Как вести себя на собеседовании на ИТ-вакансию

Проводя собеседование на вакансии в ИТ-сфере, специалисты по подбору персонала часто задают кандидатам вопросы об идеальной работе. И если с местом идеальной работы кандидаты чаще всего справляются, то конкретные цели и пути развития большинство из них представляет достаточно смутно, а то и вовсе не может даже приблизительно описать проекты, которым бы они хотели посвятить себя.

Как ведет себя успешный ИТ-специалист на собеседовании?

Во-первых, он точно должен знать, чего он хочет добиться и в какой сфере желает развиваться. Направлений в ИТ очень много: тестирование, программирование, разработка сайтов и т.д. И успешный специалист всегда точно знает, что он хочет делать.

Во-вторых, у успешного специалист всегда есть план развития на ближайшие 2-3 года и даже 5 лет. Для достижения успеха в чем-либо человек должен видеть свою цель. Если цели нет, то и двигаться некуда.

Удачный и неудачный програмист vk.com/itumor
Удачный и неудачный програмист vk.com/itumor

Как показывает практика, более 90% кандидатов не могут ответить на вопросы о том, в какой профессиональной области они хотят развиваться, какие цели и задачи на работе хотят выполнять. Чаще всего они бормочут в ответ что-то невнятное или вообще молчат. Для специалиста по подбору персонала это расценивается, как отсутствие умения анализировать и мыслить абстрактными понятиями. Эти два навыка являются профессиональными качествами ИТ-специалиста, а значит, кандидат, у которого они отсутствуют, не подходит на эту должность. Кроме того, невнятные ответы на эти вопросы свидетельствуют о низкой мотивации кандидата на развитие в профессиональном направлении, что дает повод сомневаться в том, что из него вообще можно вырастить профессионала.

Отсюда можно сделать вывод: если человек хочет получить хорошую работу в ИТ-сфере, он должен задуматься над вопросами, в какой именно области он хочет развиваться, какие профессиональные знания получить, какие навыки улучшить и чего добиться через несколько лет работы.

Специфика подбора персонала в ИТ-сфере

При наборе персонала в ИТ-области есть свои нюансы:

1. Низкий уровень текучести кадров

ИТ-компании славятся низким уровнем текучести. Это связано с тем, что настоящим профессионалом сотрудник становится только через несколько лет работы. Во многих компаниях разрабатываются специальные программы по удержанию кадров. Это предотвращает переманивание специалистов конкурентами и мотивирует сотрудников как можно больше работать именно на этом предприятии.

2. Высокий уровень профессионализма

В интеллектуальных профессиях знания можно получать бесконечно, тем более что наука не стоит на месте. Работодателей в первую очередь интересует, сможет ли потенциальный сотрудник развить свои способности, будет ли он успешен в своей деятельности. В сфере ИТ-технологий специалисты должны обладать большим количеством компетенций. При этом личные качества играют гораздо меньшую роль. Главное, что требуется от кандидата на работу – желание работать здесь и сейчас.

ИТ-компании готовы тратить средства на профессиональное развитие своих сотрудников. Причем речь идет о достаточно больших вложениях. Поэтому на собеседованиях работодателю важно, чтобы кандидат видел себя через несколько лет грамотным специалистом именно в этой компании, а не говорил, что через пару лет хочет перебраться в другой город или что эта работа будет для него лишь временным этапом.

Какие личные качества ИТ-специалиста обязательно заинтересуют работодателя

Стоит внимательно присмотреться к качествам, которыми должен обладать потенциальный сотрудник ИТ-компании.

Google image
Google image

1. Мотивация

Этим термином принято обозначать все, что движет поступками человека. Если говорить проще, то это то, о чем человек мечтает и ради чего выполняет какие-либо действия, в том числе и работу. Если у сотрудника есть мотивация, то он никогда не будет сидеть сложа руки. Идеального ИТ-специалиста должна быть мотивация саморазвития. То есть. Он должен хотеть постоянно совершенствовать свои профессиональные качества и учиться чему-то новому.

Именно поэтому в ИТ-компаниях карьера специалиста развивается не в вертикальном, а в горизонтальном направлении. Т.е. человек не стремится занять руководящую должность. Он хочет стать еще более профессиональным, экспертом в своей области.

Не стоит стесняться рассказывать на собеседовании о своих мечтах. Работодатель должен оценить то, чем соискатель занимается в настоящее время и зачем он это делает. Это позволит ему принять решение, стоит ли вкладывать в развитие именно этого кандидата свои финансы или нужно поискать кого-то с большей мотивацией.

Обязательно нужно рассказать на собеседовании о том, что вы на сегодняшний день умеете делать лучше всего. Кто-то уже научился писать качественные приложения для телефонов, а кто-то свой талант видит в том, что может уговорить другого человека что-то купить. В любом случае эта информация поможет работодателю понять, как можно использовать вас в профессиональной деятельности с максимальной эффективностью.

