«Если мы объединимся с “Яндексом”, то “Сберу” мало не покажется»: главное из разговора Тинькова, Воложа и Мордашова

Главы «Яндекса», «Тинькофф» и «Северстали» обсудили будущее людей, компаний и предпринимателей.

7 июня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась сессия «Технологии в масштабе: игра на опережение». Модератором выступил Александр Сухаревски, управляющий партнёр McKinsey Digital.

«Если мы объединимся с “Яндексом”, то “Сберу” мало не покажется»: главное из разговора Тинькова, Воложа и Мордашова

В сессии приняли участие:

  • Аркадий Волож, сооснователь и генеральный директор группы компаний «Яндекс».
  • Алексей Мордашов, председатель совета директоров «Северстали».
  • Олег Тиньков, председатель совета директоров «Тинькофф банка».

Они поделились идеями о развитии технологий и профессий, рассказали о проблемах с кадрами и российским инвестиционным рынком, а также обсудили возможность объединения «Яндекса» и «Тинькофф».

Про искусственный интеллект

По мнению главы «Яндекса» Аркадия Воложа, ИИ не изменит человеческие функции — это лишь ещё одна индустриальная революция, которая призвана оптимизировать рутинные задачи человека, как это было с паровыми машинами и электричеством.

«Если мы объединимся с “Яндексом”, то “Сберу” мало не покажется»: главное из разговора Тинькова, Воложа и Мордашова

Главное не меняется: искусственный интеллект — это просто ещё одна индустриальная революция. Не меньше и не больше, человек остаётся, ИИ не меняет самого человека, он забирает на себя рутинные функции так же, как и какой-нибудь экскаватор.

Экскаватором лучше копать, чем лопатой, на поезде быстрее, чем на лошади или пешком, так и с ИИ — что-то рутинное становится гораздо эффективнее, когда делает машина, а не человек. Но человеческие функции ИИ не собирается менять.

Аркадий Волож

О профессиях будущего и проблемах с поиском кадров

Аркадий Волож считает, что несмотря на технические революции, всегда будут важны человеческие профессии, те, что связаны с общением людей: «Это всегда будет дорого, бутиково, важно. Это не рутинная вещь, и она трудно заменяемая».

Рутинные же работы легко убрать, так как они «производят много данных, а всё, что производит много данных, легко автоматизируется».

Автоматизируется всё вплоть до вождения автомобиля. Уйдут рутинные и посреднические (создающие дополнительную неэффективность) профессии. Профессии, которые создают что-то новое, они, наоборот, будут всё больше в цене. То, что производится, — ценно. Всё, что близко к потребителю, — ценно. Всё, что посередине, — должно выравниваться и уходить.

Аркадий Волож

Мордашов обратил внимание, что факторами успеха человека всё больше становятся навыки, не привязанные к конкретной профессии.

Возрастает значимость soft skills — способности вычленять главное и второстепенное, разбирать задачи, анализировать причины и следствия, работать с людьми. Это фактор колоссального значения. Нужны открытость мышления, способность воспринимать новые идеи и правду.

В целом то, как нас учат в школах и университетах, — архаично и невостребованно. Мы проверяем способности людей, исходя из того, насколько они запомнили какую-то страницу в учебнике и смогли её повторить преподавателю и аккуратно переписать.

Алексей Мордашов

Советское образование, которое «было востребовано и раньше работало», теперь не работает, а люди не понимают, насколько это важно, считает Олег Тиньков. По его мнению, изменения в образовании — «самое важное и фундаментальное», что должно произойти, но про это «слишком мало говорится».

«Если мы объединимся с “Яндексом”, то “Сберу” мало не покажется»: главное из разговора Тинькова, Воложа и Мордашова

Проблема с поиском кадров в «Тинькофф» — не поиск разработчиков, а лидеров и людей с креативным мышлением. По мнению Тинькова, на креативе «выросла вся Америка», и это причина, по которой США «доминирует над Китаем».

Очевидно, что сейчас такие специальности, как разработчик, аналитик, — переоценены. Потому что «Яндекс», «Северсталь», Mail.ru Group и мы конкурируем за людей. Это действительно перегретый рынок, и проблема образования имеет место.

