Устаревшие техники SEO: методы, которые больше не работают

С развитием современных технологий меняется и подход к SEO-оптимизации. Некоторые техники отмирают, а на их место приходят более совершенные. Рассмотрим приемы, которые работали в прошлом, но сегодня пользы не принесут.

Плоские URL-адреса

Плоский URL-адрес — это структура сайта без иерархии. Это значит, что каждая категория на сайте открывается с главной страницы и не имеет вложенных подпапок.

Для примера рассмотрим условный магазин детских товаров, который торгует игрушками, детской одеждой, канцтоварами. Представим, как выглядели бы плоские URL-ы для этого магазина.

В иерархической структуре, которая применяется для большинства сайтов сегодня, эти товары следовало бы включить в отдельную родительскую категорию (“Одежда”) и дополнительно разбить на поддиректории (“Одежда для девочек”, “Одежда для мальчиков”). Следовательно, ссылки в современной архитектуре сайта выглядели бы так:

Ошибкой как таковой плоская структура URL не считается. Однако сегодня поисковые боты все лучше распознают контекст страницы и определяют его в том числе по URL. Также иерархическая структура сайта и URL-адресов улучшает пользовательский опыт и облегчает навигацию — как посетителям, так и ботам.

Использование дополнительных префиксов вида /catalog/, /item/, /category/ тоже уместно и допустимо, дополнительных преимуществ от использования такого формата для SEO адресов нет.

Устаревшие SEO-техники работы с ключами

Когда SEO только зарождалось, бытовало мнение, что SEO-продвижение — это только о ключах и их нужно использовать как можно больше. Поэтому применялись такие приемы, как:

“Фаршировка” текста ключами (Keyword stuffing)

Контент буквально набивали ключами под завязку. При этом читабельность текста отходила на второй план. Иногда встречались «статьи», которые состояли из одних только ключей.

Особой популярностью пользовалась (еще лет пять назад) «фаршировка» геозависимыми запросами, при которой коммерческий ключ сопровождался целым хвостом из географических названий, например, «Купить кондиционер Москва, Питер, Екатеринбург, Краснодар».

Но со временем алгоритмы Google и Яндекс усовершенствовались и отодвинули технику “фаршировки” далеко за границы развития SEO.

Устаревшие техники SEO: методы, которые больше не работают

Скрытый текст

Техника заключалась в том, чтобы скрывать часть ключей от пользователей, но оставлять их видимыми для поисковиков. Таким образом читабельность текста повышалась, а сайт с подобным контентом индексировался выше.

Тексты скрывали разными способами. Чаще всего располагали ключ за иллюстрациями, уменьшали размер шрифта до нулевого или маскировали под фон страницы.

Также перестал работать клоакинг - техника, когда тексты видны пользователям, но не видны поисковым роботам.

Устаревшие техники SEO: методы, которые больше не работают

Машинный текст

Формулировка “машинный текст” актуальна для двух явлений.

В первом случае тексты на определенные страницы сайта подгружали специальными скриптами. Довольно часто это относилось, например, к карточкам товаров, которые перенасыщались запросами. Так, в одну карточку могло входить сразу несколько ключевиков:

  • “Купить джинсы в Москве”;
  • “Купить мужские джинсы”;
  • “Купить джинсы большого размера”.

Таким образом, при объеме карточки до 1 000 знаков половину занимали ключи.

Во втором случае речь идет о текстах, написанных копирайтерами, но по техническому заданию с жестким требованием прописывать ключи в точном вхождении, ровно так, как их выдал, к примеру, Wordstat, даже если во вхождении присутствовали орфографические ошибки.

Примером такого ключа может стать предложение “Хотите кондиционер Москва купить?”

Устаревшие техники SEO: методы, которые больше не работают

Разумеется, читабельность страдала катастрофически, а у читателя создавалось впечатление, что текст создан машиной.

Все перечисленные техники ушли в прошлое, потому что поисковые боты Google давно научились понимать словоформы, разбавленные вхождения, контекст употребления ключа. Теперь они требуют для хорошего ранжирования не обилия запросов, а полезного контента, релевантного интенту пользователя и тематике сайта.

Контент

С появлением новых требований от Google принципы создания контента тоже изменились.

В прошлое ушли:

Машинная уникализация

Конечно, контент для сайта все еще должен быть уникальным, но сегодня приоритет все же отдается читабельности.

В прошлом, когда качеству текстов поисковые алгоритмы придавали куда меньше значения, некоторые SEO-оптимизаторы и контент-мейкеры пользовались спиннингом — сервисами для автоматической синонимизации. Уникальность повышалась при минимальных затратах времени, однако качество оставляло желать лучшего.

