350 млн. $ за запуск Delta IV. В глобальных планах компании за счет эффекта масштаба и повторного использования ступеней, снизить цены запуска на порядок – до 5-7 млн. $, а стоимость доставки на орбиту 1 кг полезного груза до 1100 $.

В июне 2017 в рамках миссии SpaceX CRS-11 к МКС корабль Dragon впервые был запущен с повторно используемой спускаемой капсулой, ранее вернувшейся после миссии SpaceX CRS-4, во время которой он доставил запасы и материалы для научных экспериментов. В прошлый раз этот Dragon был запущен в 2014 году. Основные компоненты капсулы остались прежними, но были заменены отдельные элементы, например тепловой щит, который пострадал от соленой воды. Корабль состыковался с МКС спустя 36 часов после взлета, провел месяц на станции и затем успешно вернулся на землю, приземлившись в океане, как и планировалось. Таким образом, миссия SpaceX к МКС стала первой в истории, с использованием уже летавшей ранее ракетой.

Источник: teslarati.com
Источник: teslarati.com

В этому году компания планирует отправить более 70 спутников на орбиту за раз – это самая большая партия спутников, которую запустит какая либо американская компания за один раз на одном носителе. Спутники из 18 разных стран будут отправлены во время этого запуска – как коммерческие, так и научные.

Пока в компании точно не решили, но, скорее всего, именно эта миссия будет следующим шагом к многократному использованию ступеней. Уже скоро будет впервые запущена дважды использованная ступень для доставки спутников на орбиту – предположительно это произойдет 19 ноября. Следующим этапом станет использование таких ступеней до десяти раз с минимальной диагностикой и ремонтом.

Falcon Heavy

Источник: cdn.jpg.wtf
Источник: cdn.jpg.wtf

В феврале 2018 SpaceX провела первый запуск самой тяжелой в мире действующей ракеты-носителя Falcon Heavy. Ракета представляет из себя три ракеты Falcon 9, скрепленных друг с другом с некоторыми модификациями: переделанная центральная ступень, система управления, адаптация несущей конструкции к увеличившейся нагрузке от боковых ступеней и новая площадка для запуска. По словам Маска, компания вложила около 500 млн. $ в разработку. Единственная ракета, которая могла перевозить больший груз, Saturn V, в последний раз была запущена в 1973 году. Falcon Heavy запускается 27 двигателями Merlin, что в 3 раза больше, чем на ракете Falcon 9 и эквивалентно тяге 18 самолетов Boeing 747.

Боковые разгонные блоки успешно вернулись на Землю, но центральный упал в 100 метрах от плавучей платформы, на которую он должен был приземлиться. Эта ступень не смогла воспламенить топливо тормозных двигателей, поскольку закончилась смесь, используемая в качестве жидкости для зажигания – два двигателя из трех не запустились, и ступень упала в воду, повредив два двигателя.

Такой исход запуска – уже успех. Сам Маск говорит, что вероятность неудачи порядка 50%, и успехом будет, если ракета просто взлетит со стартовой площадки, а не взорвется на месте. Сложность заключается в необходимости слаженной работы всех 27 двигателей. Советский Союз 4 раза пытался запустить ракету с 30 двигателями, но ни одна не дошла до орбиты.

Для эффектной демонстрации возможности вывода нагрузки на Марс личный автомобиль Маска Tesla Roadster был выведен на вытянутую околосолнечную орбиту, пересекающую траектории движения Земли и Марса. За рулем машины сидел манекен, а внутри был роман «Автостопом по Галактике», цитата из него “Don’t panic” и полотенце – обязательный атрибут путешественников из книги.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcdn.jpg.wtf%2Ffuturico%2Ff9%2Fcd%2F1518112287-f9cd2166633c8af20e3464221930056a.jpeg&postId=49168" rel="nofollow noopener" target="_blank">cdn.jpg.wtf/futurico</a>
Источник: cdn.jpg.wtf/futurico

Грузоподъемность Falcon Heavy – 64 тонны, до Марса ракета сможет доставить 17 тонн груза. Но при условии возвращения первой ступени потребуется дополнительное топливо, а значит, количество груза придется уменьшить. С помощью таких ракет станет возможен запуск гораздо более крупных спутников, а также запуск спутников группами. Дальше будет также возможен запуск более крупных и продвинутых роботов на Марс и другие планеты. Основными клиентами, которым потребуются запуски таких ракет станут, скорее всего, министерства и агентства американского правительства – NASA и министерство обороны.

