Тинькоф незаконно закрыл счет физлица по 115-ФЗ!

Вводные данные:

Работаю в компании по производстве и продаже краски - ООО. Получаю з/п, командировочные, подотчетные деньги от работодателя на свою карту Тинькофф Блэк. (Крипта и всякие услуги по выводу средств исключены). Корпоративный счет открыт в другом банке.

Суть вопроса:

письмо "счастья" от Тинькофф
письмо "счастья" от Тинькофф
  • 14.12.2022 - Получаю от Тинькова письмо счастья на электронную почту о предоставлении данных не только в отношении собственного счета, но и проводок от работодателя. Данные предоставить надо в 5 р.д. Основание запроса -115-ФЗ. В моей бухгалтерии говорят, только на основании официального запроса от банка.
  • Тиньков запрос официальный высылать не хочет, ни на меня как на частное лицо, ни на работодателя, в отношении которого требует проводки.

Надо сказать, что правовых оснований требований финансовой информации у них действительно нет, потому как договор банковского обслуживания с моей организацией они не заключали. Следовательно, они не могут гарантировать соблюдение банковской тайны в отношении компании. Это, что называется де-юре. Юристы сделали соответствующий запрос в Тинькоф и ждали комментариев...

Итог:

15.11.2022 в 11:49 (т.е. на следующий день после запроса) позвонил сотрудник банка Андрея с рекомендациями по дальнейшей работе. В проводках организации расписывать все максимально детально, а частным лицам переводить деньги обратно нельзя! При этом оценочного мнения по рекомендациям с моей стороны вообще не было высказано, от слова "совсем". В 12:01 (спустя 10 минут после разговора со мной) операции по счету банк заблокировал "по результатам проведенной проверки".

незаконное закрытие карты ФЛ по 115-ФЗ
незаконное закрытие карты ФЛ по 115-ФЗ

Выводы:

Никто не отказывается исполнять нормы 115-ФЗ и предоставлять документы. НО, надо делать это в правовом поле! Так в ст.9 115-ФЗ запрашиваются документы у организаций в отношении которых проводится проверка. Т.е. если Вы работник компании, сведения могут спросить только в отношении Вас, либо гарантировать их сохранность отдельным правовым документом....

Тиньков отказался подписать соглашение о хранении банковской тайны в отношении третьих лиц или хоть как-то ее гарантировать...

1. Разговаривать и дискутировать с Тиньков смысла нет. Пообщаться с их юристами возможности нет. Разговаривать с исполнителями, которые не понимают юридических деталей, бесполезно. Нашим юротделом было написано два письма. Ответ был "мы проводим проверку на основании 115 ФЗ", данные на третьих лиц должны быть предоставлены.

2. В принципе можно судиться с Тиньковым. Можно пожаловаться в ЦБ. Другой вопрос, нужен ли Вам такой сервис в приниципе.

Для себя принял решение перевести зарплатный проект в другой банк.

p.s. ну и в завершении их шедевральное письмо (справка) от г-на Темникова. Без комментариев!

Тинькоф незаконно закрыл счет физлица по 115-ФЗ!
44
20 комментариев

Здравствуйте, уважаемый Ви Сайбер.

Недавно здесь же на VC была тема также про 115-ФЗ, где Тинькофф в итоге прямо ответил, что "смысл" их действий, в том что у них "такой регламент". Так что от банка, который ставит свой регламент превыше всего остального, можно особо не ожидать соблюдения законности действий и рекомендаций Банка России.

Для начала я хотел бы вам напомнить о вашем праве оспорить действия банка не только через суд, но и посредством межведомственной комиссии при Банке России.

Также вам возможно пригодится (хотя думаю, ваши юристы уже скорее всего в курсе) цитата и ссылка на Методических рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании № 5-МР от 22.02.2019:

I. Анализ информации, получаемой из поступающих в Банк России обращений, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций несмотря на требования 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) не предоставляют обращающимся к ним клиентам информацию о причинах принятия кредитными организациями решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее при совместном упоминании – отказ), либо предоставляют такую информацию в объеме, не достаточном для реализации клиентами кредитных организаций права на обжалование принятых указанными организациями решений об отказе в порядке, предусмотренном пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (далее – механизм реабилитации клиентов).

Непредставление кредитной организацией информации о причинах принятия решения об отказе является препятствием для реализации клиентом предусмотренного пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ права представления как в эту организацию, так и впоследствии в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (далее – межведомственная комиссия), документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия такого решения.

При этом Банк России в информационном письме от 12 сентября 2018 года № ИН-014-12/61 информировал кредитные организации, что в целях соблюдения прав клиента, предоставленных ему пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, при обращении клиента в кредитную организацию за разъяснением причин отказа, кредитная организация с учетом положений статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.

Учитывая изложенное, Банк России повторно обращает внимание кредитных организаций на НЕОБХОДИМОСТЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ обращающихся к ним КЛИЕНТОВ О ПРИЧИНАХ, послуживших основаниями для принятия кредитными организациями решения об отказе, в указанном выше объеме.

II. Отмечаем, что системный характер носят поступающие в межведомственную комиссию обращения по вопросам ограничения обслуживания клиентов кредитных организаций с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая выпуск, перевыпуск, использование и блокирование банковской карты) (далее – ДБО). Анализ поступающей информации свидетельствует о применении кредитными организациями при обслуживании клиентов ограничений по использованию ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и (или) сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО, в частности отличий таких ограничений от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Указанное НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ информационное взаимодействие кредитных организаций с их клиентами является предпосылкой для дальнейшего обращения таких клиентов в межведомственную комиссию по вопросам ограничения обслуживания с использованием ДБО, рассмотрение 2. 4 и принятие решения по которым не входит в компетенцию межведомственной комиссии, установленную пунктом 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям как ИНФОРМИРОВАТЬ клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием ДБО, так и СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов, с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством.

http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20190222_5-MR.pdf

Таким образом, в своих методических рекомендациях Банк России прямо указывает банкам, что ограничение ДБО (включая выпуск, перевыпуск, использование и блокирование банковской карты) НЕ ПОДПАДАЕТ под 115-ФЗ и является сугубо самодеятельностью самих банков НЕ В РАМКАХ процедур, предусмотренных 115-ФЗ.

5
Ответить

Я не очень разбираюсь в данной теме, но что значит: "Поясните для чего вы использовали подотчётные средства"?
То есть были средства за которые вы обязаны были отчитываться?
Перед Тинькофф?
Если нет, то это не их дело...

2
Ответить

Правильный ответ клиента банка на этот пункт:
А вас это ебать не должно

1
Ответить

Здравствуйте.

Мы не закрываем счета клиентов, но можем ограничить дистанционное обслуживание. Никогда не делаем этого без причин.

Напишите, пожалуйста, нам в личные сообщения ваши ФИО и дату рождения. Разберемся в ситуации более детально.

Ответить

не закрываем счета клиентов, но можем ограничить дистанционное обслуживаниеКакой милый новоязный канцелярит )))

6
Ответить

Расшифруйте пожалуйста что понимается под этим "но можем ограничить дистанционное обслуживание"?

Ответить

Какой-то непонятный транзит. Вообще ничего не ясно, тебе на работе не могли дать пдф файл о зарплате? Только по официальному запросу? У меня уже здесь сомнения появились. Плюс указано что переводы были по сбп и с участием одного и того же человека. Просто обвинил банк в блокировке, без каких либо пруфов своей невиновности.

1
Ответить