Сегодня автоматическая уникализация не подойдет даже для наполнения PBN-сетей. Для получения качественного, ранжируемого текста нужно пользоваться услугами хорошего копирайтера либо одним из дорогостоящих инструментов по генерации, но и здесь понадобится присмотр профессионального автора-редактора.

Для шаблонных контентных блоков (Преимущества, списки услуг) уникализация и синонимизация может работать, так как делается преимущественно для пользователей.

Для значимых блоков текста (Вопросы и ответы, Контент) риски при использовании системы могут быть высокими и не стоит их применять.

Устаревшие техники SEO: методы, которые больше не работают

Однако, в 2021-2022 гг. появились новые сервисы генерации текстов с помощью искусственного интеллекта. Поисковые системы декларируют, что они не против сгенерированных текстов, но против спама в них и неактуальных данных.

Поэтому при генерации таких блоков текстов нужны серьезные ручные проверки и опыт показал, что такие тексты подходят только для коротких текстовых блоков.

Лонгриды ради лонгридов

Еще не так давно написание текста длиннее, чем у конкурентов, гарантированно повышало позицию сайта в выдаче. Поэтому даже по самым узкоспециализированным темам от контент-мейкеров требовали статей на 8 000-10 000 знаков, тогда как для изложения полезного материала хватило бы и 2 000. Еще в середине нулевых можно было найти интернет-магазин с описанием товара в карточке длиной с хорошее эссе.

Сегодня длина текста имеет второстепенное влияние на ранжирование. По современным стандартам SEO, писать нужно так, чтобы полностью ответить на запрос и дать читателю максимум полезной информации. И если для развернутого ответа хватит 1 500 символов, “лить воду” необязательно. Поисковые алгоритмы 2023 года оценивают в первую очередь полезность текста.

При выборе - сделать 1 длинную статью по теме А или несколько разных статей по разным подтемам специалисты всегда руководствуются здравым смыслом, а не рекомендациями.

Единственной рабочей парадигмой в SEO является исследование ТОПов для поиска закономерностей.

Относительно лонгридов - хорошей практикой является указание времени чтения и содержания статьи.

Устаревшие техники SEO: методы, которые больше не работают

Неуместная синдикация контента

Именно с синдикации контента начинался линкбилдинг. В начале двухтысячных абсолютно нормальными практиками считались создание каталогов с чужими статьями, публикация чужого контента и размещение собственных статей в нескольких источниках.

Таким образом, владельцы ресурсов получали ссылочный вес, но пользователи нередко сталкивались с дублированным контентом. Но в 2011 году Google выпустил алгоритм Panda для борьбы с неуникальным (дублированным) контентом на сайтах, что заставило SEO-оптимизаторов отказаться от синдикации.

Сама по себе синдикация контента не является нарушением и может быть даже полезной, однако важно не превращать этот метод в спамный.

Устаревшие техники SEO: методы, которые больше не работают

Создание ненужных страниц под запросы

Еще года четыре назад SEO-специалисты использовали для страниц продвижение по одному ключу. Для каждого запроса в семантическом ядре была предусмотрена своя страница. Так, например, на одном сайте можно было найти материалы:

  • “Как получить кредит студентам”;
  • “Как получить кредит пенсионерам”;
  • “Кредит для безработных”
  • и другие.

При этом информация, размещенная в по-разному оптимизированных разделах, была примерно одинаковой с некоторыми незначительными различиями, в основном связанными с продвигаемыми ключами.

Сегодня этот подход потерял востребованность. Современные SEO-специалисты продвигают страницы по группам совместимых ключей. Обычно эти кластеры включают несколько высокочастотных, несколько — среднечастотных и один-два низкочастотных ключа.

Работа со ссылками

Техники линкбилдинга важны для ранжирования сайта. Но при построении ссылочных связей следует избегать:

Переспама анкоров

Допустимо использовать для формирования анкоров ключевые слова. Однако анкоры, состоящие из одних только ключей, могут быть расценены поисковиком как спам.

Если раньше можно было увидеть гиперссылку, спрятанную под фразой “Купить кондиционер Самсунг в Москве недорого в интернет-магазине”, то сегодня подобная громоздкая конструкция сразу понизит позицию сайта в выдаче.

Низкой релевантности

Релевантность в линкбилдинге рассматривается в двух аспектах.