Стоимость запуска ракеты оценивается примерно в 90-120 млн. $ (что в несколько раз дешевле, учитывая в два раза большую грузоподъемность, чем у конкурирующей Delta IV). Стоимость ракет будет сравнима со стоимостью Falcon 9. Как заявил бывший заместитель министра обороны США Джон Янг, он не верит, что кто-либо может конкурировать с ракетой Falcon Heavy, не говоря уже о BFR, о которой пойдет речь далее.

Маск заявил, что SpaceX могла бы создать еще более грузоподъемный носитель Falcon Super Heavy за счет дополнительных боковых ускорителей, но в настоящий момент SpaceX фокусируется на разработке главной ракеты компании – BFR.

Big Falcon Rocket (BFR, или Big Fucking Rocket, как назвал её Маск)

В сентябре 2017 на IAC 2017 (Международный Конгресс астронавтов) Маск представил новый мощный проект – BFR (Big Falcon Rocket), который представляет собой ракету-носитель на первой ступени и несколько вариантов второй ступени:

  • Пилотируемый транспортный корабль с 40 каютами для пассажиров, столовой и кухней.
  • Заправочный танкер с топливом.
  • Корабль для транспортировки грузов.

Это будет самая большая в истории ракета и первая полностью многоразовая ракета. BFR будет состоять из сверхтяжелой ракеты и пилотируемого корабля, вмещающего около 100 человек, при этом предполагается полная многоразовость обеих ступеней. Эта система позволит совершать околоземные полеты, например к МКС, запускать спутники и другие космические аппараты, а также миссии на Луну и Марс. BFR сможет делать несколько дозаправок на орбите Земли, чтобы выполнить рейсы до Луны. Для полетов на Марс и обратно потребуется организация производства топлива из ресурсов Марса. Система двигателей будет обладать отказоустойчивостью, и аппарат сможет осуществить посадку даже при выходе из строя нескольких двигателей; надежность посадки будет на уровне современных самолетов.

BFR в сравнении с самым большим в мире авиалайнером Airbus A380 и Falcon Heavy:

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcdn.jpg.wtf%2Ffuturico%2Fb8%2Fc2%2F1528361956-b8c2ec3d3fd061023b3107ba7c110750.jpeg%3Fw%3D700&postId=49168" rel="nofollow noopener" target="_blank">cdn.jpg.wtf/futurico</a>
Источник: cdn.jpg.wtf/futurico

Схема BFR

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcdn.jpg.wtf%2Ffuturico%2Fbe%2F08%2F1528208772-be082d64047d4d12d3a9e6f15c7a5fde.jpeg&postId=49168" rel="nofollow noopener" target="_blank">cdn.jpg.wtf/futurico</a>
Источник: cdn.jpg.wtf/futurico

Впоследствии BFR должна заменить все ракеты и корабли SpaceX. Ракета способна вывести на орбиту 150 тонн. Будет использоваться 31 двигатель Raptor, который сейчас разрабатывает и испытывает компания. Этот двигатель будет иметь рекордную в истории двигателей тяговооруженность (соотношение тяги и массы).

Маск также предлагает использовать BFR для межконтинентальных путешествий между любыми двумя точками Земли, которые займут не больше часа. Максимальная скорость ракеты составит 29 000 км/ч, а стоимость билета должна быть сопоставима с авиарейсом, но пока это лишь идея и побочный продукт, который рассматривает компания.

BFR | Earth to Earth

SpaceX планирует начать производство BFR уже в этом году и использовать их для строительства баз на Луне и Марсе. В бизнес-плане значатся два грузовых полета к Марсу с помощью BFR в 2022 году, и в случае подтверждения возможности добычи воды на Марсе для производства топлива, в 2024 отправление четырех миссий – двух грузовых и двух пилотируемых с людьми на борту. При этом полноценная база на Марсе может быть построена к 2028 году.

По словам Маска, если все пойдет по плану, то в следующем году уже начнутся короткие тестовые полеты BFS (верхней части BFR), затем компания будет тестировать тепловой щит, который будет рассчитан на вход в атмосферу на «межпланетной» скорости. Первые орбитальные испытания BFR компания надеется начать через 3-4 года. Большинство персонала будет занято разработкой этой ракеты.

