Тренд на подписочные сервисы: почему бизнес запускает подписки?

Сервисы по подписке — новый тренд, который продолжает набирать популярность. Это удобно, выгодно и соответствует динамике 21 века. По данным Zuora, за последние годы рынок вырос почти на 500%. На разные платформы подписываются почти 80% пользователей, при этом у каждого из них 3-4 подписки. Онлайн-кинотеатры, библиотеки, музыка — уже давно привычные для россиян сервисы. А вот подписки на экосистемы — относительно новое направление на рынке, которое набирает обороты.

О том, почему бизнес использует подписную модель и как развивается тренд, рассказал Андрей Кузеев, директор по продукту подписки «Пакет» Х5 Group.

Кадр из сериала «Черное Зеркало».
Кадр из сериала «Черное Зеркало».

Лидеры рынка подписок: музыка, кино, книги

Подписная модель активно начала развиваться в сфере цифрового контента: от образовательных платформ до сервисов стокового фото. Кинотеатры, музыкальные сервисы лидируют среди остальных.

  • Видео. Еще в 2020 году количество подписчиков на онлайн-кинотеатры выросло в два раза. В топе ключевых игроков оказались «Кинопоиск», Ivi и Okko. Wink от Ростелекома оказался на пятом месте, на последних позициях Megogo и Premier.
  • Музыка. До 2022 года рынок делили три лидера: Яндекс Музыка, Google Play Music и Apple Music. Сегодня на рынке начали появляться отечественные сервисы: VK Music, СберЗвук, Boom, Zaycev.net. J'son & Partners Consulting считают, что среднегодовые темпы роста музыкального стриминга составят 58%.
  • Книги. Рынок электронных книг растет быстрыми темпами. Пользователи предпочитают слушать аудиокниги или читать их в электронном формате, охотно подписываются на платные сервисы. Прибыль таких платформ выросла на 35% и достигла 6,5 млрд руб. так, у холдинга «ЛитРес» выручка выросла на 43,5% и достигла 4,4 млрд руб.

В каких нишах эффективна подписная модель?

Подписная модель — выбор не только для создателей аудио-, видео- и музыкального контента. Она подходит для многих других ниш и помогает крупным компаниям развивать свой бизнес. Подписка позволяет сохранить лояльность пользователей, сократить расходы на их привлечение. Тренд настолько набирает обороты среди разных представителей рынка, что даже появились довольно неожиданные решения.

1. Подписка на недвижимость. А вы знали, что можно обмениваться домами? Надоела обстановка — можно изменить место жительства в два клика. Кстати, меняться домами можно по всему миру. В этом помогают такие сервисы как Home Exchange или Love Home Swap.

2. Подписка на матрас. Это услуга замены старого матраса на новый. Можно не покупать его по полной цене сразу, а выплачивать его стоимость и обслуживание ежемесячно. За 2 доллара в месяц у вас заберут старый матрас, привезут новый, наматрасник и подушки. В итоге такие услуги обойдутся примерно на 20% дешевле. Но пока подписка на матрас доступна только жителям Москвы и Московской области.

3. Подписка на гардероб. Чтобы постоянно появляться на публике в новых вещах и экономить на их покупке, можно оформить подписку на аренду одежды. Подписчики сервиса Take a look могут выбрать 5 вещей, которые необходимо вернуть через неделю. Курьер доставит их по нужному адресу. В стоимость подписки входит химчистка.

4. Подписка на носки. Эта услуга очень популярна на западе. Подписчики могут выбрать носки, периодичность их доставки и систематически получать новые пары. Услуга стоит в среднем 10 долларов в месяц. В России тоже есть такой сервис — «Подписка на носки», он стоит 999 рублей.

5. Конструкторы еды. Сервисы «Шеф-маркет», «Нужен ужин» избавили подписчиков от необходимости ходить в супермаркет. Клиенты регулярно получают коробку со свежими продуктами и пошаговыми рецептами. Все необходимые ингредиенты подсчитаны и разложены по пакетикам.

6. Подписка на вино. Ценители напитка, желающие попробовать новые сорта, могут познакомиться с готовыми подборками от сомелье. Достаточно указать необходимое количество бутылок. Правда, забирать напитки придется самостоятельно из-за законодательного запрета дистанционной продажи алкоголя.

7. Подписка на поворот колес. Одна из основных функций электромобиля Mercedes-Benz EQS доступна покупателям только по подписке. Также поступили и Tesla. Компания Илона Маска предлагает по подписке функции автопилота.

