Этим летом я собрал все свои вещи и переехал работать из Сан-Франциско в Гуанчжоу, Китай. После невероятной череды совпадений, не все из которых я могу припомнить, я стал руководителем производственного направления в WeChat — популярном в Китае мессенджере.
Переезд в другую страну всегда предполагает, что придется научиться многое делать по-другому: говорить на новом языке, есть другую еду, покупать другие вещи, по-другому проводить досуг. И спустя несколько месяцев я уже и сам удивлялся, как быстро привык ко всему, что поначалу считал совершенно мне чуждым.
Те же изменения произошли и в моей цифровой жизни. Все приложения на телефоне я заменил теми, которыми чаще всего пользуются здесь, прежде всего потому что мне было это интересно с точки зрения профессионала, работающего в техиндустрии, ну и для того, чтобы максимально перенять местные обычаи. С тех пор я перестал замечать то, к чему раньше приходилось адаптироваться.
Однажды, просто ради забавы, я начал составлять в блокноте список отличий между местными приложениями, и теми, к которым я привык, и которые я создавал в США. Когда я закончил писать, то был удивлен, список получился настолько длинным, что из наработанного материала мог бы получиться неплохой материал.
Ввод текста — это сложно
Поиск по нечеткому совпадению — Пиньин
Люди здесь пользуются бесчисленным множеством способов набора китайских иероглифов: начиная от
Пиньин — система письменности, основанная на латинице, до клавиатур, позволяющих составлять иероглифы, набирая их компоненты, причем даже на тех устройствах, которые имитируют цифровые клавиатуры старых телефонов. Предпочтения очень сильно зависят от того, когда родился человек, и в каком районе Китая вырос, тем не менее Пиньин остается самым популярным способом набора текста.
Однако сайты и некоторые приложения не требуют подобных методов набора. Они легко принимают буквы латинского алфавита в строке поиска, а результаты выдаются уже на китайском языке, вне зависимости от того, в какой операционной системе вы работаете. Они даже используют эвристические алгоритмы, чтобы предлагать варианты замены ошибок в наборе текста и омофонов. И стоит вам разок попробовать такой ввод текста, вас начнет раздражать то, что ОС и большинство других мобильных приложений так еще не работают.
И хотя создатели мобильных приложений делают все возможное, чтобы в приложениях поддерживались все виды набора китайских иероглифов, они крайне редко прилагают столько же усилий, чтобы реализовать хороший поиск по неточному совпадению для англоязычного ввода текста (то есть
поиск по основе слова, soundex, корректная передача диакритических знаков, пунктуации и печать заглавными буквами).
Голосовые сообщения, голосовой поиск, голосовые агенты
Зачем пытаться упростить набор текста, если его вообще можно избежать?
Здесь очень популярны голосовые сообщения в приложениях-чатах (особенно в WeChat). Они помогают избежать всех трудностей набора текста, а для людей старшего поколения вообще ниспосланы свыше, потому что люди, не всегда обладающие достаточными компьютерными навыками, еще меньше знают о различных способах набора китайских иероглифов.
Лично мне всегда неудобно получать голосовые сообщения, потому что для того, чтобы прослушать сообщение, мне приходится бросать все, чем я занимаюсь — гораздо проще бегло просмотреть текст. Мне также неловко отвечать голосовым сообщением, особенно на людях — я очень не хотел бы быть «
парнем с вечной bluetooth-гарнитурой на голове».
Но люди здесь совершенно не испытывают таких неудобств как я, потому что часто можно увидеть тех, кто отправляет голосовые сообщения не стесняясь никого вокруг. Их можно легко узнать по характерно поднесенному ко рту, немного отклоненному в сторону микрофону и большому пальцу, одновременно зажимающему кнопку «запись».
Голосовой поиск также поддерживается многими приложениями. В недавнем интервью Эндрю Нг из компании Baidu
отметил, что 10% поисковых запросов через их приложения пользователи совершают с помощью голосового ввода.
