{"id":13474,"url":"\/distributions\/13474\/click?bit=1&hash=89dcb97d365dcd062aa67a23ebd7d587ac1ef67c2c12b41ed4fdb46a523d850d","title":"\u0420\u0411\u041a \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438. \u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0430\u0441","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
SEO
Ruslan Kokin

Как сеошники обманывают сами себя

Прочитав на днях «разоблачающую» статью «честного» сеошника Дениса Скорятина и не менее достойный ответ «сообщества SEO-специалистов» меня кое-что задело: Денис Скорятин уверен, что сеошник — тот человек, который помогает улучшать интерфейсы и даже рисовать прототипы страниц или сайта.

Среди SEO-сообщества мнения разошлись: одни уверены, что это дело рук маркетологов, другие – дизайнеров, третьи - и тех, и других одновременно.

Что же тут не так?

Денис Скорятин затронул важный нюанс. Работая сеошником и сталкиваясь с клиентскими проектами, он понимал: что-то не так и интерфейсы нужно править. В сообществе SEO-специалистов с этим согласились, но разошлись в деталях. У меня же появляется вопрос: как получается, что новый, только что запущенный сайт сразу попадает под правки?

И на этот вопрос в другой статье отвечает Ольга Шевченко - креативный директор одного из значимых киевских агентств: потому что ответственность за принятие решений ложится на клиента.

Почему это происходит?

Так сложилось, что до сих пор существует два лагеря исполнителей: одни делают сайты, другие эти сайты продвигают. И когда у бизнеса появляется потребность присутствия в интернете, он вынужден приходить сначала к разработчикам с запросом «мне нужен сайт», а потом к продвиженцам – «продвиньте это как-то».

В обоих случаях работа начинается с заполнения брифа или просьбы прислать ТЗ. С этого проблемы и начинаются.

Потому что клиент не знает

С помощью технического задания подрядчик ожидает получить от клиента прямое руководство к действию. Но проблема в том, что клиент не знает, какой сайт хочет. Как не знает и ответы на большинство других вопросов, бережно собранных в бриф.

ТЗ или бриф оказываются описанием личных «хотелок» или удачных, по субъективному мнению клиента, решений конкурентов. И, в итоге, в интернете появляется очередной проект, созданный согласно последним тенденциям в дизайне, но не учитывающий бизнес-задач или потребностей целевой аудитории.

И этот только запущенный сайт сразу же переделываться «честными» сеошниками под личные представления об юзабилити или удачные решения конкурентов, потому что оказывается, что он не пригоден к продвижению.

Процесс может длиться бесконечно, однажды окончательно засосав клиента в пучину «диджитал-маркетинга».

Так что делать?

Попытки разобраться, как правильно начинать разработку сайта, ведутся постоянно, и каждая из сторон продолжает тянуть одеяло на себя. Так в статье уже другого «честного сеошника» Сергея Ерофеева, делается упор на том, что создание сайта должно начинаться с составления семантического ядра и анализа удачных решений конкурентов.

«Сайты ваших конкурентов, что находятся в топе поисковых систем, уже успешны. Поэтому чаще всего не стоит придумывать велосипед, достаточно проанализировать успешные ресурсы и реализовать наиболее удачные решения на своем сайте»

Сергей Ерофеев, цитата из статьи

Впрочем, участие юзабилити-специалистов в процессе не исключается, правда, Сергей Ерофеев считает их главной задачей «изучить весь функционал конкурентов» на предмет «удачных решений» и составить список рекомендаций на тему «что должно быть на нашем сайте, чтобы он был не хуже других».

Чисто теоретически Сергей Ерофеев может оказаться прав и, позаимствовав структуру и функционал какого-нибудь Amazon, можно создать успешный с точки зрения поисковой доступности сайт, получив много трафика. Вот только даже такой радужный сценарий не означает большого количества продаж. И тогда «неприятный кейс» из его же статьи «жил был сайт (бизнес), и тут его переделали» становится неизбежным.

Ориентируясь только на семантическое ядро, «успешных конкурентов» и другие внешние факторы, упускается из внимания главное – сам бизнес и его клиентов. И ни одно ТЗ или очень детальный бриф не позволят погрузиться в бизнес-процессы настолько, чтобы получить сколько-нибудь значимые результаты.

Каждый бизнес уникален

Если попросить трех владельцев одинаковых бизнесов рассказать их истории - это будут три разные истории. Каждый из них прошел уникальный путь проб и ошибок, и у каждого из них будут свои ценности и особенности, привлекающие их собственную целевую аудиторию.

Исследование бизнеса и его клиентов позволит с одной стороны узнать нюансы и создать простор для деятельности, с другой – снизить затраты на бесконечные доработки сайта.

