Службы доставки для интернет-магазинов: результаты исследования клиентского опыта

«Лаборатория клиентских впечатлений» составила рейтинг популярных служб доставки заказов из интернет-магазинов по итогам оценки клиентского опыта (CX).

Мы уже рассказывали о своей методике исследования клиентского опыта на примере получения ипотеки в пяти российских банках — для его проведения даже пришлось купить квартиру. Сегодня поделимся опытом, как подключили восемь служб доставки к реальному интернет-магазину, чтобы провести CX-исследование, и какие выводы сделали.

Службы доставки тратят много денег на привлечение интернет-магазинов — участвуют в профильных конференциях и выставках, содержат целые департаменты прямых продаж и персональных менеджеров, но из-за проблем на этапе подключения и в начале работы часть магазинов не становится их постоянными клиентами. Так клиентский опыт напрямую влияет на финансовые показатели их бизнеса. Хорошая новость в том, что часть проблем решается более внимательным отношением к CX — а выявить эти проблемы способно наше исследование.

О методике исследования

Клиентский опыт, или CX (customer experience) — это впечатления, которые остаются у клиентов от взаимодействия с компанией. Впечатления трудно оценить по какой-то шкале, но делать это нужно — иначе не понять, как их улучшить. Мы придумали, как измерить CX, не прибегая к опросам после покупки и обобщённым оценкам на их основе. Результаты измерений чётко показывают, какие бизнес-процессы и в каком порядке нужно изменять, чтобы повысить лояльность клиентов.

Удобнее всего оценивать процесс, разложив его на этапы по карте пути клиента (CJM, или customer journey map). Выбирая службу доставки и работая с ней, интернет-магазин проходит такие этапы:

1. Предварительное изучение условий/тарифов.
2. Заключение договора:

2.1. Первый контакт.
2.2. Предоставление данных о компании и реквизитов.
2.3. Обмен подписанными документами.
3. Отправка заказа:
3.1. Оформление отправления.
3.2. Вызов и передача заказа курьеру.
3.3. Взаимодействие со службами доставки на этапе оформления, отправки и после отправки.

Каждый этап пути клиента мы оцениваем по одной или нескольким метрикам, выбранным в зависимости от специфики бизнеса. Для удобства расчётов мы используем шкалу с оценками 0, 25, 50, 75, 100. В этом исследовании использованы такие метрики:

  1. Простота взаимодействия — отсутствие лишних операций и потери времени клиентом. Если необходимы лишние действия, то оценка снижается.
  2. Скорость реакции — время реакции службы доставки на действия и запросы пользователя и его соответствие ожиданиям клиента.
  3. Прозрачность процесса — насколько клиент понимает, что и для чего он делает, какие и когда будут дальнейшие шаги, без необходимости много читать или обращаться к сотруднику службы поддержки.
  4. Персонализация — в какой мере служба доставки использует информацию о клиенте, которая уже известна или становится известна в процессе.

Определившись с критериями оценки, мы проходим путь клиента и анализируем процессы. Оценку каждого шага в рамках этапа считаем как среднее арифметическое из оценок его метрик. Оценка этапа в целом — среднее из оценок всех шагов.

Оценки по метрикам покажут слабые места бизнес-процессов, из-за которых клиенты «отваливаются», не дойдя до сделки, или не возвращаются к сотрудничеству в следующий раз.

Оценив каждый этап CJM в отдельности, определяем общую оценку бизнес-процессов с точки зрения клиентского опыта. Эту оценку, как и популярные индексы NPS/CSI, можно сравнивать с аналогичными процессами у конкурентов, другими продуктами компании, а также отслеживать её изменение во времени.

На основе оценок каждого этапа CJM можно составить список задач для улучшения клиентского опыта и расставить их в порядке приоритетности.

Результаты CX-исследования служб доставки

Итак, наш магазин отправляет по России около 30 заказов в месяц. Мы выбрали для анализа восемь популярных в Рунете логистических компаний с курьерской доставкой и сетью пунктов самовывоза:

1. Почта России
2. ПЭК: Easyway
3. Боксберри
4. IML
5. DPD
6. Пикпойнт
7. СДЭК
8. Гермес

Мы не включали в оценку условия работы с интернет-магазинами (сроки и стоимость доставки, технические интеграции, и т.д.), а исследовали только клиентский опыт взаимодействия магазинов и служб доставки на всех этапах CJM — от изучения условий до отправки заказов.

Этап первый. Предварительное изучение условий/тарифов

На первом шаге CJM мы оценивали процесс изучения условий только по одному критерию — простота, или отсутствие необходимости совершать лишние действия.