QR-коды для всего
До переезда я проводил исследования пользовательской аудитории в Сан-Франциско, чтобы получить представление о привычках и предпочтениях американских пользователей. В какой-то момент на каждом интервью я показывал субъектам исследования QR-код и спрашивал, что это такое.
«Ой, а это не то, когда надо делать фотку, а она отправляет вас на какой-то волшебный сайт?» — усмехнулась студентка колледжа на мой вопрос.
Другой участник исследования рассказал, как они однажды сфотографировали такой код (с помощью камеры мобильного телефона), но ничего не произошло, поэтому они больше не пытались так делать. «Я думаю, они что-то вроде купонов», — предложили свою версию несколько человек, некоторые из них добавили, что переживали, что эта штука может сделать с их телефонами.
Я записывал такие реакции, чтобы показать своим коллегам и иметь возможность в дальнейшем понять почему QR-коды так и не стали популярны в США.
Как вы догадались, для китайцев все совсем наоборот. QR-коды печатаются на большинстве рекламных объявлений, на брошюрах, ресторанных меню, визитках, да, на купонах, и даже на спинке сидений в поездах и на дверях кабинок в туалетах:
У большинства приложений есть собственный встроенный QR-ридер. Те коды, которые вам встречаются иногда работают только для одного приложения, поэтому часто печатается сразу несколько QR-кодов подряд для разных приложений, таких как WeChat, Weibo и многих других. Как и предполагается, в них зашифрованы URL, но если вы сканируете такой код сторонним декодером, то не получите глубинную ссылку на приложение.
Часто в таком случае используется термин «扫一扫» (sǎo yī sǎo), «чуть-чуть смахнуть» (как бы метлой). Я предпочитаю использовать этот глагол вместо нашего «сканировать», который ассоциируется у меня с трикордерами из «Звездного пути» и медицинским оборудованием.
Чуть позже я расскажу о том, что такие коды используются абсолютно для всего, от распространения ссылок на маркетинговые сайты, до таких полезных ссылок, с помощью которых вы можете добавить ваших новых знакомых в список своих контактов, заплатить за что-то и даже авторизоваться на нужном вам сайте.
Неопределенные значки
В китайских приложениях намеренно используется элемент пользовательского интерфейса, который можно описать фразой «неопределенный значок».
Этот элемент не возможен в родном пользовательском интерфейсе iOS, и я никогда не видел, чтобы американские приложения пользовались этим приемом.
Это стандартные красные значки, к которым вы уже привыкли, но только на них нет цифр. Их используют в каждом пункте меню, списке, и даже в закладках внизу экрана. Если вы не открывали приложение в течение какого-то времени, то сразу несколько экранов могут оказаться усыпанными этими значками.
Эти неопределенные значки означают, что:
- Сюда был загружен новый контент, и он находится где-то внутри помеченного UI-элементом пункта. Он показывает, что нововведения не требуют от пользователя дополнительных действий, или что точное количество нововведений не имеет значения. Такой элемент используется в новостных лентах социальных сетей или для того, чтобы показать, что появились новые фильмы, музыка или новые приложения электронной коммерции.
- Доступна новая функция. Если вы видите такой значок, то рядом с ним будет написано «Новинка» или «新».
- Пользователь совсем или на время отключил уведомления для некоторых функций приложения. Например, пользователь может поставить чат в приложении WeChat в беззвучный режим, в таком случае, когда в него приходят новые сообщения, значок с указанием количества сообщений вытесняется таким неопределенным значком.
В приложениях используются и номерные и неопределенные значки. Если в UI есть дочерние элементы обоих видов, то номерной элемент обладает приоритетом и высвечивается на родительском элементе меню.
Мне импонирует такая находка, потому что более сложные по структуре меню требуют продуманных средств направления действий пользователя. Таким же образом можно повысить степень привыкания пользователей к приложению, особенно это действенно в те моменты, когда номерных значков слишком много, и они будут бросаться в глаза.
Забавный факт. В приложении QQ можно потянуть за любой номерной значок (с неопределенными так не проходит), он отделится от своего родительского элемента пользовательского интерфейса и исчезнет в небольшом клубе дыма.