Я считаю, что в ближайшее время будет дефицит кадров, связанных с креативным мышлением. Это, кстати, инженеры. Советского понятия «инженер» почти не стало, все хотят быть либо разработчиками, либо директорами по маркетингу, либо, не знаю, юристами.

А вот инженер — самое дефицитное. Придумывать — это креативная профессия.

Ещё очень мало лидеров. Мы сталкиваемся с проблемой поиска людей: у нас нет проблем с разработчиками и аналитиками, но все эти ребята скучные, все нерды, а где нужно хоть чуть-чуть креатива добавить, маркетинга, лидерства, харизмы — вот тут начинается полный провал.

Все физтехи, мехматы и МГУ уже в этом плавают. К сожалению, дефицит в ближайшее время будет именно среди таких людей. Потому что креатив — это то, что даёт добавленную стоимость. Это то, на чём выросла вся Америка.

На мой взгляд, весь креатив сосредоточен там, на западном побережье (в США). Китай при всей его мощи и структурности второстепенен по отношению к США, потому что нет в Китае такого креатива, свободы мысли, нету амбиций. Американская мечта победить — вот куда нам нужно двигаться. Разработчиков, бройлеров уже становится достаточно.

Олег Тиньков

Про цитату Ильи Сегаловича о прогрессе и разработках «Яндекса»

Во время разговора Воложа попросили ответить, что имел ввиду Илья Сегалович (второй сооснователь «Яндекса», который умер в 2013 году) фразой «Прогресс неостановим. Работать всё равно ничего не будет».

Имелась в виду простая вещь — всё время происходят какие-то потрясающие изменения, которые меняют весь мир, но первая реакция у людей: «Фу, подумаешь, ничего не работает. Ваш телефон тяжёлый и дорогой, ваш голос в “Алисе” какой-то корявый, и ваш беспилотник ездит, но не везде».

И потом наступает период, когда мы перестаём всё это замечать, когда всё это становится частью жизни, как телефон, как когда-нибудь станет беспилотник, и прогресс уйдёт вглубь и перестанет быть заметным.

Аркадий Волож

Про объединение «Тинькофф» с «Яндексом»

Во время разговора о российских и иностранных экосистемах Олег Тиньков предложил обратить внимание на китайские экосистемы, чей успех основан на том, что в каждой системе внутри есть банк. По его словам, «человек не может покупать продукты, пользоваться подписками и сервисами, не платя деньги».

И так как у «Яндекса» нет своего банка, Тиньков предложил объединиться, потому что в таком случае капитализация компании «сразу достигнет $20 млрд», а «Сбербанку» «мало не покажется».

Мы должны посмотреть на модели США и Китая. Мы знаем, что в США две системы — Google и Facebook, в Китае два Ма соревнуются — Alipay, WeChat Pay, ещё Baidu. А в России у нас много про экосистемы заявляют, но реально, на мой взгляд, экосистему смогут сделать три игрока — это Mail.ru Group с «Газпромбанком» и «Мегафоном», «Яндекс», и тут самое интересное. Третья — это мы. И есть «Сбербанк».

У Mail.ru Group как будто бы этот банк есть, там всё понятно. Вопрос с «Яндексом»: он с Тиньковым или «Сбербанком»?

Я считаю, что если мы объединимся с «Яндексом», в самом широком смысле, то там и «Сберу» мало не покажется, и капитализация такой компании сразу будет более $20 млрд. Потому что самые талантливые люди работают в этих двух компаниях.

Давайте объединяться, если, конечно, вам это позволит золотая акция «Сбербанка».

Олег Тиньков

В ответ на это Волож пообещал обсудить предложение и поинтересовался, будет ли Тиньков работать в такой компании. «И я буду, и ты будешь!», — ответил основатель «Тинькофф».

На секции вопросов и ответов Воложа попросили дать более полный ответ по поводу возможного объединения. Он заявил, что компания «обсуждает самые разные пути корпоративного развития», а «“Тинькофф” — одна из замечательных опций, но есть ещё много других».

