Как внедрить стандарты так, чтобы никто не жаловался. Опыт бренда «Кухонный двор»

Причем сотрудники говорят просто «спасибо», а не «спасибо, выполнять мы их конечно не будем»

Как внедрить стандарты так, чтобы никто не жаловался. Опыт бренда «Кухонный двор»

Привет! На связи команда TEAMLY. Мы создаем платформу для совместной работы и управления знаниями. А ещё, берем интервью у экспертов, чтобы помочь другим бизнесам работать и управлять знаниями ещё эффективнее.

Сегодня мы пообщались с Марией Насоновой — руководителем отдела подбора и адаптации бренда «Кухонный двор». Мария поделится своим опытом: как удалось разработать и внедрить корпоративные стандарты, которые помогли сохранить команду в кризис. Передаем слово Марии.

А если вам интересно послушать больше классных экспертов в теме управления знаниями → смотрите доклады экспертов из СБЕРА, Шереметьево, НЛМК, КМ-Альянс и TEAMLY.

Зачем нужны были стандарты?

Мы производим кухонную мебель и продаем через сеть салонов по всей стране. Основной доход — это прибыль от продаж. Её приносят наши сотрудники. Поэтому для нас единые стандарты работы и обслуживания — не просто абстракция, а реальный must have.

Поэтому мы решили создать единые требования для каждого направления работы: подбора персонала, обучения новичков, работы с клиентами. Как инструмент для создания и внедрения такой системы использовали базу знаний. Что было дальше?

Взяли интервью у сотрудников, чтобы выработать стандарты

Первым делом мы выбрали направления, которые хотим привести к стандарту. Например, для менеджеров по продажам нужно было разработать правила общения с клиентами: от приветствия и презентации продукта до обработки возражений и заключения сделки. Так по каждому отделу, учитывая особенности задач.

Стандарты создавали рабочие группы, в которые входили представители HR-отдела, учебного центра и профильных департаментов. Но сами правила брали не из абстрактных методичек, а из реального опыта лучших сотрудников. Например, к разработке материалов для менеджеров по продажам привлекли руководителя салона, у которого лучшие показатели продаж и сотрудники всегда отлично выглядят. Она сформулировала и записала свои правила работы. А затем, мы обсудили эти мысли на встречах, и начали внедрять уже отшлифованный стандарт.

Как внедрить стандарты так, чтобы никто не жаловался. Опыт бренда «Кухонный двор»

Готовые материалы собрали в базу знаний: некоторые документы хранятся в электронном виде, а некоторые — на бумажном носителе. Например, у нас есть печатные пособия для менеджеров по продажам, мастеров по установке кухонь и управляющих салонами.

Сейчас в корпоративной базе собраны: правила работы с клиентами, описания продуктов, техники продаж, обучающие материалы, регламенты, правила дресс-кода и многое другое. И это не просто статичный архив — мы постоянно перерабатываем и улучшаем стандарты.

Как воплощали стандарты на практике: наставничество, обучение и онбординг

Мало только разработать стандарты. Чтобы они стали эффективным инструментом управления бизнесом, нужно методично и терпеливо их внедрять. Расскажу, как у нас устроена система обучения и адаптации новичков.

Адаптация новых сотрудников

Система адаптации внутри бренда «Кухонный двор» состоит из двух элементов: наставничество и обучение.

1. Наставничество. В каждом отделе есть опытный работник, который отвечает за новичков: передает технические знания и помогает адаптироваться в коллективе. Наставники создают благоприятный микроклимат в отделах. Начинающие специалисты могут обратиться к ним с любым вопросом — от распорядка дня до сложностей с текущей работой. Задача наставника — «влюбить» новичка в компанию, чтобы человек остался с нами надолго, реализовал свой потенциал и приносил пользу.

Совет! Многие думают, что система наставничества — это формальная часть корпоративной культуры. В реальности она может не работать, потому что сотрудники не захотят тратить время на новичков. Опыт нашего бренда доказывает обратное: главное — правильно мотивировать будущих наставников.

Как внедрить стандарты так, чтобы никто не жаловался. Опыт бренда «Кухонный двор»

Как построить эффективную систему наставничества:

  • Найдите подходящих людей. Обучать и передавать знания действительно могут не все — нужны определенные личные качества и заинтересованность в перспективах компании.
  • Сделайте наставничество престижным. Наделите специалистов, которые обучают новичков, особым статусом в коллективе. Например, у нас проходит конкурс для наставников, и руководство награждает лучших. Хорошо работают нематериальные бонусы: подарки в виде корпоративного мерча, статуса "Эксперт" и т.д.
  • Поощряйте наставников материально. У нас наставники в отделе продаж получают процент за сделки новичков. Этот способ мотивации важен, но не должен оставаться единственным.
  • Внедряйте тайм-менеджмент. Помогите наставникам выделить время на обучение новичков без ущерба для прочих задач. Возможно, потребуется пройти обучающие курсы или посмотреть вебинары.

