[Хорошо] [зафиксированный] [пациент] в расширении семантики не нуждается: как избежать слива в «Директе»

Чистый поисковый трафик из рекламных кампаний на «Поиске» в «Яндекс Директе» — это такой священный Грааль. Он точно существует, но как его найти? Есть малоизвестный способ, как отсекать вроде бы релевантные, но неподходящие вам ключи, которые (из лучших побуждений) подставляет вам «Директ» — на больших массивах без него не обойтись.

[Хорошо] [зафиксированный] [пациент] в расширении семантики не нуждается: как избежать слива в «Директе»

Рассказывает Егор Калуга, тимлид маркетингового агентства MOAB и спикер курса «Весь Директ за 3 месяца».

Егор Калуга, тимлид агентства MOAB
Егор Калуга, тимлид агентства MOAB

При создании кампании вы выбираете ключи и, естественно, хотите показываться по поисковым запросам, которые их включают.

[Хорошо] [зафиксированный] [пациент] в расширении семантики не нуждается: как избежать слива в «Директе»

Проследить за тем, по каким ключам будут показы, можно в Мастере отчетов:

[Хорошо] [зафиксированный] [пациент] в расширении семантики не нуждается: как избежать слива в «Директе»

В большинстве случае особых проблем не наблюдается. Директ показывает запросы по нашим ключам, включая все хвосты, и немного по синонимам.

Как вы можете видеть, в строке 4 он заменил «дешево» на «недорого», в строке 5 и 6 «репродукция» на «копия». Это приемлемо, грязного трафика обычно пара процентов, и он легко чистится.

Но бывает и совсем все иначе:

[Хорошо] [зафиксированный] [пациент] в расширении семантики не нуждается: как избежать слива в «Директе»
[Хорошо] [зафиксированный] [пациент] в расширении семантики не нуждается: как избежать слива в «Директе»

Как видите, слова выкидываются частично или полностью. Конечно, часть из них целевые, являются близкими синонимами. Но бюджет у нас не резиновый, в данных кампаниях мы хотим тестировать не эти ключи, а только те, что указали сами.

Как решать такую проблему?

Варианты фиксации слов

Самый распространенный способ — фиксация слов через операторы. Но и тут важно уметь их готовить.

Фиксируем предлоги: +

Для предлогов используют оператор «+».

В общих случаях предлоги не особенно важны, но важно учитывать слова, похожие на предлоги:

  • ПО (программное обеспечение, пожарная охрана),
  • ОТ (охрана труда),
  • ТО (техобслуживание),
  • ДО (диагностическое отделение, дошкольное образование),
  • даже IT («айти», это тоже предлог с точки зрения Директа, он же умеет в языки) и др.

В стоматологии встречается, например, «all-on-4» или «all-on-6», без фиксации у нас останется только цифра.

Если перед такими словами не поставить «+», то вы сразу сольете бюджет, т.к. будете показываться по однословным фразам.

Пример

У вас ключ: «ПО для больниц». Если оставите такой ключ как есть, то вы будете показываться по всем запросам, где есть слово «больница» (а их слишком много и далеко не все вам нужны).

Необходимо фиксировать аббревиатуру ПО: «+ПО для больниц».

Но оператор «+» не подходит для существительных и глаголов, он фиксирует только предлоги.

Фиксируем слова в точной форме: !

Тут на помощь приходит популярный оператор «!».

Он фиксирует слова, но также фиксирует словоформу, то есть окончания слов. Теперь у вас слова не будут заменяться, но часть целевых запросов вы упустите, если не проделаете огромную работу над окончаниями.

Пример

Вместо одной фразы: «Купить картину в Москве» придется прописать все возможные окончания:

  • Картина! в !Москве с !доставкой
  • Картины! в !Москве с !доставкой
  • Картина! !Москва с !доставкой
  • Картина! в !Москве !доставка
  • Картину! в !Москве с !доставкой

И это только по одному слову, а есть же еще комбинации между ними. И вот уже из одной фразы выходит десятки фраз, если делать вручную. Даже если попытаться сделать через автозамены или программы в сети, это все равно неисчислимое количество комбинаций.

Не самый лучший вариант.

Секретное оружие для фиксации: [ ]

Есть еще один способ, который не так широко известен: через оператор «[ ]». Этот оператор предназначен для фиксации местоположения слов, дополнительно он также фиксирует предлоги и слова.

Однако если вы просто сделаете фразу: [Купить картину], то вы не покажетесь по запросам со словами в другом порядке:

  • Картину купить
  • Купить в Москве картину

Зато покажетесь по запросам с разными окончаниями:

  • Купить картину в Москве
  • Купить картины

Окончания могут меняться, но положение слов (или разрыв их другими словами) — нет. Снова вариант не идеальный, хочется же и то, и другое. Опять прописывать все варианты, только теперь варьировать порядок слов?

И тут начинается магия.

Мы фиксируем не всю фразу, а каждое слово отдельно, на выходе имеем следующее:

[Купить] [картину] [в] [Москве]

Теперь слова могут меняться местами, а вот второе свойство этого оператора остается — окончания могут изменяться.

Что мы получаем после внедрения такого метода?

Возьмем проблемный аккаунт про онкологию.

[Хорошо] [зафиксированный] [пациент] в расширении семантики не нуждается: как избежать слива в «Директе»

Слова у нас все еще заменяются на близкие, но их намного меньше, с этим уже можно работать и проводить минусацию как обычно.

Массовая вставка данного оператора в Директ.Коммандере:

  • Вставить в начало «[»
  • Вставить в конец «]»
  • Заменить пробел на «]пробел[»

Важно помнить, что при таком методе у нас проставляются операторы и на все предлоги, а это не есть хорошо.

Следует их убрать:

[Хорошо] [зафиксированный] [пациент] в расширении семантики не нуждается: как избежать слива в «Директе»

Так вы зафиксируете нужные слова, получите вариации с разными окончаниями и исключите предлоги. Но помните про аббревиатуры, похожие на предлоги (ТО, ОТ, ПО), если они у вас есть, с ними надо поступать как описано выше.

Итого: зачем все эти пляски с бубном

Когда у вас небольшой объем семантики, вы можете все делать вручную. Особенно если синонимы, которые подмешивает Директ, ничего особо не портят, как в первом примере с репродукциями картин.

Но на больших проектах это уже трудно, особенно если тематика широкая, а ключевое слово по умолчанию не нуждается в расширении — например, как в кейсе Автоевро, когда артикул запчасти — это именно артикул запчасти, который физически нельзя никак расширить и/или подобрать синоним. И таких артикулов — десятки тысяч.

И тогда — «[ ]» вам в помощь.

Это был бесплатный сеанс магии Директа от эксперта агентства MOAB Егора Калуги. Не благодарите.

3232
27 комментариев

#дляредакцииvc:
Коллеги, посмотрите плиз на ветку выше, насколько я в курсе, сейчас повысили вес комментов в статьях, и вот такие ветки как выше, статьи Вадима Бокова etc, хакают этот алгоритм, т.е. становится выгодно
а) не удалять хейтеров (см. выше)
б) писать контент, который будет провоцировать комменты в духе "сам дурак" (боков)
Что с этим делать не знаю, но что то надо)

1
Ответить

твое искусство подмены понятий просто бесподобно. что с этим делать — прекратить писать хуйню в 2023 году, когда вменяемые люди в биай инструментах сидят и в статьи об оптимизации прикрепляют скриншоты показателей было-стало. а не построчные скрины из мастера отчетов. ты реально как плакса себя ведешь.

5
Ответить

обожаю имитацию бурной деятельности ради ИБД. ни данных до, ни данных после, ни абсолютных изменений, ни относительных, ничего другого, что хоть как-то позволит оценить, а нахрена вы этим занимались вообще. или вы эти скобочки в КП так и продаёте?

2
Ответить

Обожаю Александра Хитро за его неоценимый вклад в разгон популярности наших статей) больше бессмысленных комментов - больше видимость на vc)

Ответить

Не приходила мне в голову мысль таким образом проводить фиксацию
[Купить] [картину] [в] [Москве]

1
Ответить

Только предлог лучше не брать, все же как раз цель не убрать хвосты и разное написание слов.

2
Ответить

Из какого фильма первые кадры?

Ответить