Личный бренд в «Линкедин» для поиска работы — пошаговая инструкция

Линкедин можно использовать не только для резюме и просмотра вакансий — это не HH, это социальная сеть. Здесь можно найти клиентов, инвесторов и бизнес-ангелов. Допустим, вы хотите найти именно работу с помощью Линкедин. Как использовать для этого бренд? В конце краткое резюме шагов, чтобы этот бренд создать и развить

Как построить личный бренд в Linkedin
Как построить личный бренд в Linkedin

Личный или коммерческий бренд — неважно. Бренд — это всегда позиционирование на определенную ЦА.

Меня зовут Ната Гивенталь, я аккредитованный ICF бизнес-коуч с 10+ лет в диджитал. Всегда фокусировалась на коммуникациях с пользователями и клиентами. Да так, чтобы эффективно, честно и полезно, а не “купи слона”. Пост воспевание меня как эксперта есть у меня в канале, а тут давайте ближе к делу. Будем разбираться по пунктам ↓

Целевая аудитория

Кто целевая аудитория любого человека, который ищет работу? Конечно же, работодатели. Там три больших сегмента — рекрутеры и hr, потенциальные будущие коллеги и нанимающие менеджеры

Итак, ок, в общих чертах понятно — ЦА это рекрутеры, коллеги и менеджеры. Пока это всё ещё слишком общо, вам надо сужать сегментирование

Кто вы по профессии? Куда развиваетесь? До какой позиции хотите дорасти? В какой стране хотите жить и работать? Удаленно или релоцироваться? На аутсорсе или в компании?

Ответы на эти вопросы помогают вам сузить аудиторию, которую вы хотите привлечь, до конкретики. Зачем сужать?

Целевая аудитория не просто так называется “целевой”. Если вы публикуете контент про всё для всех — на вас и откликаться будут все на всё. Половина откликов будут для вас не целевыми — то есть это будут компании, которые вам не подходят. Предложения, которые не соответствуют вашему опыту и вашим желаниям. А ваша задача — сформулировать позиционирование под тех работодателей, которые вам подходят.

Вы же работу мечты хотите найти, а не ту, на которой выгорите за полгода.

Для этого нужно чётко представлять себе рынок работодателей в той нише, куда вы хотите устроиться. Вы хотите на удаленку в аутсорс или в компанию? Вам интересны стартапы или корпорации? Вы вообще про удаленку или релокацию?

Всегда отталкивайтесь от своих желаний. Что вас драйвит кроме заработной платы? Какая работа вам нравится, какое окружение? Составив портрет своего идеального работодателя, вы сможете выделить профессиональные интересы, навыки и общий вайб, которые нужно демонстрировать, чтобы этот работодатель вами заинтересовался.

Понимая свою ЦА, того самого идеального работодателя, вы можете демонстрировать 2 момента — ваш собственный опыт, если он релевантен вашей мечте; и контент, который как раз и является верхушкой айсберга личного бренда.

Собственный опыт отражаете в профиле Линкедин

Тут всё относительно стандартно — фото, саммари, описание опыта, навыки, рекомендации. Мне кажется, эта тема относительно проста, а если нет — на рынке куча карьерных консультантов, кто помогает с настройкой профиля Линкедин.

Конечно, и там есть свои лайфхаки, но всё сразу в одной статье остветить не выйдет.

Когда настроите профиль Линкедин — вы поможете рекрутерам вас находить.

А как зацепить коллег и нанимающих менеджеров?

Писать. Линкедин — такая же площадка как и запрещенный аналог Вконтакте, и Медиум, и Я.Дзен не дай бог (ну что вы ржёте, для какого-нибудь канала с кулинарными рецептами ЦА вполне себе на дзене тусит), где вы можете проявлять свою экспертность

О чем писать? Как выбирать, что публиковать?

А вот тут начинается самое интересное. То, что вы будете писать, должно
а) быть интересным вашей ЦА
б) раскрывать и подчеркивать вас, как перфект мэтч для вашей ЦА.
Тут выходит на первый план новое слово — позиционирование

Позиционирование — это и есть ваш уникальный бренд. Что выделяет вас среди других профессионалов в вашей области? Какая у вас фича?

В отличие от product value и создания продукта, когда вы на самом деле ещё не знаете, нужен продукт рынку или нет, в случае с вами как специалистом — вы точно рынку нужны.

Рынок компаний — большой, найти нормальных соискателей всё ещё не тривиальная задача, иначе не было бы рекрутеров, hr и карьерных консультантов.

Это значит, что вы со своими скиллами и опытом уже где-то востребованы. Но нужно понять, что вы из себя представляете как этот вот востребованный специалист. И проявить и подсветить это контентом.

Как же сформулировать свой уникальный бренд?

Начало лежит в корне. Вы как человек на чем-то базируетесь. У вас есть ваши ценности и принципы. У каждого они свои, но у части людей могут совпадать. На основе ценностей и принципов строится культура в любой компании.

