Как создать успешный сервис для менторов: интервью с основателями Solvery

В новом эпизоде подкаста «Третья космическая» пообщались с кофаундерами Solvery Марией Конопелько и Антоном Волковым о том, как сегодня на рынке РФ развивается практика менторства, что помогает не выгорать при быстрой смене фокусов и какие цели ставит перед собой one-to-one сервис.

Как создать успешный сервис для менторов: интервью с основателями Solvery

«Третья космическая» — наш совместный подкаст с «Технократией». В каждом выпуске мы общаемся с основателями стартапов, чьи компании смогли преодолеть гравитацию старта и стали успешными бизнесами, узнаём об их продукте и пытаемся понять, существует ли в действительности особое предпринимательское мышление. Гости седьмого эпизода — кофаундеры Solvery Мария Конопелько и Антон Волков.

Прослушать весь выпуск можно на любой удобной стриминговой платформе, а ниже мы собрали главные мысли и выводы эпизода.

Откуда появилась идея создать сервис для менторов

Антон с Марией работают вместе уже девять лет: предыдущий проект спикеров — школа для старшеклассников в ИТ.

EdTech — та история, которая нам дико нравится и драйвит нас. После проекта для школьников мы стали думать о создании продукта, который был бы полезен взрослым. Тогда и задались вопросом: а что вообще может быть точкой входа для эффективного изменения человека? Условно, контента в интернете и так большое количество: есть всевозможные курсы и программы, платные и бесплатные. А на примере своих проектов мы увидели, что одно из самых важных, что влияет на человека, на его изменения, — это среда. Так и появилась идея менторского сервиса, потому что, кажется, что, когда есть ментор, который помогает и сопровождает тебя, — это как раз та самая среда для более быстрого роста.

Антон Волков, кофаундер и CEO Solvery

От идеи создания предприниматели перешли к ресёрчу: на момент запуска Solvery в России не было подобных продуктов, несмотря на большое и развитое ИТ-сообщество.

В момент, когда мы стартовали три года назад, менторство только зарождалось как направление. Сейчас мы смотрим уже по количеству запросов в SEO, даже в поисковиках, сколько людей ищут менторов по тем или иным технологиям, и их количество увеличилось практически в два раза. Когда мы запускались, то буквально искали первых людей с запросом на получение менторства в различных чатах — просто связывались с ними и предлагали попробовать.

Антон Волков, кофаундер и CEO Solvery

Антон дополняет, что сейчас в России уже есть несколько крупных сервисов, которые помогают найти ментора и выстроить с ним процесс обучения. При этом ещё только малая часть рынка успела как-то соприкоснуться с этой историей — сегмент пока на этапе развития.

Solvery — это полноценная альтернатива онлайн-образованию

Задавая этот вопрос, мы хотели понять роль Solvery в контексте образования — нужно ли иметь только одного ментора, с котором необходимо с нуля выстраивать работу, или это скорее дополнительная история к существующим сервисам онлайн-образования.

У нас есть маленький пример, как мы это объясняем. Есть общеобразовательная школа, а есть репетиторы: и люди, когда идут на курсы, идут, по сути, в поток, можно сказать, в общеобразовательную школу. И там даётся схожая программа со схожими темами, то есть уровень не подбирается индивидуально, а делается для всех, общим планом. Если человек хочет углубиться, сделать какой-то индивидуальный план, то ему уже нужен репетитор. Или как в спорте: мы можем бесконечно ходить в спортзал, но если мы готовимся к соревнованию, то нужно взять тренера. Примерно так же мы смотрим на историю с менторами — это твои тренеры, наставники, которые помогают прийти к результату.

Мария Конопелько, кофаундер и ex-CEO Solvery

Мария также отмечает, что Solvery не конкурирует с курсами — они дополняют друг друга.

Это хорошо, когда человек идёт к ментору, уже поковырявшись в курсах, походив на какие-то программы, потому что у него появляются два главных представления: о том, что это за материал и с чем ему работать. И второе, как правило, то, что на курсах его до конца не научат. Всё равно, если он хочет трудоустроиться, ему нужно получать какое-то дополнительное конкурентное преимущество. Самые классные ученики — это как раз ребята, которые занимались на курсах и понимают свою задачу. Когда приходят совсем новички, они могут не до конца её понимать, для них это может быть слишком большим объёмом, в результате чего они с наибольшей вероятностью «отвалятся». Они уходят на курсы, потом возвращаются за ментором, и, кажется, что как раз это и есть очень правильная схема.