Закрытые платформы
В работе Ричарда Гэбриела «
Расцвет философии "Чем проще, тем лучше"», которая теперь стала классикой, впервые было проведено различие между двумя противоположными точками зрения на разработку ПО.
Существует подход «Чем проще, тем лучше», примером которого являются UNIX и C, разработанные в Bell Labs. Он сводится к набору маленьких, немного грубоватых, интероперабельных инструментов.
Еще есть подход, которые именуется как «То, как должно быть» или «Чем лучше, тем лучше». Его примерами являются Common Lisp, Scheme и Emacs, разработанные в MIT. При таком подходе создаются более крупные, всесторонние и интегрированные решения.
Новейшим течением в американских приложениях сейчас является разбивка продукта на «созвездия» еще более специализированных и выполняющих минимальное количество задач — так отдается дань подходу «чем проще, чем лучше». Но здесь, в Китае, приложения разрабатываются совсем по-другому.
Каждое приложение собирает в себе все больше и больше свойств, которые, кажется, даже не связаны с их предполагаемой целью (эти свойства могут быть очень умно интегрированы, а могут быть связаны совершенно стихийно), однако оно может, таким образом, удовлетворить любой, даже невероятный запрос пользователя, лишь бы удержать его при себе и проложить себе дорогу в его ежедневный распорядок дня.
Вот несколько примеров, пришедших мне на ум.
- Приложение WeChat. Кроме отправки сообщений, можно совершать видеозвонки, в приложении есть новостная лента, электронный кошелек и встроенная платежная система, функция «Избранные», которая очень похожа на Evernote, игровой центр (со встроенными играми), геолокационный сервис с возможностью поиска других пользователей, похожий на Shazaam сервис, позволяющий искать музыку, и, в соответствии с законом Завински, почтовый клиент. Кроме того, его платформа предоставляет совершенно новые возможности, позволяет некоторым устройствам использовать приложение, чтобы связываться с различными сервисами.
- В приложении «Карты» от компании Baidu есть возможность проверить погоду, приобретаемая за отдельную плату функция «Найти друзей», путеводители, полный режим «кошелька» для покупки абсолютно всего. Карты от компании Tencent позволяют отправлять аудиооткрытки. В обоих приложениях есть ридеры для QR-кодов и обязательные местные предложения а-ля «Группон».
- Weibo был когда-то аналогом Twitter, а теперь может гораздо больше. В нем есть кнопка «Отправить», которая позволяет пользователю опубликовать до 10 видов контента, начиная от заметки в блог, и заканчивая обзором ресторана. В этом приложении тоже есть функция кошелька.
В то время как всеобъемлющие, похожие на Yahoo «порталы» с персонализированными домашними страницами в США перестали существовать где-то в начале 2000-х, здесь они продолжили существовать на таких сайтах как
Sina, 163.com, hao123 и Tencent News. И хотя «нормальные» приложения развили в себе черты порталов, сами порталы создают собственные мобильные приложения, которые до сих пор пользуются популярностью.
Новое меню «гамбургер»
В американских приложениях стандартизированы несколько способов группировки контента, который нельзя отнести ни к какой категории (например, настройки и помощь). Обычно они расположены под закладкой «Еще», под пугающим меню «гамбургер» или, как у Facebook, под закладкой «Еще» с иконкой меню «гамбургер».
В китайских приложениях иногда делается что-то похожее, например используется 更多 (gèng duō, even more). Но гораздо чаще эти опции расположены во второй или третьей закладке внизу экрана и подписаны 发现 (fāxiàn, «discover»). Такое меню включает в себя постоянно меняющуюся коллекцию забавных, не особо значимых функций, которые дополняют базовое назначение приложения. Обычно иконка похожа на компас.
Много магазинов приложений
Во многих приложениях есть экраны, в которых рекламируются другие приложения, чаще всего игры, но бывает и реклама других продуктов. Иногда такие экраны дают ссылку на iOS App Store, в другой раз они могут дать ссылку на установку обновлений OTA. И даже сторонние магазины приложений рекламируются иногда таким же образом, внутри некоторых популярных приложений.
Для Android вообще существует около 10 больших магазинов приложений, а это значит, что если вы создаете приложение или обновление для него, то их необходимо выложить во все существующие магазины. Даже для iOS существуют альтернативные магазины, я сам видел рекламу одного из них, он назывался 苹果助手 (Помощник Apple), и требовал установки особого профиля инициализации для его использования.
Cydia тоже до сих пор популярен, потому что здесь очень много разлоченных iPhone.
Аккаунты и экраны авторизации
Телефонные номера и токен вместо пароля
Американские сайты и приложения обычно допускают два метода авторизации: традиционный адрес электронной почты и пароль или аутентификация с помощью третьей стороны, например через Facebook или Google.
Сейчас, конечно, и мы привыкли подтверждать номер телефона для мессенджеров и последних нововведений в приложении Facebook. Вы вводите свой номер телефона и получаете код подтверждения в СМС.
Но здесь абсолютно все приложения предлагают такой вид регистрации и авторизации (и даже предпочитают его остальным способам). Это так же применимо к интернет-сайтам, даже к тем, у которых нет приложений.
Авторизация с помощью QR-кода
Многие сайты позволяют пользователям авторизоваться сканируя QR-код с помощью собственного приложения сайта. В QR-коде зашифрован идентификатор с ограниченным сроком действия, если прочитать его с помощью мобильного приложения, он ассоциирует сессию в браузере с авторизованным аккаунтом в мобильном приложении.
Этот тип авторизации идеален для тех ситуаций, когда вам не хочется заставлять пользователя вводить пароль на реальной клавиатуре. Мне рассказывали, что раньше люди пользовались онлайн-сервисами на общественных компьютерах в таким местах, как, например, интернет-кафе, которые могут быть заражены клавиатурными шпионами или шпионским ПО.
Авторизация с помощью партнеров
Многие приложения предлагают авторизацию с помощью партнеров, например через аккаунт WeChat, QQ, Sina Weibo или иногда через Renren. Если вы авторизуетесь на телефоне, то вас перенаправят на соответствующее приложение. На сайтах вам предложат выбор: либо авторизоваться традиционным способом, либо отсканировать QR-код с помощью мобильного приложения партнера.
Дополнительные меры безопасности
Банковские сайты (как и Alipay) требуют специального плагина в браузере, который открывает их собственные поля для ввода пароля. Мой банк даже дал мне USB-накопитель, в котором записано что-то типа крипто-ключа.
Не знаю, что с этим надо сделать кроме как спрятать.
Часто от вас требуется заполнить поле CAPTCHA, причем чаще, чем это требуется в американских приложениях и сайтах, которые в основном просят заполнить это поле только при регистрации. В Китае это поле есть даже у некоторых мобильных приложений.
Чат — это универсальный пользовательский интерфейс
Официальные аккаунты
WeChat популяризовал концепт «официальных аккаунтов» для брендов и публичных деятелей. Они выполняют функцию ботов, существовавших в IRC и AIM еще при «царе Горохе» — представьте себе
SmarterChild-бот, но только для банков, мобильных компаний, блогов, больниц, торговых центров и правительственных учреждений.
Многие учреждения, которые в другой ситуации создали бы собственные приложения или мобильные версии сайтов, вместо этого выбрали официальные аккаунты.
Вы можете отправить любое сообщение (текстовое, голосовое, в виде картинки и так далее), и они ответят вам либо автоматизированно, либо перенаправив запрос сотруднику. Интерфейс сообщений абсолютно такой же, как если бы вы общались с друзьями, кроме одного отличия: внизу экрана есть меню с клавишами быстрого доступа к главным свойствам аккаунта (хотя, его можно скрыть, чтобы открыть окно сообщений нормального размера).
Кроме того, всё, чем вы пользуетесь в обычном чате, доступно и здесь. WeChat даже автоматически
транскрибирует голосовые сообщения в текст, прежде чем отправлять их не сервер.
