Как я пришел к мысли о необходимости «Единого школьного учебника»

Рассказывает Лев Кавелин — основатель проекта «Микрошкола».

Когда люди слышат о «Едином школьном учебнике», у них кровь холодеет — наступит тотальная диктатура в образовании. Но диктатура здесь давно, — диктатура нескольких коммерческих издательств.

А что если единый учебник «сделает» само педагогическое сообщество, да и ещё он будет бесплатным? Изменит ли это ситуацию? Да, это следующий шаг образовательной эволюции, и я вам об этом расскажу.

Лев Кавелин<br />
Лев Кавелин

Предыстория — опыт частной школы

В 2013 году я задумался над эффективностью существующей школьной системы, и мысли возникли не на пустом месте. У нас был семейный бизнес — частная гимназия.

Образование в частной школе было почти 100% индивидуальным, и дети с плохими оценками начинали учиться хорошо, благодаря чему у них проявлялась уверенность в собственных силах, что действительно давало положительную динамику в обучении.

Тогда я выявил закономерность — пробелы в школьных знаниях не дают возможность ребенку понимать новые знания, что приводит к плохим оценкам и нежеланию учиться.

Это понимание подтолкнуло меня к созданию мобильного приложения, которое бы диагностировало знания ребенка и составляло ему индивидульную программу. Первый блин оказался комом, но всё же.

Я применил программируемое обучение, сделали приложение, опубликовали, народ скачивал и использовал, но я понял, что автоматизировать существующую педагогику — гиблое дело.

Проблема в том, что существующие учебные материалы (уроки в учебниках) написаны неинтересно, справочно, я бы сказал, антипедагогично. И я в приложении воссоздал такой неинтересный контент. В жизни учитель или репетитор может сформулировать и рассказать понятно конкретному ученику новую тему, но проблема в том, что на каждого ученика нет отдельного учителя.

И то, что мы делали в частной школе и делают сейчас в остальных частных школах в РФ, — это индивидуальный подход за счёт обучения «один на один» или в небольших группах.

В частной школе это реализуется за счёт высокой стоимости обучения, а в государственных школах такая модель не популяризируется. В России 14 млн учеников, и часто на одного учителя приходится 30–40 детей, а где-то и учителя нет, ведь за последние 20 лет профессия стала не особо престижной.

Учитель — «узкое горлышко» текущей системы образования

Да, в школе всё завязано на учителе. У него есть отдельные учебники (методические пособия), где написано, как ему проводить урок, что рассказывать, на чём делать акцент. Таким образом, учитель используется как передатчик информации, что странно в 21 веке.

Ученик достаточно пассивно сидит и воспринимает информацию, вернее, 30 учеников смотрят на одного учителя. Дети разные. Кто-то быстро понимает тему, кто-то медленнее, а кто-то совсем не может вникнуть, потому что пропустил прошлое занятие и теперь не воспринимает новую информацию.

У школьника вроде как есть учебник, который он может почитать, но учебник — это больше справочник, слишком «сухая» информация, чтобы закрепить знания. Поэтому, если ребенок что-то не понял на уроке, всё, теперь это его проблемы. Отсюда и пробелы в знаниях, приводящие к новым проблемам, — от нелюбви к предметам до потери веры в себя.

Такая система была актуальна тысячи лет, но в 21 веке пора двигаться дальше.

За последние 2000 лет информация передавалась от учителя к ученику устно. Школьник учился под присмотром учителя. Образование было уделом только обеспеченных людей.

В 17 веке Ян Коменский изобрёл классно-урочную систему. Она обеспечивала обучение базовым знаниям на конвеерной основе. Это был своего рода прорыв.

Теперь вспомним, что такое классическая школа, которая была в 19 веке, — это нанятые репетиторы из Франции и Германии, которые обучали дворянских детей.

А теперь приходим к советской школе. Это огромный прорыв. Но прорыв в том, что советская власть сделала бесплатную среднюю школу. То есть до этого образование было уделом богатых людей, а теперь в школе могли учиться все дети.

Современная школьная система ничем не отличается от советсткой: бесплатная средняя школа, много детей в классе. Но за 100 лет отличия всё же появились: увеличилось количество предметов, а соответственно и знаний по предметам, за счёт развития науки; увеличилось количество лет, которое дети проводят в школе.

Знаний в школе стало так много и они преподаются так оторвано от жизни, что дети не понимают, зачем они это изучают, соответственно, их вовлечённость в обучение со средней школы и до старшей сильно падает. А ещё упал социальный престиж учителя, его зарплата.

Так что советская школа почти неизменно работает 100 лет. И сейчас она всем не нравится, все ругаются, говорят, надо что-то менять, но фактически ничего не происходит.

Всё можно изменить за счёт персонализированного подхода в средней и старшей школе.

Да, чтобы улучшить образование в рамках страны, нужно выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. Как я и говорил, это можно сделать с помощью репетитора или индивидуального учителя, но на такую архитектуру образовательного процесса не хватит учителей и денег в бюджете.

Есть другой подход. Можно снять с учителя функции источника знаний, контроля знаний, управления процессом обучения. Все эти функции поместить в сам урок, допустим, в учебник. Сейчас в учебнике только краткая информация по теме, но её можно дополнить такой функциональностью.

Таким образом, если функциональность обучения переместить в урок, то ученик будет учиться самостоятельно, а учитель или другой ученик будут лишь помогать, если что-то непонятно. А все сложные вопросы отрабатываются на семинарских занятиях и лабораторных работах.

