О Rambler, сложных бонусах «Спасибо» и дорогом эквайринге: Герман Греф рассказал о работе «Сбербанка» и планах

Главное из интервью главы банка «Коммерсанту» перед собранием акционеров, где пройдёт голосование о продлении контракта Грефа.

О Rambler, сложных бонусах «Спасибо» и дорогом эквайринге: Герман Греф рассказал о работе «Сбербанка» и планах

О покупке доли в Rambler Group и планах

Для нас здесь есть целый ряд очень комплементарных направлений. Первое — онлайн-кинотеатр Okko с очень интересной бизнес-моделью. Мы видим, как его улучшить, сделать первым на рынке.

Новостные агрегаторы тоже интересны. Очень серьезную работу придется провести по совершенствованию платформы, но это будет наш вклад, все деньги от сделки идут на развитие.

У нас уже есть большой совместный бизнес — цифровая платформа для ресторанного рынка «Фудплекс». Он достаточно хорошо развивается, и благодаря сделке мы увеличим долю с примерно 35% до 49%.

Сервисы по продаже билетов («Афиша.ру» и другие) также комплементарны. Мы искали возможности на этом рынке и в сделке с Rambler получили все в комплексе.

В ближайшие пару месяцев закончим сделку, к этому моменту утвердим бизнес-план. Все деньги, которые мы платим, предназначены на инвестиции, поэтому изменения начнутся сразу.

О планах на сервис «Работа.ру»

Мы не планировали заниматься хедхантингом. Но сейчас действительно закрываем сделку по покупке третьего игрока на рынке и ставим задачу сделать его первым.

Пока не обсуждаем (его выход на биржу как HeadHunter), но вариант возможен.

О совместных проектах с «Яндексом» и возможной покупке Ozon

Сейчас у нас три проекта: «Яндекс.Маркет» — площадка сравнения цен; «Беру» — внутренняя торговая площадка; Bringly — кроссграничная торговля.

Пока, как и большинство игроков в электронной торговле, мы торгуем себе в убыток. Сегодня главная задача — завоевание доли рынка.

У «Беру», например, пока она не очень большая, но в течение трех-четырех лет, думаю, будем вторым игроком.

Мы рассматривали покупку Ozon до того, как купили долю в «Яндекс.Маркет». Сегодня уже не рассматриваем.

О регистрации торгового знака «Сбер»

Мы уже столкнулись с тем, что пришлось выкупать какие-то названия (например, «СберХ»). Поэтому на всякий случай зарегистрировали максимально широкий спектр использования товарного знака, а дальше будет видно.

Об операторе «СберМобайл»

Сервисы связи доступны в 34 субъектах России, и в этом году экспансия продолжится. С сентября 2018 года оформлены сотни тысяч SIM-карт. По итогам года и комплексного анализа будет принято решение о дальнейшем масштабировании проекта.

Прибыли пока нет, слишком ранняя фаза, но развитие идет близко с бизнес-планом.

У «Сбербанк-Телекома» есть ряд проектов, которые позволяют банку добиться существенной экономии и делают «СберМобайл» финансово успешным уже сейчас. Среди них push-оповещения и VoIP-звонки в контактный центр из мобильного приложения.

Почему система бонусов «Спасибо» такая сложная

Просто кэшбек нам неинтересен. Возможность конвертировать баллы в деньги есть, но не по курсу 1:1. Выгоднее приобретать на баллы товары у партнеров.

Мы как экосистема заинтересованы, чтобы вы оставались и использовали накопленные баллы внутри нашей системы.

На 2019 год наши затраты на эту систему — 25 млрд рублей, это только затраты банка, без учета вложений партнеров.

О комиссиях за эквайринг, которые ритейл считает слишком высокими

В России мы придумали бизнес-модель, выгодную всем, когда банки взяли на себя все расходы на приобретение эквайринговых аппаратов, их обслуживание и разработку программного обеспечения. Это привело Россию в позицию мировых лидеров по удобству и объему безналичных платежей.

Если торговцы будут настаивать на снижении комиссий, мы не будем себе в убыток содержать всю сеть эквайринга. Мы будем вынуждены вернуться к предыдущей бизнес-модели, торговым предприятиям придется покупать эквайринговые аппараты, заказывать софт, самим отвечать за обслуживание.

Тогда они будут иметь стоимость эквайринга такую же, как в Европе. Но в итоге это получится дороже, чем сегодня.

Почему «Сбербанк» не подключается к системе быстрых платежей по номеру от ЦБ

Мы ведем переговоры с ЦБ и надеемся, что удастся найти компромисс. Мы будем подключены, но на определенных условиях, которые создают смысл для дальнейшего развития системы. Речь в первую очередь об экономических условиях и безопасности. Если нас подключат принудительно, бизнес-модель просматривается сложно.

Мы были первыми на рынке и не пользовались никакими преференциями. Зачем регулятору создавать альтернативно-принудительное счастье вместо отслеживания недискриминационного партнерства, для меня неясно.

С нынешними партнёрами по переводам по номеру телефона мы друг другу платим за трафик: если их клиенты переводят нам — они платят, если наш клиент переводит им — мы платим.

Основная цель «Сбербанка»

Самая амбициозная задача, которую только можно придумать,— не просто цифровая трансформация банка, а построение цифровой экосистемы. И она чрезвычайно сложна в реализации. Если бы сейчас я покинул пост, это было бы не очень честно перед акционерами. Поставив такие задачи, нужно довести их до состояния, когда ни у кого не будет сомнений, что достижение целей в высокой степени обеспечено.

Будем надеяться, что к 2024 году, когда заканчивается мой контракт, мы увидим более или менее работающую экосистему.

2323
62 комментария

Перспективная ветка, но читать лучше в том браузере, в котором открывали.

31
Ответить

но это же давно не актуально, шутите в том времени, в котором было актуально)

3
Ответить
Комментарий удалён модератором

Просто клиенты им не интересны.

8
Ответить

Кэшбек - модная фишка для плебса с южнага бутага, его сегодня раздают все кому не лень на каждом углу, как микрозаймы. А Греф - дядя взрослый и серьезный.

1
Ответить

Это собрание не клиентов, а акционеров.

1
Ответить

Там логика такая, что им и так нагнали пенсионеров и бюджетников на безальтернативной основе, а если ввести кэшбек - то это же всем им придется платить какую-то копеечку. Очень рыночный и конкурентный банк, ага.

Ответить