Мессенджеры в России в 2019 году: новые лидеры и перспективные новички

Зачем звонить, если можно написать? Похоже, всё больше россиян придерживаются такой жизненной позиции. Это подтверждает наше исследование популярности мессенджеров в России, проведённое в августе 2019 года.

Популярность мы традиционно измеряем объёмом обсуждений российскими пользователями соцмедиа. И как показывает статистика, за последние полтора года количество сообщений о мессенджерах выросло почти в полтора раза — с 11,5 млн в марте 2018 года до 16,4 млн в августе 2019 года. А если сравнивать с февралём 2017 года (именно тогда мы начали измерять интерес россиян к мессенджерам) — почти в два с половиной раза, с 6,6 млн.

Новый лидер

На первое место рейтинга популярности в российских соцсетях вышел мировой лидер — WhatsApp. Ему достались 39% всех упоминаний мессенджеров российскими пользователями. Впервые за почти три года измерений WhatsApp обогнал бессменного победителя прошлых рейтингов — Viber.

Мессенджеры в России в 2019 году: новые лидеры и перспективные новички

В конце июня 2019 года WhatsApp добавил функцию broadcast only (возможность делать публикации только для администраторов), позволяющую трансформировать групповые чаты в аналог публичных каналов. Таким образом мессенджер, видимо, планирует повторить успех медийной платформы Telegram.

Однако пока особого эффекта от нововведения не наблюдается. Главным драйвером роста WhatsApp остаются групповые чаты бытовой тематики. У кого в телефоне нет чатика школьного родительского комитета, «дачного» или «подъездного» чата и тому подобного? Скорее всего, у вас их несколько.

На второе место рейтинга популярности в российских соцмедиа спустился Viber с долей 28% от всех сообщений, посвящённых мессенджерам. По сравнению с прошлым годом, его доля снизилась на 4%. Viber делает ставку на публичные сообщества, способные «вместить» до 1 млрд пользователей. А также — на официальные бизнес-аккаунты для взаимодействия брендов с клиентами. Но это и основная помеха для более широкого использования мессенджера — проблема спама часто ассоциируется в соцмедиа именно с Viber.

Замыкает тройку самых обсуждаемых в соцмедиа мессенджеров Telegram. Его доля упоминаний несколько снизилась — с 23% в марте 2018 до 21% в августе 2019 года. Это небольшая коррекция после взрывного роста на волне обсуждений блокировки мессенджера Роскомнадзором весной 2018 года.

Основа соцмедийной популярности Telegram — публичные каналы. Запрещённый мессенджер сегодня — полноценное медиа, влияющее на общественное мнение наравне с традиционными СМИ. Так, в нашем рейтинге виральности медиаплатформ Telegram прочно удерживает первое место.

Тёмная лошадка

Мессенджеры, расположившиеся ниже третьей строчки рейтинга, в этом году ничем не удивили. SMS продолжают терять популярность — с 10% сообщений в марте 2018 года до 6% в августе 2019. Skype смог собрать только 4% упоминаний (-1%).

Мессенджеры в России в 2019 году: новые лидеры и перспективные новички

Исключением стал Discord — самый популярный текстовый и голосовой чат для геймеров. Если вам больше 18 лет, скорее всего, вы видите это название впервые. В 2018 году упоминаемость этой «тёмной лошадки» была на уровне погрешности. А в августе 2019 года он получил уже 2% от всех сообщений в нашем исследовании. И это без медийных каналов и дополнительной функциональности, работающих на популярность лидеров рейтинга.

Discord растёт на волне главного тренда «молодого рунета» — доминирования геймерских платформ среди интересов молодёжи в возрасте до 18 лет. В нашем рейтинге топ-10 самых молодёжных ресурсов это вообще единственный мессенджер. Так что ждём от Discord новых сюрпризов.

На всех остальных участников рейтинга мессенджеров совокупно пришлось не более 1% сообщений. В категорию «Другие» попали ICQ, мессенджеры соцсетей (Facebook Messenger и «ВКонтакте Messenger»), приложение для яблочных гаджетов iMessage, а также крайне популярные за границей, но пока не прижившиеся у нас Snapchat и WeChat.

Месседж о мессенджерах

Итак, в 2019 году на первое место по популярности у россиян наконец смог выйти мировой лидер — WhatsApp. При этом другие международные тяжеловесы — Snapchat и WeChat — пока не продемонстрировали в России явных успехов.

Telegram, несмотря на объявленную блокировку, практически не сократил свою долю упоминаний. Влиятельная медийная платформа мессенджера продолжает наращивать его популярность среди пользователей соцмедиа.

Отдельного упоминания заслуживает геймерский мессенджер Discord. Он растёт без поддержки «бытовых» чатов и медиаканалов. Растёт вместе со своей молодой аудиторией всё сильнее влияющей на российский соцмедийный ландшафт.

Данные для анализа

Для расчёта рейтинга проанализированы 2,1 млрд русскоязычных сообщений социальных медиа за август 2019 года. Поток включает социальные сети «ВКонтакте, Одноклассники», Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, «Мой Мир», «МирТесен», а также блоги, форумы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям. Сообщения от автоматических аккаунтов (ботов) исключены из анализа.

2020
39 комментариев

"Если вам больше 18 лет, скорее всего вы видите это название впервые." - вы на самом деле считаете, что люди старше 18 лет не играют в сетевые игрушки? :-) 

16
Ответить

Да фиг с ним, играют они или нет.

Факт того, что здесь в большинстве своем сидит довольно продвинутая технически аудитория, следящая за новостями из IT, проигнорирован.

7
Ответить

Как будто 18+ в принципе не играю)

Ответить

Мда, как обычно. Whatsapp в лидерах, а люди вокруг меня почему-то массово используют грёбаный Viber.

7
Ответить

Они сжимают кольцо или есть шанс незаметно уйти?

3
Ответить

вацап не работает на пк без включенного телефона, поэтому гребаный вайбер. если бы в телеге не было проблем с аплоадом фоток, стала бы первым мессенджером. сорри за некропостинг

1
Ответить

Мне больше нравятся Telegram и Viber 👍👍. А WhatsApp 👎 Я удалил, как самый непродуктивный, малофунциональный 

Ответить