Личная продуктивность. Навыки vs Генетика

В погоне за максимумом от своего потенциала, человек перебирает все доступные инструменты. В какой-то момент, перед ним возникает проблема, когда развитие навыков упирается в рамки генетики. Так ли это? Справедливо ли это только для спорта, или интеллектуальная деятельность тоже заперта за генетической решеткой? И что с этим всем можно сделать?

Личная продуктивность. Навыки vs Генетика

Как ни странно, но работа в редактировании генома ведется ударными темпами. Та же технология CRISPR предлагает инструменты корректировки генетического когда. Но операции все еще баснословно дороги, и эффективны для редактирования генома у эмбрионов, но не взрослых особей. Впрочем, у человека остается широкий набор инструментов для саморазвития. Обзор таких инструментов можете найти в нашем Телеграм-сообществе. Подписывайтесь, чтобы держать под рукой знания о возможностях и будущем потенциале.

Вопрос навыков и генетики

В ранних материалах мы периодически пишем о мозге, как о сплетении саморегулирующихся систем, работа которых сводится к решению задач, что диктуются внешней средой и внутренними мотивами. Они не обособлены, а наоборот, существуют в неком единстве, поддерживаемые друг другом. То же самое касается генетики и навыков.

Принципы работы генетики

Личная продуктивность. Навыки vs Генетика

Если опираться на работы Докинза, то цель организма — выжить достаточно долго, чтобы оставить потомство и обеспечить его выживание. Те организмы, которые делают всё это лучше остальных, получают дополнительные преимущества: продолжительность жизни, физическое здоровье, нейрогенез и нейропластичность. Но эти качества не даются сверху, как награда, а просто закрепляются в выжившем новом поколении. Прокачать их, используя топ витаминов для энергии и продуктивности, это как запустить ракету с двигателем на дровах. В теории можно, но на практике практически нереально.

Весь генетический потенциал, который наследует человек, так или иначе используется в жизни. Есть теории о мусорной ДНК, но они крайне близки к ложной концепции, что мы используем всего лишь 10% от потенциала мозга. То, что некоторые гены не активны сегодня, означает лишь то, что когда-то они помогли выжить одному из наших предков. И закрепились в организме. До определенного момента.

Выживая, организм не придерживается какой-то одной стратегии. Даже наоборот, те особи, поведение которых минимально гибкое, первыми сходят с дистанции, как неспособные измениться под обстоятельства. Но это уже тема отдельной философской статьи.

Генетика — это как сырое ядро линукса. Ты можешь собрать из него нейросеть, или простейший терминал. Но мы, чаще всего, что-то начинаем, что-то бросаем, что-то пускаем на самотек. И вместо того, чтобы прокачивать мозг нагрузкой и решением задач, ищем витамины для улучшения памяти, которые позволяют запоминать больше мемов и новостей из мира брендов и трендовых течений.

Особенности формирования навыков

Личная продуктивность. Навыки vs Генетика

Развитие навыков это уже про адаптацию к ситуации в рамках «здесь и сейчас». Способов приобретать новые навыки существует немеряно. Есть и теория о 10 000 часах, которую то превозносят до небес, то критикуют за несостоятельность. Даже правильно сваренный утренний кофе может неплохо переключить мозг! Есть эдакие практики развития мозговой гибкости, когда делаешь привычные вещи непривычным способом. И наоборот, когда делаешь жизнь максимально скучной, чтоб не сливать дофамин на всё подряд.

Навыки одновременно завязаны как на нашей деятельности в моменте, так и на всём генетическом бэкграунде, который накопился за нашими плечами. Но, и бэкграунд, и окружающая среда ставят нас в ситуацию, когда важна не прокачка одного навыка, а планомерное развитие по нескольким векторам.

И именно это положение воспринимается нами, как генетическое ограничение:

  • Бодибилдеры упираются в размер конкретной мышцы и не могут сделать её больше, чтобы подогнать тело под определенные требования модных параметров именно сейчас.
  • Трудоголики шипят от неудовольствия, так как вместо работы вынуждены убираться в доме, ходить в магазины и спать. Хотя это нужно для удовлетворения генетически обусловленных циклов организма для питания и отдыха.
  • Гонщики за саморазвитием мозга рискуют попасть в настоящую зависимость от ноотропов, так как думают, что чем выше концентрация добавок в крови, тем лучше работает их мозг.
  • Зацикленные на детях родители видят во всем угрозу и посягательство на их чадо. А любое предложение дать ребенку выбор, воспринимается ими как посягательство на здоровье ребенка. Хотя дело в генетическом механизме материнства/отцовства и стремление дать потомству идеальные условия для развития.

Непонимание того, как использовать генетику вместе с развивающимися навыками создает внутренний конфликт. Когда человеку кажется, что он заперт в клетку жизненных обстоятельств. Вопрос только в том, что с этим делать?

Как объединить навыки и генетику?

Отвечает профессор из Гарварда
Отвечает профессор из Гарварда

Противопоставленными навыки и генетику делают не обстоятельства, а наши мотивы, облеченные в социальные конструкты. Например, тот же культ продуктивности, когда если ты не занят, значит ты теряешь время впустую. Но как тогда отдыхать? Или параметры успешности, красоты, преуспевания — за которыми гонится буквально каждый. Где искать истину на этом поприще?

