Соцсети
Brand Analytics
5250

Мессенджеры в России в 2019 году: новые лидеры и перспективные новички

Зачем звонить, если можно написать? Похоже, всё больше россиян придерживаются такой жизненной позиции. Это подтверждает наше исследование популярности мессенджеров в России, проведённое в августе 2019 года.

В закладки
Аудио

Популярность мы традиционно измеряем объёмом обсуждений российскими пользователями соцмедиа. И как показывает статистика, за последние полтора года количество сообщений о мессенджерах выросло почти в полтора раза — с 11,5 млн в марте 2018 года до 16,4 млн в августе 2019 года. А если сравнивать с февралём 2017 года (именно тогда мы начали измерять интерес россиян к мессенджерам) — почти в два с половиной раза, с 6,6 млн.

Новый лидер

На первое место рейтинга популярности в российских соцсетях вышел мировой лидер — WhatsApp. Ему достались 39% всех упоминаний мессенджеров российскими пользователями. Впервые за почти три года измерений WhatsApp обогнал бессменного победителя прошлых рейтингов — Viber.

В конце июня 2019 года WhatsApp добавил функцию broadcast only (возможность делать публикации только для администраторов), позволяющую трансформировать групповые чаты в аналог публичных каналов. Таким образом мессенджер, видимо, планирует повторить успех медийной платформы Telegram.

Однако пока особого эффекта от нововведения не наблюдается. Главным драйвером роста WhatsApp остаются групповые чаты бытовой тематики. У кого в телефоне нет чатика школьного родительского комитета, «дачного» или «подъездного» чата и тому подобного? Скорее всего, у вас их несколько.

На второе место рейтинга популярности в российских соцмедиа спустился Viber с долей 28% от всех сообщений, посвящённых мессенджерам. По сравнению с прошлым годом, его доля снизилась на 4%. Viber делает ставку на публичные сообщества, способные «вместить» до 1 млрд пользователей. А также — на официальные бизнес-аккаунты для взаимодействия брендов с клиентами. Но это и основная помеха для более широкого использования мессенджера — проблема спама часто ассоциируется в соцмедиа именно с Viber.

Замыкает тройку самых обсуждаемых в соцмедиа мессенджеров Telegram. Его доля упоминаний несколько снизилась — с 23% в марте 2018 до 21% в августе 2019 года. Это небольшая коррекция после взрывного роста на волне обсуждений блокировки мессенджера Роскомнадзором весной 2018 года.

Основа соцмедийной популярности Telegram — публичные каналы. Запрещённый мессенджер сегодня — полноценное медиа, влияющее на общественное мнение наравне с традиционными СМИ. Так, в нашем рейтинге виральности медиаплатформ Telegram прочно удерживает первое место.

Тёмная лошадка

Мессенджеры, расположившиеся ниже третьей строчки рейтинга, в этом году ничем не удивили. SMS продолжают терять популярность — с 10% сообщений в марте 2018 года до 6% в августе 2019. Skype смог собрать только 4% упоминаний (-1%).

Исключением стал Discord — самый популярный текстовый и голосовой чат для геймеров. Если вам больше 18 лет, скорее всего, вы видите это название впервые. В 2018 году упоминаемость этой «тёмной лошадки» была на уровне погрешности. А в августе 2019 года он получил уже 2% от всех сообщений в нашем исследовании. И это без медийных каналов и дополнительной функциональности, работающих на популярность лидеров рейтинга.

Discord растёт на волне главного тренда «молодого рунета» — доминирования геймерских платформ среди интересов молодёжи в возрасте до 18 лет. В нашем рейтинге топ-10 самых молодёжных ресурсов это вообще единственный мессенджер. Так что ждём от Discord новых сюрпризов.

На всех остальных участников рейтинга мессенджеров совокупно пришлось не более 1% сообщений. В категорию «Другие» попали ICQ, мессенджеры соцсетей (Facebook Messenger и «ВКонтакте Messenger»), приложение для яблочных гаджетов iMessage, а также крайне популярные за границей, но пока не прижившиеся у нас Snapchat и WeChat.

Месседж о мессенджерах

Итак, в 2019 году на первое место по популярности у россиян наконец смог выйти мировой лидер — WhatsApp. При этом другие международные тяжеловесы — Snapchat и WeChat — пока не продемонстрировали в России явных успехов.

Telegram, несмотря на объявленную блокировку, практически не сократил свою долю упоминаний. Влиятельная медийная платформа мессенджера продолжает наращивать его популярность среди пользователей соцмедиа.

Отдельного упоминания заслуживает геймерский мессенджер Discord. Он растёт без поддержки «бытовых» чатов и медиаканалов. Растёт вместе со своей молодой аудиторией всё сильнее влияющей на российский соцмедийный ландшафт.

Данные для анализа

Для расчёта рейтинга проанализированы 2,1 млрд русскоязычных сообщений социальных медиа за август 2019 года. Поток включает социальные сети «ВКонтакте, Одноклассники», Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, «Мой Мир», «МирТесен», а также блоги, форумы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям. Сообщения от автоматических аккаунтов (ботов) исключены из анализа.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Brand Analytics", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 32, "likes": 20, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 83628, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 18 Sep 2019 14:27:28 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 83628, "author_id": 158861, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/83628\/get","add":"\/comments\/83628\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/83628"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199129, "last_count_and_date": null }
32 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

"Если вам больше 18 лет, скорее всего вы видите это название впервые." - вы на самом деле считаете, что люди старше 18 лет не играют в сетевые игрушки? :-) 

Ответить
6

Да фиг с ним, играют они или нет.

Факт того, что здесь в большинстве своем сидит довольно продвинутая технически аудитория, следящая за новостями из IT, проигнорирован.

Ответить
0

Как будто 18+ в принципе не играю)

Ответить
7

Мда, как обычно. Whatsapp в лидерах, а люди вокруг меня почему-то массово используют грёбаный Viber.

Ответить
2

Они сжимают кольцо или есть шанс незаметно уйти?

Ответить
0

Уйти от людей вокруг меня? Шансов мало. Менять работу, друзей и семью ради мессенджера не вижу смысла. Ну и об инертности массового использования того или иного продукта тоже нет смысла говорить, наверное, перетащить разнообразных всех тоже малореально :-)

Ответить
5

Логично было бы провести параллель, указав количество пользователей этих мессенджеров. Было бы гораздо интереснее сравнение, а просто упоминания - это так, для пиарщиков.

Ответить
–6

Чет странное суждение «если вы старше 18, то наверняка не слышали о discord» дискорд почти все используют.

Ответить
7

 дискорд почти все используют.

Кто почти все? Кто, кроме геймеров?

Ответить
–9

Круг моего общения около сотни человек и все в той или иной мере используют дискорд. Не видел человека, который не слышал про дискорд.

Ответить
6

У меня круг пару сотен человек. И никто не использует его, кроме геймеров, которых их пары сотен два человека. Я это у тому, что сравнивать по своему окружению - это ни о чем.

Ответить
2

Слышать про дискорд и пользоваться дискордом - разные вещи. Слышали-то наверняка все, кто хоть как-то связан с диджитал индустрией, а пользуются им геймеры.

Ответить
0

 Не видел человека, который не слышал про дискорд.

привет.

Ответить
0

я за вами очередь займу

Ответить
1

Т.е. о количестве пользователей этих мессенджеров мы не знаем ничего. Хорошая статистика. 😊 

Ответить
–4

Наша статистика - о популярности мессенджеров. О количестве пользователей есть много другой хорошей и разной статистики:) 

Ответить
13

количество упоминаний не отражает популярность, это достаточно бесполезная характеристика

Ответить
0

Но количество упоминаний - это и есть популярность. Только не та, которую вы хотели бы увидеть в этой статье, да... Вещи разные, термин один.

Но что бесполезная - это факт :)

Ответить
0

упоминать могут в негативном контексте и может идти отток клиентов, это не популярность

статья - мусор

Ответить
1

Думаю, что еще немного, и Телеграм обгонит Viber и Whatsapp, дизайн и юзабилити у него явно лучше 🤭

Ответить
3

Проблема телеграма в достаточно узком круге пользователей. Он резко выстрелил, собрал свою аудиторию, и заморозился. Тех, кто пользуется ватсапом, скорее всего всё устраивает, и переезжать ради переезда они не будут.

Ответить
2

Я в своем окружении отметил после начала "блокировок телеграма" резкое увеличение пользователей, но это был хайповый эффект, через пару месяцев почти все разбежались :-) 

Ответить
1

Постоянно приходят сообщения "username добавился в telegram"

Ответить
0

нет, не заморозился. аудитория росла и растет

Ответить
0

И это очень плохо. После телеграма пользоваться тем же вайбером просто физически больно.

Т.е. потребность общаться с людьми, пользующимися вайбером, причиняет боль пользователю телеграма. А таких людей много. И это комьюнити невероятно инертное, я не представляю, что должно произойти, чтобы все пользователи n-ного "школьного родительского" чатика вдруг перешли на телеграм...

Ответить
1

Мне 40, дискорд знаю, юзаю года 3. Гамаю. 😀

Ответить
1

Что мне бесит в вотсап. Это что сообщение нельзя редактировать

Ответить
0

Про 18 лет и Didcord это вы перегнули :)
Им активно пользуется и более зрелая аудитория.

Ответить
1

да нет, точно подметили скорее

Ответить
0

discord - используем как альтернативу slack, кстати в discord существуют много сообществ подобным Stack Overflow, так что....

последний раз играл халву лет 10 назад

Ответить
0

 новые лидеры и перспективные новички

Интереснее было бы прочитать не про те, которые и так все знают, а про те, которыми, возможно, придётся пользоваться (по крайней мере, тем, кто заботится о безопасности) — например, Signal и Wire.

Ответить

Комментарий удален

–1

Предлагаю собрать статистику под этим комментарием :D Я про дискорд узнала недавно, мне 24

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }