Прошел год. Что поменялось в международной торговле за это время

Итоговый дайджест обо всех изменениях, что произошли с 24 февраля 2022 года в импорте, международных грузоперевозках, работе таможне и вот этом вот всем

Привет! Меня зовут Андрей Захарченко, я руководитель Tradest: мы с 2012 года занимаемся аутсорсингом ВЭД для российского бизнеса, т.е. организовываем логистику (в основном из Китая), таможню и ведем переговоры с зарубежными поставщиками на тему запуска проектов клиентов. Поехали по пунктам разбирать итоги так называемой "спецоперации"

Крайне увеличилась волатильность рубля

Тут все просто: никого уже не удивляют колебания курса доллара на несколько рублей в течение дня.

Динамика курса доллара США к рублю за год
Динамика курса доллара США к рублю за год

Доллар колебался от 120 р. 9 марта до 51 р. 30 июня. Основная причина укрепления и последующего падения курса - дисбаланс между экспортом и импортом товаров. Тут все просто и понятно

Почти закрылась Европа

Мы работаем в первую очередь с Китаем и схемами поставки из Европы не занимаемся. Потому что из Европы сейчас нужно возить именно "схемами". И довольно подробно про это написал Forbes.

В дополнение к статье расскажу про цифры за перевод - это в среднем 5%. Именно столько вы переплатите за то, чтобы деньги из России дошли до вашего поставщика в ЕС через третью страну.

Значительно усложнились переводы денег

Про это в свое время я писал большую статью.

С тех пор ситуация не изменилась. Последний пример - у нас зависли 200 000 долларов в банке Тинькофф. И про это я тоже, как ни удивительно, писал статью.

Если говорить вкратце: деньги до стран, кроме "недружественных" доходят. Но каждый раз просите вашего поставщика в Китае, Индии или Гонконге проверять у своего банка, примут ли они деньги непосредственно от вас.

Как ни странно, ставки на перевозки остались на том же уровне

Вот что происходило в первой половине года:

Прошел год. Что поменялось в международной торговле за это время

С тех пор ситуация менялась незначительно. Актуальная ситуация на конец февраля:

Море Шанхай – Владивосток - Москва:

Море 20/40 – 4200/6300 USD

ЖД 20/40 – 180 000/295 000 руб

Прямой ЖД Шанхай - Москва: 11 500 USD

Основное повышение произошло на авиафрахт: с 4-5 долларов за кг в начале 2022 года до 7-12 долларов за кг в начале 2023

Появился параллельный импорт

Что можно ввозить по параллельному импорту:

  • любые бренды одежды и обуви;
  • электроника от Apple, Samsung, HP, Intel, Siemens, Asus, GoPro, Panasonic, Electrolux;
  • бытовая техника от Electrolux, Miele, Siemens, Dyson, Philips;
  • оборудование для различных промышленных отраслей;
  • игровые приставки XBox, PlayStation, Nintendo;
  • автомобили разных классов и запчасти к ним: Tesla, Land Rover, Chrysler, Bentley, Hummer, Rolls-Royce, Toyota, Skoda, Volkswagen и другие;

Полный перечень можно посмотреть здесь:

Динамика объема параллельного импорта, в млрд долларов
Динамика объема параллельного импорта, в млрд долларов

Да, параллельный импорт заработал. И в этой статье я писал о том, как с параллельным импортом работать

При этом товарооборот с Китаем вырос

За первые 7 месяцев грузооборот вырос на 24,4%. А итоговый рост - на 29,3%.

Общий товарооборот между Россией и Китаем за 7 месяцев 2021/2022 года
Общий товарооборот между Россией и Китаем за 7 месяцев 2021/2022 года

Из-за санкций Россия увеличила закупки в Китае грузовых автомобилей (в 3,5 раза), новых резиновых шин (в 2,1 раза), экскаваторов и погрузчиков (в 2 раза), а также насосов и компрессоров, кранов, клапанов и вентилей (тоже на 19%). Что интересно, снизились поставки основных товаров из Китая: по телефонам и компьютерам/ноутбукам на 15,5%, а экспорт легковых автомобилей на 8% и автокомпонентов — на 2%.

К слову, начиная с мая 2022 года, Россия стала главным поставщиком нефти в КНР, обогнав Саудовскую Аравию.

Ну, и подписывайтесь на канал "Главный импортер". Пишу там об актуальной ситуации в логистике просто и понятно


А еще вчера вышел первый ролик на Youtube-канале, так что

Как у вас прошел прошлый год? Что больше всего удивило, повлияло?

55
4 комментария

конечно товарооборот с Китае возрос, с кем еще торговать остается

4
Ответить

Но интересно, что импорт потребительской электроники и автомобилей уменьшился. Казалось бы, вот она основная ниша после санкций

Ответить

спасибо за понятный экскурс

1
Ответить

Спасибо!

1
Ответить