Проблема Реального и Идеального «Я»

Личная продуктивность. Навыки vs Генетика

Чаще всего, претензии к генетике, социальному окружению и палкам в колесах собственной продуктивности объясняются разницей между реальным и идеальным образами «Я». Здесь уместно обратиться с работам Карла Роджерса, Абрахама Маслоу, того самого, кто придумал пирамиду потребностей, немного упомянуть Тимоти Лири и Жана Бодрийяра, которым описана теория постмодернизма. Если суммировать плоды их работ, то в итоге:

  • Человек, как продукт эволюции, приобрел удивительное для живых существ свойство. Мы можем воображать нечто абстрактное, делая его в мечтах абсолютно материальным. И воспринимать это, как данность.
  • С помощью медиа, инструментов социальных сетей, системы кредитов и социальных связей, люди могут создавать свои идеальные образы, демонстрируя их в сети. Любой успешный бизнесмен с папины деньгами, или бодибилдер с деньгами и доступом к «Витамину Т» могут рассказывать про сложный путь, когда они добивались успеха кровью и потом. Выставляя на обозрение свой идеальный образ.
  • Человек, листающий инстраграмм, будет восторгаться этими иконами, ведь буквальный перевод слова «икона» — это образ. И человек будет стараться делать что угодно, лишь бы походить на свои идеальные образы.

Как результат постоянного нахождения внутри медиа-образов успешности, у человека создается ложное чувство, что он использует мизерную долю собственных знаний, умений и навыков. В противовес он приобретает невероятно раздутый образ своей идеальной жизни. На контрасте этих образов, которые описаны как «Я-Реальный» и «Я-Идеальный», и разжигается внутренний стресс, а его следствием становится конфликт личности.

Способы решения

Самое главное, это понять, что генетика не ограничивает конкретно ваш потенциал. Разумеется, если речь не идет о генетическом заболевании. Ваш организм — продукт миллионов лет жесткого отбора, противостояния с силами природы, выживания и размножения. И в результате этой борьбы он смог вынести с собой конкретный набор генов.

Эти гены — фундамент для ваших действий. Теперь вы вольны пользоваться наследием так, как посчитаете нужным. И, самым опасным в этом выборе, будет «поставить всё на зеро». Упереться в нереалистичный сценарий, и слепо следовать догматам:

  • Постоянно быть продуктивнее и успешнее всех окружающих вас людей.
  • Зарабатывать больше и больше, ведь чем больше денег, тем больше возможностей.
  • Постоянно обучаться, чтобы оставаться экспертным в своей области. Но из-за дефицита времени и ресурсов не видеть способа применить эти знания.
  • Забивать на личную жизнь и отдаваться семье, только потому, что так надо.

Это лишь верхушка айсберга. Генетический набор, экспрессия генов в разные жизненные периоды, огромный выбор возможностей для применения умений и навыков. Все это одновременно определяется и сдерживается нашим видением ситуации. Не более того.

Личная продуктивность и принципы развития

Образец продуктивности. Уже за тридцатник, а сил хватает, чтоб после работы еще куда-то бежать и что-то делать
Образец продуктивности. Уже за тридцатник, а сил хватает, чтоб после работы еще куда-то бежать и что-то делать

Генетика безусловно важна. Но крайне глупо завидовать тем, у кого она якобы «лучше». Мы все одинаково сложные, с разными целями, возможностями, местом проживания и видением жизни. И наша продуктивность держится не на следовании каким-то правилам или требованиям, а как раз в том, чтобы понять, как именно действует мой организм, моя биологическая система — и взять от неё максимум. Вовремя применив хороший простой стек для внимания и энергии.

А вот уже об инструментах, позволяющих взять от организма больше возможностей, мы и рассказываем в нашем сообществе. Собирая в нем как новости из мира генетики, про заложенный в нас потенциал. Так и предлагая инструменты, чтобы прямо здесь и сейчас поработать чуть дольше, запомнить чуть больше и оставаться сосредоточенным и погруженным в работу.

Если хотите еще больше эксклюзивных материалов, приглашаем вас пройти небольшой квиз, в награду вы получите полноценный Гайд начинающего биохакера. Он расскажет, как без особых усилий повысить свою продуктивность и оставаться энергичным в течении всего дня.

До скорых встреч !

3030
20 комментариев

Блен, про ядро линукса прям капец как точно! Я бы даже сравнил с рандомным строительным магазином, куда ты врываешься, накидываешь всё подряд в тележку и на выходе разгребаешь

Неее, это если б ты разгреб все инструменты и детали, что собирал твой дед в сарае

2

Комментарий недоступен

1

Возможно надпочечники) а я наоборот после кофе не могу работать, мысли скачут как шальные пули.

Наркомания)

Спасибо, очень хорошо подмечено про нарциссическую иллюзию возможности достичь идеального из-за которой просирается многообразие реальной жизни и подаренный нам миллионами лет эволюции потенциал. Преисполнилась)

1

Что за профессор из Гарварда? И при чем он здесь?