Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

Интернет-магазины на продвижении, по нашему опыту, оказываются одновременно и более перспективными, и более проблемными проектами, чем обычные сайты. И если вам здесь видится противоречие, то добро пожаловать в статью, где я расскажу, о чем идет речь. А заодно подскажу, что можно заранее предусмотреть, чтобы потом не оплачивать дополнительно.

Что нам нравится в интернет-магазинах

О, тут есть о чем рассказать:

  • Во-первых, речь идет о прямой торговле, поэтому тот самый «эффект от продвижения» заказчик почувствует сам по росту продаж. А это огромный плюс, когда вы говорите о целесообразности вложений и возможности расширения.
  • Во-вторых, интернет-магазины работают с более «горячей» аудиторией, поэтому можно рассчитывать на более высокую конверсию, чем с обычного сайта. Тут, конечно, составляющих успеха очень много, но при прочих равных это именно так.
  • В-третьих, другие измеряемые показатели, на которые ориентируется заказчик, формальны и понятны. Это не группа в VK, где лайки и репосты могут не значить ровным счетом ничего.
  • В-четвертых, кроме SEO, для интернет-магазинов актуальны и другие инструменты, если они у вас, конечно, есть. Агрегаторы, контекст, да хоть арбитражный трафик. Все, что создает лиды, продается или дарится как приятный бонус, причем с первого месяца работы. И это дает эффект.
  • В-пятых, владельцы интернет-магазинов обычно уже имеют некоторый опыт торговли и лучше понимают логику вложений в рекламу, потому более открыты к вашим предложениям.

Классно в этом то, что есть возможность обсуждать услугу на языке бизнеса и с точки зрения его экономики. А значит, общение теоретически должно занимать меньше времени, а его эффективность — быть выше.

Что нам не нравится в интернет-магазинах

К сожалению, в реальности интернет-магазины приходится развивать совместно с владельцами, потому что первое, с чем мы сталкиваемся — огромное количество непродуманных аспектов и банальных недоработок. А это автоматически увеличивает бюджет на те работы, которые нужны для их исправления.

Попробую перечислить те проблемы, которые лучше недорого решить уже на этапе разработки, чтобы не пришлось заказывать их у нас отдельно.

Неготовность к нагрузкам

Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

Владелец не видит, что время загрузки страниц превышает норму, так как неопытным глазом это и не заметить. Но цифры показывают: как только на сайт «приземлится» одновременно 300 пользователей, он тут же ляжет, и о продажах можно дальше не рассуждать.

"Да у нас таких нагрузок не бывает, о чем вы! Начнет посещаемость расти, тогда будем решать вопросы: по мере их поступления".

Нет, до этого мы доводить не будем, хотя бы потому, что плохо отстроенный сервак мешает нормальной индексации. И поверьте, вы не хотите на своем опыте узнать, что такое упавший сайт в разгар очередной «Черной пятницы», когда скупают буквально все, в том числе и ваше автомобильное масло с 10-процентной скидкой.

Полное или почти полное отсутствие метрик

Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

Владелец даже может и осознавать, что считать посетителей и товары в корзине важно, но…

"Чего тут считать, если их 100 человек в месяц, из которых 80 — постоянные? Да мы их всех в лицо знаем и по голосу узнаем".

Мы все любим клиентоориентированность. Жалко только, что владельца мало беспокоят те, кто проходит по сайту и ничего не покупает. А ведь им тоже есть что предложить. Спрашиваем пароли от систем аналитики, заходим, и обычно, кроме базовых отчетов, там ничего нет. И это очень печально, потому что нам бы эти знания, накопленные за пару лет не самой удачной работы, сейчас пригодились. Что ж, придется настраивать их только сейчас.

Бесплатные CMS

Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

Не стану утверждать, что их не бывает качественных, но… Мне такие не попадались. Особенно, среди тех, что подразумевают онлайн-торговлю. И дело даже не в эквайринге или модулях для вывода заголовков (хотя и в них тоже). Обидно, когда приходит магазин, который уже два года нарабатывает клиентскую базу, а ее даже толком выгрузить по сегментам нельзя.

"Мы для “разгона” пока вот эту поставили, она бесплатная. Объемы маленькие, можно все в экселе вести, зачем тратиться на коробочную дорогую CMS-ку?"

Затем, что когда сайт начнет генерировать по 30–40 заказов в сутки, станет очевидно, насколько выбранный инструмент не соответствует потребностям. И чтобы этого не случилось, мы предложим вам вариант получше, чтобы сэкономить на разработке в будущем: придумывать бесконечные «костыли» каждый раз, как ваша CMS будет на что-то не способна, обойдется намного дороже.

Отсутствие сценариев работы с сегментами

Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

Практически никто не строит системы догоняющих и триггерных рассылок (за исключением базовых, обслуживающих заказ), рекламу по сегментам, ретаргетинг. Сказывается и банальное отсутствие знаний об их существовании, и предыдущий пункт.

"Если акция, то делаем рассылку, а чтобы каждому свое предложение слать, у нас просто нет по клиентам таких данных!"