Понимание бизнес-процессов, целевой аудитории и ее потребностей – фундамент, необходимый как разработчикам, так и продвиженцам, который позволяет фокусироваться на единственно важном: создании удобного для пользователей сайта.

Такой сайт, удовлетворяя конкретные потребности конкретной целевой аудитории будет эффективно решать поставленные бизнес-задачи с высокой конверсией и хорошими поведенческими факторами.

Поэтому, с какой бы стороны диджитала вы не находились, нужно начинать с исследования бизнеса и его клиентов.

В итоге, проблемы, затронутые «честным» сеошником, серьезные и отражают состояние диджитал-рынка: интерфейсом занимается кто угодно, основываясь лишь на субъективном мнении, результат непредсказуем, а бизнес продолжает терять деньги, расплачиваясь за «благие намерения» своих подрядчиков.

0
74 комментария
Написать комментарий...
Татьяна Ягутьева

Вопрос слишком сложный для того, чтобы на него можно было ответить одной статьей.
"Делайте исследования" - тоже так себе ответ. Если человек сам хоть раз делал мало-мальски серьезное исследование (диплом хотя бы), то знает, что к любому исследованию можно предъявить вопросы по качеству выборки, достоверности результатов, к тому, достаточно ли логичны и подтверждены выводы.
Настоящее исследование - это долго и дорого. Бизнесу нужно быстро и недорого. Соответственно, как ни упирайся, необходимо смириться с тем, что никто не может сказать, "как точно будет хорошо". Всегда остается риск и вероятность, что изначальные предположения были неверны.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Татьяна, спасибо за комментарий. Под исследованиями, в контексте статьи, я подразумеваю элементарное: общайтесь с бизнесом и клиентами бизнеса. Уже существует множество практик, позволяющих быстро и дешево получить нужные данные.

Всегда кажется, что "исследовать что-то там" - это долго и дорого. Но на самом деле, создавать очередной сайт или строить стратегию продвижения основываясь лишь на догадках часто оказывается еще дороже.

Порой, затратив несколько часов на глубинное интервью с бизнесом можно получить значительно больше инсайтов, чем из любого брифа или ТЗ.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Георгий

У нас был сеошник который пол года смотрел как падает сайт в выдаче, анализировал и озвучивал причины.
Жаль что больше он ничего не делал.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

Простите конечно, но если причины программные или аппаратные, то что должен был делать сеошник? Вам причины озвучили? Озвучили. Что еще вам нужно?

У меня как-то был проект, на котором деградировал жесткий диск (у Хезнер это частое явление), задачи ставились техническому отделу порешать это, потому что страницы открываются по 5-10 секунд. Решали они месяц, все это время было падение сайта по позициям и трафику. Такие дела.

Вы должны понимать четко и ясно, сеошник не программист и не дизайнер и не системный администратор. Вам сообщили в чем проблема, назвали причину.

За железо отвечает системный администратор, за софт программисты, за дизайн дизайнеры.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Марьяна Дверская

У нас когда-то на вопрос сеошнику почему он, когда сайт стабильно падал в выдаче ничего не делал, чтобы это остановить, сказал, что он же стабильно падал, а стабильность это хорошо )) Тоже чего-то ждал

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
ezdiumno ru

А где вы полгода были? Смотрели как сеошник полгода ничего не делает?
Странные

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Денис Денисенко

Та сеошники просто понимают, что они как специальность уже давно себя исчерпали и нормальный бизнес скоро перестанет у них что-то вообще заказывать, вот и придумывают какие-то себе дополнительные скилы, чтобы повысить свою значимость.

Ответить
Развернуть ветку
ezdiumno ru

В приемный покой привозят пациента с черепно-мозговой. Чтобы выявить все повреждения приглашаются специалисты из глазного, невралгии, лор, травматологии, челюстно-лицевого отделений. Они осматривают больного и выносят совместное решение на основе которого принимается решение о дальнейшем лечении.
И это правильно.
К чему это я?
Представьте, что больной - это клиент, а врачи это разрабы, дизайнеры, сеошники, маркетологи и даже финансисты.
Понятно к чему я?
Разработку сайта нужно готовить и начинать совместной командой.
Пока каждый спец будет обособленно заниматься сайтом, ничего путного не выйдет. Каждый будет тянуть одеяло на себя и оно будет рваться

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Для создания единой понятийной базы, которой является понимание бизнеса, его задач, пользователей и их потребностей не нужна делегация всех представителей диджитал рынка :) Достаточно грамотной работы одного двух UX-специалистов. Не тех, которые UI/UX, а нормальных юзабилити-специалистов.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ruslan Kokin
Автор

А я все жду, когда же придут тру-СЕО и расскажут как надо. Спасибо, Илья, мы вас ждали :)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

ну тогда спрашивайте с девочки-дизайнера почему у вас нет трафа и продаж и почему вы банкрот или идите нахуй.

