R- и L-стратегии в разработке продуктов

Понимая экологию, намного лучше понимаешь экономику, рынок и даже стратегию разработки продуктов. Собственно, этих стратегий две: R и L.

R - rapid. Отложить миллион икринок, из которого большую часть съедят, выживших мальков тоже съедят большинство, и так далее, пока не останется штук двадцать взрослых рыб. Из которых большую часть снова съедят, а вот оставшиеся отложат по миллиону икринок.

L - long-term. Это когда сначала полтора-два года слоненка вынашивают, потом пару лет кормят молоком, и до 12-13 воспитывают. Прикрывая и защищая всем стадом.

На любом новом или быстрорастущем рынке бал правит R-стратегия. Сначала нужно продать - и уж потом пытаться произвести то, что у вас купили. Иначе в уходящий поезд не успеть.

Но любой серьёзный прорыв делается за счет L-стратегии: долгого выхаживания и тщательной шлифовки. Причем, как показывает опыт тов. Джобса, это можно делать и в бурнорастущей отрасли, главное - не болтать раньше срока.

В стартап-индустрии Силиконовая долина - это безусловный R. А вот Израиль, с его тщательно проработанной экосистемой (см. Startup Nation) - это, конечно, L. При этом в Калифорнии фрики, скандалы и цены на недвижимость, а про Израиль мы слышим только во время очередной околомиллиардной покупки.

В консалтинге R-стратегия - это наобещать с три короба, продать недорого семинар на 150 человек, из которых 3-4 добьются результата, затем взять этих 3-4 и использовать для рекламы следующего семинара. И так пока клиенты не закончатся.

L-стратегия - это разработать методику, которая поможет не 3-4, а 5-7 из этих ста пятидесяти, отобрать этих 5-7 и работать долго и дорого, добиваясь результатов, которые будут намного больше чем от того семинара и намного устойчивее. А вот остальных не трогать, чтобы они не разочаровывались и не писали гневные пасквили, как нынче о Тони Роббинсе.

Но самое главное – в том, что касается строительства бизнеса. С помощью R-стратегии это сделать невозможно. Можно найти тему, нишу, идею продукта, можно заработать (иногда очень хорошо), можно быстро бизнес перепродать.

НО чтобы создать вокруг этого бизнеса устойчивую организацию, нужна только и исключительно L-стратегия. Потому, что организация – это слонёнок. Его нужно вынашивать, выкармливать, выхаживать, учить, растить, тренировать. И делать это грамотно.

Понимают это немногие. А для тех, кто верит в быстрые результаты, есть Тони Роббинс.

66
5 комментариев

Вопрос скорее не о понимании или не понимании, а в том, чтобы пойти против природы и комфортных условий, которые все люди любят (все сразу и быстро), потому что понимают многие, но делают и добиваются результата единицы.

Пойти против природы - только начало. Потом нужно пойти против рынка, инвесторов, партнёров, которым нужны результаты (и бабло) вчера, а ты понимаешь, что еще ничего не работает толком, что надо шлифовать и шлифовать...

Израиль мы слышим только во время очередной околомиллиардной покупкитут про этот израиль ПОСТОЯННО пишут, и постоянно намекают что ВОТ ГДЕ НАДО мол стартапы делать))))
При этом российские стартапы которые стали гиганскими компаниям полным полно (все эти вконтакты, яндексы, авиты и тд). Израильские? не могу даже ни одного примера привести (может кто-то напомнить?).

В экологии эти стратегии называются "r" и "K", причем размер букв имеет значение.

Да, действительно. Спасибо, Олег. Эти понятия я как-то адаптировал к бизнесу, и настолько давно, что с тех пор про оригиналы забыл.