Мария Конопелько, кофаундер и ex-CEO Solvery

При этом сервис не ставит ограничений по своей ЦА:

У нас есть те, кто приходят с целью трудоустроиться на первую работу или доучиться до необходимого уровня. Приходят джуны, которые хотят поскорее стать мидлами, приходят мидлы, которые хотят стать сеньорами. Мы сейчас покрываем все айтишные направления: разработку, дизайн, UX, системную аналитику и другие. И на выходе по всем этим направлениям есть ребята тех уровней, у которых есть какие-то карьерные цели. Так что всех их объединяет вот эта одна задача, что они хотят прийти в точку Б, и ментор им подходит как классный инструмент.

Антон Волков, кофаундер и CEO Solvery

На данный момент Solvery также двигается в сторону модели маркетплейса:

Недавно мы выкатили роадмапы для менторов: многим тьюторам предстоит составлять планы развития, продумывать технические и теоретические истории с ребятами. Мы берём практики, которые используются в компаниях, и перетаскиваем их оттуда, чтобы выдавать менторам как инструментарий, с которым они могут эффективнее работать и больше фокусироваться на помощи и задаче менти.

Антон Волков, кофаундер и CEO Solvery

Зачем менторам это нужно

В нашем понимании менторы — специалисты, которые уже находятся на хороших позициях и неплохо зарабатывают, поэтому нам стало интересно, откуда у таких ребят берётся мотивация для передачи знаний и почему это не может разрешится в рамках компании.

Мы спрашивали на самом деле, зачем менторы менторят. Первое — это систематизация собственных знаний, второе — всё-таки заработок и третье — самореализация, помощь. Это какая-то дополнительная точка роста, когда уже в целом в своей карьере у тебя если не тупик, то ты знаешь многое, и тебе нужно каким-то образом чувствовать, что ты развиваешься. Это такой этап саморазвития, этап, что я кому-то нужен. Это самое приятное чувство, наверное, одно из. И на нём держится здесь многое.

Мария Конопелько, кофаундер и ex-CEO Solvery

В то же время менторы не исключают то, что для многих это дополнительная монетизация того, что они уже знают.

Есть много проектов, которые сейчас продвигают позицию, что менторство должно быть бесплатным. Мы как раз немного противники такого подхода, потому что, кажется, что оплата за знания и время ментора подразумевает установку субординации «ученик — ментор», даёт возможность создать какие-то правила и позволяет никому не чувствовать себя обязанным. Когда ментор занимается бесплатно, а ученик не чувствует достаточной ответственности, не заплатив за это, то он начинает прогуливать или что-то недоделывать. И у ментора из-за этого происходит внутренний кризис. Поэтому здесь мы, обозначая цену хотя бы в тысячу рублей, даём возможность провести черту и сделать так, чтобы всем были понятны правила игры: ты тратишь своё время, я трачу свои деньги, мы вместе идём к одной цели, и она для всех понятна.

Мария Конопелько, кофаундер и ex-CEO Solvery

Будет ли выход на международный рынок

В 2020 году Solvery привлекла ангельские инвестиции от коммерческого директора «Яндекса» Дмитрия Качмара. Тогда Мария и Антон планировали вложить часть средств в тестирование бизнеса на зарубежных рынках.

Будем честны: сейчас для нас не так просто развиваться. Пришлось поменять свой план и больше сфокусироваться на рынках России и СНГ. Сейчас мы для себя видим рост, наверное, в каком-то развитии дополнительных услуг, в том, что мы будем больше внимания уделять непосредственно выручкам и тем показателям, которые будут растить компанию уже не по венчурному принципу, а по реальному доходу.

Мария Конопелько, кофаундер и ex-CEO Solvery

С точки зрения международной экспансии кажется, что есть страны, куда в принципе российским стартапам выходить пока можно. Индия, Пакистан — это огромные хабы с разработкой.

Мы смотрели Индию ещё прошлым летом, но для нашего продукта страна не очень подходит из-за местного менталитета. Там довольно необязательные люди в плане того, что они говорят тебе «да», а потом не приходят. У них есть большой вопрос по поводу концентрации, а это крайне важно для нас как для сервиса one-to-one занятий. То есть там вроде бы очень схожая экономическая ситуация, понятная стоимость рекламы и затрат, поэтому кажется, что технически выход неплохой, но когда начинаешь копать, становится понятно, что удерживать пользователя на сервисе из Индии — это почти нереальная задача.

Мария Конопелько, кофаундер и ex-CEO Solvery

Антон дополняет, что развитие сервиса в другой стране – это не только про менталитет, но и про полностью новый менеджмент:

Запуск в любой другой стране — это ещё и очень большой человеческий ресурс. И тут стоит вопрос, что либо мы фокусируемся на российском рынке, где уже понимаем, как это работает, как мы можем сейчас расти нашими силами, либо же запускать отдельный сценарий с новой командой и менеджментом.