Всё это давно описано учёными, проведены эксперименты ещё в Советском Союзе. Но почему ещё не внедрено? Такая система делает детей слишком активными, поощряет их индивидуальность, и к тому же появляется эффект вундеркиндов — дети заканчивают школу раньше.

Советсткое государство было не готово к такой индивидуальности. А сейчас есть всё, чтобы организовать крутое обучение, но чего же не хватает?

Проблема школьного образования — монополия государства и крупных издательств

Сложилась очень интересная ситуация. Как и чему учить, у нас говорит государство в лице Министерства образования, учебники издают частные коммерческие структуры, а учат по этим учебникам учителя — в государственных школах.

Как я и писал выше, уроки, которые бы включали в себя весь необходимый материал, привязанный к жизни, и имели функции учителя, никто не разрабатывает. А без таких уроков нельзя организовать персонализированное обучение, а тем более его автоматизировать.

Стоп. Но есть же издательства, которые занимаются учебниками. Они могли бы сделать такие уроки, но нет. Они делают только то, что могут продать государству.

Им это невыгодно, благотворительностью и инновациями издательства не занимаются. А ещё они зарабатывают порядка 20–25 млрд рублей на учебниках ежегодно, они монополисты на рынке, у них всё хорошо, зачем им что-то менять?

Государство в свою очередь инновациями тоже не занимается: эта роль в большинстве стран за бизнесом, за предпринимателями.

Итак, cегодня на рынке порядка 800 учебников от 20–30 издательств, супермногообразие. Все радеют за вариативность учебников, но вариативность — это конкуренция. Так какой учебник лучше? Они все плохие, они все не нравятся детям и учителям. А ещё они не соответствуют запросам времени.

Многие учебники сейчас написаны плохо, предметы друг с другом не связаны, автоматизировать такие учебники невозможно, доработать тоже нельзя: издательства будут против.

«Единый школьный учебник» как первая ступень нового образования

Для детей 5–11 классов нужно порядка 3000 уроков, которые охватят все темы и предметы. Чётко структурированные уроки, взаимосвязанные, интересные, мультимедийные, объективные, постоянно улучшающиеся от обратной связи.

Как создать такой титанический труд? Нужны заинтересованная и компетентная команда, современная педагогика и автоматизированные информационные технологии.

Всё это есть. Есть нужная методика, есть свободная лицензия, есть краудсорсинг и есть тысячи заинтересованных учителей, репетиторов и детей, которые готовы бесплатно или за небольшое вознаграждение поучаствовать в изменении образования к лучшему.

Когда-то были печатные энциклопедии, но появилась «Википедия» и глобализировала энциклопедию. Вот так и мы, создавая бесплатный «Единый школьный учебник», с помощью сообщества способствуем улучшению системы образования.

До 2019 года я проверял много гипотез и делал тесты в области педагогики, ИТ, маркетинга. В этом году проект запустился в своём финальном виде. За это время получено много положительных отзывов учителей, репетиторов и неравнодушных граждан.

Учебник разрабатываем под свободной лицензией CC-BY-SA-4.0, учебник бесплатный и создаётся заинтересованным профессиональным сообществом.

Уроки как дополнительный источник знаний уже могут использовать дети, репетиторы со своими учениками и частные школы в своём процессе.

Как я пришел к мысли о необходимости «Единого школьного учебника»

Сейчас работаем над апробацией модели в России, но затем переведём часть уроков на английский и будем искать партнёров в других странах.

Познакомиться с проектом можно на сайте «Микрошколы».

В тексте пробежался по верхушкам и постарался показать общую картину. Эти проблемы универсальны почти для всех стран. Образование консервативно, и его надо глобализировать. Если тебя не устраивает, что сейчас происходит и хочешь помочь, — пиши.

2020
73 комментария

В министерстве образования

15
Ответить

Ахах, но нет. Мы делаем для детей, а не для министерства

2
Ответить

Человек «пришёл к идеи» создания учебника. Я даже не знаю, как комментировать.

8
Ответить

просто учебник не по русскому :)

3
Ответить

Публиковал с утра :)

1
Ответить

В итоге, непонятно чем вы отличаетесь от текущей ситуации с «консервативным» образованием.

Вместо того, чтобы изменить педагогику, учить детей учиться, чтобы они могли получив базовые навыки и сами открывать мир, работать над проектами (пускай учебными) и сами стремиться к знаниям, вы предлагаете, условно говоря, автоматизировать учителей или там добавить еще больше учебников.

Проблема ведь не в отсутствии учителей или учебников. Проблема в том, что государству нужны штамповки; людям нужны успешные дети; а детям нужно внимание, забота, игра, защита, интерес к внешнему миру, и разные личные качества.

6
Ответить

Владимир, я же не говорю о изменение самой школы прямо сейчас. Я говорю, что для начала построения новой школы нужно сделать образование персональным. В результате дети получат качественную базу, научатся учиться, а уже с учителем и сверстниками смогут заниматься проектами, больше времени уделять лабораторным работам, семинарским занятиям и обсуждению сложных вопросов.

Я за то, чтобы не было коллективного обучения в классах, а было персональное. Классы в средней и старшей школе не нужны!

И именно тогда не будет штамповок
Детали педагогические на сайте, здесь я их не описывал! Здесь я писал почему нужен единый школьный учебник = стройная педагогическая система знаний

С вашим последним абзацем полностью согласен 👌

1
Ответить