Маск верит, что в будущем, за счет полной многоразовости и большого количества запусков, один запуск BFR будет стоить всего 5-6 млн. $, что и откроет дорогу к «недорогим» билетам на Марс.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Famp.businessinsider.com%2Fimages%2F5ba3f37fea4002bb058b456a-960-720.jpg&postId=49168" rel="nofollow noopener" target="_blank">businessinsider.com</a>
Источник: businessinsider.com

Глобальный спутниковый интернет

Еще один важный для SpaceX проект – Starlink, программа по обеспечению дешевым высокоскоростным интернетом всей планеты из любой точки (на Северном полюсе, в горах или посреди океана) с помощью системы околоземных спутников. Разработка проекта ведется с 2015 года, а в феврале 2018 были запущены два тестовых спутника.

Компания планирует запустить в общей сложности 12 000 спутников на орбиту Земли к середине 2020-х годов, а в 2019-2020 начать использовать первые из них. Федеральная комиссия по связи США уже одобрила заявку на 4425 спутников. Планируемая пропускная способность составит до 50% всего интернет-трафика в мире.

Предполагается, что пользователям потребуется купить специальные устройства размером с планшет ценой не более 300 $. По данным Wall Street Journal, который ссылается на внутренние документы SpaceX, к 2025 году число абонентов может составить 40 млн. человек, проект будет приносить до 30 млрд. выручки, а абонентская плата составит около 700 $ в год. Также эти спутники можно будет использовать для борьбы с преступностью, карт Google Maps в реальном времени, карт погоды и прочего. Затраты на проект оцениваются в 10 млрд. $. В марте было объявлено о выдаче властями разрешения на использование Starlink.

Однако пока планы выглядят слишком оптимистично, ведь срок эксплуатации одного спутника составит 7 лет, а значит, запуски ракет со спутниками придется проводить чуть ли не раз в несколько дней. Также сложности могут возникнуть и с тем, что компании будут нужно запрашивать выделение нужных частот у государства, особенно в таких больших количествах. Так, например, конкурент SpaceX – британская компания OneWeb – получила отказ от российских властей.

В июне Маск сообщил, что спустя три месяца орбитальных тестов спутники работают нормально. Два спутника установили связь с землей через фазированную решетку в диапазоне высоких частот с низкой степенью задержки (25 мс), что достаточно для того, чтобы играть в видеоигры. Во время телефонной конференции после публикации квартального отчета Tesla, Маск сообщил, что услуги Starlink не будут доступны абонентам в течение как минимум трех лет, что означает начало работы сети не ранее 2021 года.

Успешная реализация этого проекта может дать хорошую синергию в том смысле, что для этого придется делать очень большое количество запусков производимых самой SpaceX ракет, а значит за счет эффекта масштаба уменьшится стоимость каждого из них. При этом спутниковая система по планам будет приносить основную часть выручки компании и поможет в финансировании проектов по освоению космоса. Сейчас уже существуют спутники, предоставляющие интернет, но они имеют низкую скорость и другие проблемы, которые SpaceX надеется решить за счет намного более низкой высоты, на которой они будут находиться.

Запуск Crew Dragon (Dragon 2)

SpaceX станет первой компаний, которая запустит многоразовый пилотируемый корабль со времен программы Шаттлов, закрытой в 2011 году. В августе 2018 NASA объявила имена астронавтов, которые полетят на аппарате производства SpaceX – Crew Dragon – к МКС. Первая тестовая беспилотная миссия для проверки всех систем и готовности отправить людей на этом аппарате изначально планировалась в ноябре 2018, но была перенесена на январь 2019. Затем корабль уже с астронавтами на борту должен был отправиться в апреле 2019 года, но из-за переноса первого запуска он тоже отложен до июня 2019.

Туристический полет вокруг Луны

В сентябре 2018 года SpaceX объявила имя первого туриста, который облетит вокруг Луны на BFR. Им станет Yusaku Maezawa. Полет планируется не раньше, чем в 2023 году, пока SpaceX продолжает разработку BFR. Цена для Maezawa не разглашается, но как отметил Маск, Maezawa внес существенный вклад в развитие проекта BFR. Кроме того, Maezawa выкупил все места на корабле и планирует взять с собой от 6 до 8 артистов. Это будет первый полет человека к Луне с 1972 года.