Через официальные аккаунты можно присылать подписчикам обновления. У каждого информационного агентства есть собственный аккаунт, который они чаще всего настраивают так, чтобы он напоминал пользователям RSS-ридер.
Успех этой модели привел к тому, что UI многих приложений был создан на манер чата. Sina Weibo, как и следовало ожидать, использует этот интерфейс в своих собственных официальных аккаунтах, то же самое делает и QQ. Его также можно обнаружить в разделе «центр поддержки клиентов» во многих других приложениях.
Здесь даже был основан стартап
Grata, который продает шаблон этого UI.
Создатели приложений в какой-то момент не только поняли, что всем знакомый UI в форме чата оправдает себя. Они просто скопировали UI полностью, начиная с шаблонного меню внизу экрана, состоящего из трех вкладок, и вплоть до мультимедийных новостных сообщений, отправляемых подписчикам.
Смайлы и стикеры
До того как эмодзи появились повсеместно, смайлы, доступные в западных приложениях, являлись прямым графическим эквивалентом традиционных текстовых смайлов.
Но в Китае уже давно сервис QQ установил стандарт для графических смайлов. Набор, состоящий из примерно 80 иконок, стал невероятно выразительным и практичным, даже если сравнивать с эмодзи. Эти иконки передают множество эмоций, начиная с базовых и заканчивая весьма специфичными.
Любое приложение с функцией чата многое бы упустило, если не скопировало бы их, и вскоре смайлы из QQ были перенесены в WeChat, а затем «заимствованы» многими другими приложениями.
Более крупные по размеру анимационные стикеры здесь также обязательно включают во все приложения, хотя, вопреки всем моим ожиданиям, здесь в Азии стикеры не намного более популярны, чем в США.
Покупки
Онлайн-оплата в Китае вводились довольно тяжело, в основном из-за сложностей в работе с китайскими банками. Вместо того, чтобы просто взять номер карты, на местных сайтах сначала требовалось выбрать банк клиента из списка, затем приходилось заполнять форму, чтобы привязать свой аккаунт.
Очевидно, у каждого банка были собственные уникальные особенности интеграции, которые приходилось поддерживать каждому сайту. Благодаря этому довольно быстро появились платежные решения с помощью третьих сторон, такие как Tenpay и Alipay, которые впоследствии были внедрены во все сайты.
Однократная идентификация для мобильных платежей
Теперь многие приложения могут сразу связывать вас с вашим банковским счетом, и использоваться в качестве посредника для других приложений, освобождая таким образом от изнурительного процесса привязки имени в очередном приложении.
Эту функцию в США я встретил только один раз, когда воспользовался Venmo, чтобы заплатить за номер на портале Hotel Tonight. Я застрял тогда в аэропорту и был приятно удивлен, когда увидел эту опцию. Удивлен настолько, что не раздумывая забронировал номер, чтобы не изучать другие варианты, где мне скорее всего потребовалось бы снова вносить данные карты.
Но здесь эта функция идет по умолчанию. Главное отличие состоит в том, что пользователю не нужно загружать какой-нибудь дополнительный кошелек или платежное приложение, потому что кошельки встроены в те приложения, которые уже есть у пользователя.
У каждого приложения есть кошелек
Функция управления платежами обычно организована в одном центральном экране, который, как правило, называется 钱包(qiánbāo,«Кошелек»). Кроме того, в этих экранах есть кнопки:
- «Купить в приложении», которая является основной функцией кошелька (например, купить что-то в местных приложениях).
- «Купить в реальной жизни», отсканировав QR-код, который вы видите в пункте продажи. Или наоборот, вы можете с помощью телефона показать QR-код, который будет считан в пункте продажи специальным ридером (это очень экономит время).
- «Отправить платеж друзьям» — эта функция обычно называется 红包 (hóngbāo, значок выглядит как традиционный красный конверт, который в Китае используется для того, чтобы дарить деньги).
- «Купить еще». Например, большинство приложений с этой функцией может предложить вам билет на самолет, лотерейные билеты, билеты в кино, вызвать такси, как в Uber (например, Dididache), пополнить счет за услуги мобильных операторов и даже оплатить коммунальные платежи. А у приложений Tencent даже есть мини-версия JD.com (партнерский сайт электронной коммерции), которую можно использовать в том числе и для покупки QQ币 — местную виртуальную валюту.
