Cофт скилы: как получать больше за красивые глаза

..… и 7 советов по прокачке, о которых вы, возможно, слышали, но почему-то до сих пор не использовали…

Cофт скилы: как получать больше за красивые глаза

Из чего складывается оценка продуктивности и зарплата сотрудника? Как правило, на это влияют три показателя: хард скилы, лояльность и софт скилы. Хард скилы – прикладные технические знания, навыки программирования.

Лояльность – это о приверженности сотрудника к компании, о единых взглядах и целях. Любая команда заинтересована в постоянном работнике, поэтому вложенное в его обучение время важно видеть в результатах работы и в комфортном взаимодействии. Софт скилы – периферийные навыки, связанные с личностными качествами.

Так вот, если хард скилы – навыки профессиональные (их можно прокачать на курсах и занимаясь самообразованием), лояльность к компании либо есть, либо её нет, а особенность софт скилов заключается в том, что их сложно развивать. Сейчас на рынке представлено очень много книг и курсов по развитию навыков критического мышления и эмоционального интеллекта. Но софты прокачиваются долго, из-за чего их развитие сложно держать в постоянном фокусе. Почему же тогда все вокруг говорят о том, что софт скилы так важны?

Cофт скилы: как получать больше за красивые глаза

Зачем разработчику софт скилы?

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что хотят видеть от работника его руководители?» Без сомнения, результат. Нет результата работы – всё остальное не имеет значения.

Но не менее важен и сам процесс работы. Речь идёт о прозрачности: что, когда и почему вы делаете.

Не стоит забывать о работе в команде, так как результат компании не достигается усилиями одного человека. По этой причине командная работа иногда важнее, чем ваши личностные качества. В частности, если разработчик стоит на своём и с ним сложно договориться, то это значительно тормозит рабочий процесс.

Ещё одна неправильная ситуация, когда разработчики настолько прокачивают свои хард скилы, что начинают ставить себя выше своих коллег. Это нездоровый процесс, который портит рабочую атмосферу.

Как и почему софт скилы влияют на зарплату?

Самое очевидное, вас могут уволить, если вы не разделяете взгляды компании и вставляете палки в колёса рабочего процесса. Какой бы ни был крутой специалист, если он не находит контакт с командой, он будет тянуть всех вниз. Кроме этого, нежелание развивать софт скилы может влиять на уровень вашего дохода.

Но если вы прокачиваете эти навыки, вам буквально могут доплачивать за красивые глаза и приятное общение. Почему так происходит? Потому что компания – это, прежде всего, среда, в которой происходят естественные процессы: конфликты, дружба, уважение, неприязнь - в общем, весь спектр отношений. Всё это влияет на процесс и результат работы. Поэтому, если вы умеете находить общий язык с коллегами, если становитесь неотъемлемой частью команды, то и высокие результаты не заставят себя ждать: как в работе, так и в зарплате.

Как проходят наши мероприятия
Как проходят наши мероприятия

Помимо написания кода у разработчиков есть и другие обязанности. Одна из них - взаимодействие со множеством людей. Даже манера вашего общения влияет на рабочий процесс. Чтобы коллектив был эффективным, внутри него все должны уметь договариваться и находить компромиссы.

Если с вами приятно общаться - это влияет на многое. Например, когда на чаше весов вопрос повышения вашей зарплаты или зарплаты другого сотрудника, роль может сыграть просто впечатление о вас. Все люди обычно эмоционально оценивают эти вещи.

Образ идеального разработчика

По мнению большинства, идеальный айтишник работает так: ему дают задачу, он кивает, говорит за какое время это сделает и возвращается с решением даже раньше срока. Хочется, чтобы так было, но есть нюансы.

В действительности редко кто сидит и постоянно пишет код. Безусловно, такие разработчики встречаются, но они посвящают этому и всё своё свободное время. У них мало времени на прокачку софт скилов, потому что они исключительно качают хард скилы. Это настоящие гики. Иногда в команде для них находится место или проектный менеджер, который умеет с ними работать.

Но если дополнить образ идеального разработчика, то это специалист, который ходит с вами на обед, общается, может поддержать любой разговор. Это коллега, который бы считался эталоном.

