Линии жизни: как будет развиваться трамвайное движение в Москве в ближайшие годы

Привет! Это директор МосТрансПроекта Владимир Титов. Московская трамвайная сеть является одной из крупнейших в мире: ее общая протяженность достигает почти 170 километров. Скоро в столице могут появиться еще несколько трамвайных линий, призванных разгрузить транспортную систему и сделать передвижение по городу удобнее для горожан. Расскажу о них в своей сегодняшней колонке.

О том, как устроена экономика трамвайной линии и почему в определенных случаях рельсовый транспорт лучше автобуса, я рассказывал недавно в своей колонке.

Исследования наших специалистов показывают, что спрос на трамвай будет только расти, поскольку этот вид транспорта обладает рядом важных преимуществ, в том числе, приоритет в движении, плавность хода, высокая провозная способность, экологичность и пр. Многие маршруты проходят через живописные парки и зеленые зоны, не нужно спускаться в метро. К тому же, комфортабельные трамваи нового поколения — трехсекционные «Витязь-Москва» — могут возить до 8 тыс. пассажиров в час.

В связи с этим сегодня город проектирует новые трамвайные линии, которые должны появиться в 2023-2024 гг.

Соединяй и властвуй

Один из ключевых проектов - новая 1,6-километровая трамвайная линия, которая пройдет по проспекту Академика Сахарова, соединив Площадь трех вокзалов с центром города — метро «Чистые пруды». Сейчас прорабатывается проектная документация, необходимая для реализации проекта. На текущем этапе мы планируем запуск в конце 2023 – начале 2024 года.

Для чего нужна эта линия? Во-первых, она позволит впервые создать новые диаметральные маршруты через центр города. Существующие маршруты проходят, в основном, отдельными линиями по окраинам города, не соединяясь в центре. Новая линия по проспекту Академика Сахарова позволит создать единую, удобную для пассажиров систему трамвайного сообщения с восточных районов Москвы на юг, юго-запад и обратно.

Линии жизни: как будет развиваться трамвайное движение в Москве в ближайшие годы

Благодаря новым диаметрам многие жители получат прямые маршруты в центр города, к Бульварному кольцу, в районы Замоскворечья, куда удобнее будет добраться без метро. Также появится дополнительная прямая связь Ленинградского, Казанского, Ярославского и Павелецкого вокзалов. Удобно и быстро добираться до центра смогут около 2 млн человек, посчитали в МосТрансПроекте.

Вторая функция новой линии - локальная. Напомню, в начале августа, завершился самый сложный этап реконструкции участка МЦД-2 Каланчевская - Курская: поезда теперь ходят в обычном режиме (в течение года ходили в реверсивном), интервал движения сокращен с 18 до 6 минут, станция «Каланчевская» переименована в «Площадь трех вокзалов». В ближайшее время, по прогнозам МосТрансПроекта, пассажиропоток на транспортно-пересадочном узле Площади трех вокзалов вырастет на 10%, что даст дополнительную нагрузку на вход в метро, особенно в утренний час пик. Планируемая трамвайная линия на проспекте Академика Сахарова позволит переключить часть пассажиров на трамвай (они смогут добираться до центра города, не спускаясь в метро, по времени это будет вдвое быстрее), что разгрузит станцию «Комсомольская» примерно на 16% — это 50 тыс. пассажиров в сутки.

При строительстве новой линии будет применено необычное для города решение: при пересечении Садового кольца трамвай будет двигаться при помощи аккумуляторов, традиционной контактной сети здесь не будет.

Проект также предусматривает благоустройство и озеленение прилегающих территорий, появление наземных регулируемых переходов. Проспект Академика Сахарова останется местом проведения массовых мероприятий – это учитывается в проекте. Новой линией, по оценкам МосТрансПроекта, будут пользоваться до 50 тыс. человек ежедневно при интервалах движения трамваев около 2-5 минут.

Дорога к Курскому вокзалу

Еще один важный общегородской проект — трамвайная линия по улице Сергия Радонежского.