Большинство приложений с кошельками использует очень похожий интерфейс в виде сетки, состоящей из трех столбцов цветных иконок, представляющих собой одинаковый набор функций. Даже у мобильного приложения моего банка есть похожий экран, позволяющий оплачивать покупки с моего счета.
«Поверь мне, у меня есть защита»
Любое приложение, так или иначе связанное с деньгами, прикладывает невероятные усилия, чтобы показать, что все транзакции защищены. Часто можно увидеть экран «центра безопасности», на котором изображен гигантский щит.
Американские интернет-магазины тоже делали что-то в этом роде в начале 2000-х годов (например, значок «защищено от хакеров»), сегодня же такие обещания даются менее навязчиво.
Также существует несколько популярных приложений, которые призваны увеличить скорость быстродействия вашего телефона, освободить память, сделать телефон более безопасным и избавить его от других напастей.
На первый взгляд они напоминают те приложения, которые были сделаны еще для Windows XP во время наплыва вредоносных программ. Конечно, такие приложения совершенно бесполезны для вашего телефона, но, видимо для того, чтобы вы понимали, что эти приложения — то, что надо, они снабжены большими иконками щитов.
Местоположение, местоположение и еще раз местоположение
Приложения никогда не стесняются спрашивать ваше разрешение на получение данных о вашем местоположении, и они всегда находят, как можно использовать эти данные, будь то автозаполнение окна «выберите ваш город», или данные о погоде, и даже как способ продвижения экрана «местных предложений».
Многие приложения позволяют вам связываться с незнакомцами, находящимися неподалеку от вас, что, здесь, совершенно никого не пугает. Эту же идею в США пытались воплотить в таких приложениях, как Highlight и Skout, но они так и не стали настолько популярными, как это произошло здесь. Возможно, это из-за различных культурных особенностей, или из-за разной степени плотности населения и уровня урбанизации. Тем не менее, здесь это широко используемая и повсеместно внедряемая функция.
Отдельная категория приложений
Momo — приложение, созданное специально для подобных целей. У него уже более 60 миллионов активных пользователей ежемесячно, и проект уже объявил об IPO.
С его помощью можно не только встречаться с теми людьми, которые находятся неподалеку, но также находить близко расположенные мероприятия, семинары, игры и многое другое.
Weiju и Bilin являются его ближайшими конкурентами в этой категории.
Встроенные функции в ежедневно используемые приложения
Несмотря на популярность этой отдельной категории приложений, более примечательно здесь то, что любое обычное, более практичное приложение тоже включает в себя эти функции.
У WeChat и QQ — двух наиболее популярных мессенджеров — есть функция «Люди рядом с вами», которая выдает вам простой список тех, кто находится рядом с вами, а иногда даже дает возможность посмотреть фотографии, которые эти люди запостили в своих новостных лентах.
Конечно, это подразумевает ваше согласие на то, что вы появитесь в списках людей, находящихся поблизости и будете доступны для общения пару часов, только если сами посмотрите свой список.
Weibo, в отличие от Twitter, позволяет вам видеть посты сделанные рядом с вами, но кроме этого и популярные аккаунты и группы. А большинство музыкальных, видео- и тв-приложений показывают, что именно смотрят или слушают пользователи рядом.
Хотелось бы отметить «карту кликов» от приложения Baidu Maps, она обновляется в режиме реального времени и поквартально предоставляет данные о плотности населения, которые формируются на основании данных о местоположении пользователей.
Мне кажется, что если бы популярные американские приложения добавили подобные функции, даже если бы они были внедрены очень аккуратно и со всевозможными ограничениями, все равно это стало бы источником страшилок в вечерних новостных передачах, и подверглось бы резкой критике в блогосферах от той или иной группы пользователей.