Прогнозы рынка и IPO

Маск ранее заявлял, что долгосрочные цели компании не очень хорошо согласуются с квартальными ожиданиями акционеров. То есть в случае выхода на IPO компании придется поменять цели и стремиться не к освоению Марса, а к повышению текущей прибыльности, что может помешать этому освоению. Поэтому, по его словам, компания может стать публичной лишь после того, как SpaceX обеспечит регулярные полеты на Марс. По текущему плану первый грузовой полет ожидается в 2022 году. К тому же публичность может снизить шансы на получение некоторых военных контрактов. В некоторых интервью можно встретить слова Маска, который спрашивает инвесторов о том, готовы ли они ждать по 10-15 лет возврата своих инвестиций, поэтому в ближайшие годы IPO маловероятно.

По данным Equidate, компания была оценена в 27,5 млрд. $ во время последнего раунда финансирования в апреле 2018 года. Общая сумма привлеченных инвестиций составляет 1,9 млрд. $.

Стоит ли покупать акции SpaceX: полный обзор компании

Bank of America Merrill Lynch прогнозирует рост космической индустрии до 2,7 трлн. $ в течение 30 лет, Morgan Stanley прогнозирует 1,1 трлн. $ к 2040 году.

Заключение

Пока полноценная жизнь на Марсе кажется фантастикой и очень отдаленным будущим. Еще много сложностей, которые предстоит решить, ведь путешествие к Марсу даже во время максимального сближения планет составит от 6 до 9 месяцев, а первая миссия для обустройства планеты может продолжиться до 3 лет. На сегодняшний день самым длительным пребыванием человека в условиях космоса был год. Длительное же пребывание в условиях низкой гравитации негативно сказывается на здоровье, и ученых пока недостаточно данных для понимания этих процессов в течение длительного времени.

Еще одной проблемой будет обеспечение продовольствия – одной только еды для такой миссии потребуется около 10 тонн, а предварительная доставка еды на годы вперед опять же может негативно сказаться на здоровье, ведь полезные вещества со временем разрушаются.

Однако остальные проекты, реализованные SpaceX, показывают, что компания может успешно справляться с очень сложными задачами. Так что SpaceX чувствует себя уверенно и без межпланетных путешествий.

По данным, которые публиковала пресса в начале 2017 года, компания показывала операционную прибыль до аварии ракеты Falcon 9 в 2015 году (из-за нее пришлось отложить многие запуски), а выручка в 2014 году составляла 1 млрд. $. В тот год было всего 6 запусков Falcon 9, в 2017 году таких запусков было уже 18, в 2018 по плану 21. SpaceX продолжает расти быстрыми темпами, а после запуска системы Starlink выручка вырастет многократно.

1010
12 комментариев

Конечно стоит!) И хорошая новость - теперь можно купить акции SpaceX на блокчейне.

За проектом можно следить - тут https://spacex.orderbook.io/
О том, как такое возможно - https://medium.com/@unicornequities/как-тебе-такое-илон-маск-акции-spacex-теперь-на-блокчейне-29dc9ec285c5

P.S. Спасибо за прекрасный обзор! Небольшое обновление - капитализация компании уже достигла 31 миллиарда (28 на момент публикации статьи)

1

В такой большой статье ни разу не упомянули одного из главных конкурентов SpaceX , компанию Джеффа Безоса, Blue Origin.
Как раз они , а не компания Маска первыми вернули/приземлили ракету.

1

У Блю Ориджин пока нет ничего реального, кроме крохи, подпрыгивающей на сто километров вверх. Вернуть же первую ступень (а она раз в 5 выше/тяжелее) после того, как она отправила груз на орбиту - задача другого уровня сложности.
Безос крут, но двигается невероятно медленно.

2

Первой приземлила ракету вообще NASA в 60-е (или 70-е?). Решили не перегружать и без того перегруженный фактами текст. Вообще, успешный возврат после коммерческого запуска с грузом - за SpaceX.

У New Shepard Безоса есть огромное отличие от семейства Falcon — только туристический потенциал: ракета запускает капсулу с туристами на высоту около сотни километров, взлетая при этом вертикально, оставляет капсулу там и вертикально же возвращается. Капсула опускается через несколько десятков минут за ней. То, что делает Falcon, выводя спутники на НОО и на ГСО, в корне отличается: необходимо разогнать вторую ступень первой ступенью до намного больших скоростей на бóльшую высоту, а затем с неё еще и вернуть первую ступень. Конкурентом же для Falcon Heavy будет ракета-носитель New Glenn, но кроме самого Безоса, её пока никто не видел.

Хорошая обзорная статья, правда, заголовок немного странный)
Спасибо.