«Ты зачем их сюда притащил?», или 11 заповедей системного аналитика

«Ты зачем их сюда притащил?», или 11 заповедей системного аналитика

Системный аналитик в IT-компании — специалист на стыке аналитики, разработки, менеджмента. Он анализирует потребности заказчика, формулирует требования к IT-проекту и курирует процесс разработки. Системный аналитик создает основу продукта и делает так, чтобы результат соответствовал желаемому. Чтобы погрузиться в работу системного аналитика, поговорили с Ангелиной Шконда, Middle System Analyst IT-компании Smartex.

Обязанности системного аналитика

Обычно процесс работы системного аналитика выглядит так:

  • Cбор требований. Нужно выяснить, что заказчик вообще хочет от команды разработки. Аналитик собирает все возможные данные, находит и уточняет проблемные места, проводит интервью. На интервью встречаются такие вопросы: «Что нужно?», «Какую проблему это решит?», «Точно ли это нужно?»
  • Оформление в ТЗ. Собранная информация превращается в спецификации требований к программному обеспечению — конкретные задачи для разработчиков.
  • Сопровождение разработки. В процессе разработки к системному аналитику могут приходить за уточнениями по требованиям и за оперативным внесением изменений в документацию при возникновении новых требований. Бывает, что аналитик занимается авторским надзором (проверкой фичи на соответствие требованиям при ее появлении на стенде).
  • Демонстрация заказчику. Когда продукт готов к новому релизу, системный аналитик демонстрирует работу заказчику и анализирует обратную связь вместе с менеджером проекта.

Задачи системного аналитика разноплановые: общение с заказчиком, разбор пользовательских сценариев, анализ и описание требований, сопровождение процесса разработки.

Так выглядит часть работы системного аналитика
Так выглядит часть работы системного аналитика

Отличия системного аналитика от других профессий

Похожий список обязанностей есть у менеджера проектов, менеджера по продукту, системного архитектора, бизнес-аналитика и технического писателя. В реальной жизни этой сферы часто не разделяются и получаются «люди-оркестры», но различия в профессиях есть.

«Ты зачем их сюда притащил?», или 11 заповедей системного аналитика

А теперь к заповедям

  • Имей представление о возможностях команды и предложениях на рынке.

При обсуждении проекта аналитику нужно не только фиксировать требования заказчика, но и ясно понимать возможности своей команды, учитывать ресурсы проекта и доступные технологии. В идеале это выглядит так: получение требований => быстрый анализ текущих возможностей => выдача рекомендаций. Конечно, знать все сложно (цитата автора: «абсолютно анпосибл»), но быть в курсе технического рынка жизненно необходимо.

В начале карьеры я приставала ко всем коллегам, чтобы быстрее вникнуть в технические аспекты разработки. Подписалась, наверное, на миллион каналов. Сначала была каша, а потом все уложилось. Любопытство очень помогает в работе.

  • Готовься заранее

Чтобы задавать на встрече правильные вопросы и сделать переговоры продуктивнее, недостаточно мастерства интервьюирования. Изучение даже основных публичных материалов о компании и сфере заказчика даст информацию, которая погрузит в специфику. К тому же подготовка вопросов и предварительных схем ярко демонстрирует ответственный подход компании к каждому этапу работ.

  • Задавай больше вопросов

Чем больше вопросов подготовлено к переговорам, тем лучше. С ними интервью пройдет продуктивнее, а оставшиеся вопросы можно направить заказчику для самостоятельного ответа. Даже если на вопросы ответят частично, это более полезно, чем ничего.

Владельцы любят говорить о своем бизнесе, и даже в удаленном формате получается собрать достаточно информации. Но к примеру, госсектор тяжело отвечает в переписке. Гораздо активнее работают на встречах-созвонах.

  • Включи эмпатию

Считывать эмоции, подстраиваться под настроение и чувствовать контекст — важнейшие soft skills системного аналитика. Формальная отработка — не лучший подход. Боль и потребность заказчика необходимо прочувствовать. Нужно поставить себя на место конечного пользователя, увидеть продукт его глазами. Если подходить к заказчику с заботой, шанс создать классное решение намного выше!

«Ты зачем их сюда притащил?», или 11 заповедей системного аналитика
  • Используй разные приемы

В системной аналитике применяют огромное количество методов анализа. Это не значит, что надо использовать их все одновременно, но точно необходимо адаптировать прием под конкретный проект и заказчика. Кто-то хорошо пишет, кто-то говорит, кто-то думает и работает схемами. Если прием не работает, меняйте его.