Загрузить можно все
Каждое приложение, как-то связанное с той или иной информационной площадкой, позволяет вам загружать контент для ознакомления офлайн. Это касается музыкальных (QQ Music, Duomi, Baidu Music и так далее), телевизионных и видеоприложений (iQIYI, PPTV, Tencent Video, Baidu Video).
Так что в метро вы гарантированно встретите не менее дюжины людей отключившихся от внешнего мира, и просматривающих свои любимые шоу по дороге на работу, и все это благодаря возможности загружать контент.
В США я такого никогда не видел.
Большинство новостных приложений позволяет вам загружать сотни статей для дальнейшего ознакомления. А каждое крупное приложение предоставляющее данные карт, позволяет вам хранить офлайн-карту вашего города или даже карту всей страны.
Также поступают и такие приложения перевода с китайского на английский, как Baidu Fanyi и Youdao — они позволяют загружать набор тренировочных данных для быстрого (но более грубого) машинного перевода офлайн.
Приложения, которые включают в себя подобную функциональность, усиленно рекламируют его на рынке. И, когда вы загружаете кино или песню, вам обычно предоставляется возможность выбрать качество загружаемого контента. Кроме того, приложение уведомляет вас о том, сколько кэша и места, с точностью до Кб, используется на устройстве.
В американских приложениях этот процесс скорее всего был бы ограничен показом индикатора загрузки, или вообще никак не отражен. Часто эти приложения могут показывать вам полные данные диска на вашем устройстве.
Немного о функции «Моменты»
Перейдем, пожалуй, от общих трендов к дизайну таких функций WeChat как «Моменты» или «Круг друзей».
Когда я впервые увидел интерфейс, мне показалось, что кто-то в спешке приклеил скотчем ужасную подделку новостной ленты Facebook, а сверху налепил значок Picassa. Но, попробовав эту функцию, я обнаружил, что она очень оригинальна и разрушает все наши представления о приложениях. Фактически это все то, чего нет в новостной ленте Facebook.
Никаких фильтров. Все заметки друзей выкладываются сюда без каких-либо фильтров или изменения порядка следования. Если кто-то из друзей раздражает вас, то можно исключить его из новостной ленты, но здесь все устроено по принципу «либо все, либо ничего».
Больше приватности. Если вы ставите лайк или комментируете сообщение своего друга, то только друг и ваши общие друзья смогут это увидеть, а не все абсолютно друзья, как в Facebook. Это означает, что только у автора заметки есть полные данные о том, скольким людям понравилось сообщение и сколько пользователей оставило комментарии. Таким образом устраняются препятствия, которые могли помешать вашим друзьям оставить комментарии под заметкой.
Никаких компаний и новостей от них. Если вы читаете корпоративные страницы компаний или официальные страницы новостных сайтов, то все новости вы получаете в отдельной части приложения — они не выводятся в новостную ленту. Хотя ваш друг, например, может сделать репост содержимого этих аккаунтов в раздел «Моменты», но это уже обдуманное решение.
Никаких автопубликаций. Сторонние приложения могут оставлять публикации в раздел «Моменты», но только если инициатива исходит от самого пользователя, например, если он подключается к WeChat и вручную подтверждает публикацию каждого поста.
Никаких игр. Компания Tencent делает огромные выручки на играх в социальных сетях по типу Zynga. Однако, им хватило благоразумия перенести всю свою деятельность в раздел «Центр игр», который пользователь может легко игнорировать.
Никаких фотофильтров. Хотя в разделе «Моменты» может публиковаться разнообразный контент, к фотографиям приложение имеет некоторое предубеждение. «Моменты» активно отказываются от фильтров подобных тому, что есть в Instagram, пытаясь таким образом сделать посты более быстрыми, спонтанными и несколько сырыми.
В результате внедрения таких дизайнерских решений, и того, каким способом эти функции зашиваются в родительские приложения, люди здесь привыкли проверять новостную ленту чаще, чем все остальные. Постоянный переход от отправки сообщений к проверке ленты, комментированию постов, и обратно стали повседневной активностью, которую пользователи выполняют не один раз в день.