Причина в той же бесплатной CMS и неумении работать с метриками. Чем это плохо для сеошника? Например, тем, что очевидные лиды будут попросту не доведены по «воронке» должным образом. И нас такие вопросы будут интересовать, если вы хотите оплачивать лиды.

Дизайн-консерватизм

Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

В большей степени это относится к старым сайтам и сайтам, сделанным «на коленке». Владельцы склонны в буквальном смысле влюбляться во внешний вид, даже если он бесконечно устарел. Это особенно сильно проявляется, если у интернет-магазина есть мизерная постоянная аудитория. С одной стороны, это говорит владельцу, что текущий вид сайта «работает», а с другой — что эта самая аудитория очень огорчится, увидев изменения.

"Клиентам нравится, зачем менять? Мы проводили опрос: говорят, что все нормально."

Это типичный случай «ошибки выжившего»: аудитория, которой не понравился сайт, никогда уже не расскажет, что именно было не так. Для этого нужны A/B-тесты. Но когда мы их проведем, то будьте готовы, что некоторые кнопочки могут «переехать» на другой край экрана, а вам придется привыкать к новой структуре.

Небрежное отношение к собственному товару

Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

Есть товары, которые хочется любить, и товары, которые любить не хочется. В тех областях, где товары сложнее описывать, их, как правило, не описывают.

"Я понимаю, если бы я плюшевых мишек продавал: написал бы какие они милые, добрые и классные. Но я продаю гаечные ключи! Что про них вообще можно написать, кроме того, что они на 12 или на 9?!"

На самом деле, можно, хотя именно с гаечными ключами будет непросто. Описания, фотографии, характеристики — все это нужно будет создавать с нуля, если сейчас в каталоге пусто.

Отсутствие связи со складом

Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

Такое случается редко, но бывает. Характерно для интернет-витрин, где нельзя оплатить, но можно сформировать заявку.

"Если у нас закончится стальной лист на складе, то мы просто клиенту позвоним и скажем, что его нет. Каждый раз что ли на сайте информацию менять? Да мы ему лучше другое что-то предложим, чем он просто не оставит заявку."

Да, каждый раз, но не вручную, конечно. Делается очень просто: нужна интеграция с 1С. Вам нравится узнавать, что вы зря на что-то надеялись? Никому не нравится. Не заставляйте потенциальных покупателей испытывать такие эмоции. А предлагать «что-то другое» лучше специально разработанными для этого средствами.

Отсутствие связи с людьми

Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

Знаю, что есть споры по поводу влияния онлайн-консультантов на поведенческие факторы, но я никаких реальных негативных последствий их использования не встречал. Зато встречал реальные случаи ухода со страницы «Вопрос — ответ», когда ответа так и не нашлось.

"У нас просто некому отвечать, лучше пусть звонят по телефону. А так напишут, им не ответят, и еще хуже будет."

Если не ответят — да. Но это сегодня вообще не проблема, и даже не всегда требуется нанимать отдельного сотрудника. Современные CRM уже включают в себя возможность интеграции всех возможных форм, включая обращения из соцсетей. Входящие обращения оформляются как лиды мгновенно, а дальше подключается выбранный для каждого типа сценарий. Хотя если уж начистоту, то работать без оператора как-то несолидно для компании, нацеленной на результат.

Неадаптивное исполнение

Продвижение интернет-магазина: что придется исправлять

На смартфонах сайт превращается в какую-то невероятную кашу, и работать с ним решительно невозможно.

"Пока рассчитываем только на тех, кто заходит с компьютера. Все равно неудобно с телефона заполнять форму в корзине, пусть из дома оформляют."

Очень плохо, что неудобно заполнять форму! С мобильного телефона вообще должно быть можно все сделать в один клик и с подтверждением по SMS. Мобильного трафика сейчас очень много, а вы мало того, что отсекаете огромную часть потенциальной клиентской аудитории, так еще и увеличиваете процент отказов на сайте. В общем, опять поведенческие, плюс исключение социальных сигналов с мобильных телефонов — очень плохо и для SEO, и для продаж.

Что мне делать с этой информацией?

Я перечислил только те факторы, которые вам стоит учитывать, даже если вы не собираетесь прямо сейчас заказывать продвижение. SEO на них даже не начинается, это скорее приведение к базовому уровню, на котором имеет смысл начинать работу, чтобы не делать ее впустую.

Если что-то из перечисленного вы можете отнести к себе, то рекомендуем исправить недостатки и улучшить ваш интернет-магазин уже сегодня.

66
6 комментариев

Хорошо, но слишком общее. Совсем совсем для зелёных.

1

Статья с очень общей информацией, при этом, я не согласна с утверждением об отсутствии нормальных CMS. Безусловно, много некачественных коробочных решений, но x-cart, битрикс, cs cart и т.д. предоставляют достаточно возможностей для работы.

В статье речь только о бесплатных CMS.

очередное бесполезное полотно

Осуществляем маркетинговые исследования https://enigmapres.ru/issledovani/ используя большие данные (Big data) и нейросети. Проводим анализ рынка, исследуя статистику и открытые данные.G