Почему мягкие навыки так важны?

Говорят, что наличие мягких навыков отличает простого сотрудника от идеального. Разбираемся, как возникло понятие soft skills, какие компетенции к нему относят сейчас и как распознать нехватку мягких навыков.

Жесткие навыки VS мягкие навыки

Hard skills – профессиональные компетенции, ориентированные на конкретную деятельность. Например, для социолога это составление выборки, интерпретация результатов контент-анализа. Для HR-специалиста жесткими навыками являются рекрутинг, отбор и адаптация персонала, анализ должностей в структуре компании.

Чтобы выполнять свои рабочие обязанности, сотрудник должен обладать знаниями и жесткими навыками. Однако именно мягкие навыки в большинстве случаев выделяют ценного и результативного сотрудника из массы. Несмотря на то, что сформулировать универсальное определение мягких навыков сложно ввиду их разнообразия, они обладают одной общей чертой:

Soft skills – навыки, которые слабо зависят от специфики профессии (иногда их называют «общечеловеческими навыками»). К ним относятся умение справляться со стрессом, работать в команде, самостоятельно обучаться, цифровые навыки.

История понятия soft skills

Первые исследования, посвященные важности «общечеловеческих навыков», появились более 100 лет назад. В 1918 году Фонд Карнеги опубликовал результаты собственных изысканий в данной сфере: успешность работы инженерных кадров на 85% зависит от хорошо развитых общечеловеческих и лишь на 15% - технических навыков («A Study of Engineering Education»).

Сам термин «soft skills» возник в 1960-е годы в армии США. Мягкими навыками назывались любые компетенции, не связанные с управлением техникой, но играющие ключевую роль в управлении и психологической работе с личным составом. Уже в 1972 году термин тиражировался по учебным инструкциям.

Термин прижился в иных сферах общественной жизни, в особенности в бизнес-среде, где им стали обозначаться компетенции за пределами профессиональной специфики. Список soft skills разрастался, год за годом менялись и появлялись новые приоритетные мягкие навыки.

Какие мягкие навыки существуют?

Мы рассмотрели ряд зарубежных сайтов для HR-специалистов и их видение актуальных мягких навыков. Списки значительно различаются по объему, однако в них легко выделить общие тенденции:

Почему мягкие навыки так важны?

В топ-10 soft skills входят:

  1. Коммуникация
    Умение эффективно коммуницировать в рабочей обстановке.
  2. Командная работа

    Способность курировать работу в команде, брать ответственность за часть работы, проекта, разделять обязанности и представлять результат совместного труда.

  3. Problem-solving

    Умение выявить проблему, определить причину ее возникновения, выбрать и осуществить решение из ряда альтернативных вариантов. Ключевой момент – автономность в данном процессе.

  4. Гибкость
    Ряд ресурсов не разделяет понятия «адаптация» и «гибкость», другие выделяют их в отдельные категории. Так или иначе, в современных условиях умение адаптироваться к меняющимся условиям в нерабочей и рабочей обстановке, к глобальным трендам и явлениям, является важной компетенцией.

  5. Критическое мышление

    Отсутствие критического мышления ставит под риск иные компетенции. Например, оно необходимо при выборе решения для проблемы из ряда допустимых вариантов, выдвижения предложений по корректировке рабочих процессов.

  6. Лидерские навыки

    Их важность для предпринимателя и управляющего персонала неоспорима. Однако лидерские навыки важны и для рядовых сотрудников – для работы в группе, менторства и обучения новых сотрудников.

  7. Креативность

    Возникновение неординарных проблем требует изобретения неординарных решений. Креативность может проявляться во множестве процессов – от дизайна и общения с клиентами до организации рабочего пространства.

  8. Тайм-менеджмент

    Навык, получивший особую актуальность в условиях карантина и тотальной «удаленки». Гораздо сложнее организовать рабочее время в привычной, но абсолютно нерабочей обстановке. Тайм-менеджмент необходим для эффективной организации работы, соответствия дедлайнам.

  9. Надежность

    Коррелирует с понятием ответственности – исполнительность по вопросу поручений, выполнение обязанностей. Сюда же можно отнести пунктуальность, в том числе в вопросах связи на расстоянии.

  10. Деловой этикет

    Владение деловым стилем общения в устной и письменной речи, своевременные ответы в мессенджерах, разделение личной и деловой коммуникации. Например, недопущения т.н. oversharing – стремления рассказывать о себе больше и подробнее, чем стоило бы.

Попытка систематизировать весь массив мягких навыков была предпринята McKinsey Global Institute в 2021 году. По результатам опроса 18.000 респондентов в 15 странах, выделили 4 категории:

  • Навыки взаимодействия – командная работа, способность выстраивать отношения...
  • Когнитивные навыки – способность планировать работу, критическое мышление...

  • Цифровые навыки – понимание работой цифровых систем, цифровая грамотность...
  • Лидерство, личностное развитие – осознанность, способность ставить жизненные цели и достигать их...