Другое
Имитация жестами
Примерно у половины пользователей iPhone, которых я встречаю, включена функция
Assistive Touch, в результате чего на экране устройства появляется постоянно плавающая кнопка. Эта кнопка, кроме того, что безумно раздражает, имитирует функции кнопки «Домой» расположенной на самом устройстве, а также жесты-мультитач для тех пользователей, у кого имеются нарушения здоровья не позволяющие пользоваться этими функциями в обычном режиме.
Никто так и не смог дать мне ответа на мой вопрос, по какой причине эти пользователи обладающие двумя вполне функциональными руками и полным набором двигательных нейронов, включили эту функцию, позволяющую выполнять затруднительные жесты. Ответы варьировались от простого желания пользоваться всеми функциями устройства не изнашивая физическую кнопку «Домой», до «так прикольно играть, когда скучно».
Претендующие на остроумие талисманы
Я частенько вижу различные талисманы, которые всплывают, когда приложение выдает экран загрузки или ошибку.
Виджет загрязнения окружающей среды
Некоторые приложения показывают закладки с местным уровнем загрязнения окружающей среды.
Всплывающие рекламные окна
Их очень мало, но тем не менее есть такие приложения, которые показывают развернутые на все окно всплывающие рекламные объявления при загрузке приложения.
Вам не приходится ждать, когда они загрузятся, потому что они, как правило, загружаются заранее в фоновом режиме, или даже бывают встроены в приложение. Иногда в этих окнах отображена информация о контенте, который можно приобрести внутри этого приложения, или рекламируется какое-нибудь мероприятие или специальное предложение.
Все остальное время эта реклама может быть не связана с самим приложением непосредственно, просто обычные объявления, которые вы встречаете на рекламных щитах или в метро.
Темы
Очень популярный тренд, которому следуют крупнейшие приложения в Китае — возможность поменять тему оформления. Не могу припомнить ни одного американского приложения для iOS, из тех, которыми я пользовался, у которого была бы эта функция.
Местный Android
Так как Google в стране заблокирован, китайским пользователям Android приходится использовать альтернативные дистрибутивы для мобильной ОС, включая MiUI от разработчика Xiaomi, YunOS от разработчика Alibaba и Smartisan.
Лучшая статья за все время сколько читаю ЦП.
> начиная от Пиньин — рукописного ввода иероглифовЧто-то не то. Пиньин - это, очень грубо говоря, китайский транслит, но никак не рукописный ввод. Собственно это видно из текста далее. Либо подразумевались два отдельных способа - что-то типа "Пиньин И рукописного ввода".
Вы правы, спасибо.
Статья просто супер, вчера наткнулся на нее, а сегодня уже перевод. Спасибо!
А вообще статья отличная!
> Но в Китае уже давно сервис QQ установил стандарт для графических смайлов. Набор, состоящий из примерно 80 иконок, стал невероятно выразительным и практичным, даже если сравнивать с эмодзи.
Похожая история была и с QIP-ом. Его набор "колобков", чуть расширенный по сравнению с дефолтным ICQ-шным, фактически стал стандартом де-факто для мессенджеров в России. И он реально был не в пример удобнее и гибче эмодзей.
Работаю в китайской компании. Wechat (для мобилок) и QQ (для компов) у них альтернатива всему: мессенджеры, скайп, твиттер, визитки и т.д. В wechat с помощью голосовых сообщений они проводят конф-колы (наговаривают сообщения по очереди) и звонят (в командировках симка им нужна только для инета), а в QQ, например, видео конфы проводят.
Обязательно добавляйте wechat в визитки, если вы выходите на китайский рынок. Там их можно застать/пнуть в любой момент.
Буквально пару дней в Пекине нахожусь, и почти со всем описанным уже столкнулся. Действительно постоянно надиктовывают голосовые сообщения. Действительно печатают сплошь на латинской клавиатуре. QR коды действительно везде - и мы поняли, что не зря в последний момент перед печатью решили разместить qr-vcard на визитках. Делали карту в ICBC - тоже дали флеху (кажется пустой, но, по всей видимости, в неё вшит ключ). Ну и далее по тексту.