Если устали работать «на дядю»: три варианта монетизировать свою экспертность, кроме найма

Вы стали профессионалом в своей области: настройка таргетированной рекламы, дизайн интерьеров или изготовление тортов и не хотите работать на дядю. Какие есть варианты получать доход? В этой статье я на своем примере покажу три варианта, как можно монетизировать экспертность, приведу плюсы и минусы каждого. А еще покажу свою статистику по доходам, расходам и источникам заработка и каналам привлечения клиентов.

Как я стала экспертом по экспертному контенту

Эта тавтология лучше всего передает мой род деятельности. Я не сразу пришла ко всем вариантам монетизации. В 2006 году я со своим знакомым создала свое агентство интернет-рекламы — ITMIX. Мы с партнером быстро нащупали свою нишу. На тот момент в Екатеринбурге (там я жила) было два типа рекламных агентств и ни одно из них не специализировался на интернет инструментах:

  • Веб-студии, которые делали сайты, и заодно настраивали рекламу в Яндекс.Директ.
  • Оффлайн-агентства полного цикла, которые по запросу что-то делали в интернете для клиентов.

Мы кайфовали от того, что делали, была масса энергия, огромная мотивация и вера, что завоюем мир. За 4 года мы существенно выросли и стали среднего размера агентством, на пике было 25 сотрудников. Я занималась продажами и приводила клиентов, а мой партнер отвечал за производство. В какой-то момент я выгорела в продажах. Вместе с этим агентство столкнулось с трудностями — мы потеряли эксклюзивный доступ к основной площадке — каталогу Е1, который был самым крупным сайтом с объявлениями в Екатеринбурге. Я подробно описала этот опыт в статье.

Как я попала в найм после своего бизнеса

Бизнес начало трясти, мы оказались в долгах.

Чтобы вытащить агентство из ямы, я вернулась к активным продажам и начала выступать на бизнес-завтраках и конференциях. Оказывается, когда ты на грани банкротства и тебе страшно, что придут с вопросом «Где мои деньги?», потные ладошки и страх сцены – вообще пустяки.

Я сделала мощный рывок в продажах, рассчиталась с долгами, увеличила клиентскую базу.

Но поняла, что больше не хочу иметь агентский бизнес, и продала агентство. В тот момент я увлеклась контентом, подсела на блог Completo. Стала сооснователем сервиса аналитики в Callibri, а затем продала свою долю, но осталась работать наемным сотрудником в этой же компании — евангелистом Callibri. На тот момент коллтрекинг был инновацией, я объясняла бизнесу, зачем нужно отслеживать звонки с рекламы, и как это повлияет на продажи. Я делала это с помощью контента: выступления, кейсы, рассылки.

Как я ушла из найма обратно

В какой-то момент я осознала, что работать в одной компании над одним продуктом мне надоедает, хочу что-то свое. Было ощущение, что хочу обнулиться, понять, кто я, чем хочу заниматься.

  • Продажи? Я в них выгорела.
  • Digital? Вроде бы да, но есть более сильные эксперты.

Меня позвали преподавать в Высшей экономической школе, в ВУЗе, на курсы интернет-маркетинга, и я почувствовала к этому колоссальный интерес к преподаванию.

После нескольких лет работы преподавателем и наемным евангелистом я снова задала себе вопрос: «Так в чем же я эксперт»? В продажах? Я выгорела. В копирайтерстве? До Ильяхова мне далеко. Как спикер? Но я и не Радислав Гандапас. Я поняла, что моя сила на стыке этих компетенций. Если все это объединить, получится новая сущность, которая называется «экспертный контент».

Если устали работать «на дядю»: три варианта монетизировать свою экспертность, кроме найма

Это узкая ниша, но растущий тренд. Меня стали с ней ассоциировать: экспертный контент = Светлана Ковалева.

Если устали работать «на дядю»: три варианта монетизировать свою экспертность, кроме найма

За 4 года я:

  • Запустила 24 потока своих курсов по экспертному контенту.
  • Построила отделы контент-маркетинга в 15 компаниях, преимущественно диджитал-агентствах и сервисах.
  • Отредактировала не менее сотни экспертных статей и кейсов.
  • Помогла прогнать пару сотен докладов.
  • Выступила на топовых конференциях Яндекса, РИФ, Optimization и других.
  • В издательстве Эксмо вышла моя книга «Экспертный контент в маркетинге», которую номинировали на премию «Лучшая деловая книга 2022 года».
  • Уйдя из найма увеличила доход в 6,6 раз, переехала к Балтийскому морю в Зеленоградск и построила там дом.