тут все просто, никто ничего вам не расскажет "как надо". Вы для себя определите кто ответственный за провал и ваше банкротство с миллионными долгами.

Проект продвигает сеошник - значит командует парадом он. Отвечает тоже он. Точка. Все кто не согласен - идут нахуй.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Марьяна Дверская

Я как-то очень долго смеялась после того, как очередные "честные" сеошники прислали мне типа юзабилити-аудит - перекрасьте кнопку в зеленый, потому что британские ученые доказали, что это тот цвет, который заставляет заказать и все в таком же работе. Согласна, что если каждый делает общее дело, то вопросов кто врет, а кто говорит правду, как и проблем с перманентными переделками сайта не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Скорятин

Это конечно здорово что я понимал что что-то не так и может ещё чего, но на самом деле я тут чтобы сказать что круто что вы затронули проблему вида "я сначала сделал сайт как я хочу/как получилось/другой вариант а потом иду продвигать". Сходите в тж и ещё куда-нибудь, вы можете помочь ещё каким-то людям осознать это.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Денис, неужели и правда вы? Спасибо, что зашли :) На самом деле об этих проблемах я пишу уже давно с более практической точки зрения на Хабре. Например: https://habr.com/post/226969/ или из последнего: https://habr.com/post/432788/

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Опять стали жевать старые макароны. Кому еще интересна эта тема, кроме самих сеошников, жаждущих пиара?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Увы, Вера, эти макароны оказались не так и стары. Вопросы, поднятые в статье касаются не только сеошников.

Ответить
Развернуть ветку
Ali Mantis

не бомбит ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

ок, расходимся )

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

Запомните раз и навсегда, проектирует сайт тот, кто будет его продвигать. Если дизайнеры не делают так как говорит сеошник - они идут нахуй. Если программисты не выполняют требования сео - они идут нахуй. Если системный администратор не может настроить железо как надо сео - он идет нахуй. Если владелец сайта начинает вносить свои коррективы по структуре или дизайну или логике - он тоже идет нахуй.

Потому что в случае провала отвечать будет не дизайнер ни программист и не системный администратор, а именно сеошник. Именно с него спрашивают почему нет трафа, почему нет продаж и тд и почему бизнес обанкротился и у вас теперь 15 миллионов рублей долга.

Если вашим проектом руководит девочка-дизайнер или программист с не понимающий логики и принципов продвижения и рогом упираются на все требования сеошника - вашему проекту скоро пиздец, не удивляйтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Борзенко

При нормальной орг структуре - проектом руководит продакт овнер, как ни странно, он занимается продуктом, разрабатывает стратегии продвижения, которые воплощают seo -специалистами, контролирует ПМов, которые уже общаются с разработчиками и дизайнерами и UX'ами,
И в этом случае уже seo-шник и все остальные в иерархической цепочке идт нахуй, если не слушает продакта.
Если уж компания небольшая и seo-специалист руководит проектом, то это должен быть очень хороший специалист.
З.ы. чтобы исключить чьито недодумки, отмечу что под продакт овнером в данном случае имеется ввиду именно специалист, а не внешний заказчик.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ruslan Kokin
Автор

Ну как бы вопросы очевидны: куда ушли остальные 435 посетителей? Что им было нужно? Почему не купили? Только поглядывая на "успешных конкурентов" вы и будете продолжать тыкать пальцем в небо.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

Много отказов на главной странице, причину выше писал - медленные запросы SQL.

Программист не решивший вопрос за три дня идёт 1 января на биржу труда. А этот вопрос сейчас передан на аутсорс в более компетентную студию, думаю в скором времени всё наладится и можно будет более детально анализировать ситуацию

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Артем П.

Тыж SEOшник. Как тыж программист - умеют все в глазах народа.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Suzhko

А кто-то кроме сеошников понимает что и как там происходит вообще?!

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Там - это где?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ерофеев

Руслан, приветствую.
Спасибо вам за развернутую и интересную статью. Мне, как автору одного из цитируемых материалов, хотелось бы внести некоторую ясность и дать свои комментарии. В силу того, что основной моей компетенцией является SEO, я выстроил процесс с оглядкой на генерацию трафика, но, как вы заметили, про продажи не забыл. Именно о них я говорил в блоке про целеполагание.

Ваше высказывание о том, что в моей статье «...делается упор на том, что создание сайта должно начинаться с составления семантического ядра» не совсем корректно т.к. я готовил материал о технической стороне вопроса и опустил все иные исследовательские этапы о важности которых вы говорите, в том числе, погружение в бизнес клиента. Это действительно важно и в этом я вас полностью поддерживаю.

