Из разработчика в технического директора: как команду из четырех человек вырастить в трайб

«Я начинал с команды из четырех человек, а в моменте в моем подчинении оказалось более 150 сотрудников. Было очень тяжело отойти от разработки и написания кода и начать делегировать эти задачи команде, но в итоге я смог адаптироваться и найти людей, на которых можно положиться». Так о своей должности говорит технический директор трайба «Электронная коммерция» в СБЕР ЕАПТЕКА Марат Бакиров.

Новая рубрика «Карьерный рывок» посвящена рассказам руководителей департаментов о себе и своем карьерном пути. Марат работает в СБЕР ЕАПТЕКЕ с 2016 года. За эти шесть лет он вырос от старшего разработчика до руководителя целого трайба.

Марат Бакиров, технический директор трайба «Электронная коммерция» СБЕР ЕАПТЕКА
Марат Бакиров, технический директор трайба «Электронная коммерция» СБЕР ЕАПТЕКА

Чем занимается технический директор трайб

СБЕР ЕАПТЕКА входит в список аккредитованных ИТ-компаний, а наш продукт относится к сфере электронной коммерции. Практически за все процессы работы нашего сервиса, как продукта, отвечают трайбы продуктовой разработки.

Трайб – это несколько команд, объединенных единой семантикой бизнес-процессов. Практически все поверхности, которых касается клиента в процессе заказа товаров для красоты и здоровья, разрабатывают команды трайба «Электронная коммерция». Наш трайб состоит из семи команд, разделенных на три направления – «Выбор покупки» (товары, каталоги и поиск), «Покупка» (корзина и чекаут), «Стратегические проекты» (витрины маркетплейсов и интеграции с медицинскими сервисами). Другими словами, большая часть того, что видит клиент — наша работа.

От Senior PHP developer до руководителя трайба

Я пришел в компанию еще в 2016 году на должность старшего разработчика сайта в команду разработки сайта, которая в то время состояла из четырех человек. В 2017 году, находясь все еще в роли разработчика, начал лидировать проект интеграции сайта «Пилюли.ру» в архитектуру Eapteka.ru. В то время мы были очень динамичным стартапом и существовали в условиях постоянной нехватки ресурсов, поэтому проект занял практически год. Команда начала постепенно расширяться в 2018 году — к нам присоединились люди, которые начали развивать рекламную и аналитические системы.

2020 год стал важным этапом жизни нашей команды – посещаемость нашего сайта возросла в несколько раз, а количество необходимых продуктовых изменений утроилось. Численность сотрудников тоже выросла – если в августе у нас была одна команда разработки сайта, то уже к декабрю мы трансформировались в пять кросс-функциональных команд. Именно в этот момент появилась острая необходимость в руководителе, который мог бы координировать разработчиков внутри департамента. На эту позицию назначили меня.

Справиться с этой должностью мне помог накопившийся управленческий опыт. Одно время я был директором интернет-магазина, потом руководил небольшой командой как разработчик, затем стал техническим директором в этом же небольшой веб-студии. После этого меня позвали в крупное диджитал-агентство, где я и познакомился с человеком, который в итоге привел меня в СБЕР ЕАПТЕКУ.

Каково быть руководителем большой команды

До начала работы в СБЕР ЕАПТЕКЕ я руководил командой не более четырех человек, а в прошлом году, в моменте, количество сотрудников в моем подчинении приблизилось к 180. Ранее я не имел опыта работы в таких больших командах и не работал над продуктом, которым ежедневно пользуются тысячи людей. Я учился отходить от точечных задач, как например, разработка и написание кода, и начать делегировать такие вещи в команды. За весьма короткое время (иногда методом проб и ошибок, без этого никак) мне удалось весьма быстро найти в команду надежных и сильных специалистов, выстроить рабочую систему управления и усилить каждый блок.

Сейчас в трайбе «Электронная коммерция» под моим управлением чуть больше 60 человек. Кроме работы над процессами в командах своего трайба, в мои обязанности входят некоторые более высокоуровневые задачи, например, координация работы технических директоров остальных восьми трайбов.