Хуже всех оказалась Почта России: в разделе «для интернет-магазинов и крупных отправителей» нет ни тарифов, ни условий сотрудничества. Единственный обнаруженный вариант узнать это до регистрации в сервисе — зайти в общую справку на сайте, найти в ней ссылку на форму онлайн-консультанта, задать там вопрос и узнать, что можно написать на почту отделу продаж. Условия нам прислали в виде множества отдельных презентаций, в которых пришлось долго и тщательно разбираться.

Зато сайт pochta.ru очень красивый!
Зато сайт pochta.ru очень красивый!

Лучше остальных, но тоже не идеально (на 75 баллов из 100), прошёл этот этап у Боксберри и DPD. Их плюсы:

  • на сайтах есть карта пунктов выдачи заказов с фильтрами по типу (постамат или павильон), способу оплаты, времени работы и допуслугам;
  • процесс подключения к сервису вполне понятен, доступны для скачивания тарифы и сроки доставки в ПВЗ и курьером;
  • до регистрации можно посмотреть договор оферты и другие условия сотрудничества;
  • есть справка и информация по интеграции модуля расчёта доставки с сайтом.

Минусы, которые повлияли на снижение оценки:

  • на сайте DPD тарифы (Online Express, SHOP и Online Max) размещены на разных страницах, поэтому приходится сравнивать, переключаясь между вкладками (а особенно неудобно это смотреть с мобильного).

​Даже скачав презентацию про тарифы для интернет-магазинов, быстро и просто найти сравнение тарифов по условиям, стоимости и дополнительным услугам, нельзя.
  • в подразделе «Подключение к Boxberry», оформленном как лендинг, вместо информации о стоимости доставки заказов по России — неработающий калькулятор, в котором предлагается посчитать стоимость из одного города в другой (обычно интернет-магазины интересует общий расклад по регионам страны); при этом скачать можно в соседнем подразделе, но ссылки на него на лендинге нет.
​Кроме того, в калькуляторе не указаны единицы измерения для веса отправления и его габаритов. 
​Кроме того, в калькуляторе не указаны единицы измерения для веса отправления и его габаритов. 

Четыре другие службы (ПЭК, IML, Пикпойнт, СДЭК, Гермес) получили только 50 баллов из 100 возможных. Их минусы:

  • у Гермеса нет общей таблицы со стоимостью доставки в разные города России, а в калькуляторе мы не смогли выбрать свой город (несмотря на то, что отправка из него возможна) — до регистрации в сервисе невозможно понять, приемлема ли стоимость услуг этой компании;
​Калькулятор доставки на сайте hermesrussia.ru
​Калькулятор доставки на сайте hermesrussia.ru
  • на сайте ПЭК нет актуальной карты ПВЗ — можно только скачать файл в экселе с их списком, который уже устарел;
  • у IML все тарифы и условия доставки разнесены по разным файлам — нужно скачать все и не сойти с ума в процессе изучения:
​Боксберри удалось объединить тарифы, сроки и территорию доставки в один удобный файл, а у IML на каждую сущность свой документ
​Боксберри удалось объединить тарифы, сроки и территорию доставки в один удобный файл, а у IML на каждую сущность свой документ
  • на сайте Пикпойнта раздел с условиями сотрудничества для интернет-магазинов удалось найти с третьей попытки — сначала проверили раздел «Услуги» (там информация для конечных клиентов), затем «Интернет-магазинам» (там нашёлся список всех магазинов, которые работают с Пикпойнтом). Успех ждал нас по клику на заголовок «Хотите стать партнёром?».
​Найти и удобно сравнить тарифы Пикпойнта не так-то просто.
  • раздел «Интернет-магазинам» на сайте СДЭК совершенно неудобен, но информацию об условиях работы при желании найти можно — например, тарифы на доставку находятся во вкладках «Услуга Посылка» и «Экономичная посылка», а на дополнительные услуги (примерку, информирование покупателей, возврат заказа и т.д.) — в файле под заголовком «Тарификация комплекса услуг для компаний дистанционной торговли).
Основную работу по подключению интернет-магазина обычно делает вручную менеджер СДЭКа — всё потому, что онлайн-сервис совершенно неудобен.
Основную работу по подключению интернет-магазина обычно делает вручную менеджер СДЭКа — всё потому, что онлайн-сервис совершенно неудобен.

По итогам этапа формируем таблицу факторов, влияющих на оценку компании:

​Это фрагмент списка факторов, которые влияют на повышение или снижение оценки компании по одной метрике (в этом примере — по простоте взаимодействия).
​Это фрагмент списка факторов, которые влияют на повышение или снижение оценки компании по одной метрике (в этом примере — по простоте взаимодействия).