Cофт скилы: как получать больше за красивые глаза

Must-have набор для разработчиков

Самое главное (особенно для удаленщиков) – умение ставить себя на место другого человека. Например, у менеджеров всегда множество проектов, за которыми нужно следить. Им нужно быть в курсе, чем занимается каждый из разработчиков, и какие статусы текущих задач.

Совет №1

Не бойтесь рассказывать менеджеру о своих планах: ушёл на обед, делаю задачу такую-то, всё по плану. Краткие отчёты в конце рабочего дня помогают другим людям легче координировать процесс.

Совет №2

Ставьте статусы в системах учёта (Slack, Trello), даже если уходите ненадолго. Кстати, культура общения в чате важна и для тех, кто работает в офисе.

Совет №3

прозрачность в работе с ошибками. Если что-то работает не так, сообщайте об этом сразу. У джун-разработчиков очень распространена проблема: они закапываются в задачу и лишь в конце дня говорят, что ничего не вышло. У других наоборот: тратят на решение 5 минут и пишут, что ничего не работает.

Рекомендуем найти баланс: если через 30-60 минут проблема не решена, тогда обращаемся за помощью. Часто бывает, что проблема не касается разработчика напрямую (например, бэкенд или локальная). В таком случае не нужно сидеть и ждать, пока у других заработает. Зовите менеджера, сообщайте о проблеме и помогайте решить. Не стоит перекладывать ответственность на других.

Совет №4

Кстати, за ответственность тоже платят. Как только вы чувствуете, что готовы взять на себя ответственность, берите. Вам с удовольствием будут платить за это больше. С точки зрения работодателя сложно найти человека, на которого можно было бы переложить определённые обязанности.

За что разработчику можно брать ответственность

  • За результат. Успехи и провалы нужно анализировать. Умейте объяснять другим, что получилось, а что нет.
  • За коллег. Часто вы будете работать с начинающими разработчиками или теми, кто разбирается хуже вас. От вашей работы зависит их работа, поэтому ценой вашей ошибки может стать их работа.
  • За рабочий процесс. Если вам в нём что-то не нравится, важно об этом говорить. Но лучше сразу предлагать варианты решения.
  • За ошибки. Их совершают все и в общей ошибке – ошибка каждого. Старайтесь анализировать их и понимать, что пошло не так. Подумайте и объясните, чтобы больше этого не допускать.

Совет №5

Если вы умеете быть самостоятельным, это высоко ценится.

Но и уметь просить помощь тоже необходимо. Не впадайте в крайности и не закидывайте вопросами более опытных коллег каждые 5 минут. Это приведёт к конфликту. Не нужен компании и человек, пытающийся целый день решить одну задачу, которую опытные специалисты могли подсказать одной фразой.

Учитесь гуглить. Некорректно писать и спрашивать что-то, что находится на первой странице поисковика.

Совет №6

Многие не любят общаться и мечтают молча выполнять свои задачи, но это не поможет продвижению по карьерной лестнице. Поэтому многие компании делают опенспейс для общения, чтобы ни у кого не было возможности укрыться в своем закрытом пространстве.

Cофт скилы: как получать больше за красивые глаза

Совет №7

Лидерские качества важны. Рано или поздно у каждого наступает момент, когда нужно определиться: управлять командой или стать максимально опытным специалистом. Выбирая управленческое направление, софт скилам следует уделить гораздо больше внимания.

Как качать софт скилы?

По сути, эти навыки качаются каждый день: дома, на работе, во время занятия хобби. Они помогают развивать личность, быть полезным, приятным, эффективным человеком. Поэтому если у вас есть хобби, развивайте их, ведь это всё закладывает кирпичики вашего профессионализма.

Если было полезно - ставь сердечко и пиши нам в комментариях, мы всегда рады пообщаться! Присоединяйтесь к нам в соцсетях https://vk.ru/joydevllc

Всем Joy!

2727
14 комментариев

Совет №8 - не думайте, что массовое использование англицизмов это стильно, модно, молодежно, на самом же деле это выглядит по идиотски, особенно если для термина есть хороший, краткий и понятный русский термин. Особенно по идиотски выглядят англицизмы, которые в англоязычных странах не используют, сразу видна необразованность автора и то, что он "не в теме" того, о чем пишет от слова совсем...