Однажды я была на заводе на учебной практике. К нам прикрепили сотрудника, который понятия не имел, что с нами делать и что показывать. И завел он восемь молоденьких девчонок в какое-то техническое помещение, где один из работников ел борщ из контейнера. «Зачем ты их сюда притащил?» — и много слов со звездочкой, вот что мы услышали. С того момента я точно знаю — метод наблюдения подойдет далеко не везде и не всегда. Рядовые сотрудники часто не готовы к сотрудничеству и инновациям.

  • Не пиши документ ради документа

Спецификация от аналитика не должна дублировать макет, она должна его дополнять. Например, макет не расскажет вам, что при наведении курсора на элемент должна появиться подсказка (если это не прототип), поэтому такое стоит прописать в спецификации. А вот цвет кнопки на макете можно точно не описывать. Не стоит быть предельно дотошными или искусственно «раздувать» документ. Каждый пункт должен быть оправдан, краток и понятен.

«Ты зачем их сюда притащил?», или 11 заповедей системного аналитика
  • Ничего не держи в голове

Каждый проект обладает огромным количеством материалов: переписки, договоры, требования, макеты, записи встреч, заметки и пр. Лучше хранить материалы в одном месте с настроенным доступом для членов команды проекта. Так ничего не потеряется, будет возможность обратиться к любому этапу проекта, а новому сотруднику будет проще влиться. Если такой площадки в компании нет, создайте ее для себя.

«Ты зачем их сюда притащил?», или 11 заповедей системного аналитика
  • Позаботься о читателе твоего документа

Функция аналитика — перевод с человеческого на технический и обратно. Не надо делать из сложного еще более сложное. Необходимо, чтобы всем все было понятно. Даже тем, кто не обладает техническими компетенциями или не имеет понятия о языках программирования.

Нет, это не реклама Ильяхова и Сарычевой. Просто мы любим эту книгу
Нет, это не реклама Ильяхова и Сарычевой. Просто мы любим эту книгу
  • Проверяй и перепроверяй

Все мы люди, а не СhatGPT. Можно ошибиться, неправильно расшифровать конспект или домыслить от себя. Системный аналитик — мост между заказчиком и командой разработки. Если ошибется он, есть риск неверного развития проекта. Перепроверяйте свои записи, советуйтесь с коллегами, слушайте записи разговоров и всегда добавляйте источники информации в документы.

«Ты зачем их сюда притащил?», или 11 заповедей системного аналитика
  • Дели большое дело на кусочки

Чтобы ускорить запуск процесса разработки, команда аналитики должна отработать быстро. А скорость лежит в дисциплине и декомпозиционном подходе. Всегда стоит быть реалистом и честно оценивать свои возможности — не стоит планировать на день 15 спецификаций, если в силах сделать только 5.

  • Не бойся критики

Если вы посмотрите скиллсет системного аналитика, там обязательно будет стрессоустойчивость и нейтральное отношение к критике. Системный аналитик взаимодействует с большим количеством людей. У каждого свое мнение, и не все умеют выражать его в деликатной форме. Надо быть к этому готовым и надо воспринимать любые переговоры как часть рабочего процесса. Не бойтесь показывать свою работу коллегам внутри проекта или более опытным аналитикам, чтобы они дополнили или покритиковали. Проекту будет только лучше.

«Ты зачем их сюда притащил?», или 11 заповедей системного аналитика

Раньше при передаче работы на ревью, я беспокоилась: «понравится им или нет?». Сейчас я думаю только о том, чтобы мне дали информативные комментарии, добавили вводных и в итоге чтобы продукт получился еще лучше.

«Ты зачем их сюда притащил?», или 11 заповедей системного аналитика
4646
29 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

Благодарим за совет и комментарий! И вам удачи!

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Мы в курсе ) Почему вы считаете, что системный аналитик не должен общаться с заказчиком?

1
Ответить

1. Дадада. Сам хотел написать. Похоже авторы по ЮТьюбу учились.
2. А кто такой в Вашей терминологии ИТ аналитик? Они вроде все ИТ аналитики :)

1
Ответить

«Подписалась, наверное, на миллион каналов.»

Чтобы стать хорошим аналитиком требований, не нужно смотреть ютюб каналы. Нужно:

- иметь хороший технический бэкграунд (разработка, внедрение, сопровождение ПО) или профильное образование;
- читать Вигерса;
- хотя бы поверхностно ознакомиться с BABOK, там все описано - от компетенций аналитика, до применяемых техник управления требованиями.

1
Ответить

хотя бы поверхностно ознакомиться с BABOKВ 2КХХ году так уже никто не учится.

2
Ответить