Составленный список факторов, из-за которых оценка компании снижается, вполне может стать списком задач по улучшению клиентского опыта — осталось только расставить задачи в порядке приоритетности.

Расстановка сил по итогам изучения условий на сайтах служб доставки:

Почта России — 0/100
ПЭК, IML, Пикпойнт, СДЭК, Гермес — 50/100
Боксберри, DPD — 75/100

Дальше приводим результаты исследования без подробного разбора и оценок каждого шага. На втором и третьем этапах мы оценивали CX по четырём метрикам — простота взаимодействия, скорость реакции компании, прозрачность процесса, персонализация. Итоговая оценка этапа — среднее арифметическое использованных метрик.

Этап второй. Заключение договора

Несмотря на то, что предлагается одна и та же услуга доставки, начало сотрудничества в разных компаниях устроено совершенно по-разному.

Например, хуже остальных на этом этапе показал себя ПЭК:

  • подключение к сервису затянулось: спустя неделю после заполнения карточки клиента менеджер «предпродажной подготовки» удивился, почему его коллеги из другого отдела до сих пор не подключили нас; отправили заявку снова и ещё некоторое время ждали подключения;
Службы доставки для интернет-магазинов: результаты исследования клиентского опыта
  • в первом же письме менеджер прислал ссылку на шаблон договора, но в итоге был заключен другой договор;
  • первую заявку мы отправили в ПЭК 30 июля, а подписанный с их стороны договор получили только вчера, 15 октября.

У IML тоже есть проблема со скоростью подключения — у нас получилось заключить договор только после повторной отправки заявки, но даже после этого пришлось ещё раз обращаться к менеджеру, чтобы оформить первое отправление:

Службы доставки для интернет-магазинов: результаты исследования клиентского опыта

Почта России и Пикпойнт на этом этапе были чуть лучше, но без бюрократии тоже не обошлось:

  • в Пикпойнт нужно было прислать не просто сканы документов, а заверенные подписью директора и печатью, а подписанный договор мы получили через полтора месяца после подключения;
  • форма регистрации как отправителя в Почте России довольно сложная и требует указать даже СНИЛС!
  • только в уже подписанном бумажном договоре Почты России мы узнали, что нам «почему-то согласовали только одно из двух» выбранных отделений почтовой связи для сдачи посылок, причём то, которые мы добавили на всякий случай.

Гермес перед заключением договора запрашивает даже «Уведомление из налоговой или информационное письмо + заявление о переходе на упрощенную систему со штампом о принятии в налоговой». А между тем мы до сих пор не знаем, подходит ли нам эта компания по стоимости доставки.

Требуемое Гермесом уведомление из налоговой мы так и не отправили, но в компании это даже не заметили (что там проверяла Служба Безопасности?).
Требуемое Гермесом уведомление из налоговой мы так и не отправили, но в компании это даже не заметили (что там проверяла Служба Безопасности?).

У лидеров этого этапа — DPD и Боксберри — договор оферты без предоставления сканов учредительных документов, это облегчает процесс подключения. Сразу после регистрации в сервисе мы получили доступ в личный кабинет, готовый к работе.

Этап третий. Отправка заказа

И снова очередь Почты России быть в конце рейтинга:

  • отправка посылок происходит только по предоплате по счёту — об этом говорил менеджер по телефону, но мы упустили из виду — это затормозило отправление;
  • инструкции по работе с личным кабинетом нет, при этом сам кабинет и схема оформления заказа сложно устроены, поэтому здесь она действительно пригодилась бы;
  • чтобы внести изменения в заказ, нужно написать заявление, отсканировать его и отправить на почту поддержки.

Лучше всех — снова DPD: оформление заказа в личном кабинете прошло быстро и безболезненно, на все наши вопросы оперативно отвечал персональный менеджер или специалист техподдержки. Сложности возникли только тогда, когда понадобилось поменять данные получателя посылки.

У Боксберри и Пикпойнта схема внесения отправлений в систему схожая, но потребовалось обучение — как добавлять заказы, вызывать курьера, генерировать акты/реестры отправлений. Для этого есть подробные инструкции (у Боксберри — в видеоформате, у Пикпойнта — в огромной текстовой справке). На этом этапе у обеих компаний не виден предварительный расчёт стоимости, как у DPD, поэтому для уточнения приходится сверяться с файлом описания тарифа.

​В мониторинге заказов у Пикпойнта очень много неинформативных статусов — по скриншоту понятно, что за чем идёт, но в общей массе отправлений не разобраться, например, что значит статус «На кладовке у Логиста».
​В мониторинге заказов у Пикпойнта очень много неинформативных статусов — по скриншоту понятно, что за чем идёт, но в общей массе отправлений не разобраться, например, что значит статус «На кладовке у Логиста».