К каким вариантам монетизации своей экспертности я пришла? Давайте разберем каждый и я покажу, сколько можно заработать на них.

Вариант 0. Пойти преподавателем в онлайн университеты

Я преподавала в Geekbrains, Нетологии, Skillbox, Синергии, MaEd и еще нескольких онлайн-школах.

Минусы этого подхода:

  • Он не может быть основным источником дохода.

В бизнес-модель крупных потоковых онлайн школ не вписывается высокая зарплата преподавателя. Чтобы снизить расходы на оплату часов преподавателей, большинство школ записывают видеоуроки. Так преподаватель получает гонорар 1 раз, а школа дальше продает этот инфопродукт неограниченному количеству учеников. Проверка ДЗ оплачивается дополнительно, но это небольшие деньги (около 300 руб/задание) и большой объем монотонной работы.

Плюсы:

  • Для экспертов, которые только выходят в свободное плавание, это хороший трамплин.

Вы указываете факт преподавания в регалиях, развиваете личный бренд, а иногда и получаете клиентов с потока учеников. Именно поэтому это нулевой, а не первый вариант монетизации.

Вариант 1. Создать свой информационный продукт.

Вы научились что-то классно делать. Самое очевидное — пойти учить других людей делать то же самое. В комментариях к статье этот способ соберет больше всего негатива: «опять инфоцыганство проповедуют» =). Тем не менее это не делает этот способ заработка хуже, чем другие.

Плюсы этого варианта:

  • Организовать свой курс можно быстро и без особых вложений.

Даже не обладая навыками продюсера вы можете собрать курс на Tilde, проводить занятия в Zoom. Все это потребует минимальных расходов и времени.

  • Не нужно собирать огромные потоки, можно собирать группы в 10-15 человек и зарабатывать.

Вам необязательно становится Аязом Шабутдиновым с тысячами учеников и миллионными оборотами. Достаточно регулярно собирать небольшие группы по 10-15 человек и у вас будет постоянный доход. Его легко посчитать: (4 запуска в год) х (количество человек в потоке) х (стоимость обучения 1 человека).

  • Не нужно вкладываться в рекламу деньгами.

Если вы создаете достаточное количество полезного контента вокруг себя, у вас соберется своя аудитория. И монетизировать свой курс можно на ее основе. Для того уровня продаж, что я описала выше, реклама не нужна. Максимум — бюджет на регаргетинг (догонять теплую аудиторию), за 4 года я потратила на рекламу не более 80 000 рублей.

Минусы инфобизнеса:

  • Высокая конкуренция.

Как я уже говорила, сейчас каждый второй — эксперт и хочет вас чему-то научить. Если у вас не уникальный и авторский продукт, вы будете соревноваться как с такими же микропредпринимателями как вы, так и с акулами рынками и многомилионными школами типа Skillbox. А даже если ваш курс уникальный, то, во-первых, вас будут сравнивать со смежными дисциплинами (я делаю курс «Экспертный контент в маркетинге», а Skillbox — «Контент-маркетинг»), и потенциальный клиент выбирает между нами в том числе. Во-вторых, если ваша уникальная ниша начнет быстро расти, Skillbox быстро об этом узнает и запустит аналог.

  • Подорванное доверие к инфобизнесменам.

Люди устали от потока экспертов, доверие снизилось. Доказать, что вы реально эксперт и можете чему-то научить, можно только создавая большое количества полезного (экспертного) контента. Только через систематическое общение с аудиторией в социальных сетях, рассылке, статьях, на конференциях вы можете создать образ эксперта и вызвать доверие аудитории.

  • Нужно уметь учить.

Вам потребуется изучить педагогический дизайн и прокачать навык методиста :понять, какими навыками и скиллами должны обладать ваши ученики, спроектировать курс, продумать практику и механику обратной связи. И построить курс так, чтобы слушатели действительно могли чему-то научиться. Часто бывает так, что человек эксперт в свой области, но не знает, как передать это знание другому. Ведь недостаточно просто говорить «делай хорошо, а плохо не делай». Передавать знания — это отдельный навык.

  • Вы легко наберете первый поток, но последующие будут даваться колоссальными усилиями.

Начинающие эксперты обычно «покупаются» на удочку продюсеров, что собирать потоки легко. Первый запуск — это снятие сливок. Вы собираете из своей существующей аудитории тех, кто созрел и готов купить курс. Если у вас нет постоянного притока новой аудитории, то собирать потоки будет сложнее с каждым разом.