Обучение

Система обучения реализована в различных ресурсах: база знаний, корпоративный портал, путеводитель для новичков, чаты в Телеграм, учебный центр. Наставник помогает новичку выстроить программу обучения и наладить коммуникацию с коллегами.

Как внедрить стандарты так, чтобы никто не жаловался. Опыт бренда «Кухонный двор»

Трудности внедрения: объясняли пользу и вводили видеомониторинг

Как показал опыт бренда «Кухонный двор», с внедрением корпоративных стандартов чаще всего возникает две сложности: сопротивление со стороны работников и отсутствие контроля. Мы нашли способы решить обе проблемы.

Проблема №1: сотрудники не соблюдают стандарты.

Решение: показать пользу. Сопротивление возникает из-за того, что люди не понимают, для чего нужны все эти правила. Поможет презентация стандартов: объясните, что они созданы, чтобы помочь сотрудникам развиваться. Расскажите, как именно правила помогут прокачивать скилы и зарабатывать больше.

Совет! Расскажите команде, что стандарты созданы на основе опыта успешных сотрудников, которые уже показывают высокие результаты и повышают свой доход.

Как внедрить стандарты так, чтобы никто не жаловался. Опыт бренда «Кухонный двор»

Проблема №2: отсутствует контроль за выполнением стандартов.

Решение: мониторинг. В наших салонах есть видеонаблюдение — так мы анализируем работу сотрудников, помогая улучшать взаимодействие с клиентом. Разбираем действия в конкретных ситуациях, находим слабые места и помогаем устранить недоработки.

Совет! Дайте команде понять, что контроль нужен не только руководству, но и коллективу. Основная цель — не наказывать или штрафовать, а помогать совершенствоваться.

Как понять, что корпоративные стандарты работают

После того как разработали и внедрили стандарты, нужно понять, насколько эффективной получилась система. Ведь правила ради правил никому не интересны — корпоративные стандарты должны приносить измеримые результаты.

Признаки эффективной системы стандартов:

Растут индивидуальные показатели

Сотрудники следуют стандартам и улучшают личные результаты: заключают больше сделок, проводят больше собеседований, обрабатывают больше звонков. В каждом отделе действует своя система показателей эффективности.

Увеличивается средний срок работы

Если корпоративные стандарты действительно помогают в работе, сотрудники остаются в компании надолго. Например, в «Кухонном дворе» 80% коллектива работают больше 5 лет.

Улучшаются общие коммерческие результаты.

После внедрения эффективной системы стандартов растет прибыль компании и средний чек.

Как стандарты спасают в кризис: реальный кейс

Четкие корпоративные стандарты помогли нам спасти команду и выстоять в кризис. Вот как это было.

Во время пандемии COVID-19, когда объявили самоизоляцию, все наши салоны были закрыты. В ковидные недели мы только и делали, что учились чему-нибудь каждый день: смотрели из дома вебинары, проходили курсы и общались в чатах. Это помогло занять людей и снизить уровень стресса. Когда сотрудники лишились части зарплаты, обучение стало одновременно инвестицией в будущее и знаком того, что компания их ценит. В итоге мы не потеряли ни одного сотрудника, никто не уволился.

Пройти путь от идеи до внедрения стандартов легче, если опираться на опыт экспертов, которые уже через это прошли.

⚡ Как эффективнее выстроить работу команды с помощью практик управления знаниями?

Мы собрали на конференции TEAMLY лучших экспертов из Шереметьево, СБЕРА, НЛМК и ассоциации КМ-Альянс, чтобы ответить на этот вопрос.

👉 Смотрите записи докладов, и вы узнаете много интересного: от того, как строить карьерные треки, мотивировать более 5000 человек пользоваться базой знаний или выстроить с её помощью сложную Enterprise-архитектуру.

3333
13 комментариев

Кому лень читать многа букв: спросите своих сотрудников-перфекционистов, что они там считают классным и заставьте всех делать то же самое

4

Как перфекционисты, заявляем: это отличный лайфак))

"Поощряйте наставников материально". Вот это вообще крутая тема на самом деле. Почему-то считается, что наставники должны хотеть работать исключительно бесплатно

1

Да, это всегда мотивирует хорошо) Но, на наш взгляд, только деньги не сделают из человека хорошего наставника. Все равно должна быть ещё нематериальная мотивация, иначе люди будут учить новичков, конечно. Но формально.

У вас фотка на обложке очень теплая, прямо сериал "Офис" напоминает)

1

Спасибо!