Как и Боксберри/Пикпойнт, Гермес и СДЭК дают возможность загрузить сразу несколько заказов в кабинет одним файлом в формате XLS/XML, но массовая загрузка работает некорректно, пришлось вносить заказы по одному.

СДЭК позволяет регистрировать отправления в системе даже через мобильное приложение, но оно не синхронизируется с личным кабинетом на сайте. С возникавшими вопросами, помимо менеджера в почте, мы обращались к онлайн-консультанту и в раздел «Обратная связь» в кабинете — в первом случае вопрос был передан в технический отдел, во втором — до сих пор ничего не произошло. Ответы на оба вопроса мы так и не получили.

У Гермеса в личном кабинете — путаница. В разных местах нашлись руководства по работе с сервисом разных лет (одно прислал менеджер на электронную почту, а второе нашлось в ЛК), разные шаблоны для загрузки отправлений файлом.

​Ошибки Гермес выдаёт на английском — при этом поля, которые нужно изменить, не подсвечиваются.
​Ошибки Гермес выдаёт на английском — при этом поля, которые нужно изменить, не подсвечиваются.

Также в первый раз непонятно, когда курьер приезжает за посылками (менеджер пояснил устно, что заказы, оформленные на забор до 16.00, заберут на следующий день, а после 16.00 – через день; по факту курьер опоздал за нашим заказом ещё на один день).

Рубрика «Странные требования»​
Рубрика «Странные требования»​

Итоговый рейтинг служб доставки

Итоговую оценку CX считаем как среднее по всем этапам CJM:

​Максимальная оценка на каждом этапе — 100
​Максимальная оценка на каждом этапе — 100

Конечно, клиентский опыт магазина при взаимодействии со службой доставки — только один из факторов, влияющих на выбор той или иной компании. Помимо стоимости доставки и условий сотрудничества, магазины также обращают внимание на впечатления своих клиентов от работы службы доставки — они влияют также и на общее впечатление покупателя об интернет-магазине и желание совершать в нём повторные заказы.

6565
52 комментария

А теперь со стороны покупателя. Мне кажется это важнее.

DPD, Боксберри - не было проблем.
СДЭК - каждый с*ка раз просирают дату и время доставки. Про время доставки у них не слышал ни один курьер. Ужасно бесят. Всегда привозят через 1-2 дня и не вовремя.
Гермес - не слышал ни разу.
Пикпоинт - просто точки выдачи, все удобно.
ПЭК - если недавлеко от дома, то неплохо. Таджики на складах выдачи по русски не особо говорят.
IML - не дозвонились и решили забить на мою посылку. Правда по звонку через месяц все же привезли бесплатно.
Почта россии - тянет на отдельный пост.

7

Валерий, чтобы объективно оценить ситуацию со стороны конечных клиентов, нужно делать выводы на основе большой выборки, потому что иначе у каждого клиента получится свой рейтинг.
У меня как у клиента никогда не было проблем с Боксберри, но в процессе подготовки статьи они умудрились накосячить два раза за три дня — один ПВЗ, в который должны были привезти заказ во вторник, внезапно в понедельник перестал работать с Боксберри, а я об этом узнал случайно, когда туда зашел спросить, в каком часу им обычно привозят заказы. Перезаказал на среду в другой пункт выдачи, так его привезли только сегодня без предупреждений.
Или, например, Достависта — если ей пользоваться раз в неделю, отличный сервис! А если каждый день отправлять по несколько заказов, можно сойти с ума (на больших объемах становятся видны косяки и магазинам, и клиентам). Тем не менее, Доставистой пользуются магазины, потому что альтернатив почти нет. 

Мы, конечно же, согласны, что такое исследование тоже нужно, но оно более трудоемкое, потому что нужно постараться сделать его максимально объективным. Поэтому пока его не сделали.

3

По сдэку редко бывают проблемы в последнее время.
Почта России по моим наблюдениям лучше стала работать, быстрее точно.

2

У DPD тоже проебы бывают регулярно.

1

А что я буду иметь если лайкнул? Ничего. Лайкнул за хорошие идеи для себя лично. Есть хорошие идеи - делись, тебя тоже лайкну, мне не жалко.

3

Неужели кто-то это сделал ...
По идее должны были делать отраслевые специалисты, но им некогда )

4

Интересное исследование. Но вот только не хватает основного этапа для интернет магазина. А именно регулярной доставки. Интересно было бы оценить сроки и стоимости доставок, % успешной доставки. Основные вопросы по регулярной работе - удобство интерфейса, работа клиентского сервиса, операционные вопросы. 
Но это уже следующие этапы. В любом случае отличное начало. 

3