Позже в разговоре с журналистами Тиньков рассказал, что такой компании, как «Яндекс», нужен банк, а идею объединения он обсудит с юристами, пишет Reuters.

Они могут сделать собственный банк, что, по-моему, бредово. Или объединить активы.

О покупке вряд ли может идти речь, у нас нет таких денег. Пока идея объединения мне очень нравится. Надо подумать и с юристами поговорить.

Олег Тиньков

Об инвестициях на российском рынке

Во время сессии был затронут вопрос инвестиционного климата и стартапов в России. По мнению Олега Тинькова, российский и американский рынки существенно отличаются — если в США «бесконечные деньги», то в России, если проект не начал зарабатывать в течение трёх лет — он закрывается.

Чтобы понимать различия между рынками Тиньков посоветовал последнюю книгу Виктора Пелевина, в которой это хорошо объяснено. «Наши стартапы торгуют реализацией, а американские — идеями», — процитировал Тиньков.

Фундаментальная проблема российского бизнеса — это P&L-бизнес на прибыли ( Profits and Losts statement), поэтому Revolut, N26 и прочие финтех- и не только финтех-стартапы, мировой взлёт которых мы видим, в России невозможен.

У нас нет венчурных инвесторов, ангелов, фондового рынка и так далее. И если через три года не начал зарабатывать — ты out of business. Это большое сожаление, с одной стороны, но может и хорошо, потому что это развращает американскую молодёжь — наличие бесконечных денег.

У нас Baring Vostok чуть ли не единственный, кто поддерживает инвестиции. Очень хотелось бы, чтобы такие игроки, как «Северсталь», у кого большие капиталы (и они, наверное, даже с трудом понимают, куда их размещать), шли на наш сектор. Мы приветствуем такие покупки, как «Лента», и может быть, Алексей (Мордашов — vc.ru) должен инвестировать ещё в какие-то технологичные проекты.

В России много талантливых людей, много идей, но нет капитала, венчурный капитализм заключается в лице Майкла Калви, ну и всё. Ну ещё есть «Эльбрус капитал», их две. Подумайте, больше не к кому обратиться!

Олег Тиньков

Мордашов рассказал о том, каким образом «Северсталь» выбирает объекты для инвестиций: компания старается соблюдать баланс между рисками и надёжными вложениями из-за своего основного направления в металлургии.

Алексей Мордашов
Алексей Мордашов

Всегда очень опасно ставить на одну лошадь, и мы стараемся диверсифицироваться, причём в отрасли, которые обещают наибольший стратегический эффект. Отсюда наши инвестиции, например, в talent tech.

У нас есть образовательная платформа EdTech, где мы стараемся создать экосистему, позволяющую развиваться онлайн — курсы и так далее. Мы находимся на пороге изменения людей в ритейле, модель ритейла будет меняться, отсюда и инвестиции в ритейл («Ленты»).

Мы стараемся сбалансировать портфель так, чтобы мы были в тяжёлых классических индустриях — сталь, машиностроение, горная промышленность — и в новых проектах, которые обещают рост. У нас есть восемь направлений, четыре b2b и четыре b2c, мы считаем, что в целом ок.

Алексей Мордашов

О подходах к экспериментам и структуре компаний

Тиньков считает, что важно иметь простую, понятную и «американскую культуру» в компании, чтобы нанимать лучших специалистов. По его словам, «Тинькофф» работает по принципу «бери полномочий, сколько можешь унести, только отвечай за них» и «делай, если не доказано обратное».

Самые лучшие и амбициозные люди идут работать в хорошие компании, где не будут по рукам бить за каждый промах. Конечно, у нас люди ошибаются. Мы теряем кучу времени и денег на всякие вещи, ошибаемся, вот ипотеку закрыли на той неделе.

Это нормальный процесс. Нет никаких проблем, я считаю, только абсолютная свобода в компаниях, культура свободы, предпринимательская культура. Я не занимаюсь операционным управлением, делаю так, чтобы у нас было круто работать.