Линии жизни: как будет развиваться трамвайное движение в Москве в ближайшие годы

Сегодня москвичи, которые едут на трамвае по шоссе Энтузиастов в сторону центра, после площади Ильича вынуждены пересаживаться на метро, ведь существующая трамвайная линия сворачивает в этом месте на юг. Совсем небольшой (протяженностью менее километра) участок обеспечит прямой маршрут из восточных районов в центральную часть города, создав удобную и короткую связь с Курским вокзалом (экономя 15 минут времени пассажирам), став альтернативой метро. Станции «Курская» и «Чкаловская» и так считаются одними из самых загруженных, после запуска МЦД-4 в 2024 году трафик там возрастет еще больше. Планируется, что новая трамвайная линия поможет разгрузить метро на 27 тыс. пассажиров в день.

Новая трамвайная связь с центром улучшит транспортное обслуживание семи районов с населением более 700 тыс. чел. (в пешей доступности от трамвая окажутся более 300 тыс. чел.). Ожидаемый пассажиропоток на данном участке будет достигать 40 тыс. пассажиров в сутки. В качестве примера удобного маршрута можно привести путь от Кольцевой линии метро до ТЦ «Город-Лефортово»: сейчас он занимает примерно 27-30 минут на метро с пересадкой на автобус, после запуска новой линии это займет всего 15 минут и на одном трамвае.

Отмечу, что новый участок трамвайной линии разместится к северу от проезжей части улицы Сергия Радонежского. Ширина проезжей части здесь избыточна, проведенное математическое моделирование подтвердило, что строительство трамвайной линии движению автомобилей не помешает и пробок не создаст.

Также проект предусматривает озеленение пространства, появление удобных пешеходных дорожек, новых фонарей, лавочек и урн на территории основного хода бульвара Энтузиастов, площади Рогожской Заставы, улицы Сергия Радонежского и Андроньевской площади. Кроме того, для жителей района будет создана велосипедная дорожка.

Трамвай для спальных районов

Есть также ряд важных локальных проектов на окраинах города, призванных существенно разгрузить движение и создать новые транспортные связи для жителей.

К примеру, на юге Москвы новая трамвайная линия свяжет Чертановскую улицу и станцию «Пражская» Серпуховско-Тимирязевской линии метро с Московским центральным диаметром (МЦД-2).

Линии жизни: как будет развиваться трамвайное движение в Москве в ближайшие годы

Уверен, что данный маршрут станет очень популярен у жителей — пересадка с трамвая на МЦД «Покровское» займет всего 2 минуты, для удобства здесь планируется строительство 15 остановок с приподнятыми платформами. Благодаря появлению этой линии горожане будут больше пользоваться общественным транспортом, а не личным, что окажет положительное влияние на транспортную инфраструктуру и экологию района, в целом.

Также прорабатываем новую 5,7-километровую линию в восточной части города – она пройдет от Метрогородка до станции метро «Измайловская». Линия будет хордовой и пройдет сразу через 4 района — Метрогородок, Гольяново, Северное Измайлово и Измайлово. Трамваи, в частности, будут подвозить жителей районов к станциям метро «Измайловская» и «Бульвар Рокоссовского».

Линии жизни: как будет развиваться трамвайное движение в Москве в ближайшие годы

Новый маршрут планируется почти полностью отделить от проезжей части — это значит, что автомобили и трамваи (там, где это технологически возможно) не будут мешать друг другу, общественный транспорт будет ходить строго по расписанию. Останется только небольшой участок совмещенного проезда по 3-й Парковой улице между Первомайской улицей и метро «Измайловская», где трафик небольшой и не создаст помех движению вагонов. С учетом развития востока Москвы ожидается, что новой трамвайной линией будут пользоваться около 65 тысяч человек в день. Замечу, что одновременно в Восточном округе также планируется реконструкция некоторых улиц: Тагильской, Монтажной, 3-й Парковой.

Обособление существующих трамвайных линий от проезжей части улиц и движения автомобилей — это отдельная и очень интересная тема для дискуссии. Для чего это делается, и какая работа проводится МосТрансПроектом в этой части, расскажу в одной из своих следующих колонок.

4444
44 комментария

Даже не думал, что есть планы на развитие трамвая! Это радует.

24
Ответить

Терпеть не могу автобусы, так что вперед трамваи!!

13
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить
4
Ответить

здорово, что инфраструктура развивается, меня это очень радует

3
Ответить

мне как любителю трамваев эта новость очень нравится, главное чтоб где-то не шла Аннушка с маслом)

3
Ответить