Последние 9 месяцев бизнес адаптировался к новым условиям. Чтобы лучше понять, как с февраля изменилась жизнь предпринимателей, редакция сервиса «Финансист» провела исследование. В опросе приняли участие 513 представителей малого и среднего бизнеса. В материале делимся результатами и комментариями бизнесменов.
Владею сетью агентств недвижимости, занимаемся только коммерческой недвижимостью. Так как офисов несколько, то моя статистика репрезентативна. Скажу следующее: спада сейчас нет.
Если касаться моего бизнеса, то в феврале этого года у нас был рекорд по выручке. После начала Сво весной и летом была просадка, но осенью начали делать очень хорошую выручку и в декабре совершили новый рекорд.
Что касается трендов, То они такие:
- Главный арендатор на сегодня это алкомаркеты. Народ пьет((( Очень много сделок с пунктами выдачи заказов: ВБ, Озон, ЯМ и авито.
- общепит открывается только в бюджетном сегменте, это недорогие Кафе и столовые. Рестораны наоборот, на спаде.
- продолжают снимать офисы (хотя я прогнозировал большой спад). Офисы берут, может стали более придирчивы к арендным ставкам и Ремонту, но офисы сдаются. Ищут кабинетную нарезку, хотя раньше предпочитали опен-Спейсы
- везде рост швейных производств, а с ними рост магазинчиков для тканей, одежды и Обуви.
- после закрытия икеи, прошёл резкий рост петельных производств и шоу румов. До сво мебельщики были одни из самых часто закрывающихся магазинов. Сейчас они наоборот, ищут помещения
- на взлёте Кондитерка. У нас многие небольшие производства отмечали как целое событие уход кит-ката. Прямо радовались, звонили нам и делились своим бизнес-счастьем, что типа появились возможности.
Таких нюансов очень много, все не вспомнишь, одним из-за этих событий плохо, другим хорошо. Но, тренды нам заметны, так как именно мы видим какие помещения пустуют и кто оттуда съехали, а с другой стороны мы на пустые помещения сажаем других арендаторов, видим кому стало легче работать.