2. Профессиональный опыт

ИТ-компаниям часто нужен настоящий профессионал в своей области, поэтому они готовы годами ждать подходящую кандидатуру, не закрывая имеющуюся вакансию. Особенно это актуально для узких областей. Но существует и практика развития начинающих специалистов. В этом случае компания прикладывает массу усилий, чтобы научить сотрудника всему, что ему необходимо знать и уметь для успешной работы. Во многих ИТ-компаниях сотрудников регулярно отправляют на семинары и курсы повышения квалификации, конференции и ассесмент-центры. В крупных компаниях за специалистом на первый год работы закрепляется наставник, который курирует работу молодого сотрудника. Это позволяет работнику попробовать себя в разных направлениях и понять, в какой области он сможет наиболее эффективно раскрыться.

Также при приеме на работу работодатель обращает внимание на теоретические знания, полученные в ВУЗе, преддипломную практику, ранее пройденные курсы, наличие сертификатов, подтверждающих прохождение стажировки.

3. Способность применять полученные знания (потенциал)

Очень часто на собеседовании специалист по подбору персонала задает вопросы, которые, казалось бы, совсем не имеют отношения к профессиональной деятельности кандидата. Например, соискателя спрашивают, что такое успех, или предлагают очень быстро решить необычную задачу. При этом анализируется готовность браться за новое для себя дело, эмоциональный посыл человека.

4. Лояльность к компании

Это качество демонстрирует, насколько кандидат хочет работать именно у этого работодателя. Подтвердить свою лояльность можно, изучая информацию о компании, посещая мероприятия, проявляя инициативу.

Важно помнить, что наиболее успешными являются сотрудники, которым нравится дело, которым они занимаются.

Ошибки потенциальных кандидатов на ИТ-вакансию

Есть несколько неверных действий, которые совершают кандидаты перед тем, как потенциальный работодатель отвергнет их кандидатуру:

1. Не может ответить на вопрос о том, какую работу он ищет. Если нет ответа, то нет и мотивации на профессиональную деятельность.

2. Вместо рассказа о своих мечтах начинает говорить о том, что ему не нравилось на прежнем месте работы, или чем бы он не хотел заниматься. Это демонстрирует, что приоритетом для кандидата является не достижение целей, а избегание результата, и еще раз подтверждает, что он еще не определился со своими профессиональными целями.

3. Сразу заявляет о желании работать на руководящей должности. Особенно интервьюеров отталкивает, когда о своих желаниях руководить заявляют люди, не имеющие необходимого опыта. Кандидат, адекватно оценивающий свои профессиональные возможности, всегда понимает, что ему нужно для начала глубоко погрузиться в сферу деятельности, максимально изучить ее и только потом начинать управленческую деятельность. Одних организаторских способностей будет недостаточно для эффективного руководства.

4. Заявляет о том, что работа нужна только ради денег. Для настоящего профессионала материальная мотивация находится совсем не на первом месте. И даже не на втором.

5. Говорит, что хочет получить какой-то опыт ради собственных целей. Например, соискатель приходит на собеседование в компанию, где сотрудники часто ездят в зарубежные командировки. При этом он заявляет, что работать он хочет для получения практики в общении на иностранных языках. Понятно, что такая мотивация не может заинтересовать работодателя, и кандидат, скорее всего, получит отказ.

6. Говорит, что хочет работать именно здесь, потому что офис находится недалеко от дома. Этот факт вообще не стоит комментировать.

Успешные специалисты всегда готовятся перед собеседованием. Именно это позволяет им получать им желаемую работу, развить профессиональные навыки и стать настоящим специалистом в своей области.

33
5 комментариев

ИТ-компании славятся низким уровнем текучести.

Это то самое ИТ, где народ больше 2 лет в одном месте не держится?

ошибки

Заявляет о том, что работа нужна только ради денег.

Все понимают, что ради денег, но надо делать вид, что нет. Идиотия.

6

Комментарий недоступен

3

План развития на 5 лет... божечки

2

"4. Заявляет о том, что работа нужна только ради денег. Для настоящего профессионала материальная мотивация находится совсем не на первом месте. И даже не на втором."

Идиотство №1, не коррелирующее с реальностью.

"Говорит, что хочет работать именно здесь, потому что офис находится недалеко от дома. Этот факт вообще не стоит комментировать."

Идиотство №2
Действительно, пусть лучше 1.5 часа добирается до работы и обратно 1.5 часа, ведь это никак в дальнейшем не повлияет на мотивацию сотрудника

4. Лояльность к компании
Идиотство №3
Лояльность к компании, сродни верности собаки. Нафиг компанию, которой нужны лояльные заместо компетентных

Я смотрю на работу как обмен ценностями, работодатель платит деньги и прочие бенефиты, ты продаешь время, экспертизу, ценные идеи. Где тут место лояльности мне трудно разглядеть.