Как технологии будут возвращать зрителей в кинотеатры

В этом помогут инструменты сегментирования данных и персонализированного маркетинга.

Платформа с таким функционалом будет доступна кинорынку уже в декабре – об этом представители компаний «Рамблер/касса» и «Радарио» объявили на прошедшем накануне в Санкт-Петербурге форуме «КИНО ЭКСПО». Раньше продукт «Радарио Маркетинг» могли использовать только представители культурной отрасли – театры, концертные залы и клубы, филармонии и музеи.

Кирилл Малышев, директор по маркетингу «Радарио», изучил последние цифры российской киноиндустрии, чтобы понять, как именно она может измениться с внедрением новых технологических решений и для чего в первую очередь кинотеатрам нужны новые инструменты.

Красота по-американски

Как технологии будут возвращать зрителей в кинотеатры

Сегодня кино в нашей стране действительно важнейшее из искусств, об этом можно судить хотя бы по количеству экранов (5 254) и кинотеатров (1 900), столько их насчитали в мае 2019 года.

Несмотря на небольшой спад посещаемости в 2018 году (-5%), чистые цифры остаются вполне впечатляющими – россияне сходили в кино 202,2 млн раз. Для сравнения, за тот же период российские театры посетило 40 млн человек, при этом Министерство культуры РФ назвало эти результаты небывалыми и уникальными.

Казалось бы, у российских киносетей нет причин для беспокойства, тем более что наша страна стабильно входит в двадцатку крупнейших кинорынков мира, демонстрируя цифры сборов ($0,9 млрд в 2018 году, 10 место), сопоставимые со странами вроде Австралии ($0,9 млрд), Мексики ($0,9 млрд) и Германии ($1 млрд).

Оптимизм заканчивается, когда мы начинаем изучать статистику Соединенных Штатов. Безусловно, это крупнейший кинорынок, делающий чуть ли не половину мирового бокс-офиса, но нас прежде всего интересуют показатели посещаемости кинотеатров на одного человека (данные 2018 года):

Россия

144,5 млн человек

202,2 млн посещений кинотеатров

1,4 визита на человека

США

327,2 млн человек

1,3 млрд посещений кинотеатров

4 визита на человека

То есть в среднем американец ходит в кино 4 раза за год, а житель России только 1,4 –это значит, что у наших кинотеатров есть очевидная и большая зона роста. Более того, по статистике «Рамблер/кассы», больше одного раза в год билеты покупают только 38% зрителей.

Причем, как утверждают представители рынка, львиная доля одиночных покупок приходится на новогодние праздники, а потом люди в кино не ходят вовсе. А теперь представьте, что хотя бы 10-15% этих людей купит билеты еще раз.

Очевидный вопрос – почему бы не возвращать этих зрителей?

Как сделать так, чтобы зритель купил билет еще раз и желательно именно в ваш кинотеатр? Что мы знаем о тех людях, которые ходят в кино один раз в год? Почему они не реагируют на наши письма и рекламу, где мы делимся анонсами всех своих премьер?

Такой же очевидный ответ – случайный посетитель так и останется случайным, если не почувствует другого отношения к себе.

Не увидит, что кинотеатр не просто хочет затащить его на любой показ, а уделил внимание изучению его интересов и приглашает посмотреть фильм, который ему действительно понравится. А может и предложит скидку, чтобы мотивировать зрителя на повторный визит.

Но где брать данные о зрителях?

Для начала там, где они уже есть, то есть в онлайн-продажах. Каждая покупка электронного билета дает кинотеатру порцию важных знаний – сколько человек купил, сколько потратил денег, какой пойдет смотреть фильм, какой у этого фильма жанр и возрастное ограничение, где находится этот человек в момент покупки. Кроме того, при авторизации через социальные сети можно получить и дополнительную информацию – пол и возраст.

Близкие контакты третьей степени

Как технологии будут возвращать зрителей в кинотеатры

На сегодняшний день Rambler Group является крупнейшим игроком на кинорынке, общая доля посещаемости киносетей группы в 2018 году составила 14,5%. Билеты во все кинотеатры продаются онлайн через сервис «Рамблер/касса».