Цитата, которую вы удачно используете в своей статье «Сайты ваших конкурентов, что находятся в топе поисковых систем, уже успешны.» не правильно вами интерпретирована. В данном случае я имел ввиду реализацию наиболее удачных решений конкурентов с точки зрения структуры, а именно, как выражаются сеошники, «напилки статики». То есть заимствование работы других сеошников по созданию дополнительных подборок «товаров» по различным свойствам, с целью создания дополнительных трафиковых страниц.

Цель сеошника, на «нулевом» этапе, как я и писал в своей статье, составить «техническую» структуру сайта (не логику меню или вложенности разделов).

Далее прокомментирую ваше высказывание о юзабилистах: «считает их главной задачей «изучить весь функционал конкурентов» на предмет «удачных решений»». Отнюдь, я не считаю, что это их главная задача. И в данном контексте я говорю исключительно о конкурентной «разведке». Все мы прекрасно знаем, что без анализа конкурентов ни один бизнес не «полетит».

Руслан, надо отметить, что вы талантливый писатель, уверен, что не менее талантливый специалист. Вы очень умело выхватываете фразы из одного контекста и невероятно удачно интегрируете в другой. Цитата: «И тогда «неприятный кейс» из его же статьи «жил был сайт (бизнес), и тут его переделали» становится неизбежным.». Если вы обратите внимание, то данная фраза относилась именно к просадке поискового трафика, в связи с некорректной переделкой сайта.

Убедительно прошу вас внимательней относится к материалам, на основании которых вы готовите статьи.

Мне очень понравилась фраза из вашей статьи: «Понимание бизнес-процессов, целевой аудитории и ее потребностей – фундамент, необходимый как разработчикам, так и продвиженцам, который позволяет фокусироваться на единственно важном: создании удобного для пользователей сайта». Понимание аудитории, ее потребностей и бизнес-процессов – это очень важно, я с вами полностью согласен. Сайт может генерировать миллионы трафика, но не «решать проблемы» пользователей и, соответственно, не приводить к продажам.

Однако в упускаете тот факт, что бизнес, ориентированный на продажи, в том числе, через seo-трафик, может его и не получить, из-за наличие простейших технических недостатков, «плохой» структуры или применения «некорректных», с точки зрения поисковых роботов, технологий реализации, хотя сайт может быть удобным для пользователей.

Желаю всем интересных проектов и успехов в новом году!

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Сергей, спасибо за развернутый комментарий. Дополню со своей стороны, что смысл вашей статьи был передан совершенно без каких либо изменений контекста, о чем вы пытались меня упрекнуть.

Касательно:
«И тогда «неприятный кейс» из его же статьи «жил был сайт (бизнес), и тут его переделали» становится неизбежным.». Если вы обратите внимание, то данная фраза относилась именно к просадке поискового трафика, в связи с некорректной переделкой сайта.

Конечно обратил внимание, как и на тот факт, что у бизнеса нет цели просто так взять и переделать сайт. И если это произошло, возможно, на то были причины? Эту сторону СЕО-специалисты почему-то всегда упускают.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Борзенко

Изначально проект должна делать команда, в которую входят и seo-специалист и ux-дизайнер и разработчики, т.е. все упирается в следование бизнес-процессу запуска проекта,
а в чем смысл и цель статьи? Пожаловаться, что если делать через жопу, то все и получится через жопу? Лучше бы и описали рабочие кейсы по разработке проекта.. если же заказ делается у аутсорс команды, то можно было описать требования к ней или вопросы, по которым можно узнать, имеет ли команда соответствующую экспертизу - тогда статья имела бы большую ценность.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Роман, спасибо за обратную связь. Эта статья - ответ на сложившуюся на рынке нелепость. После нее будет то, о чем вы написали.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

seo-специалист нонче - это как козел отпущения )

а у поисковых систем отношение к этим вашим юзабилити довольно бинарное, поэтому "сделать, как у более успешных конкурентов" - вполне рабочий вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор
а у поисковых систем отношение к этим вашим юзабилити довольно бинарное

Оно и понятно. Юзабилити - это про людей. Но вам, видимо, не понять этого :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Павел Гречко

Сейчас клиенту разработчики выкатили сайта на продакшен
Сайт закрыт от индексации мета-тегами, карточки товара дублируется по 10 раз.
Клиент про это ничего не знает.
Программисты делают сайты просто по тз
Из года в год одно и тоже :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Maksutov

Прочитал ветку ) Вобщем так господа - по факту SEO сейчас в первую очередь маркетолог - он должен руководить и продакшеном и контентом и т.п., знать бизнес-процессы полностью, быть немного прогером и т.п. Т.е. seo-специалист сейчас - это человек который разбирается от прототипа до этапа продаж. Все!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Maksutov

Ну по факту таких как я мало, Илья - респект бро!

Ответить
Развернуть ветку
Z Z

О брат, это жулики! (с) 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 74 комментария
null