Олег Тиньков

Аркадий Волож сравнил процессы внутри «Яндекса» с сельскохозяйственными: мутации, наследственность и естественный отбор. По его словам, есть определенная свобода, чтобы давать проектам расти, но при этом работает естественный отбор: «Если нет бизнес-модели, нет пользователей у сервиса, понятно, что он должен это почувствовать и перестать существовать».

У нас три контура — основной бизнес (поиск и реклама), где главное — эффективность, там затачиваются десятые доли процента. Второй контур, где найденные в экспериментах проекты учатся зарабатывать деньги, получают бизнес-модель. Такси — типичный «выпускник» этого контура. Таких у нас с полдюжины.

Есть третий контур, где всё это выращивается и бурлит. Часть проектов появляется на поверхности, через полгода-год, кажется, что неоткуда. Либо какая-то модель дала много пользователей, либо нашли, что сейчас будет хороший бизнес. Обычно это связано. И таких примеров много, например, «Яндекс.Драйв». Полтора года назад его не было вообще, а сейчас он, по-моему, скоро будет вторым в мире.

Скоро у нас будет новое приложение, которое даже я не представлял, что им «Яндекс» занимается, в области моды. Понятия не имеешь, что может там всплыть. Если вы сделали замечательный новый сервис, креативный, всё очень в нём хорошо, но нет пользователей — до свидания.

Аркадий Волож

По мнению Мордашова, ситуация со свободой и экспериментами внутри компании довольно сложная и зависит от самой компании — есть сферы бизнеса, в которых нельзя допускать ошибки.

Например, в нашей основной компании «Северстали», которая даёт львиную долю оборота, ошибки очень дорогостоящие, а есть сфера, где их вообще нельзя допускать, например, связанные с безопасностью труда или данных. И там жёсткая дисциплина.

Мы понимаем, что нужны новые продукты, новые сервисы, а это невозможно без экспериментов. И тут мы постепенно начинаем создавать эту систему Agile и проектов. Для нас была большая история, как сочетать свободу творчества с текущим, довольно стабильным и опасным производством.

Поняли, что нужно разделить текущую деятельность и экспериментальную, и создать два потока. В одном попытки, эксперименты, инвестиции, венчурный капитал, даже венчурный фонд создали для инвестиций в материалы и связанные технологии. Там больше риска и вероятность ошибки, там тоже действует естественный отбор.

Алексей Мордашов

О «Яндекс.Телефоне»

В ответ на заявление Олега Тинькова, что вокруг устройства возник «негативный вайб», Волож сказал, что «Телефон» был неправильно представлен.

«Яндекс.Телефон» был потрясающей вещью. Что делалось изначально: мы сделали оболочку, которая работает на очень простых аппаратах.

И об этом надо было рассказать: берём телефон с конвейера, ставим на него «Яндекс» и получаем вещь. До этого его не покупают, а после — покупают. В презентации его показали как iPhone, это была ошибка, как мне кажется.

Аркадий Волож

О роли государства в жизни частных компаний

По мнению Тинькова, «только капитализм двигает общество вперёд» — предприниматели видят возможности, знают, что можно предложить потребителям, принимают риски, верят в них и инвестируют деньги. Государство же должно «сдерживать предпринимателей», чтобы они «не улетели в космос, как Илон Маск».

Я вообще не очень верю в госкомпании, не верю в эти тренды, хотя они присутствуют во всех странах. Посмотрите, всё, чем мы пользуемся, что видим, даже в этом зале, — всё придумано предпринимателями. Экономику двигают предприниматели, а не какие-то госкомпании.

Предприниматели — визионеры, над ними смеются, как смеялись над нами: «Банк без отделений, Тиньков — идиот», или над Аркадием: «“Алиса” ничего не понимает». Только предпринимательская инициатива. Конечно, нужны чиновники и правительство, потому что они должны сдерживать (предпринимателей — vc.ru).

Если отдать всё на откуп предпринимателям и предпринимательской инициативе, то, наверное, мы будем как Илоны Маски и улетим куда-то в космос. А на деле выясняется, что компании все глубоко убыточные. Хотя должны быть Илоны Маски, чтобы как-то фундаментально двигать мир.