Интеграция специализированной платформы «Радарио Маркетинг» позволит кинотеатрам, реализующим электронные билеты через «Рамблер/кассу», пользоваться функциями:

  • CRM, анализа и сегментирования данных;
  • автоматизированного запуска и ведения кампаний в рекламных сетях «Яндекса», «ВКонтакте», Facebook и Instagram;
  • глубокой аналитики продаж в режиме реального времени.

Также им будут доступны A/B-тесты, система автоматического мониторинга эффективности рекламных кампаний и аналитика работы каналов. Говоря проще, кинотеатры будут знать своих зрителей в лицо и предлагать релевантную им афишу фильмов.

«Радарио Маркетинг» дает кинотеатрам возможность гибко и эффективно работать с собственной аудиторией. В продукте заложена возможность взаимодействовать со зрителями на основе их интересов. Например, семейная аудитория сможет получить таргетированное сообщение о семейном контенте. Это важно, так как очень часто зрители просто не знают, что в данный момент демонстрируется в кинотеатрах. У участников рынка появляется уникальная возможность нарастить частоту посещения кинотеатров, что должно положительно сказаться на росте индустрии.

Николай Лункин, Директор по маркетингу «Рамблер/кассы»

У каждого свое кино

Как технологии будут возвращать зрителей в кинотеатры

И персонализация работает. Доля вернувшихся зрителей (то есть тех, кто купил билет в одно место больше одного раза) у пользователей «Радарио Маркетинг» из культурной отрасли в среднем увеличивается на 15%. Конечно, при условии активной работы со всеми инструментами платформы. Если применить эту формулу к кинорынку, можно спрогнозировать, что кинотеатрам Rambler Group реально увеличить свой бокс-офис примерно на 20 млн рублей в год.

Эта цифра может быть и еще выше при условии дальнейшего роста онлайн-продаж – сейчас их доля в кино-сегменте составляет всего 20%. Для сравнения, в популярных столичных театрах до 80% зала может продаваться в интернете.

«Рамблер/касса» прогнозирует, что к 2024 году онлайн-продажи вырастут до 50%, а больше электронных транзакций – больше данных. Следовательно, выше и процент тех, кого можно привлечь в кинотеатр снова, внедрив системы персонализированного маркетинга.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Как технологии будут возвращать зрителей в кинотеатры

С внедрением новых инструментов каждый зритель будет получать информацию только о тех событиях, которые ему действительно интересны: к примеру, человек, который любит смотреть остросюжетные фильмы, не пропустит новый триллер, а тот, кто чаще всего ходит на комедии, не будет получать информацию об арт-хаусной премьере. Также с помощью платформы и технологий машинного обучения кинотеатры смогут автоматически получать сегменты самой лояльной аудитории или узнавать причины, по которым люди перестают ходить в кино.

У россиян в принципе сложные отношения с рекомендациями: по данным «Фонда кино», всего 5% людей читают рецензии перед тем как пойти в кино, еще 3% обращают внимание на советы друзей и знакомых, а остальные выбирают фильм по краткому описанию, сюжету, жанру и актерскому составу.

Возможно, поэтому мы так часто слышим недовольные возгласы соседей по креслу, которые рассчитывали увидеть остросюжетный фильм, а попали на разговорную драму, просто прочитав название и имена актеров на постере.

Теперь же все вкусы покупателя будет запоминать система – какой он выбрал фильм, какого жанра, с каким возрастным рейтингом. На основании этих данных из всего массива премьер будут предложены именно те, которые максимально близки к имеющемуся портрету, и человек будет чаще видеть их рекламу в сети.

Назад в будущее

Как технологии будут возвращать зрителей в кинотеатры

Первые результаты этой работы можно будет увидеть уже в декабре, когда кинотеатры начнут пользоваться новым функционалом «Рамблер/кассы» по работе с данными.

Зрителям же, чтобы приблизить будущее, где ты смотришь только то, что тебе нравится, нужно просто чаще покупать билеты онлайн и не бояться делиться информацией о своих предпочтениях, тем более что все данные хранятся в обезличенном виде без привязки к контактам и конкретному профилю.

