Так ли идеален аутстаффинг для бизнеса, как могло показаться на первый взгляд?

Это запретное слово «аутстаффинг»…

Содержание статьи:

Аутстаффинг, или, другими словами, заемный труд — это схема работы, при который сотрудники компании фактически оформлены на другую компанию, которая берет на себя обязательства по выплате таким сотрудникам заработной платы, отчисляет за них налоги и ведет всю необходимую кадровую документацию.

Если в двух словах выглядит это так: компания находит для себя сотрудников, но оформлять их к себе по ряду причин не хочет. На рынке сейчас существует множество компаний, которые готовы за определенную комиссию взять на себя все хлопоты по оформлению таких сотрудников. Выгода получается для всех.

Схема была бы прекрасна, если бы не одно «но»: ФЗ№ 116 от 05.05.2014 года, статья 56.1 в редакции от 1.01.2016 года. В этой статье говориться о запрете наемного труда и таким образом, схема, которая прекрасно работала до 2016 года, становится нелегальной.

Компании, которые предоставляли данные услуги, автоматически разделились на три сегмента: те, кто решил сменить род деятельности и уйти с данного рынка, те, кто остается работать, но находят способы обойти закон, и те, кто, согласно данной статье, оформил аккредитацию как частное агентство занятости.

Аустаффинг остался, но больше в разговорах между заказчиками и менеджерами по продажам. В официальных документах данный термин больше не фигурирует.

Кому и зачем нужен заемный персонал?

Самое популярное направление в аутстаффинге — трудовая миграция. Не каждая компания готова принять в свой штат граждан СНГ и ЕАЭС, пусть даже эти граждане крайне эффективные работники.

Именно эта часть сотрудников вызывает головную боль у кадровиков и бухгалтеров. Да и дирекция компаний не всегда в восторге,, что их компания попадает под присмотр миграционных служб.

Отдел кадров
Отдел кадров

Аутстаффинг полезен и маленьким компаниям, индивидуальным предпринимателям, действующих по упрощенной системе налогообложения. Для того, чтобы оставаться в рамках данной системы списания и отчислений налогов, необходимо соблюдать не превышать определенное количество людей, устроенных в компанию. А вот ограничений по договорам о предоставлении персонала и оказания услуг нет.

Важную роль в принятии решения о переходе на аутстаффинг играет и элементарный подсчет расходов и рисков. На весах в данном случае работа одного человека по кадрам или целая компания, которая специализируется именно на кадровой документации.

Плюс на минус

Предлагаю более подробно рассмотреть схему работы по аутстаффингу на примере некой компании, занимающийся укладкой камня. И для более красивой картины, пусть данная компания будет ИП.

Итак, ИП по укладке камня получает крупный заказ, для выполнения которого требуется как минимум 150 рабочих разной квалификации. Рабочие есть, приехали из солнечного Узбекистана.

Если данная компания примет всех рабочих в свой штат, изменится система налогообложения, и, соответственно, появятся новые затраты на налоги. Не говоря уже о том, что миграционная служба сразу же обратит свое внимание на данное ИП и придет с проверкой на предмет легальности всех сотрудников.

В случае, если ИП решается на данные риски и оформляет всех к себе, мы получаем следующую картину:

  • необходимо нанять квалифицированный персонал, который будет разбираться в миграционном законодательстве и налогообложении иностранных граждан.
  • Найти курьеров, которые будут готовы подавать уведомления о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами в органы МВД, либо же вырастут почтовые затраты, если сотрудник по миграционному учету примет решения выслать все уведомления по почте.
  • Должна быть уверенность, что специалист по миграционному учету полностью владеет информацией об изменениях в миграционном законодательстве, так как любая ошибка со стороны неграмотного специалиста может стоить компании 400 000 р штрафа за каждого неправильно оформленного иностранного гражданина.
  • Должен быть подключен зарплатной проект, так как всю заработную плату для иностранных граждан необходимо выплачивать только переводом на карты.
  • В штате компании должен быть специалист по охране труда, который грамотно составит все необходимые инструкции и документы, а также подготовит необходимые допуски к работе, если такие допуски будут необходимы.
  • В ИП должен быть устроен кадровый специалист, который будет следить за всей необходимой кадровой документацией для иностранных сотрудников, а также следить за сроками документов, которые должны быть оформлены у каждого такого сотрудника.

Если не вдаваться в цифры, сразу можно сказать, что такие затраты может потянуть только большая компания, которая не один год работает с иностранцами и знает все подводные камни. Но чаще всего даже большие компании предпочитают аутстаффинг, так как в большинстве случаев, компании, которые предлагают аустаффинг имеют также и юридический отдел, который специализируется именно на миграционном законодательстве.

Исходя из всего вышеописанного плюсы аутстаффинга очевидны: целый штат специалистов, которые решают узкие задачи кадров, налогов, оформления и юридической поддержки.

Но не все так идеально, как могло показаться на первый взгляд. Самый большой минус аустаффинга — недобросовестные компании, которые только делают видимость официальной работы, но на деле находят не совсем легальные способы по оформлению работников в свой штат. За каждого работника необходимо отчитываться, показывая его заработную плату, соблюдая трудовой кодекс и предоставляя необходимые условия труда. Чаще всего от этого страдают в первую очередь сами сотрудники, особенно если речь идет об иностранных граждан.

Пользуясь услугами таких «нечестных» фирм, компании могут не только получить большие штрафы, но и заработать имя «недобросовестных работодателей», а сейчас рейтинг компании на рынке труда является важным показателем роста.

Что делать, чтобы не попасть в лапы плохого аутстаффинга?

Во-первых, важно понимать, сколько лет компания работает в сфере аутстаффинга. Очевидно, что компании однодневки чаще всего оказываются подставными фирмами.

Во-вторых, компания должна открыто говорить о своих партнерах, Чем больше компаний с ней сотрудничает/сотрудничало, тем больше отзывов вы можете собрать и понять, как работает фирма.

В-третьих, существует множество агентств и сайтов, которые показывают всю доступную информацию о компаниях. Если фирма, в которую вы планируете обратиться, открыто показывает всю информацию о себе, скорее всего это фирма готова работать согласно законодательству.

Автор: Ольга Попова, руководитель направления аутстаффинга в компании MIMINO

Так ли идеален аутстаффинг для бизнеса, как могло показаться на первый взгляд?
11
2 комментария

Почему так много сотрудников надо для аутстаффа.

1
Ответить

При распределении бизнес-процессов на определенные отделы снижается трудовая нагрузка на сотрудников. Узкий специалист выполнит свою работу более квалифицированно, чем один сотрудник, который отвечает за все.

Стоимость аутстаффинга не увеличивается от количества сотрудников компании, т.к. расходы равномерно распределяются между клиентами.

Ответить