Можно сколько угодно чеболей здесь создавать — это ничего не даёт. В худшем случае тормозят, а в лучшем они удерживают что-то. Баланс какой-то нужно находить, но только предпринимательская инициатива и только частный бизнес.

Олег Тиньков

О цифровизации

Я слышу такое количество раз за день слово «цифровизация», что становится страшно просто. Безусловно, это стало уже каким-то модным словом, которое уже ничего, по-моему, не значит. Этот тренд явно переоценён. Цифровизация… Мы сделаем, кадры нужны.

Олег Тиньков

Что делать, чтобы появилось больше предпринимателей

Миллиардеры сошлись во мнении, что развитие предпринимательства сильно зависит от государства — оно должно создать среду для развития бизнеса и вызывать желание запускать что-то новое.

Нам нужно продолжение реформы, госаппарата, судебной реформы и так далее. Звучит банально, надоедливо, но актуальность от этого не меняется. Инвестиционный климат у нас неблагоприятный или недостаточно благоприятный. Да, отдельные предприниматели могут быть успешными. Но если бы климат был лучше, успешнее могло бы быть гораздо больше предпринимателей.

Нам нужно менять систему образования. Нужно помогать людям с детства воспринимать идеи предпринимательства, лидерства и так далее. Мир прорывается к людям через экраны, он становится доступным для всех, и это меняет людей, и новые поколения, я надеюсь, будут более продвинутыми и предпринимательскими.

Есть какая-то поколенческая вещь, нужно быть более открытыми, смелыми, больше уважать предпринимателей, права собственности, и это будет способствовать росту инвестиционной активности.

Алексей Мордашов

Роль государства очень важная в том, чтобы реально создавать среду, чтобы предпринимать было легко. Оно может быть арбитром для предпринимателей: не само делать что-то, а позволять делать что-то, регулировать рынки, а не строить их. И тогда оно само поднимется, мне кажется.

Аркадий Волож

Пропаганда предпринимательства — тут ничего такого нет, мы видим, как в цивилизованных странах предпринимателей приглашают на телеканалы, беседуют, и никого это не смущает.

А, например, меня не позвали в пару передач, потому что моя фамилия совпадает с фамилией бренда. Это дикость, мы живём в каком-то 19-м веке. Общество закостенелое: предпринимателя позвать, так это он будет себя рекламировать.

Этот бред, к счастью, начинает меняться. И естественно, что все видят, что предприниматели — это какие-то жулики, воры, подозрительные люди. Это нужно менять, чтобы люди не боялись быть предпринимателями и звёздами.

Нужно показывать предпринимателей, не бояться, и тогда молодёжь будет смотреть и пытаться это повторить.

Олег Тиньков
9090
130 комментариев
72
Ответить

Всё, что посередине, — должно выравниваться и уходить

Об этом говорят уже лет 30.
Однако посредников становится только больше и они очень жирные.
По сути наоборот все замыкается на посредника.

Раньше ты поднимал руку и в такси, p2p. А теперь Uber.
Просто дистрибуция меняется, одни посредники заменяют других.

32
Ответить

более эффективные посредники ... яндекс такси увеличил загрузку таксиста с 15% до 75% - на эти 3% и живёт ...

21
Ответить

Что мешает сейчас руку поднимать? Вон, у станций метро до сих пор бомбилы тусуются: заходи, садись - полный p2p, ни минуты ждать подачи не нужно.

5
Ответить

Тиньков:
"Мы сталкиваемся с проблемой поиска людей: у нас нет проблем с разработчиками и аналитиками, но все эти ребята скучные, все нерды, а где нужно хоть чуть-чуть креатива добавить, маркетинга, лидерства, харизмы — вот тут начинается полный провал."

Ну так многие креативные давно уже завели свой трактор и свалили подальше от российского законодательного помешательства. Тинькову надо креативный офис на Западе открывать. Честно говоря, он мог бы в разы больше денег сделать в той же Америке, там давно пора тряхнуть их застарелый банковский рынок, покрывшийся плесенью и местами воняющего.

30
Ответить

Это западло — работать в банке, если ты ИТ-специалист. Извините, но это так.
Оливер Хьюз
председатель правления «Тинькофф банка»

16
Ответить