Во время одного из городских исследований мы просили наших респондентов нарисовать ментальную карту Москвы с наиболее важными для них местами. Некоторые изобразили столицу как круг, внутри которого помещены важные точки, другие рисовали паутину мест, связывая их линиями различных маршрутов, кто-то просто писал список мест с комментариями. Ценность карт – в обобщении результатов анализа. Оно помогает понять, почему некоторые пространства становятся значимыми, а другие – напротив, исчезают из ментального пространства города. Так, нас удивило, что некоторые из респондентов не рисовали Москва-реку, как будто Москва – это мегаполис без реки.
С удовольствием прочел статью - знал, что исследования городских пространств имеют большое значение в изначальном планировании стратегии, но даже не представлял, что там такое большое количество нюансов.. Кажется, что такие исследования были бы особенно полезны брендам, нацеленным на региональную экспансию, в города, чья инфраструктура и особенности изначально незнакомы команде (но тут еще важно и планировать работу с командами, которые знакомы с местным рынком)
Спасибо за статью, очень интересно было прочитать. Вопрос: ответы какого количества респондентов (с одного города и одного инструмента) вы собираете, чтобы считать выборку репрезентативной?
Антонина, спасибо за ваш интерес!
Мы пользуемся как качественными, так и количественными методами: выбор метода, либо их сочетания зависит от конкретной задачи. Когда мы используем качественный метод исследования (например, глубинные интервью, фокус-группы), то, как и предполагает методология, речи о репрезентативности не идет. Для качественных методов актуальна валидность выборки: к примеру, мы проверяем, чтобы респонденты жили в исследуемом городе достаточное время, действительно были представителями интересующей нас группы. В случае исследования для глобального спортивного бренда в прошлом году мы искали конкретно молодую, «модную» аудиторию.
Если же речь идет про количественные исследования, то репрезентативность выборки по группе определяется академическими парадигмами современной социологии. Так, если продолжать тему исследования молодых московских модников, то достаточно будет порядка тысячи таких респондентов для того, чтобы считать количественный опрос среди них репрезентативным такой группе.