  • Анкор должен быть релевантен собственному окружению в тексте. Нельзя анкор “Настенный кондиционер” вписать в продающий текст о детских колясках.
  • Обратная ссылка должна быть получена с сайта подобной или смежной тематики. То есть ссылка на магазин тех же кондиционеров, размещенная в блоге о климатической технике, будет иметь в глазах Google гораздо больший ссылочный вес, чем эта же ссылка, расположенная в статье о благоустройстве квартиры.

Массовая закупка ссылок

Еще в начале и середине нулевых покупка и продажа пакетов ссылок на соответствующих биржах пользовалась огромной популярностью. Теперь же подобный метод продвижения сайта и наращивания ссылочной массы перестал работать.

Купить ссылку на бирже сегодня — значит не соблюсти требования релевантности, а еще разместиться на, вероятнее всего, слабом ресурсе, бэклинк с которого может расцениваться как спам.

Ссылки стоит размещать на авторитетных ресурсах, отбирать которые необходимо вручную. И наращивание ссылочного профиля должно происходить плавно, чтобы не допустить ссылочного взрыва — резкого прироста линк-профиля — который Google может отнести к попыткам манипуляции и понизить, а то и вовсе исключить сайт из выдачи.

Спам конкурентов

Это дискредитация ссылочного профиля конкурентов. Метод, при котором владелец сайта заказывает обратные ссылки на сайт конкурента на сомнительных или вовсе запрещенных ресурсах.

Метод этот не только неэтичный, но и весьма затратный по времени и финансам. Гораздо эффективнее вкладывать ресурсы в развитие собственного проекта и создание качественного контента.

Достаточно давно массовый спам конкурента также не работает.

Иначе ссылки со спамных сайтов с нецензурными анкорами или анкорами с иероглифами сильно понижали бы позиции любого сайта.

Устаревшие техники SEO: методы, которые больше не работают

Заключение

SEO-сфера развивается по мере совершенствования поисковых алгоритмов. “Фаршировка ключами”, “покупка ссылок на биржах”, “искусственная лонгридизация” и уникализация — методы, эффективность которых стремится к минус бесконечности.

Чтобы ваш ресурс оставался в топе, следите за последними тенденциями SEO-оптимизации и адаптируйте сайт под самые актуальные требования поисковых ботов.

55
23 комментария

Для каждого запроса в семантическом ядре была предусмотрена своя страница... информация, размещенная в по-разному оптимизированных разделах, была примерно одинаковой... этот подход потерял востребованностьАхах, тут недавно был кейс как раз о том, как люди провернули такой подход и неплохо набрали позиций. Это ещё раз говорит о том, что в SEO нет догм и что-то работает у вас сегодня, но может не работать в другой нише или завтра.

кластеры включают несколько высокочастотных, несколько — среднечастотных и один-два низкочастотных ключаРазве? Здесь тоже бывает очень по-разному. Где-то в кластере очень много (сотни) НЧ, где-то только СЧ и т.д.

Как резюме: в SEO не имеет смысла заявлять категорически о работающих и неработающих методиках и приёмах, разве только в кейсах (вот здесь у нас получилось это и это, а вот это не сработало).

1
Ответить

Ольга, спасибо, что делитесь опытом.
Обратный кейс - скорее всего точечная реализация, актуальная для конкретной ниши в рамках исключения.
Сотни НЧ - это тоже очень редкое исключение, но на отдельных инфо-статьях такое бывает.
И да - кейсы - наше все.

1
Ответить

По поводу страниц под отдельные запросы. Я как то текстировал создание узконаправленных рубрик в блоге и писал много небольших статей под НЧ запросы. Они очень хорошо ранжировались. У меня в топ даже вышла статья под запрос "Яндекс Метрика личный кабинет". Даже трафик был на такие статьи.

А в каждой статье, стояли ссылки на более важные статьи, которые уже ссылались на коммерческие страницы.

1
Ответить

Отличная идея для новой статьи!

1
Ответить

Плоские URL имеют право на существование, если у нас хорошая перелинковка на страницах. Спасибо за статью

1
Ответить

на старом сайте с историей допустимо оставить плоские урлы (есть даже примеры урлов с GET-параметрами в топе)
но желательно сделать иерархические урлы.

Ответить

Екатерина, приветствую, подскажите есть ли у вас аргументированные доводы (в виде личных кейсов, исследований, опыта) относительно этих пунктов? Или это рерайт статей из интернета? Не хочется задавать вопросы по всем пунктам, на первом остановлюсь - какая-то доказательная база, что иерархическая структура лучше плоской у вас есть?

1
Ответить