На что бизнес обращает внимание в непростое время

Анализировать ситуацию в текущих условиях сложно, но общие мировые тенденции все же заметны. Михаил Книгин, исполнительный директор Т1, рассказывает, что происходит в сфере найма и технологий.

/ Flipsnack / Unsplash.com
/ Flipsnack / Unsplash.com

Люди

Даже в кризис бизнес всеми силами пытается расширять аудиторию партнеров и клиентов. Многие банки и маркетплейсы предлагают увеличенные бонусы в рамках реферальных программ и другие «плюшки». Облачные провайдеры, ИТ-компании и телекомы выдают крупные гранты за пользование их услугами.

Однако сейчас к таким активностям добавилась усиленная работа с уже имеющейся клиентской базой. По данным Gartner, компании видят в этом один из ключевых способов поддержать бизнес и сократить издержки. На удержание клиента нужно в пять раз меньше ресурсов, по сравнению с привлечением новых. В то же время даже небольшой процент аудитории, которую удалось сохранить, может увеличить прибыль на 95%.

Изменения видны не только в вопросах взаимодействия с клиентами, но и с сотрудниками. Новости о том, что какая-то фирма объявила hiring freeze, выходят чуть ли не каждую неделю. Пожалуй, чаще в СМИ появляются только заголовки о сокращении штата на 10–30%. С начала года в России порядка 60% компаний приостановили наём. Треть просто сократила затраты на поиск новых сотрудников.

С другой стороны, растет запрос на высококвалифицированных специалистов, особенно в сфере информационных технологий — это DevOps- и ML-инженеры, разработчики со знанием редких языков программирования и специфических фреймворков. В условиях дефицита найти их сложно, поэтому организации прилагают дополнительные усилия, чтобы сохранить имеющиеся кадры: повышают зарплаты, заменяют нестабильные (и сильно «просевшие» в кризис) опционы и премиальные системы с процентом от продаж фиксированными выплатами, заманивают корпоративными привилегированными акциями или облигациями, корпоративными скидками на закрытых платформах-агрегаторах. Еще одним инструментом становится внедрение процессов управления талантами для поощрения сотрудников, однако это далеко не все приемы, которые есть в арсенале компаний.

Технологии

Цифровизация — один из ключевых инструментов для сокращения издержек в условиях кризиса. Руководители развивают гибкую архитектуру, избавляются от «устаревших» компонентов ИТ-инфраструктуры. Им на помощь приходят облачные технологии. Некоторые сервис-провайдеры фиксируют двухкратный рост спроса на свои услуги, по сравнению с 2021 годом. Цифра достаточно большая даже при условии, что часть этого тренда вызвана переключением с ушедших западных провайдеров.

Во время любого кризиса компании стремятся сократить издержки там, где это возможно. Облако позволяет экономить на закупках сетевого и серверного оборудования, которое в текущих условиях может быть не так просто найти. Подключать и отключать процессорные и дисковые мощности также можно по мере необходимости — в результате серверы не простаивают, впустую потребляя электричество.

В периоды нестабильности важно обращать внимание и на требования регуляторов, которые могут меняться едва ли не каждую неделю. Это — еще одна причина, почему бизнес чаще прибегает к экспертизе облачных поставщиков. Специалисты техподдержки постоянно мониторят меняющиеся нормы и помогают клиентам следовать букве закона. Например, в России действует 152-ФЗ, согласно которому компании должны хранить и обрабатывать персональные данные сотрудников и клиентов на территории страны. Большинство сервис-провайдеров сегодня предлагает инфраструктуру, удовлетворяющую всем нормам по защите ПДн.

Что важно, более «гибким» становится не только «железо», но и подходы к разработке программного обеспечения. Согласно последнему отчету технологической компании Digital.ai, в прошлом году число команд, использующих agile-методологии, выросло больше чем в три раза. Рост произошел даже в индустриях, не связанных с IT.

<p>/ Unsplash.com / <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2F3fPXt37X6UQ&postId=531031" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Charles Forerunner</a></p>

/ Unsplash.com / Charles Forerunner

Наконец, в условиях дефицита специалистов, организации стремятся минимизировать человеческий фактор в процессах. Приоритетом становится автоматизация рутинных операций — сюда входит обмен документами с контрагентами, запись, трансформация, копирование, заполнение форм ввода в приложениях, управление электронными рассылками или работа в любых CRM и многое другое.

В этом ключе бизнес все чаще обращает внимание на RPA-технологии. Это — роботы, имитирующие действия человека в различных приложениях. Роботизация становится типовым решением для интеграции legacy-систем, с которыми сложно взаимодействовать обычными методами.

Так, отечественные страховые компании уже автоматизируют процессы прямого возмещения убытков, а телекомы — документооборот и подготовку справок. По оценке Gartner, к 2024 году число внедрений RPA-технологий в крупных корпорациях по всему миру вырастет в три раза. Российский рынок robotic process automation находится на ранних этапах развития, но даже он через пять-шесть лет должен обогнать рынок ERP-систем по объему.

Также определенной популярностью сегодня пользуются платформы Low Code. Они позволяют разрабатывать бизнес-логику и автоматизировать внутренние процессы без крупного штата разработчиков и аналитиков. По статистике, технологию Low Code в том или ином виде сегодня используют 94% организаций, что на 17% больше, чем годом ранее. При этом 40% из них применяют решение для работы с критическими приложениями.

Процессы

Текущий кризис эксперты называют L-образным. Для него характерно резкое падение и затяжное восстановление. В таких условиях выживает бизнес, процессы которого рассчитаны на длительную работу в экстремальной среде. В свое время экономист Нассим Талеб, предсказавший кризис 2008 года, обозначил такое корпоративное свойство как «антихрупкость».

Исходя из этого компании внедряют системы адаптивного реагирования, повышающие устойчивость в турбулентное время. Прорабатывают план операционных изменений, который подготавливает базу кризисного менеджмента. Его неотъемлемой частью является составление списка негативных сценариев, способных повлиять на работу извне, а также тренировка персонала к принятию решений в турбулентное время.

Одним из подходов к формированию «антихрупкости» можно отнести диверсификацию бизнеса. Компании запускают продукты, выходящие за рамки отрасли, — это могут быть суперприложения, объединяющие платежные системы и мессенджеры, а также различные сервисы для заказа товаров и покупки билетов. Однако к экосистемному подходу все же стоит относиться с осторожностью, поскольку он может не сработать в кризисный период. Необходимо внимательно проанализировать специфику рынка и отрасли, мнение потенциальных пользователей о подобных сервисах и не ударяться в крайности.

На фоне широкого распространения платформ управления бизнес-процессами (BPM) и роботизированной автоматизации процессов (RPA) резко вырос спрос на инструменты автоматизированного анализа процессов (Process Mining) и обнаружения процессов (Process Discovery). По оценкам экспертов, к 2028 году рынок ПО для Process Mining превысит $10 млрд. Цель Process Mining заключается в обнаружении, мониторинге и улучшении реальных процессов путем извлечения знаний из журналов событий, доступных в современных информационных системах. Process Discovery является частью Process Mining и позволяет создать цифровые двойники процессов на основе ИИ для раскрытия специальных взаимодействий человека и цифровых технологий для выявления вариаций.

Что еще есть в нашем блоге на vc.ru:

1313
3 комментария

ИИ писал? Тогда нормально.

6
Ответить

Зачем я это прочёл?

Ответить

На что бизнес обращает внимание в непростое время

На наличие/отсутствие военного билета

Ответить