Например, есть корпорации, где важна исполнительность, чёткость и жесткая иерархия. Сказать что-то авторитету — нет уж, сиди молчи. Если вы слеплены из другого теста — например, вам важны инициативность, свобода и ответственность, вы в такой компании сгорите просто как спичка.

Чтобы определить свои профессиональные ценности, ответьте себе на вопрос — а что мне важно в работе? Это может быть, например, инновационность или устаканенность, лидерство или исполнительность, бежим-горим-делаем или ворк-лайф-баланс. Это могут быть всеми любимые креативность, ответственность и т.д., но заземляйте это на себя — если вам важна креативность, то в чём она проявляется?

Дальше пройдитесь по своим ключевым составным частям. Здесь все стандартно сыпятся на конкретной ошибке — начинают с отстройки от конкурентов.

Как обычно все подходят к задаче “определить свои ключевые навыки”? Вот допустим вы ux-дизайнер. Скорей всего вы начнете с конкурентного анализа — найдёте популярных юиксеров, посмотрите их публикации. Попереживаете “а чем же я лучше, да всё уже сказано, эх гиблое это дело” — и зароете идею развития личного бренда в зародыше.

И нет вопросов к самому анализу конкурентов, штука-то полезная. Просто начинать нужно не с неё.

Вам не отстраиваться от конкурентов надо, а себя найти :) Тогда отсройка произойдет сама собой, автоматом.

Например, вы — программист с 5+ лет опыта. Но какой вы программист? Вы больше про архитектуру или про облачные сервисы? Вы про “сижу и кодю” или больше про тим лидерство? Какой вы в принципе человек — про мемы и шутки-прибаутки или про структурность и собственную базу данных в Обсидиан? А может, вы совмещаете и у вас база мемов по категориям в Обсидиан?

Какая у вас точка зрения? Вы за удобный интерфейс или “оставьте же людям возможность выбирать”? Подумайте, какой у вас подход к решению проблем, или может стиль работы специфический, или какой-то уникальный способ коммуникации с коллегами.

Вы — уникальный коктейль из навыков, взглядов, способов взаимодействия с другими людьми и так далее. Просто нужно сделать шаг назад и посмотреть на себя как на этот самый коктейль, проанализировать состав и обнаружить изюминку.

Собираете из всего, что про себя выделили, некое целостное позиционирование. Еще раз повторюсь — в позиционировании вы не ищете, что нужно рынку. Вы берете за аксиому “я рынку нужен такой какой есть”.

Позиционирование — пример 1:

Программист бэкендер 7+ опыта, люблю участвовать в движухах, но сам не умею их создавать. Могу разложить идею на техническую реализацию на основе пользовательских сценариев. Работал с высоконагруженными системами. Всегда думаю не только о пользователях софта, который делаю, но и о людях с которыми работаю. Не люблю созвоны и митинги, поэтому создаю гайды, чек-листы и скрипты, чтобы можно было не сидеть 4 часа на встрече, а просто обратиться к базе данных с полезняшками. В общении и компании ценю открытость, прозрачность и гибкие процессы, не переношу авторитарность и жёсткую иерархическую структуру с согласованиями и бюрократией

Позиционирование — пример 2:

Маркетолог, перформанс, обожаю циферки и аналитику. Могу не просто настроить все рекламные кампании, но ещё и сделать правильные выводы. Интересуюсь сквозной аналитикой. Цифры не врут, но их нужно уметь читать. Могу об этом говорить часами, люблю обучать команды и делиться знаниями и наработками. Договариваюсь со стейкхолдерами, для меня это каждый раз как интересный челлендж, могу выбить и защитить бюджет под свой отдел и направление, если сам в него верю. Пойду только в дата-дривен компании с налаженной аналитикой.

Теперь важно привлечь к себе ту часть рынка, которой вы реально нужны. Чтобы они вас могли найти, а вы — их.

Для этого вы транслируете через контент в Линкедин своё позиционирование и ценности. Даже если вы просто переводите или цитируете чей-то чужой контент — вы же делаете выбор, что постить, а что нет. Этот выбор должен отражать вас, с вашей личностью и профессионализмом. Условно, если вам важен agile, горизонтальная иерархия и всё самое прогрессивное — вряд ли вы хотите постить у себя перевод статьи про применение канбан в федеральной b2b телеком системе.

Пишите и постите то, что отзывается вам самим.

Что в принципе писать? Какие есть варианты?