Еще один пример классификации можно посмотреть в источнике. Авторы портала распределили 100(!) примеров мягких навыков по 10 категориям: навыки ответственности, навыки позитивного отношения, навыки гибкости и т.д.

Почему мягкие навыки важны?

На рабочем месте мягкие навыки гармонично дополняют жесткие. Так, при работе над проектом сотруднику понадобится коммуницировать с коллегами, подчиненными, руководством (в рамках деловой этики), решать проблемы, возникающие в ходе исполнения обязанностей, презентовать результаты своей работы...

Почему мягкие навыки так важны?

Специалист без мягких навыков:

  • Нуждается в постоянном "ручном управлении" - не способен самостоятельно ставить цели, обучаться новым навыкам, всесторонне развиваться и искать источники мотивации.
  • Испытывает затруднения в предоставлении отчетов, грамотной презентации результатов деятельности.
  • Плохо впишется в коллектив, что негативно повлияет на его и общую продуктивность.
  • Не способен работать в команде, брать на себя менторство над новым сотрудником, иными словами - является замкнутым звеном в иерархии компании.

Преимуществом soft skills является то, что они применимы не только к рабочей среде. Навыки общения важны в любой коммуникативной ситуации в любое время. Тайм-менеджмент помогает гармонично спланировать день, поддерживать здоровый баланс между работой, отдыхом, творчеством. Лидерские навыки могут понадобиться в критической ситуации - существует множество примеров, когда во время кризисов и катастроф в людях открывались лидерские качества, о которых они и не подозревали. Этот список можно дополнять, но ясно одно - мягкие навыки универсальны.

Как распознать нехватку мягких навыков?

Наконец, рассмотрим 7 индикаторов, которые могут свидетельствовать о нехватке (отсутствии) мягких навыков:

Эмоциональная перегрузка. Сотрудник быстро выходит из себя или опускает руки. Такое поведение негативно влияет на моральное состояние коллектива в целом, снижая продуктивность. Неумение справляться со стрессом и переживать неудачи зачастую приводит к конфликтным ситуациям.

Нехватка уверенности. Продвижение по карьерной лестнице связано с принятием большей ответственности, важными проектами – в этом отношении нервничать вполне естественно. Однако если сотрудник постоянно находится в состоянии тревоги и не уверен в собственной компетентности, никто из коллег и руководства не может быть уверен в нем.

Сложности в общении. Умеет ли сотрудник слушать и слышать собеседника? Может ли он выражать мысли и идеи так, чтобы они были понятны другим? Коммуникация занимает до 80% рабочего дня менеджера и критически важна для работы в коллективе. Отсутствие навыков общения может поставить любую карьеру под угрозу.

Нехватка выдержки. Сотрудник проявляет нетерпеливость или «сдается» при выполнении сложных проектов и поручений. Такое поведение деморализует коллектив, в особенности подводит членов рабочей группы.

Неумение ладить с людьми. В англоязычной среде существует термин «office politics», означающий совокупность межличностных и профессиональных коммуникаций в офисной среде. Сюда можно отнести и small talk в лифте, и вежливое общение с невыносимым коллегой, и выезды на рыбалку с начальником. Если сотрудник чувствует себя «не в своей тарелке» в коллективе, его продуктивность заметно снижается.

Неумение обучать, быть наставником. Ключевой навык в современных компаниях с непрерывным циклом обучения. Прикрепление стажеров, введение в курс дела новых сотрудников – распространенная практика, и к ней необходимо быть готовым.

Отсутствие навыков продвижения, нетворгинга. В качестве одной из «метрик» успешности прочно закрепилось количество социальных связей (в первую очередь деловых). Современный специалист посещает отраслевые мероприятия, такие как конференции, умеет продвигать себя и результаты своей работы в информационном поле и оффлайн.

2727
19 комментариев

На труде программистов зарабатывается уж слишком много денег. Поэтому можно придумать дополнительные статьи расходов, цепей и ограничений. Софт-скиллы это искусственный барьер что бы сохранять деньги платить программистам меньше.

10
Ответить

"Схема обмана" в вашем видении максимально непонятна - какие статьи расходов, связанные с мягкими навыками, может ввести компания? И как это коррелирует с заработной платой условного программиста?

Или любой рост расходов = посягательство на з/п сотрудников?

6
Ответить

Вот эта большая сводная таблица из компетенций это просто какой-то отдельный сорт удовольствия...

7
Ответить

перфекционист вошел в чат )

5
Ответить

ольга почувствовала, как навык из мягкого стал твердым и пульсирующим. почему нельзя писать "софт скилл", а Problem-solving можно ?

4
Ответить

Замечание справедливое. А problem-solving решили не переводить, потому что "решать проблемы" и решение проблем в русском языке отдает пейоративной коннотацией.

1
Ответить

Никогда не стоит делать упор лишь на одном навыке (софт или хард), лучше всего когда все работает в совокупности, в меру одного и другого

3
Ответить