Мотивирует ли наемных сотрудников доля в бизнесе?

Практика наделения сотрудников долей в компании широко распространена в мире венчурных стартапов. Однако и в традиционном бизнесе время от времени возникает мысль о том, чтобы предоставить наиболее ценным сотрудникам доли в уставном капитале. Давайте разберемся, имеет ли это смысл.

Предполагается, что изменение статуса сотрудника с наемника на совладельца:
а) дополнительно замотивирует сотрудника,
б) решит вопрос его удержания в бизнесе, и
в) добавит ему ответственности за принимаемые решения.

Но так ли это на самом деле? Плюсы таких историй в плане результата весьма сомнительны, а риски – наоборот: значительны и гарантированы.

Начнем с мотивирующих факторов этой якобы «вожделенной» доли в бизнесе. Их, по сути, три.

Во-первых, это увеличение стабильности в будущем. Еще Карл Маркс в своем известном труде отметил интересную закономерность. У наемного сотрудника потраченное в бизнесе время конвертируется в деньги. Перестал работать – перестал получать деньги. У собственника бизнеса потраченное время конвертируется в капитал. Перестал работать сам – капитал продолжает работать за тебя, поток денег не прекращается.

Второй мотивирующий фактор – увеличение дохода. Ну здесь все очевидно – помимо зарплаты также получаешь и дивиденды от прибыли бизнеса.

Третий фактор – воспринимаемый социальный статус. В нашем обществе многие считают, что быть совладельцем компании круче, чем просто наемным сотрудником.

А теперь давайте посмотрим, что ПО ФАКТУ происходит, когда наемный сотрудник получает миноритарную долю в традиционном малом и среднем бизнесе (венчурные истории оставим в покое – там немного другие «правила игры»).

В уже «взрослом» капиталоемком бизнесе наемнику вряд ли дадут какую-либо значительную долю, позволяющую претендовать на заметную часть имущества. Чисто символические 1-5% ставят сотрудника в позицию мелкого миноритария со всеми вытекающими последствиями в плане его прав как на имущество, так и на долю в прибыли.

Проще говоря, пока работаешь – деньги получаешь. А вот когда прекратишь работать – вряд ли тебе что-либо «перепадет» от твоей миноритарной доли. Так что в действительности «совладение» получается чисто «на бумаге». Капитал, увы, не формируется.

Кстати, о деньгах. Для тех, кто понимает, как работает бизнес, доля именно в прибыли – менее интересная история, чем заранее оговоренная фиксированная сумма или процент, скажем, от выручки. На размер распределяемой прибыли может повлиять огромное количество факторов, неподконтрольных сотруднику (вплоть до решения основных собственников отправить всю прибыль на развитие). Поэтому участие в прибыли – мотиватор больше для молодых и не очень опытных.

Ну и третий фактор – статус. Безусловно существуют (но довольно редки) персонажи, которых будет долго мотивировать «пустой», как выясняется, статус совладельца бизнеса.

Возможно, в плане чисто внутреннего повышения самооценки это на какое-то время сработает. Однако без подкрепления статуса «физическими» его проявлениями в виде реального капитала и реальной разницы в деньгах данный мотивирующий фактор довольно быстро сойдет на нет.

Итак, что же у нас получается «в сухом остатке»?

Мало кто (даже из топ-менеджеров) может вот так «по полочкам» разложить всю эту картину с мотивирующим факторами. Тем не менее, большинство наемных руководителей высокого уровня как минимум интуитивно понимают, что «что-то здесь не так». Соответственно, мотивирующий элемент предложения начинает страдать.

Более того, приходилось наблюдать случаи, когда мотивация долей в бизнесе начинает работать в обратную сторону. Собственники бизнеса ожидают, что после получения доли сотрудник начнет работать с утроенным рвением. А в реальности наемник решает, что «жизнь удалась». «Надевает корону» и расслабляется...

Таким образом, мотивационная составляющая в наделении сотрудников долей находится под большим вопросом. В отличие от рисков, которые гораздо более реальны.

Во-первых, даже на миноритарного партнера сразу начинают распространяться все партнерские риски (о чем именно речь - можете посмотреть здесь).

Во-вторых, всегда есть вероятность расставания. А исключить партнера из владения бизнесом всегда гораздо сложнее, чем просто уволить наемного сотрудника.

Какая же из всего этого мораль?

Во-первых, условия выделения доли (размер, от чего именно и на каких условиях) должны быть реально значимыми для сотрудника и соответствовать его реальной мотивации. Иначе «городить огород» не имеет смысла.

Во-вторых, перед принятием решения имеет смысл подробно проговорить с сотрудником все последствия владения миноритарной долей в среднем бизнесе. У сотрудника этого понимания может не быть вовсе, или оно может быть искажено. В результате, когда ожидания сотрудника столкнутся с реальностью, он может почувствовать себя обманутым. Со всеми вытекающими последствиями в плане демотивации.

Ну и, наконец, самое главное. Техническая реализация должна максимально защищать Ваши интересы как владельца бизнеса.

В первую очередь возникает вопрос имущественной безопасности. Вполне возможно, что оптимальным вариантом, устраивающим и Вас, и сотрудника, станет наделение последнего долей только в операционном бизнесе, без участия в имущественном контуре. Для этого, правда, имущественный контур должен быть обособлен (отделен от операционного).

Второй важный момент – наличие «стоп-крана». То есть механизма, сравнительно быстро обращающего сделку вспять в случае необходимости или невыполнения сотрудником своих обязательств.

Например, это можно сделать с помощью опциона:
а) либо сотрудник получает опцион на выкуп доли по символической цене при выполнении определенных условий;
б) либо опцион имеется у основного собственника бизнеса, и он также может быть реализовать при заранее оговоренных условиях.

Еще один вариант – это дать сотрудникам доли в управляющей компании, выполняющей функцию исполнительного органа операционного бизнеса. В случае чего, собрание участников юрлиц операционного контура может просто отказаться от услуг данной УК.

Разумеется, любой из этих вариантов достаточно сложен и трудоемок. Что опять же возвращает нас к изначальному вопросу: «А стОит ли овчинка выделки?»

---

Хотите узнать еще больше о том, как защитить свои интересы в бизнесе и свои активы? Подписывайтесь на мои каналы в Telegram и YouTube.

33
3 комментария

Вспоминается мне одна Омская реигональная контора где тоже сотрудникам тоже долю обещали (начало 2010-х) после определенного периода работы.

Вот только у всех сразу возникали вопросы:
- юридически это как все оформлено будет? Российское законодательство такое нормально умеет? А что можно с этой долей сделать? (на западе то на бирже хоть продать можно)
- Контора официально платит МРОТ, а остальное - в конверте. Бухлгалтерия у этой конторы почему то совмещена с бухгалтерией другого юрлица. При этом в название компании в трудовой и то куда зазывали - не совпадает (в трудовой ну очень общее). Они точно не кинут?

И зачем все сотруднику?

1
Ответить

Короче, вывод: давайте им кеш, shares оставьте инвесторам и кофаундерам)

1
Ответить

Интересно)

Если не о деньгах, то сотрудника может мотивировать еще и признание способности добиваться результата, автономность, индивидуальный план развития и корпоративная культура) В блоге пишем об этом подробнее

Ответить