Маркировка, которая перевернет рынок: новости первой половины февраля

С марта этого года начинается новая эра для российской торговли — все табачные изделия, которые продаются на территории РФ, будут промаркированы.

Маркировка — это цифровой код, который будет нанесен на каждое изделие. Он позволит любому желающему увидеть путь товара от производителя до полки магазина, защитит рынок от контрафакта и поможет государству вывести «серый сектор» из тени.

Эксперименты по внедрению маркировки начались в 2018 году, а в 2019-м она станет обязательной для отдельных категорий товаров. В июле эта участь настигнет обувь, в октябре — некоторые лекарства, в декабре — духи, одежду, фотоаппараты и шины.

К 2024 году будет промаркирована большая часть товарных категорий, которые продаются на территории России и Евразийского экономического союза.

За реализацию проекта отвечает Центр развития перспективных технологий, или ЦРПТ.

Предлагаю вместе держать руку на пульсе — еженедельно я, Игорь Вааг, директор по развитию направления «Маркировка» в компании АТОЛ, буду рассказывать о последних новостях о маркировке товаров в России.

Эксперименты продолжаются

На прошлой неделе в СМИ появилась новость о скором старте эксперимента по контролю прослеживаемости движения для нескольких видов импортируемых товаров: холодильников и стиральных машин, мониторов, детских колясок и металлической мебели, а также тяжелой техники. До конца этого года участие в эксперименте будет добровольным. Минфин подготовил проект соответствующего постановления правительства.

Также в ближайшее время в России в тестовом режиме запустят маркировку пива на одном из крупных предприятий, загадочно сообщает портал Alcohole.ru.

Еще Дмитрий Медведев предложил маркировать идущий на продажу лес в бревнах. Об этом он рассказал на встрече с членами совета Федерации. Только так можно добиться понимания, кто, что и куда вывез, сказал премьер-министр.

С обязательной маркировкой все не так просто

Сначала разберемся с лекарствами.

По плану обязательная маркировка препаратов по 7 высокозатратным нозологиям должна начаться уже с октября этого года. Однако, как пишет «Коммерсантъ», 53 из 112 производителей еще не подключились к системе, при этом почти у половины из них даже нет необходимого оборудования. Журналисты ссылаются на данные ЦРПТ, которые организация предоставила Росздравнадзору 30 января.

Всеобщая маркировка лекарств должна начаться позже: с января 2020 года. Однако в прессе появляются сообщения о возможном увеличении переходного периода.

Такое обсуждение началось.

Александр Петров, Депутат Госдумы

В то же время ЦРПТ сообщает оптимистичную новость: технологию маркировки лекарств с криптозащитой применят на новом фармацевтическом заводе «Оболенское». Он открылся 7 февраля в Подмосковье.

Стимулирует запуск маркировки лекарств и сам Владимир Путин. На форуме «Деловая Россия», который состоялся 6 февраля, он призвал депутатов Госдумы ускорить принятие законопроекта о дистанционной торговле лекарствами. Лекарства без рецепта можно покупать через интернет еще с конца 2017-го, однако продавать рецептурные препараты легально запрещено. Как это связано с маркировкой?

Для того, чтобы быть уверенным, что не будет никаких фальсификаций, не будет никакого жульничества, нужно наладить соответствующий электронный оборот информации между лечебным заведением, врачом, который выписывает рецепт и, соответственно, лекарства, и аптекой.

Владимир Путин, Президент России

По словам президента, Минздрав с осторожностью относится к этому вопросу, так как пока не организован контроль за движением лекарств — необходимо, чтобы сначала заработала маркировка препаратов.

Теперь парфюмерия, маркировка которой станет обязательной с декабря.

Российская парфюмерно-косметическая ассоциация считает, что из-за нерешенных проблем с маркировкой ассортимент духов может сократиться на 10 %. В ЦРПТ, со своей стороны, уверяют, что проблем с поставкой не будет.

Молочники, наоборот, требуют начать эксперимент как можно скорее.

Президент PepsiCo (бренды «Домик в деревне», «Веселый молочник» и др.) Нил Старрок попросил министра экономики Максима Орешкина ускорить начало эксперимента по маркировке, пишет «Коммерсант». Но не из патриотических чувств. Дело в том, что Минсельхоз хочет обязать производителей готовой молочной продукции оформлять электронные ветеринарные сертификаты (ЭВС). Нил Старрок этого не хочет. Он говорит, что работать в двух системах невозможно, и включение готовой молочной продукции в ЭВС остановит эксперимент по ее маркировке.

Просвещение

ЦРПТ продолжает просветительскую миссию, которую он принял на себя в прошлом году: рассказывает представителям бизнеса о надвигающихся переменах.

Так, 8 февраля состоялся большой форум, посвященный маркировке, в Астане. Центральная тема — цифровая платформа, на которой будет храниться информация о товарах. Она сможет интегрировать в себя национальные системы стран ЕАЭС.

Таким образом, информация о происхождении товара будет попадать в систему и без препятствий перемещаться между странами, сопровождая товар.

Реваз Юсупов, Заместитель генерального директора ЦРПТ

Чуть раньше, 6 февраля, прошел небольшой семинар для представителей малого и среднего бизнеса Лопатинского сельсовета (Пензенская область), где предпринимателям рассказали о порядке маркировки товаров.

В СМИ анонсируют предстоящий форум Food Business Russia 2019, который пройдет с 28 февраля по 1 марта в Москве. На нем крупные ритейлеры обсудят тенденции рынка, в том числе изменения, связанные с маркировкой товаров. Свое участие подтвердили такие гиганты, как «Магнит», Good.ru, «Утконос», OZON, SPAR Russia B.V.

Маркировка и прослеживаемость — крупномасштабный проект, он отражает общий вектор развития России в сторону цифровой экономики. Очень многие бизнес-процессы претерпят изменения уже в ближайшее время. Буду следить за новостями — о самых интересных расскажу на следующей неделе.

77
21 комментарий

Маркировка — это цифровой код, который будет нанесен на каждое изделие. Он позволит любому желающему увидеть путь товара от производителя до полки магазина, защитит рынок от контрафакта и поможет государству вывести «серый сектор» из тени.

Это получается, что каждый посредник будет ставить свою маркировку? И как это позволит защититься от контрафакта? Вряд ли каждый покупатель сигарет будет сканировать пачку, чтобы узнать, законно продают сигареты или нет.

По факту будет удорожание промаркированных товаров из-за дополнительных накладных расходов на все эти телодвижения.

3

А может маркирует производитель только, далее посредники считывают код и делают пометку в базе " у нас валялось на складе" и так до покупателя. Покупатель считывая маркер увидит цепочку тех у кого " валялось на складе".

1

Цифровой код присваивает производитель/импортер, получая его от оператора маркировки.

1

Марка будет одна.
Посредники через УПД будут её передавать до розничного магазина, где она будет "выбывать" через онлайн кассы

Комментарий недоступен

В общей базе такие "конфликтные" позиции с одинаковыми кодами, видимо, как-то отслеживаться будут.
Типа в Воронеже ботинки в магазин поступили с такими же кодами, как и у тех, что уже год на Сахалине в магазине "БЕЗНОГNМ" на полке лежат.

А факт приёмки как вы подтвердите "чужой" марки?