Несмотря на все минусы, рынок онлайн образования стремительно растет. В интернете много людей, которым подойдет именно ваш способ обучения, и они купят участие на ваших курсах. Особенно, если вы найдете что-то уникальное, на стыке компетенций (как я рассказывала выше, я нашла себя на стыке продаж, контента и выступлений). Уникальность позволит отстроиться от огромного количества аналогичных курсов и ответит на вопрос, почему нужно идти именно к вам.

Кроме курсов есть и другие варианты продажи инфопродуктов, но запуски курса дают самый прогнозируемые и стабильные продажи.

Мой пример

Я запустила свой первый поток на курс «Экспертный контент в маркетинге» в 2019 году. С тех пор я набрала и обучила 24 группы. Это всегда были небольшие потоки, самый многочисленный — 18 участников. Однако я сделал это преимуществом — это мини-группы, в которых вы получаете больше внимания от автора методики, проверка Дз мною и без кураторов, а все работы мы разбираем вместе вживую.

Такие группы можно собирать регулярно и почти без вложений за счет создания контента. Я веду соцсети, блог и часто выступаю как спикер на конференциях. Поэтому для продвижения курса мне хватает анонсов в своих соцсетях, у партнеров и небольшой рекламы в тематических Telegram-каналах 2-3 раза в год. В конце статьи привожу данные по объему моих баз.

Вариант 2. Делать для других на заказ

Еще один очевидный способ монетизировать свою экспертность. Если вы раньше настраивали таргет в агентстве или изготавливали торты в кондитерской — вы можете принимать заказы как фрилансер и получать собственных клиентов.

Плюсы:

  • Больше рынок.

Заказчиков, которые хотят, чтобы за них создали экспертный контент, больше чем людей, желающих этому обучиться (речь идет именно о компаниях, а не о частных лицах, я делаю акцент на эту аудиторию).

Минусы:

  • Высокая конкуренция.

Подрядная схема, при которой вы делаете что-то клиенту на заказ (печете торты, настраиваете таргет) — самая древняя в мире. И в любой нише есть другие подрядчики, которые вышли на рынок раньше вас и владеют своей долей рынка. Чтобы привлекать клиентов, вам придется найти свою уникальную «фишку», из-за которой будут обращаться именно к вам.

  • Фриланс (когда вы своими руками оказываете услуги заказчикам) сложно масштабировать.

Подход «больше клиентов — больше дохода» — не вариант, вы быстро упретесь в то, что у вас всего 24 часа, а еще хочется отдыхать и иногда ходить в отпуск. Масштабировать доход можно только за счет более высокой стоимости часа. Но чтобы это работало, надо делать намного лучше других, а главное — пиариться намного лучше других. Чтобы у вас была очередь заказчиков, а вы могли выбирать и повышать стоимость часа.

  • Агентская модель (вы делаете руками нанятых специалистов)

Этот подход требует прокачки новых скиллов. Вы можете быть прекрасным специалистом по контекстной рекламе, но когда организуете агентство, столкнетесь с тем, что вам надо скорее быть экспертом в финансах, продажах, найме и контроле персонала, стандартизации бизнес-процессов, собственном продвижении.

Мой пример

Я 9 лет управляла собственным агентством и выгорела от этого формата. Основные проблемы:

  • где-то нужно нанимать кадры, с определенной квалификаций или выращивать специалистов с нуля;
  • сотрудники всегда делают все хуже, чем ты;
  • заказчики постоянно меняют агентство;
  • заказчки хотят платить за площадки, а не за услуги агентству;
  • тяжело согласовывать результат с заказчиком: кому-то может просто субъективно не понравится.

Чтобы избежать этих минусов, я пришла к формату, при котором у меня есть автономная небольшая команда (сотрудник в штате + копирайтеры на фрилансе при высокой загрузке). Я только передаю заказы и проверяю кейс на финальной стадии перед публикацией. И я сделала ставку всего на один продукт — кейсы для digital и IT агентств. Это моя ниша, мне и моей команде проще всего найти общий язык с такими компаниями, плюс на этом рынке меня знают.

Да, мне приходится отказывать, если пришел непрофильный клиент за непрофильной услугой, например, магазин одежды просит написать посты в ВК. И да, это небольшая доля в моих доходов, но заказы поступают регулярно.

Вариант 3. Консалтинг/наставничество

Это средний вариант между «научите меня» и «сделайте за меня». Вы и не делаете все сами, но и не оставляете студента один на один с реальностью, когда у него получается не так красочно, как преподаватель рассказывал в видеоуроке.