Как часто вы ходите в кино?
Не чаще одного раза в год
2-3 раза в год​
Больше 4 раз в год
55
11 комментариев

Вроде бы умная статья, много цифр, а толку мало.

Следите за руками:

Неужели я один помню, что средний возраст зрителей в кинотеатрах России снижается каждый год? Какой вывод? В кино ходит одна молодёжь.

Кто-нибудь помнит себя в 17-19 лет? К чьёму мнению прислушивается молодёжь?

На мой взгляд, к мнению своих ровесников, а не "предков".

Почему кинотеатры не используют систему лояльности типа "Приведи в кинотеатр друга - получи за это бесплатный билет в кино" ?

У нас в институте была пара студентов, которые не пропускали ни одного фильма. Вся группа спрашивала их мнение перед каждыми выходными о новом фильме. Дайте возможность таким киноманам получать бесплатные билеты за свои рекомендации, это же легко сделать технически? Выпустить всем известные "карты лояльности кинозрителей" !

Сам года 4 назад ездил в "Киноцентр Эльдара Рязанова", уговаривал директора киноцентра "попробовать" с моей платформой электронной коммерции для увеличения продаж билетов. Отказ.

Пока хозяева кинотеатров не поймут психологию своих зрителей - ничего не изменится с выручкой в условиях многолетнего кризиса в стране.

6
Ответить

Сложно с вами не согласиться в той части, что нужно изучать психологию и покупательское поведение, только вот без автоматизации это сложно.  Мало-помалу, но к этому приходят, как в сфере кинопроката, так и на всем культурно-развлекательном рынке. А вот что касается возраста посетителей кинотеатров, то он растет, судя по исследованиям 2018 года. 

Ответить

Я как обычный зритель скажу - если кино про «подумать» его лучше смотреть дома, Netflix перевернул отношение к потреблению фильмов/сериалов. Проще с друзьями посмотреть дома в комфорте, чем сидеть с жующими незнакомцами. Если кино про «Экшн» лучше развивать идею Imax. И для меня, как для обычного зрителя, это единственный жанр, который заставляет идти в кино. Я был вынужден идти на «Однажды в Голливуде» в кино и делать свою попу квадратной и сидеть слушать комментарии, отвлекающие меня от кино, только потому, что нет раннего доступа на сервисах. Когда он появится - кинотеатры меня не затащат.

3
Ответить

За скромной аналитикой куча рекламного барахла. Кто тот несчастный, который разрешит присылать рекламу на почту просто потому, что "этот фильм по вашему вкусу". Тут не биг дата нужно анализировать, а лояльность выстраивать!

И да, интересно, почему не указаны права под иллюстрациями?

2
Ответить

Персонализированный маркетинг и работа с данными аудитории и есть первый шаг к повышению лояльности аудитории. 

Ответить

"То есть в среднем американец ходит в кино 4 раза за год, а житель России только 1,4 –это значит, что у наших кинотеатров есть очевидная и большая зона роста."

Ну так себе прогнозы, может нужно учесть еще несколько показателей прежде чем делать такие выводы. Инфраструктуру, стоимость билетов от носительно дохода. Количество кинотеатроров на душу населения, их доступность расмазанность по стране итд. В рф норм кинотеатры только в крупных городах. В городах миллиониках живет только 30% населения всей страны. Остальные ~100 млн жителей не ходят в кинотеатр потому что его нет.

Может нужно кинотеатры строить что-бы поднять кол-во посещений, а не нести чушь про возврат с помощью персонализации.

1
Ответить

В прошлом году открыли 350 кинотеатров. Даже в моем родном городе, где 30 тыс. человек населения открыли, прямо во дворе рядом с моим домом. И люди ходят, все отлично! А вот в соседствующий кинотеатр не ходят, и тут вы правы, дело в инфраструктуре. Но не понятно, почему вы так отрицаете персонализацию. В других сферах же она работает? Почему в кино не будет? 

Ответить