8. Подписка на спокойствие. Она содержит множество успокаивающих методик и медитаций для снятия стресса. В регулярно обновляющуюся коллекцию входят расслабляющие музыкальные треки.

9. Подписка на впечатления. Авторы сервиса предлагают подписчикам квесты, мероприятия и игры, которые подбираются, в зависимости от предпочтений клиента после заполнения анкеты.

10. Подписка на машину. Подписка похожа на лизинг, но включает в себя техническое обслуживание, регистрацию в ГИБДД, круглосуточную помощь на дороге, страхование, замену шин и расходных материалов. В приложении можно забронировать автомобиль и забрать со стоянки.

Подписка на экосистемы: крупные игроки рынка вступают в игру

Лидеры рынка также стремятся интегрировать свои сервисы и системы в тренд на подписки. Компании с собственными экосистемами предлагают доступ к ним за определенную плату в месяц. Так уже сделали VK, Сбер, Яндекс, «Тинькофф Банк». Подписчик может слушать музыку, смотреть фильмы, заказывать еду и пользоваться другими сервисами компании.

Подписки выгодны и бизнесу, и пользователям. Крупные компании привлекают подписчиков в экосистемы, развивая свой бизнес. За покупки клиент получает баллы, кешбэк. Многие западные гиганты давно используют подписную модель, например, у Amazon она эффективно работает уже больше 10 лет. На российском рынке с помощью разных привлекательных акций и специальных предложений за пользователей борются:

  • VK Combo. Компания Mail.ru предусмотрела для своих пользователей сразу несколько возможностей сэкономить: 10% скидка в Delivery Club, в приложении «Еда ВКонтакте», такси «ВКонтакте» и кешбэк в YouDrive.
  • Яндекс Плюс. Это контентные сервисы и выгода в одной подписке. С Плюсом можно смотреть фильмы и сериалы на Кинопоиске, слушать музыку, подкасты и аудиокниги на Яндекс Музыке, копить и тратить баллы на поездки, покупки и развлечения в сервисах Яндекса, например, подписчики Плюса получают 10% кешбэка в Такси, 20% за заказы в Лавке и 3% за заказы на Маркете. На Плюс уже подписано более 13 миллионов человек.
  • СберПрайм. Подписчики получают сниженные цены на доставку продуктов и такси, скидку 15% на покупку новых фильмов и сериалов в онлайн-кинотеатре Okko, 10% — на заказы в Delivery Club и на поездки в «Ситимобил», 20% — на расширение диска, 7% на покупки в «Самокате».
  • «Пакет». Новая подписка от Х5 Group помогает пользователям экономить до 40 000 рублей в год. На сайте они могут рассчитать точную сумму. Продукты, еда из ресторанов, такси, кино и музыка стали для подписчиков «Пакета» гораздо доступнее. Они получают кешбэк на все покупки в «Пятерочке», «Перекрестке», онлайн-гипермаркете Vprok.ru.

Подведем итоги

Подписки — актуальный тренд, который еще будет набирать обороты. Ежедневные покупки и развлечения с ними стали проще и доступнее пользователям, а значит, они будут подписываться на новые предложения компаний, а бизнес — интегрировать подписную модель в разные, порой неожиданные ниши. Экосистемы в борьбе за клиентов предлагают клиентам акции, промокоды, скидки и кешбэк. За это лидеры рынка получают постоянных лояльных подписчиков, регулярные платежи и прогнозируемую прибыль.

1919
35 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Только Шваб такого никогда не говорил. Это цитата какой-то социалдемократки норвежской вроде, которую просто цитировали в презентациях WEF.

1
Ответить

Так в ссср уже практиковали то, что подходит под эту цитату. Там даже квартиры были государственные

Ответить

давече отменял подписку яндекс.плюса
так там 7 экранов с кнопкой "отменить":
1) “вы уверены” что хотите отменить?
2) если что вы можете добавить в свою подписку членов семьи
3) смотрите, от чего вы отказываетесь: музыка, кино еще что-то (длинная страница, с кучей кнопок “остаться” и одной “отменить” в самом низу)
4) вот вам промокод на 20% скидки
5) вот вам два месяца за 1 рубль
6) все еще уверены, что хотите отметить?
7) хорошо, подтвердите отмену

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

О, подписка на вино... это мне надо

2
Ответить

а можно вино за подписку?

1
Ответить