Антон Волков, кофаундер и CEO Solvery

У спикеров также был опыт, когда они рассматривали и рынок США:

Многое зависит от местной системы образования и того, как вообще люди получают знания. В Америке совсем другая структура рынка — там фокус на буткемпы и бесплатные программы. И если у нас получается интересный гэп между курсами и, собственно, трудоустройством, то там сильно больше лицензирования, из-за чего в систему сложнее встроиться. Хотя, опять-таки, возможно, если бы мы сразу пошли в Европу или США и не запускали бы сервис на российский рынок, то мы бы потом под те рынки смогли провести корректировку. Но это проблема курицы и яйца, которая всегда была актуальна для наших стартаперов — сейчас приходится жёстко определяться, где ты работаешь. Но когда мы начинали три года назад, то, как и многие, решили, что сейчас мы протестируем на России, а потом будем двигаться дальше. Результат вы знаете.

Мария Конопелько, кофаундер и ex-CEO Solvery

Как преодолеть выгорание

С этого вопроса начался блок интервью, где мы спрашиваем у спикеров не о продукте, а о них самих. Solvery учит, как не выгорать, но мы уверены, что оба гостя не раз сталкивались с критическими точками, поэтому попросили у Марии и Антона совета, как преодолевать такие моменты с профессиональной точки зрения.

Нам с Антоном повезло, у нас чередовались выгорания: либо я начинала куда-то скатываться, и Антон говорил, что всё хорошо, либо ему становилось сложно, и уже я могла его подстраховать. Нам просто повезло, что у нас разные ритмы в плане впадения в какие-то не те настроения. Главный мой совет — ничему не придавать излишнего значения. Как бы там ни было, не зацикливаться и не уходить в рефлексию слишком сильно. Когда мы ещё делали Digital Banana, наш первый проект, и обнаруживали там первых конкурентов, то переживали это очень остро. Но с каждым разом шкура становится толще, а ты начинаешь воспринимать серьёзные проблемные ситуации менее болезненно.

Мария Конопелько, кофаундер и ex-CEO Solvery

Блиц

— Самое сложное, что вам приходилось решать как фаундерам?

Мария: Как быть собой и каким образом себя держать, чтобы не вылетать в какие-то не те эмоциональные состояния. Ты всегда должен быть в хорошем настроении вне зависимости от происходящего, ты должен давать правильную мотивацию, ты должен быть сильным, стойким, и даже если что-то идёт не так, уметь с этим работать.

Антон: Как удерживать фокус и приоритезацию. И ещё важно, мне кажется, понимать, когда стоит остановиться и переключиться на следующие задачи.

— Три компании, которые вы хотели бы приобрести.

Антон: Starlink, что-то про дополненную реальность и OpenAI — идеальное комбо. Ещё бы купил какого-нибудь классного производителя ковров.

Мария: Можно в целом ограничиться OpenAI.

— Дайте совет начинающим предпринимателям в формате твита.

Антон: Иди продавай. Иди продавай, пока не откалибруешь идею, за которую тебе будут готовы заплатить сразу 10, 20, 30 пользователей. Это самое основное на старте.

Мария: Ни добавить ни прибавить, потому что какая бы ни была у тебя классная и крутая технология, её, как правило, можно повторить.

Полный выпуск эпизода с Марией и Антоном уже доступен на главных стриминговых платформах — Apple Podcasts, Google Podcasts, «Яндекс.Музыка».

Предыдущие выпуски подкаста «Третья космическая»:

Как текущая геополитическая обстановка стала для компании шансом, а вера в собственную мечту превратилась в инновационный проект.

Нетворк-эффект, инвестиции во время «криптозимы» и фетиш на парсинг — сооснователь криптостартапа рассказал о том, что привело к решению совершить пивот, порассуждал о будущем индустрии и ответил на вопрос, как научиться распознавать скам-проекты.

Как не бояться отказов, развить стратегическое мышление и не утонуть в рефлексии — вместе с предпринимателем сравнили российский и западный сегменты фермерства, узнали об образовательном интертейменте и провели параллели между игрой в теннис и достижением результатов в бизнесе.

В нашем телеграм-канале Redmadnews можно поделиться мнением о выпусках и задать вопросы следующим гостям. Услышимся через две недели!

2121
4 комментария

Супер классный сервис! Три раза пользовался и три раза пригодилось.

Ответить

4 года ждал Игорь, чтобы запостить свой первый комментарий - прямо как хорошее выдержанное вино.
14 лайков у статьи, большинство - от пустых аккаунтов.
У меня две гипотезы:
- на vc можно ботоводить и ничего не будет
- это ваши работники

2
Ответить

по количеству запросов в SEO, даже в поисковиках. Это как?

Ответить