4

Alex Dem, спасибо за комментарий и 8 совет) Безусловно, русские термины нам ближе, но их редко используют в IT сфере. Те англицизмы, которые мы оставили в статье, воспринимаются понятней русскоязычных синонимов - не иностранными читателями - статья, конечно, не для них, а нашими отечественными разработчиками) Теперь, после нашей дебютной статьи и Вашего комментария, у нас появляется уверенность, что можно говорить об интересном, не используя иностранные слова.

2

Очередная статья за всё хорошее против всего плохого с очевидными советами. Она мало чем поможет людям, которые реально не понимают. Попробую немного исправить ситуацию.

1. Не надо быть мудаком. Возможно, ты и вправду Д'Артаньян, а все другие делают не идеально. Но, как правило, это оказывается на самом деле не так. А даже если так, ты можешь не понимать задачи и ограничения бизнеса. Нужно понимать что и почему люди делают, а для этого с ними надо поговорить. Нормально, с уважением, а не «что за херню ты творишь!» (так мог только Стив Джобс, и то подчинённым.)

2. Не нужно обижаться, что кто-то чего-то недосказал и в задаче что-то не обьяснено. Как правило, есть много тонких неочевидных моментов, короче сложно сразу учесть. Это нормально что-то спросить и уточнить по задаче. Иногда даже нормально понять проблему и предложить другое решение вместо того, чтобы тупо исполнять как написано. Но тут надо осторожно и обязательно договориться с заинтересованным лицами, потому что может не хватать контекста.

3. Если нужна информация или уточнение от третьего лица, то тоже не грех пойти и спросить. Также бывает полезно для понимания контекста.

4. Полезно уметь объяснить свои вопросы так, чтобы понял даже пятилетний ребёнок. Не все обладают профессиональной информацией или даже терминологией как вы. У меня недавно был случай когда коллеге показалось проще спросить коллегу в профессиональном ключе, но это вылилось в недопонимание, хотя вопрос был банальный.

5. Естественно, не надо врать. Если не получается что-то, так и скажите. Команде и руководителю важно понимать реальный статус происходящего. Если нужна помощь, спросите у руководителя или кого-то, кто может помочь. Иногда может не хватать какой-то маленькой детали, чтобы сложился пазл.

6. Стоит признавать свои ошибки. Они бывают у всех, важно то как вы с ними справляетесь. Понимайте, почему они произошли, старайтесь сделать выводы и исправить, как только возможно. Собственно, это нормальный процесс профессионального роста и ценный опыт. Изучайте и осваивайте лучшие практики, они не просто так появились.

7. Желательно понимать как происходит весь рабочий процесс, а не только ваш участок работы. Недаром существует «определение готовности»: задача сделана, когда результат дошёл до конечного получателя, а не только, когда вы закончили над ней работать. Полезно посмотреть на финальный результат, возможны новые открытия.

3

Всё верно. Это возникает, если работаешь с троечниками-тугодумами. С олимпиадниками с МатМеха вообще проблем нет. Всё делают сразу, ловко и правильно.
У моего знакомого был случай. Взяли мидла после курсов. Понятно, что у человека нет ни математической смекалки, ни мозгов. 32 года. Захотел в айти. Чувак делал задачу. Сделал, наконец-то. Создал PR. Ему пишут, обновись с мастера, и проверь, что всё работает. Мастер убежал вперед. Так чувак стал в позу и требовал подогнать мастер-бранч под его ветку. Стоял в позе недели 3. Потом лид сам пришёл в PR под конец месяца и всё сам переделал. Чувак не воспринимает вообще никакою критику своей работы. Просто жёсткий комплекс, нереальный. Он в итоге смекнул, что можно тупа говорить "Сегодня сделаю", а потом отвечать "Не разобрался". И абузил это каждый раз. Если бы ему вообще не давали задач, то всё сделали бы на 4 месяца быстрее.

1

Рэкомендую

1

спасибо, нет предела совершенству)

Совет №6, представляю как неловко человеку который максимально не любит лишнее общение, а он пришел только для выполнения своей работы участвовать в офисном общении

1