Из разработчика в технического директора: как команду из четырех человек вырастить в трайб

Принципы в управлении командой

Руководитель должен уметь слушать своих подчиненных, находить с ними общий язык, мотивировать и помогать преодолевать трудности, кроме этого постоянно приходится проводить групповые сессии, митинги и встречи. Мне всегда был близок подход «мягкой» силы, лидерства, когда ты своим примером показываешь коллегам, как делать правильно, а как — неправильно, делишься собственным опытом, при этом не заставляешь и не указываешь с позиции «я — начальник, ты — не прав». Я стараюсь всегда быть максимально откровенным с людьми. Возможно, иногда это переходит в излишнюю прямолинейность, особенно в общении с топ-менеджментом, но на мой взгляд, лучше сразу сказать правду, чем “заметать проблемы под ковер”.

Как сохранить work&life balance

Самое главное, что помогает мне удерживать баланс — это календарь. У меня полжизни в нем расписано. Причем не обязательно всегда работать в определенные часы — если я в какой-то момент не могу быть на работе, то отработаю этот слот потом, вечером или в выходной. И это правило работает не только для меня: любой сотрудник может отлучиться просто предупредив о такой необходимости. Ежеминутный контроль подчиненных создает недоверие и деструктивно влияет на рабочую атмосферу в команде.

Отдыхать от работы, даже если приходится поработать в выходной день, мне очень помогает спорт. Для меня бег — лучший “переключатель” с рабочего режима на личную жизнь. Отвлечься от работы и расслабиться мне также помогает хобби — сейчас я увлекаюсь фото- и видеосъемкой, обычно посвящаю этому большую часть выходных.

Starter pack хорошего руководителя

Ответственность

Чтобы занять управленческую должность в технической среде, человек должен не бояться ответственности. Понимать, что необходимо держать любое слово, касающееся бизнеса. Кроме того, нужно обладать очень широкой технической экспертизой. Например, когда я начал руководить всей разработкой в компании, первая же техническая проблема, с которой я столкнулся, оказалась за пределами моих компетенций – у нас “упал” сервер 1С. На тот момент я слабо разбирался в нюансах работы этой платформы, но в целом понимал, о чем идет речь и знал, что для решения подобных проблем нужна слаженная коллективная работа. В то время с коммуникациями было не все гладко и решением стал совместный вар-рум, в котором коллеги смогли оперативно найти решение.

Трезвая оценка своих компетенций

Человеку, который хочет достигнуть успехов в карьере, я бы посоветовал «быть, а не казаться». Как бы банально это ни звучало. Если я чего-то не знаю, как, например, было в случае с 1С, то открыто признаю это. Нужно адекватно оценивать границы своих знаний, не пытаться казаться более умным и осведомленным, чем ты есть на самом деле.

Больше дела, чем слов

Я рекомендую больше делать, чем говорить. Можно очень много рассуждать на тему, как хорошо запустить космический корабль в космос, а можно, построить стратегию, разработать план и начать реализацию с малого.

Способность контролировать эмоции

Способность сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях –– ценный навык. В кризисные моменты большая часть окружающих людей могут теряться, паниковать, прокрастинировать – и это нормально. Однако у меня в такие моменты срабатывает обратная реакция – это позволяет мне достигнуть очень высокой степени концентрации. Умение не поддаваться панике — важный и актуальный навык, особенно сегодня.

1414
14 комментариев

Как у вас с удаленкой? По РФ хотя бы.
И опять таки, можно ли быть таким руководителем на удалёнке?

Ответить

У нас очень широкая география)

3
Ответить

Как-то откликался на вакансию Сбераптеки на hh, ответа не получил. Так что это сборище разгильядев у кормушки. Не сам трудоустроился, а "человек привёл". Трайбл дэнс, трайбл дэнс!

1
Ответить

Слушай, ну 2022, нетворкинг как никак

3
Ответить

Где встретить такого человека, который приведет тебя в классную команду?)))

1
Ответить

Самому стать человеком, который собирает классные команды)

2
Ответить

трайб - это племя что ли? Не понятно.

Ответить