Вы как наставник не отходите от клиента, пока у него у самого не получится настраивать таргет или печь торты.

Можно найти частных лиц, которые хотят стать таргетологами или кондитерами и стать их менторами, помогать прокачивать навыки и строить карьеру. Или делать продукт для компаний, которые хотят получить работающий бизнес-процесс. Я выбрала для себя второй вариант, работаю только с юр. лицами. В первую очередь потому что наставничество — это много часов вашей работы как эксперта, а значит это дорогой продукт, который себе могут позволить только организации. Во-вторых, мне лично проще выстраивать рациональные и договорные отношения с компанией, а не с физ.лицами.

Ниже опишу особенности работы именно с корпоративными клинтами:

Плюсы:

  • Высокий средний чек.
  • Достаточно 5-6 заказчиков в год.
  • Есть сильный аргумент для клиентов в пользу этого продукта по сравнению с аутсорсингом и обучением: эксперт учит ваших сотрудников и сначала даже желает за них, но потом отдел работает автономно
  • Не нужно привлекать сотрудников и отвечать за их работу — работаешь сам.
  • Нет рутины: ты запускаешь процесс, и как только он начинает работать как нужно, передаешь проект заказчику.
  • Учишься на разных бизнесах: вы с заказчиком ставите массу экспериментов, проверяете гипотезы и получаете доступ к статистике. Каждый новый проект добавляет знаний и опыта к вашей экспертности.

Последний плюс, пожалуй, самый крутой для меня. Работая на одну компанию все равно невозможно протестировать все инструменты, все подходы в разных условиях. Здесь появляется шанс пробовать новое в рамках своей профессии.

Минусы:

  • Яйца в одной корзине.

Т.к. вы работаете индивидуально с каждым, это занимает значительную часть вашего времени. Я, например, беру в работу не более трех таких клиентов одновременно. При этом, если какой-то из клиентов отваливается, заменить его не так-то просто. Вы должны так построить продажи, чтобы в листе ожидания всегда были новые клиенты.

  • Нужно производить и распространять с хорошим охватом много и действительно экспертного контента.

Чтобы заказчики увидели в вас уникального эксперта и захотели «так же», нужно иметь достаточный запас аудитории, которая вам доверяет. Без экспертного контента о своей работе сделать это будет невозможно. В идеале вы должны придумать настолько уникальную нишу, чтобы ваши клиенты на вопрос: «А почему вы обратились именно ко мне», отвечали так:

Если устали работать «на дядю»: три варианта монетизировать свою экспертность, кроме найма

Если вы точно поймете, кто ваш клиент и опишите свою экспертность, то можете найти уникальную и востребованную нишу.

Мой пример

Я строю отделы контент-маркетинга в digital-агентствах, IT сервисах и компаниях, которые живут за счет экспертных продаж. Сейчас это направление приносит самую большую долю дохода.

Я нанимаю контент-маркетолога в компанию, обучаю его и строю контент-завод. В течение трех месяцев я не отхожу от бизнеса клиента и нового сотрудника, пока он не будет готов самостоятельно работать, а заказчик — руководить контент-отделом.

По сути я работаю на клиента 4 месяца, отвечаю за результат. А после этого у него появляется готовая и отлаженная машина по выпуску и распространению контента.

Мне удалось сформулировать и упаковать услугу построения так, что ко мне стоит очередь из клиентов на квартал вперед.

Какой вариант — самый прибыльный у меня

Если сравнивать с наймом, в котором я была в 2018 году, мой доход вырос в 6, 6 раз. Понимаю, что с учетом инфляции сравнивать некорректно, но з/п на той же должности с тех пор сильно не изменилась.

Чтобы снять риски и нивелировать минусы каждого направления, я диверсифицирую: одновременно запускаю курсы, создаю кейсы на заказ и строю отделы. А еще с 2021 года начала проводить маркетинговые конференции. Так выглядит диаграмма распределения моих доходов по направлениям.

Доход по направлениям

Если устали работать «на дядю»: три варианта монетизировать свою экспертность, кроме найма

На графике ниже — выручка.

Всплеск в декабре — это доход с конференции Неделя интернет-маркетинга

Если устали работать «на дядю»: три варианта монетизировать свою экспертность, кроме найма

Расходы тоже есть, но не такие масштабные как у полноценного бизнеса - когда у меня было агентство, на пике в нем работало 25 человек, и мы снимали офис на 100 кв. м.