— текстовые посты
Тупо текст, пишется как в запрещенной сети Фейсбук. Заходят простыни, но хорошо структурированные. А можно попробовать перемежать с короткими публикациями формата как в Твиттер. К посту можно прикрепить изображения — используйте их как карточки или инфографику

— изображения
Профессиональные мемы, инфографика и полезные карточки. Но не превращайте свой Линкедин в Инстаграм, всё же изображения надо иногда разбавлять текстом :)

— презентации
Разложите какой-нибудь пост на презентацию. Как будто вам нужно что-то с работы объяснить своей бабушке

— переводы чужих статей и постов, пересказ в другом формате или с вашими мыслями и комментариями
Не забывайте давать ссылку на оригинал и автора. Иногда автор вообще может прийти и навести суеты в комментах в хорошем смысле слова — пуститься с вами в обсуждение. Это тоже и охваты повысит, и привлечет новую аудиторию

— опросы
Когда уже соберется какое-то количество аудитории, можно спрашивать их о том-о сём. Заодно узнать, какие у них интересы, что им заходит, какие запросы есть в вашей профессиональной области

Резюме

Чтобы развить свой личный бренд в Линкедин и найти перфект мэтч:

— определяете целевую аудиторию: не только рекрутеров, но и кто ваши коллеги по цеху (которые потом могут вас зареферить в компанию) и нанимающие менеджеры

— определяете навыки и интересы вашей ЦА

— заполняете профиль Линкедин

— определяете собственные принципы работы и ценности, на которые вы опираетесь по жизни

— выделяете свою уникальность — из своего опыта, желаний, навыков и взглядов

— формируете на основе своих ценностей и уникальности → своё позиционирование

— из позиционирования определяете, о чем писать и как отбирать контент на свой профиль в Линкедин

— публикуете контент, чередуя разные форматы

профит!

Что может пойти не так

Там есть ещё много всякого интересного, в этой теме. Самое печальное, пожалуй, это то, что личный бренд и попытки им заниматься гасятся синдромом самозванца. Но про него нужно отдельную статью писать.

Вторая по популярности причина, почему люди не идут проявляться собой — ассоциация с инфоцыганами и личнобрендовцами в Инстаграм, когда из обычной девочки или мальчика раздувается образ “ЭТО ГЕНИАЛЬНО”, “успешный успех и руль от бмв” и “боже, я миллионер, почему я раньше так не жил”. Но вы же — не такие :) Вы же не продаёте воздух, вы работу ищете. Вы специалист, со своими навыками и видением.

Если вам интересно узнать больше о позиционировании, брендах, как искать продукт-маркет-фит и всё это приправлено психологией и тем, как устроен наш мозг и наше внимание — подписывайтесь на мой тг-канал. Всем рада 🧡

Конструктивная критика и вопросы приглашаются в комменты ↓

88
6 комментариев

1. Определите свою нишу и целевую аудиторию. Размышляйте о том, какие навыки и знания вы можете предоставить своим потенциальным клиентам или работодателям.

2. Заполните свой профиль на LinkedIn. Убедитесь, что ваш профиль содержит полную информацию о вас, включая профессиональный опыт, образование, навыки и достижения.

3. Создайте сильный заголовок профиля. Заголовок должен кратко и точно отражать вашу экспертизу и ценность для вашей аудитории.

4. Опубликуйте статьи и контент, который поможет установить вас как эксперта в своей области. Регулярно публикуйте новости, исследования, статьи и другой контент, который может быть полезен для вашей аудитории.

5. Активно участвуйте в сообществах LinkedIn. Присоединяйтесь к группам, которые относятся к вашей нише, и участвуйте в дискуссиях.

6. Устанавливайте контакты с другими профессионалами в вашей области. Используйте LinkedIn для поиска новых контактов и установления связей с другими профессионалами в вашей области.

7. Будьте активными и находчивыми. Отвечайте на комментарии, задавайте вопросы и участвуйте в дискуссиях. Это поможет установить вас как эксперта и создать личный бренд на LinkedIn.

Ответить

Абсолютно любая история:
— помещение в контекст
— описание главных героев
— завязка, возникновение проблемы
— сюжет
— кульминация
— завершение истории
— выводы или задел на продолжение

Я тоже умею пользоваться ЧатGPT :) Но это не обесценивает работу всех сценаристов, которые умеют создавать истории и заставляют аудиторию увлеченно следить за очередной завязкой-сюжетом-развязкой главного героя.

2
Ответить

А насколько стоит компаниям на российском рынке развивать Линкедин?

Ответить

Зависит от целей и самой компании. Не особо видела, чтобы российские работодатели развивали свой hr-бренд через контент-маркетинг в Линкедин для привоечения соискателей, в отличие от зарубежных. Но странички тех же Яндекс, Скайенг или Рандом кофе (специально взяла для примера компании разного масштаба) — там есть, вакансии публикуются.

В Линкедин на российском рынке, насколько я знаю, активно сидят сегменты hr, директора и топ-менеджеры, маркетологи-юиксеры-пиарщики и сейлзы-аккаунты b2b. Я знаю, что они через личный бренд отлично привлекают к себе внимание и клиентов.

Если компании нужно привлекать подобных людей — почему нет. Вы всё равно развиваете где-то бренд компании, так почему не адаптировать контент ещё и под Линкедин, хуже-то не будет. Я бы тестировала и смотрела на результаты.

2
Ответить

Смысл есть, если хотите привлекать IT/Digital спецов. По опыту - в Линке сидят более продвинутые и скиловые соискатели. Но и вам за них придется поконкурировать с западными компаниями.

1
Ответить

Все зависит с кем вы контактируете. Если с представителями из-за пределов России, то очень стоит

Ответить