Что пугает айтишников при релокации

Нельзя просто так взять и переехать в другую страну. Специалистов с разными грейдами, доходами, возможностями поджидают трудности, которые отличаются по степени влияния. Кого-то до трясучки пугает бюрократия и юридические тонкости, другим труднее организовать быт, третьих тревожат любые перемены.

Что пугает айтишников при релокации

Рассмотрим эти болезненные вопросы в разрезе масштабной аналитики, которую мы провели в исследовательском центре хантингового агентства NEWHR. Рассказом о болях номадов поставим точку в цикле статей об оформлении и поддержке IT-сектора при релокации весной — летом 2022 года.

Это крупное аналитическое исследование мы разделили на главы и порционно подавали читателям. Но у нас есть версия исследования в виде удобной презентации, которую мы охотно пришлём каждому желающему на почту. Оставляйте email здесь и получите полную картинку отношений сотрудников и компаний в первую волну релокации:)

Ситуации и проблемы, которые мы описали в статьях и презентации, не теряют актуальности. Данные меняются ежедневно. В конце сентября из-за объявления мобилизации отток специалистов из России получил второе дыхание и речь идёт о совсем других цифрах. Но озабоченность собственным будущим сохраняется и сейчас. Выводы, которые мы сделали, а после представили читателям, всё ещё могут помочь в решении кадровых, юридических, информационных и других вопросов.

Откуда мы берём данные

В рамках исследования мы опросили 390 человек. Это пользовали наших телеграм-каналов NEWHR и Geekjob. Для удобства условно разделили отвечавших сотрудников и компании, где они работают, на две группы:

  • Оседлые, то есть оставшиеся на месте (61,5% — 240 человек). Люди и компании, где ничего не изменилось и никто никуда не двигался.
  • Номады — перебравшиеся в другие страны по разным причинам (санкции, несогласие с политикой РФ и т. д.) люди и компании (38,5% — 150 человек).

Вопрос о болях в этой части исследования мы оставили открытым. Оседлые и номады отвечали по желанию. Здесь важно не количество опрошенных, а их отдельные высказывания, которые мы распределили в процентном соотношении. То есть одного человека могли волновать самые разные вопросы.

Ответы респондентов мы разделили на пять частей по уровню актуальности и беспокойства: от тех, что волнуют больше всего, до наименее травматичных.

Степень болезненности: высокая

Тема налогов оказалась самой острой для опрошенных. По воле компаний или по собственному желанию, релоцированные айтишники переоформили отношения с работодателями — расторгли трудовые договоры и заключили договоры подряда. Сотрудники стали ИП и самозанятыми и должны сами платить налоги. А через 183 дня пребывания в другой стране у такого человека меняется резидентство. И это ограничивает действия людей и порождает вопросы о легализации.

Есть и другая группа сотрудников. Люди, которые переехали или задумываются о релокации в страны, где НДФЛ составляет не 13%, как в России, а гораздо больше. Например, в Нидерландах минимальный подоходный налог составляет 49,5%. Несмотря на соответствующий рост зарплаты, бюрократические перемены всё же сильно беспокоят опрошенных.

Мы получили 22% высказываний по проблеме двойного налогового резидентства или смены статуса. В предыдущей статье рассказали о том, как в условиях релокации сотрудники платят обязательные сборы.

Кратко: 1/3 номадов не следят за своим налоговым статусом, но 61,7% переоформленных сотрудников сохраняют сознательность и наблюдают за своим положением (данные на весну — лето 2022 года). Часть релоцированных айтишников отметили повышение государственных сборов, но половине из них компании возмещают эти траты.

При релокации людей заботит легитимность собственных действий. Никто не хочет переступать черту закона и нести за это наказание.

Что пугает айтишников при релокации

Даже если человека не забанили в Google, ему непросто найти ответы на интересующие вопросы о налогах. К тому же, иногда информация расходится или её сложно понять из-за канцелярского языка.

Недостаток осведомлённости — это только верхушка айсберга релокационных проблем. Айтишникам не хватает юридического сопровождения и участия компании в их налоговой жизни.

Степень болезненности: значительная

Менее волнующие темы коснулись политики компаний при релокации сотрудников. Ответы в этой группе разнообразные и не все сводятся к поддержке работодателя: мы получили 8% высказываний о том, что человека волнует социально-психологическая адаптация в другой стране. Например, непринятие со стороны местного населения или отсутствие привычного круга общения.

Но в основном айтишников волновало отсутствие поддержки от работодателя:

— 10% высказываний мы получили о том, что компания отказалась от сотрудника, потому что не захотела разбираться с налоговым резидентством;

— 8% высказываний были о том, что сотруднику приходится самому искать способы легализации при возросшей налоговой нагрузке и уменьшения дохода;

— ещё 8% ответов коснулись проблем с получением оплаты: переводами, зачислением или снятием денег.

Что пугает айтишников при релокации

Люди чувствуют себя потерянными в новых условиях. Их напрягают бюрократические трудности, с которыми они справляются самостоятельно, без помощи компаний.

По данным нашего исследования на весну — лето 2022 года, в 33% случаев IT-компании поддерживали сотрудников при релокации и оказывали разные виды содействия. Чуть больше половины работодателей не стала возражать против переезда, но никак не помогла сотрудникам. А 18% компаний оказались категоричными и разорвали отношения с релоцированными айтишниками. Более подробно эту часть исследования осветили в статье о политике удержания переехавших сотрудников.

Степень болезненности: средняя

В этой группе мы разместили общие вопросы по абстрактности будущего, которые набрали по 6% высказываний. Людей пугает неизвестность и отсюда вытекают следующие тревоги:

Что пугает айтишников при релокации

Степень болезненности: умеренная

Это группа высказываний по 4%. Айтишников заботит ухудшение привычных условий работы:

Что пугает айтишников при релокации

Степень болезненности: низкая

Здесь мы приведём всего один ответ, который составил 2% от общего количества высказываний. Человека волновало, что компания не оказала информационной поддержки по изменению налогового резидентства.

Мы вынесли этот ответ в отдельную группу, потому что сотрудника беспокоило в первую очередь пренебрежительное отношение компании к важным вопросам, а не бюрократические тонкости.

Тревог и вопросов при релокации возникает много. В основном людей волнуют юридические и финансовые тонкости разных аспектов жизни, частые и резкие перемены и неосведомлённость.

Обладание информацией поможет снизить уровень тревожности, поэтому наше исследование вам в помощь. Несмотря на то что в статьях указаны данные о релокации весной и летом, актуальности многие выводы не теряют и сейчас. Ссылки на статьи из цикла приложили ниже.

Если вам нужно это исследование в виде одной полной презентации, оставьте свой email здесь и мы всё вам пришлём.

Кип ин тач, друзья! Скоро мы вернёмся к волнующей теме релокации, а пока подпишитесь на наши каналы, чтобы ничего не пропустить.

ОГЛАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

R: Review. Что пугает айтишников при релокации

  • Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале NEWHR
  • Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в «Доказательный Рекрутинг»
  • Если вы находитесь в анонимном поиске работы — приходите на GeekJob.ru
  • Ещё у нас есть канал с мемами про рекрутинг в IT (конечно же, с котиками) «Рекрутинг и жизнь»
  • А видео про рекрутинг, карьеру и зарплаты в IT смотрите на нашем канале в YouTube

Приходите читать, смотреть и комментировать.

77
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить