Золотая пуля в маркетинге или как пройти путь от 0 к 1 в новом продукте

Что приходит на ум, когда задумываешься о запуске нового продукта, стартапа или бизнеса? Куча денег, толпы клиентов и жизнь без забот. Но реальность жестока, в 90% случаев происходит следующее: бюджет слит, подрядчики-уроды, а клиенты проходят мимо и не понимают, что ты сделал шикарный продукт. Разберемся, почему так происходит, на примере одного из наших кейсов.

Тяжелый моральный выбор каждого проекта на старте
Тяжелый моральный выбор каждого проекта на старте

Зачем эта статья?

Этим текстом я хочу показать на реальном примере, зачем нужны продуктовые исследования, глубинные интервью и как практически применять итоговые данные. Мы запускали рекламу для нового продукта на консервативном рынке. Речь пойдет об аренде офисных пространств. С самого начала у нас был какой-то план, и мы его придерживались…

Самое главное иметь план. И его придерживаться
Самое главное иметь план. И его придерживаться

Однако на старте ты не можешь предсказать тех вводных, которые появляются по ходу. Об этих вводных сегодня и поговорим, а заодно на нашем кейсе расскажем как делать надо.

Меня зовут Краснопеев Андрей, я основатель Фабрики гипотез. Мы помогаем больше зарабатывать и выводить новые продукты на рынок с помощью рыночных исследований, customer development и создания MVP.

Оглавление

  • Пролог
  • Как строили процесс и из каких предпосылок исходили
  • Мы запустились и тут что-то пошло не так…
  • Какой получился итог
  • Какие выводы мы сделали
  • Бонусный блок: учатся на ошибках
  • Пошаговый план запуска рекламы

Пролог

Однажды, в один из погожих дней к нам обратились два партнера с запросом на запуск новой платформы для поиска коммерческой недвижимости. По всем практикам Лин стартапа мы отговорили их от запуска полноценной платформы прямо сейчас. А вместо этого предложили сначала провести исследование. Результат оставлю по ссылке.

После того, как мы получили подтверждение, что проблема и правда существует, и она беспокоит целевую аудиторию, мы перешли к этапу проектирования продукта.

каждая продуктовая команда на старте разработки продукта
каждая продуктовая команда на старте разработки продукта

У нас был огромный список идей и функционала для продукта, который мы могли применить на старте, но мы взяли RICE фреймворк и сфокусировались на главном.

В итоге у нас получился хороший минимальный вариант предложения (MVP), который решает клиентскую задачу - найти идеальный офис для себя и своей компании.

Что нужно сделать далее? Конечно же, получить первые заявки от клиентов… Вот тут и валятся большинство новых идей.

Глава 1. Как строили процесс

Идея продукта и стратегия привлечения аудитории строилась на предпосылке, что в современном мире выбор офиса – это муторный, сложный и непонятный процесс. А с помощью сервиса мы упростим этап, сократив время и предоставив те объекты, которые нужны конкретному клиенту.

На что опирались в ходе работы:

  • сформировали профиль аудитории и лиц, принимающих решения. Это два разных сегмента, для которых нужны разные посылы и разные целевые сообщения
  • мы осознавали, что продукт сложный и, возможно, мы не захватим внимание пользователя с первого раза
  • большинство клиентов на старте имеют абстрактные требования к офису и нужно помочь им сформировать задачу более конкретно.
  • опирались на тенденции продвижения в диджитале. Т.к., это позволяет учитывать рекламные каналы, которые могут наиболее хорошо "выстрелить" у конкретной категории.

Опираясь на эти предпосылки, мы выбрали определенную структуру лендинга и те фишки для повышения конверсии, которые помогут переместить клиента на следующий этап воронки.

Этап 1. Стратегия.

Когда были сформированы все данные и продукт был готов к рекламным тестам, мы предположили, что с 1 раза можем не попасть в аудиторию. Поэтому сегментировали гипотезы на 4 оффера и несколько рекламных каналов, часть из которых решили тестировать параллельно, а часть последовательно, получая итоги из предыдущих экспериментов.

Этап 2. Настройка кабинетов.

На этом этапе ушло чуть больше времени, чем мы планировали. Да здравствует, модерация и разные согласования! Стоит помнить и о том, что каждая площадка имеет свои специфические требования (Я.директ, My target и тд)

Этап 3. Тестирование систем.

Мы не считаем себя “самыми умными в комнате“ и всегда все перепроверяем. Да, прям на каждом этапе работы. Это помогает нам не совершать детских ошибок, например, когда заявка банально не падает в CRM систему.

Этап 4. Основная работа.

Основная часть работы строилась вокруг мониторинга состояния рекламных компаний и их корректировке для оптимизации результатов. Также мы регулярно вносили изменения в лендинги, креативы и целевые сообщения, когда понимали, что нас не устраивает текущий результат.

Этап 5. Результаты.

Мы проверили 4 продуктовых гипотезы о проблемах аудитории и сформировали каналы, которые далее можно масштабировать, увеличивая рекламный бюджет.Конкретизируя результат, мы отсекли те каналы, в которых конкуренция слишком высокая и в которых мы получали нецелевые заявки.

И в качестве приятного бонуса, получили уже готовые заявки и список доработок к системе, а также логику масштабирования продукта исходя из того, как работала команда и как заявки от клиентов жили в нашей CRM системе

Выводы

  • Несмотря на заголовок, в маркетинге не существует понятия “золотой пули” с предсказуемым результатом. Каждый запуск рекламной компании – это своего рода лотерея. Задача команды в этом процессе – повышать вероятность выигрыша (читай как “снижать стоимость заявки”)
  • Вы не сможете учесть все факторы на старте, но чем больше переменных будет введено в уравнение, тем лучше окажутся результаты на выходе.
  • В нашем случае мы учитывали рекламные кампании конкурентов и их способы продвижения (анализировали их материалы и креативы), работали с реальной болью аудитории и постоянно держали руку на пульсе. Ой, то есть следили за результатами рекламных кампаний..
Типичное утро продакт менеджера
Типичное утро продакт менеджера

Итог

Благодаря этому и другим кейсам, мы подготовили фреймворк, который сейчас активно используем при запуске новых проектов.

  • Бриф, состоящий из 10 ключевых вопросов
  • Экспресс аналитика ниши и конкурентов.
  • Принятие решений. На данном этапе предоставляется документ с выводами основанными на экспресс анализе, ожиданиях клиента и наших возможностях, принимаем решение о продолжении работы.
  • Подготовка Стратегии:
    1. Формируем документ, включающий в себя список планируемых рекламных каналов для теста, основываясь на проделанном анализе.
    2. Согласовываем бюджеты и сроки на утвержденные рекламные каналы.
    3. Утверждаем формат и сроки отчётности.
    4. Утверждаем стоимость и список работ по сайтам, системам аналитики, рекламным кабинетам.
  • Подготовка к тесту. Устанавливаем системы аналитики, настраиваем цели, при необходимости дорабатываем сайт.
  • Тестирование. Настраиваем и запускаем рекламные кампании на всех утвержденных рекламных каналах.
  • Ведение рекламных кампаний. Еженедельно снимаем статистику рекламных источников, вносим корректировки.
  • Фиксация результатов. Снимаем итоговые показатели и результаты по всем рекламным каналам, готовим отчёт с основными метриками.
  • Финальный отчёт. Выводы по результатам работ, рекомендации по долгосрочному плану продвижения и стратегии.
  • Этот документ мы удобно переложили в короткий пост в телеграмм канале

Бонус. Выводы 2.0

Майк Тайсон говорил: “у каждого боксера есть план, до того момента, пока он не получит первый раз по лицу”

Продуктовые исследования и эксперименты дали нам классное понимание:

  • как расти и расти быстро, используя продуктовый подход.
  • как опираться на потребности пользователей, а не свои фантазии
  • если лошадь (идея/проект/бизнес) сдохла - вы это поймете быстро, а не поздно
  • если канал не рабочий, вы это тоже поймете быстро, что даст преимущество перед конкурентами - вы перекинете бюджет туда, где работает.

Как говорил классик:

“используйте продуктовый подход и спина болеть не будет (зачеркнуто)”

Путь будет классным, интересным и менее болезненным. А еще с бОльшей вероятностью добежите туда, куда хотите.

Как использовать продуктовый подход, как его применяем в проектах мы, вы можете почитать в нашем телеграмм - канале

А если вам откликается наш подход и вы хотите поработать с нами - вот вам ссылка на наш сайт

2828
16 комментариев

С ИТ это понятно, тесты, эксперименты. А как это применить на оффлайн бизнес?

2
Ответить

По опыту, разницы в подходе нет. Есть отличие в инструментах в рыночных нишах и специфические площадки.

Такие как Авито и циан, которые подойдут к недвижимости, но не применимы к другим

Ответить

Все круто. Кейс конкретно какой?

1
Ответить

Заказчик попросил не раскрывать явки и пароли

Ответить

А эта пуля точно золотая?

1
Ответить

Самая что ни на есть🙂

В статье я писал, что золотой пули нет. Есть фреймворки, но они адаптируются под каждый кейс

Ответить

Благодарю за статью

1
Ответить