Как сеошники обманывают сами себя

Прочитав на днях «разоблачающую» статью «честного» сеошника Дениса Скорятина и не менее достойный ответ «сообщества SEO-специалистов» меня кое-что задело: Денис Скорятин уверен, что сеошник — тот человек, который помогает улучшать интерфейсы и даже рисовать прототипы страниц или сайта.

Среди SEO-сообщества мнения разошлись: одни уверены, что это дело рук маркетологов, другие – дизайнеров, третьи - и тех, и других одновременно.

Как сеошники обманывают сами себя

Что же тут не так?

Денис Скорятин затронул важный нюанс. Работая сеошником и сталкиваясь с клиентскими проектами, он понимал: что-то не так и интерфейсы нужно править. В сообществе SEO-специалистов с этим согласились, но разошлись в деталях. У меня же появляется вопрос: как получается, что новый, только что запущенный сайт сразу попадает под правки?

И на этот вопрос в другой статье отвечает Ольга Шевченко - креативный директор одного из значимых киевских агентств: потому что ответственность за принятие решений ложится на клиента.

Почему это происходит?

Так сложилось, что до сих пор существует два лагеря исполнителей: одни делают сайты, другие эти сайты продвигают. И когда у бизнеса появляется потребность присутствия в интернете, он вынужден приходить сначала к разработчикам с запросом «мне нужен сайт», а потом к продвиженцам – «продвиньте это как-то».

В обоих случаях работа начинается с заполнения брифа или просьбы прислать ТЗ. С этого проблемы и начинаются.

Потому что клиент не знает

С помощью технического задания подрядчик ожидает получить от клиента прямое руководство к действию. Но проблема в том, что клиент не знает, какой сайт хочет. Как не знает и ответы на большинство других вопросов, бережно собранных в бриф.

ТЗ или бриф оказываются описанием личных «хотелок» или удачных, по субъективному мнению клиента, решений конкурентов. И, в итоге, в интернете появляется очередной проект, созданный согласно последним тенденциям в дизайне, но не учитывающий бизнес-задач или потребностей целевой аудитории.

И этот только запущенный сайт сразу же переделываться «честными» сеошниками под личные представления об юзабилити или удачные решения конкурентов, потому что оказывается, что он не пригоден к продвижению.

Процесс может длиться бесконечно, однажды окончательно засосав клиента в пучину «диджитал-маркетинга».

Так что делать?

Попытки разобраться, как правильно начинать разработку сайта, ведутся постоянно, и каждая из сторон продолжает тянуть одеяло на себя. Так в статье уже другого «честного сеошника» Сергея Ерофеева, делается упор на том, что создание сайта должно начинаться с составления семантического ядра и анализа удачных решений конкурентов.

«Сайты ваших конкурентов, что находятся в топе поисковых систем, уже успешны. Поэтому чаще всего не стоит придумывать велосипед, достаточно проанализировать успешные ресурсы и реализовать наиболее удачные решения на своем сайте»

Сергей Ерофеев, цитата из статьи

Впрочем, участие юзабилити-специалистов в процессе не исключается, правда, Сергей Ерофеев считает их главной задачей «изучить весь функционал конкурентов» на предмет «удачных решений» и составить список рекомендаций на тему «что должно быть на нашем сайте, чтобы он был не хуже других».

Чисто теоретически Сергей Ерофеев может оказаться прав и, позаимствовав структуру и функционал какого-нибудь Amazon, можно создать успешный с точки зрения поисковой доступности сайт, получив много трафика. Вот только даже такой радужный сценарий не означает большого количества продаж. И тогда «неприятный кейс» из его же статьи «жил был сайт (бизнес), и тут его переделали» становится неизбежным.

Ориентируясь только на семантическое ядро, «успешных конкурентов» и другие внешние факторы, упускается из внимания главное – сам бизнес и его клиентов. И ни одно ТЗ или очень детальный бриф не позволят погрузиться в бизнес-процессы настолько, чтобы получить сколько-нибудь значимые результаты.

Каждый бизнес уникален

Если попросить трех владельцев одинаковых бизнесов рассказать их истории - это будут три разные истории. Каждый из них прошел уникальный путь проб и ошибок, и у каждого из них будут свои ценности и особенности, привлекающие их собственную целевую аудиторию.

Исследование бизнеса и его клиентов позволит с одной стороны узнать нюансы и создать простор для деятельности, с другой – снизить затраты на бесконечные доработки сайта.

Понимание бизнес-процессов, целевой аудитории и ее потребностей – фундамент, необходимый как разработчикам, так и продвиженцам, который позволяет фокусироваться на единственно важном: создании удобного для пользователей сайта.

Такой сайт, удовлетворяя конкретные потребности конкретной целевой аудитории будет эффективно решать поставленные бизнес-задачи с высокой конверсией и хорошими поведенческими факторами.

Поэтому, с какой бы стороны диджитала вы не находились, нужно начинать с исследования бизнеса и его клиентов.

В итоге, проблемы, затронутые «честным» сеошником, серьезные и отражают состояние диджитал-рынка: интерфейсом занимается кто угодно, основываясь лишь на субъективном мнении, результат непредсказуем, а бизнес продолжает терять деньги, расплачиваясь за «благие намерения» своих подрядчиков.

99
реклама
разместить
74 комментария

Вопрос слишком сложный для того, чтобы на него можно было ответить одной статьей.
"Делайте исследования" - тоже так себе ответ. Если человек сам хоть раз делал мало-мальски серьезное исследование (диплом хотя бы), то знает, что к любому исследованию можно предъявить вопросы по качеству выборки, достоверности результатов, к тому, достаточно ли логичны и подтверждены выводы.
Настоящее исследование - это долго и дорого. Бизнесу нужно быстро и недорого. Соответственно, как ни упирайся, необходимо смириться с тем, что никто не может сказать, "как точно будет хорошо". Всегда остается риск и вероятность, что изначальные предположения были неверны.

1

Татьяна, спасибо за комментарий. Под исследованиями, в контексте статьи, я подразумеваю элементарное: общайтесь с бизнесом и клиентами бизнеса. Уже существует множество практик, позволяющих быстро и дешево получить нужные данные.

Всегда кажется, что "исследовать что-то там" - это долго и дорого. Но на самом деле, создавать очередной сайт или строить стратегию продвижения основываясь лишь на догадках часто оказывается еще дороже.

Порой, затратив несколько часов на глубинное интервью с бизнесом можно получить значительно больше инсайтов, чем из любого брифа или ТЗ.

1

У нас был сеошник который пол года смотрел как падает сайт в выдаче, анализировал и озвучивал причины.
Жаль что больше он ничего не делал.

5

Простите конечно, но если причины программные или аппаратные, то что должен был делать сеошник? Вам причины озвучили? Озвучили. Что еще вам нужно?

У меня как-то был проект, на котором деградировал жесткий диск (у Хезнер это частое явление), задачи ставились техническому отделу порешать это, потому что страницы открываются по 5-10 секунд. Решали они месяц, все это время было падение сайта по позициям и трафику. Такие дела.

Вы должны понимать четко и ясно, сеошник не программист и не дизайнер и не системный администратор. Вам сообщили в чем проблема, назвали причину.

За железо отвечает системный администратор, за софт программисты, за дизайн дизайнеры.

3

У нас когда-то на вопрос сеошнику почему он, когда сайт стабильно падал в выдаче ничего не делал, чтобы это остановить, сказал, что он же стабильно падал, а стабильность это хорошо )) Тоже чего-то ждал

А где вы полгода были? Смотрели как сеошник полгода ничего не делает?
Странные

Та сеошники просто понимают, что они как специальность уже давно себя исчерпали и нормальный бизнес скоро перестанет у них что-то вообще заказывать, вот и придумывают какие-то себе дополнительные скилы, чтобы повысить свою значимость.

4