Мои расходы сейчас несопоставимо меньше:

1. Команда

  • тех.специалист: рассылки, чат-боты, лендинги, трансляции вебинаров,
  • дизайн,
  • контент-маркетолог (пишет контент-планы и тексты, редактирует, договаривается с информационными партнерами).

Также иногда привлекаем копирайтеров на фрилансе, если загрузка высокая. Но в 2022 году справлялись своими силами. Вся команда работает на удаленке в статусе самозанятых, так что расходов на офис и налоги (сверх 6% самозанятым, их плачу я) нет.

2. Оплата сервисов

  • email и рассылка в мессенджерах
  • сайт: Tilda и хостинг

В месяц выходит не более 25 000 руб.

3. Реклама

Как я писала выше, я почти не использую прямую рекламу, у меня лучше работает экспертный контент-маркетинг и информационное партнерство (обмен анонсами в рассылках и соцсетях с партнерами, имеющими аналогичную аудитории).

За 4 года я потратила на рекламу не более 80 000 рублей.

4. Налоги

6% я плачу как индивидуальный предприниматель государству.

5. Выплата партнеру

По организации конференций я работаю не одна, а в команде с партнером, прибыль по этому направлению мы делим пополам.

Доходы по годам

А на этом графике видно, как менялась прибыль (выручка минус затраты на направление, рассчитываем долю).

Если устали работать «на дядю»: три варианта монетизировать свою экспертность, кроме найма

Самый стабильный доход с наибольшей долей - это консалтинг. Самый перспективный для роста - это организация маркетинговых конференций. Мы зарабатываем и на продаже билетов и спикерских слотов. В 2021 году мы достаточно много вложили в это направление, сделали маркетплейс для маркетологов. Но расходы уже покрыли из прибыли и в 2022 виден рост этой доли дохода, в 2023 планирую еще вырасти.

Откуда я беру клиентов?

Все, что я делаю для себя, основано на моей авторской методике создания и распространения экспертного контента, я — сапожник с сапогами. На этом видео я рассказываю, как построила систему контента.

Продажи мне обеспечивают

1. Выступления на конференциях и вебинары.

2. Рассылки:

email-рассылка блога маркетологов IMExpert — 26 000 человек;

  • email рассылка по экспертному контенту на 9700 подписчиков
  • рассылка в мессенджерах (Вконтакте и Telegram) на 10000 подписчиков

Базы не очень большие, но у меня хорошие показатели открываемости и кликов, намного выше среднего

Средняя открываемость рассылки – 25%, переходов – 4%.

Если устали работать «на дядю»: три варианта монетизировать свою экспертность, кроме найма

3. Соцсети

У меня немного подписчиков, но это целевая аудитория.

Резюме

Эксперт может монетизировать свои навыки не в найме тремя способами:

  • Создать и продавать свой уникальный инфопродукт.
  • Работать фрилансером или создать свое агентство.
  • Стать коучем или наставником.

Монетизировать свою экспертность невозможно ни по одному из трех вариантов, если не создавать много экспертного контента. Вам нужно показывать ваш подход, методики — писать кейсы, выступать на профильных конференциях.

Иногда случается так, что эксперт приходит к выводу, что лучше всего монетизировать свою экспертность — это уйти в найм на очень хорошую зарплату с выгодными условиями. У меня был случай, когда я готовила спикера, а в результате она получила жирное предложение от работодателя и решила, что ей лучше использовать свои навыки для продвижения по карьерной лестнице.

6060
59 комментариев

Вроде еще никто не писал. Буду первым.
Опять инфоцыганство проповедуют

10
Ответить

Ну во ВШЭ даже меня взяли преподавать. Как в итоге свои курсы начать?

2
Ответить

Встречаются два инфоцыгана:
- как сделать курс,чтобы он деньги приносил?
Ща, я тебе расскажу
- рассказать я и сам могу. Сделать как?

12
Ответить

Иннокентий, даже не знаю, что еще сказать, кроме как брать и делать) сейчас столько информации о том, как сделать свой курс, что я даже не знаю, с чего начать и как дать на них ссылки, чтобы активисты борьюы с инфоцыганами не затоптали) хотя пусть топчут - больше комментариев, больше охват) вы напишите, что у вас сложности то вызывает? как технически организовать, где взять клиентов или как материал давать?

1
Ответить

Что преподавать?

Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

"сотрудники всегда делают все хуже, чем ты"
= мои соболезнования мужу? ;)

4
Ответить